Рекомендации для сохранения осанки младших школьников (для родителей)
статья по зож на тему

Кравцов Андрей Андреевич

Полезные советы для родителей по сохранению и прививанию навыка правильной осанки младшим школьникам и организации рабочего места дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полезные советы для родителей

*Введение.

*Почему осанка начинает формироваться не правильно.

*Как правильно подобрать рабочее место для ребенка.

*Как привить рефлекс для правильной рабочей позы.

*Разгрузка позвоночника в домашних условиях.

Введение.

Неправильная осанка чаще всего развивается у детей, не занимающихся систематически физкультурой и спортом, и при неравномерной нагрузке на мышечную систему. Неправильно подобранный рюкзак или ношение его на одном плече, сон на мягкой кровати, слишком высокая или низкая подушка, либо преждевременное обучение ходьбе в раннем возрасте, когда мышцы, поддерживающие позвоночник, еще не готовы к этой функции в полной мере – все это причины неправильной осанки.

С приходом ребенка в школу резко меняется его двигательный режим – много времени приходится проводить за партой, т.е. в статическом напряжении. Тем более, после школы сильно расслабиться тоже не получается – необходимо делать уроки, а это та же самая статическая нагрузка на позвоночник. И как следствие таких статических перегрузок – гипертонус мышц поддерживающих позвоночник, их ослабление, и в итоге - нарушение осанки.

Сегодня мы поговорим о ряде мер, для избежания такой неприятности, как нарушение осанки у детей.

Как правильно подобрать рабочее место для ребенка.

Начнем с того каким же должно быть рабочее место для ребенка, как его подобрать и настроить чтобы нагрузки были правильными и минимально вредными.

Начнем с того что и стол и стул должны регулироваться по высоте. Во-первых, так можно будет на месте отрегулировать мебель под ребенка. А во–вторых, сэкономит приличную сумму денег, так как не придется покупать мебель в связи с неизбежным ростом ребенка.

Итак, стул. Конструкция стула должна быть простой и, самое главное, устойчивой. Спинка должна доходить до середины лопаток или выше и поддерживать поясничный отдел, чтобы поддерживать позвоночник в полном объеме, и соответственно регулироваться по высоте. Подгоняя стул по высоте под ребенка нужно учесть два основных параметра: ступни должны стоять на опоре (кстати, это не обязательно пол, может быть и скамеечка, подставленная под ноги), а угол между голенью и бедром должен быть прямым, то есть 90 градусов. И еще, сиденье стула не должно быть глубже бедра, то есть его край не должен упираться в подколенную чашечку. И вообще, чем проще стул, тем меньше он отвлекает ребенка и дает ему почву для баловства на нем, поэтому категорически не рекомендую крутящиеся стулья, стулья на колесах и с подлокотниками – всё это лишнее.

Теперь про стол. Высота стола определяется таким образом, чтобы ребенок, сидящий на уже отрегулированном стуле, не наклонялся вперед и не тянулся вверх, а его локти лежали на столе. Желательно учесть возможность работы за столом и стоя. Для младших школьников в период формирования осанки важное место имеет наклон столешницы в 15-30 градусов. Размер столешницы нужно определять исходя из потребностей. Ненужно брать огромный стол, чтобы приходилось тянуться из угла в угол за учебником или тетрадью, но и слишком маленький тоже брать не стоит. Размер должен быть достаточным, чтобы свободно разложить на нем все необходимые учебники и тетради.

Вот такие нехитрые правила нужно учесть при оборудовании рабочего места для вашего ребенка. Теперь рассмотрим следующий момент, как же привить рефлекс для правильной рабочей позы.

Как привить рефлекс для правильной рабочей позы.

Воспитание правильной рабочей позы должно быть систематическим и настойчивым. Проводить его следует с детьми всех возрастов. Именно поэтому необходимо уделять этому время, как и во время обучения в школе, так и родителям дома.

Итак, правила ПРАВИЛЬНОЙ рабочей позы:

  1. Ступни упираются в пол или на опору, но обязательно всей поверхностью.
  2. Все суставы симметричны: равномерная опора на обе половины таза, плечи на одном уровне.
  3. Угол между голенью и бедром должен составлять 90 градусов.
  4. Предплечья свободно лежат перед собой на столе.
  5. Голова немного наклонена вперед.
  6. Ребенок не должен упираться грудью в столешницу, но и далеко от нее сидеть тоже не должен.
  7. При письме правой рукой, левый угол тетради должен быть направлен к середине груди.

Вернемся теперь к вопросу как же привить правильную рабочую позу? Ну, тут есть несколько вариантов. Для начала, конечно же, ребенка нужно этой самой позе научить, т.е. показать на собственном примере. А для прививания, как говорилось ранее, подход должен быть настойчивым и систематическим. Тренировку позы нужно проводить и в школе и дома. Мои рекомендации и для учителей и для родителей одинаковые: напоминать детям о правильной рабочей позе почаще,  как просто словами и объяснением, так и незамысловатой игрой.

Учитель во время урока сам находится за столом, и в какой-то момент спрашивает у детей: «А так ли я сижу?», - и дети тут же начнут корректировать положение учителя. Затем можно применить тоже самое на ком-то из учеников, дети поправят и его, и сами начнут следить за своей осанкой, чтобы показать пример.

Родители так же дома могут сыграть в эту игру с ребенком. Еще раз повторюсь, в этом деле необходима настойчивость и системность, но это не значит, что сутра и до вечера нужно вбивать ребенку правильность рабочей позы, во всем должна быть мера. Увидели, что ребенок сидит неправильно – поправили, возникнет вопрос «зачем это нужно?» - объясните. Пока не придет осознание «для чего это», качественного результата не будет.

Разгрузка позвоночника в домашних условиях.

Все вы наверняка замечали, дорогие Родители такую ситуацию. Ребенок садится делать уроки, а усидеть на месте никак не может. И ногу под себя подвернет, и боком сядет, в общем, что только не придумает. Мы начинает ругаться, усаживаем его обратно и т.д. А ведь происходит это не только потому, что это маленький ребенок и ему оооочень хочется двигаться, скажу больше – задача у него такая – двигаться как можно больше. Происходит это потому что ребенок сам того не осознавая хочет снять статическое напряжение, которое создалось в его мышцах за все то время сидения за столом. И вот чтобы не заставлять мучиться ребенка и нервничать родителей, я предлагаю несколько упражнений, на которые стоит прерываться во время выполнения работы за столом.

Комплекс упражнений для младших школьников (рекомендуется выполнять во время проветривания):

Сразу оговорюсь, во всех упражнениях вдох выполняется носом, выдох выполняется ртом.

Дыхательное упражнение

Сидя, спина ровная, руки на коленях. Поднимаем голову вверх – вдох; опускаем вниз на грудь – выдох. Повторить 8 раз.

 «Непослушные плечи» - для улучшения кровообращения в шейном отделе и плечевом поясе. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Одно плечо поднимается вверх, а голова наклоном как бы опускает его обратно. Так же и с другим плечом. Затем плечо опускаем вниз подбородком, левое, затем правое. Повторить по 4 раза.

Упражнение на растяжение и расслабление мышц спины.

Выполняется стоя. Ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаем руки вверх, тянемся к потолку и поднимаемся на носочки. Максимально растягивает спину. Вдох. Опускаемся на всю стопу, опускаем руки, чуть наклоняемся вперед и выгибаем спину. Выдох. Повторить 8 раз.

Руки за головой, повороты.

Ноги на ширине плеч, руки за головой, спина ровная, лопатки сведены. Повороты влево - вправо в одной плоскости вокруг оси позвоночника. По 4 повторения в каждую сторону.

«Поймай колено»

Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Вдох, поднять колено, обнять его руками и подтянуть к груди – выдох. То же с другой ногой. По 8 повторений для каждой ноги.

«Замочек за спиной»

Стоя, спина прямая, ноги на ширине плеч, руки опущены. Одна рука за голову, другая за спину. Поймать руки за спиной и зацепить в «замок». 1 раз с каждой стороны.

Есть еще один прием разгрузки позвоночника в домашних условиях, и он не менее эффективен, чем приведенный выше комплекс. Это коленно-локтевое положение у стола. Применяется оно при длительных занятиях за столом через определенные промежутки времени. Стул ставится вплотную к столу, но боком (спинкой в сторону). Ребенок встает коленями на стул, а локтями на стол, на столе должно быть достаточно места (расстояние по высоте между стулом и столом должно соответствовать длине бедра ребенка). Спинка стула не дает тазу заваливаться в сторону, но ее необходимо разворачивать при повторении упражнения: то слева, то справа. В момент выполнения локти оказываются под туловищем ребенка, спина полностью расслаблена и как бы «провисает», дыхание глубокое, размеренное. В таком положении так же достаточно находиться 2-3 минуты.

Заключение

Вот и все чем я хотел сегодня с вами поделиться. Надеюсь, информация окажется полезной и будет принята к сведению, как педагогами, так и родителями. Ведь мы делаем общее дело и только сообща сможем добиться качественного результата!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВЛИЯНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Научно-исследовательская работа "Влияние школьного портфеля на осанку младших школьников"

Научно-исследовательская работа выполнена в рамках программы по внеурочной деятельности "Я - исследователь". Работа была представлена на районный конкурс научно-исследовательских работ "Я познаю мир",...

Доклад на тему "Влияние специальных физических упражнений на корекцию осанки младших школьников"

Доклад подготовлен для учителей начальных классов для коррекции осанки младших школьников, так как проблема, связанная с формированием правильной осанки, особенно в детском возрасте, актуальна во всем...

Рекомендации родителям по сохранению здоровья младших школьников

Рекомендации родителям по сохранению здоровья младших школьников...

«Выявление наиболее оптимальных форм и методов по сохранению осанки младших школьников»

Цель исследования - выявление наиболее оптимальных форм и методов по сохранению осанки младших школьников. Задачи исследования: 1) Изучить состояние позвоночника у младших школьников 2) Выявить ...