Рабочая программа внеурочной деятельности "Царица наук"
рабочая программа (2 класс) на тему

Ельчанинова Елена Ивановна

Программа «Царица наук» относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsaritsa_nauk.doc64 КБ
Microsoft Office document icon ktp_tsaritsa_nauk.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Царица наук» относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС и направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:

«…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….

Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.

Обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. »  (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).

Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях кружка в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.

 

  Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии.  Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Совместно с родителями разрабатываются сборники числового материала.

Мышление младших школьников в основном конкретное, образное, поэтому на занятиях применение наглядности - обязательное условие. В зависимости от особенностей упражнений в качестве наглядности применяются рисунки, чертежи, краткие условия задач, записи терминов-понятий.

Участие детей во внеурочной работе способствует воспитанию их общественной активности, которая выражается в организации и проведении экскурсий, в организации и оформлении математической газеты или уголка в газете, в создании математического уголка в классе, участие в конкурсах, викторинах и олимпиадах. Внеурочная работа оказывает серьёзное влияние на повышение интереса к математике.

При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении русского языка, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира, труда и т.д.

В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково–исследовательской работы.

Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках, физиках России и Европы формирует устойчивый интерес к математике.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Цель и задачи программы:

Цель:

-развивать математический образ мышления

Задачи:

-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

-расширять математические знания в области многозначных чисел;

содействовать умелому использованию символики;

-учить правильно применять математическую терминологию;

-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Основные методы:

1.Словесный метод:

  • Рассказ (специфика деятельности учёных математиков, физиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников);
  • словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

2.Метод наглядности:

  • наглядные пособия и иллюстрации.

3.Практический метод:

  • тренировочные упражнения;
  • практические работы.

4.Объяснительно-иллюстративный:

  • сообщение готовой информации.

5.Частично-поисковый метод:

  • выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.

Ценностными ориентирами содержания данного являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

– освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Описание места курса в учебном плане

Согласно плану внеурочной деятельности МКОУ Бутурлиновская ООШ № 7 на курс внеурочной деятельности «Царица наук» отводится 17 часов. 1 час в неделю в первом полугодии.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.

Метапредметные результаты:

Универсальные учебные действия: 

  • Сравнивать  разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
  • Анализировать правила игры.
  • Действовать в соответствии с заданными правилами.
  • Включаться в групповую работу.
  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
  • Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате реализации дополнительной образовательной программы дети должны:

- научиться легко решать занимательные задачи, ребусы, загадки, задачи повышенной     трудности;

- решать логические упражнения;

- участвовать в классных, школьных и городских викторинах, олимпиадах;

- уметь общаться с людьми;

- вести исследовательские записи,

- систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы и обосновывать свои мысли,

-уметь составлять ребусы и загадки, математическую газету, вести поисковую и исследовательскую работу.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Список литературы

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
5.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
6.Шклярова Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
7.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
8.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
9.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания;

- выпуск математической газеты

- Викторина. «Турнир смекалистых».

- Проект  «Коллективная работа по организации классной выставки» (лучшие загадки, ребусы, задачи повышенной трудности, задачи составленные детьми взятые из жизни).

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

 Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

п/п

Тема урока

Универсальные учебные действия

Формы контроля

Количество часов

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

  • Регулятивные:  определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве

текущий

1

03.09.15.

2

Занимательная математика в доме и квартире.

  • Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы; учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Личностные: опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить

текущий

1

10.09.15.

3

Из истории чисел и цифр

  • Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве

текущий

1

17.09.15.

4

Удивительное рядом или старинные меры длины.

  • Регулятивные:  определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры

Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Личностные: опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить

текущий

1

24.09.15.

5

Занимательная геометрия.

  • Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы; учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Личностные: опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить

текущий

1

01.10.15.

6

Занимательные задачи.

  • Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве

текущий

1

08.10.15.

7-8

Упражнения на проверку знания нумерации

  • Регулятивные:  определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;

Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

Личностные: опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить

текущий

2

15.10.15.

22.10.15.

9

Геометрические фигуры. Их виды.

  • Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы; учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса

Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Личностные: опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить

текущий

1

29.10.15.

10

Задачи – смекалки. Задачи-шутки.

  • Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве

текущий

1

12.11.15.

11-12

Занимательные квадраты.

  • Регулятивные:  определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

Личностные: опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить

текущий

2

19.11.15.

26.11.15.

13

Математические фокусы

  • Регулятивные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы; учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

Познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя

Коммуникативные: совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве

текущий

1

03.12.15.

14

Задачи в стихах.

  • Регулятивные:  определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса

Коммуникативные: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве

текущий

1

10.12.15.

15-16

Логические математические задачки-шутки

  • Регулятивные: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве

текущий

2

17.12.15.

24.12.15.

17

Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы наук»

итоговый

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".

Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливых наук "

Программа курса «Школа вежливых наук» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении поможет ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Старт в науку"

Программа общеинтеллектуального направления и  реализуется в различных предметных областях: 1 класс-«Ботаника», 2 класс-«История», 3 класс – «Физика», 4 ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука вежливых наук»

   Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в соц...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» (клуб) 1- 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Азбука пешеходных наук» 1, 2 классы.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного ...