Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".
рабочая программа (3 класс) на тему

Макаренко Таисия Сергеевна

Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисного учебного плана и лицейского положения о рабочих программах по внеурочной деятельности и является продолжением урочной деятельности.        

         Программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_22pervye_shagi_v_nauku22_makarenko.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение г.Москвы

лицей ?1367

  1. РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по проектно-исследовательской деятельности

«Первые шаги в науку»

по научно-познавательному направлению.

Срок реализации – 1 год.

Возраст учащихся – 9 - 11 лет (4 класс).

Составитель — Макаренко Т.С., учитель начальных классов 2 категории.

2014 год

I Пояснительная записка

          Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисного учебного плана и лицейского положения о рабочих программах по внеурочной деятельности и является продолжением урочной деятельности.        

         Программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.         

                Новые образовательные стандарты предполагают формирование у учащихся общеучебных умений и навыков (универсальных учебных действий). Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен видеть проблему, ставить цель с задачами, строить план по решению проблемы и достижению цели, уметь контролировать процесс своей работы и оценивать результат деятельности. Только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

                    Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной / исследовательской деятельности, как в урочной так во внеурочной деятельности.

             Исследовательская деятельность позволяет научить работать с информацией (анализировать ее, сравнивать, выделять главное и второстепенное систематизировать и т.д.)   строить план действий и его выполнять, работать самостоятельно, развить интерес к учебе, формирует коммуникативные навыки взаимодействия со сверстниками и с взрослыми.  Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

              Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.         Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

              Проектная деятельность вызывает огромный интерес и потребность у учащихся и их родителей. Учебный курс предполагает взаимодействие лицея с семьей учащихся позволяя организовать совместную работу, с детскими досуговыми и образовательными центрами, библиотекой, различными организациями позволяющими получить информацию или дополнительный материал необходимый для своей работы.

               Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Курс закладывает базу знаний и умений для проведения исследовательских и экспериментальных работ в старшем звене лицея, колледжах, техникумах и университетах.

      Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:

  • мыслительные навыки  - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.

  • исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.

  • коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или  принимать точку зрения и советы других.

  • социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;

            Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного подхода, а метод проектно-исследовательской деятельности определен как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Программа начального образования «Перспектива» включает проектную деятельность в содержание различных предметов предусматривая выполнения проектных работ, а так же формирует исследовательские навыки, но мало затрагивает теоретические аспекты проектов и исследований.

      Деятельность обучающихся в рамках реализации данного курса направлена на повышение компетенций обучающихся, развитие творческих способностей, но и на создание продукта, имеющего социальную значимость для ученика и других людей.

        В рамках курса обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

                Данный курс является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.

      Особую значимость данный курс имеет для мотивированных детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск  в разных областях знаний, тем самым предоставляя ученикам широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

                Курс позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

           Программа предполагает реализацию принципов:

  • Интегративный  подход  в изучении  какого-либо  предмета,  действия   или  явления;
  • Системность  в  изучении  основ  проектной  деятельности и  ее организации;
  • Непрерывность, углубление  и  расширение  от  темы к теме  основ  проектно-  исследовательской  деятельности;
  •  Взаимосвязь  внеурочной  деятельности  школьников  с  урочной;
  • Принципы  научности и доступности,  при  которых   учитывается  возраст  учеников;
  • Принципы добровольности, субъектности, партнерства, творчества, результативности и успеха;
  •  Деятельностный и личностный подходы.

                 При обучении  используется  работа детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. По характеру познавательной деятельности используются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый методы; по источнику получения знаний – наглядный, словесный, практический методы.

Значимость и целесообразность курса.

    Проектно-исследовательскую технологию можно применять как при обучении так и при при воспитании и формировании личности. Проектно-исследовательская технология позволяет стимулировать интерес учащихся к проблемам (отсутствию знаний), решение которых предполагает приобретение новых знаний и практическое применение уже имеющихся или приобретенных в ходе проектно-исследовательской работы. Проектно-исследовательская технология позволяет соединить теоретические знания с практическим опытом их применения. Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе.  Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.

            Цель курса:  приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих развитию  исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.

            Задачи курса:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  •  формировать у учащихся способности к организации исследовательской деятельности (обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований, развивать навыки исследовательского поиска);
  • стимулировать интерес младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
  •  формировать коммуникативные компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
  • формировать позитивную самооценку и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
  • развивать психофизиологические способности ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.

    Отличительной особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Базовые, теоретические идеи и ключевые понятия программы.

В современной литературе по педагогике и педагогической психологии довольно часто приходится сталкиваться с тем, что понятия "проектное обучение" и "исследовательское обучение", "метод проектов" и "исследовательские методы обучения" строго не определяются, четко не дифференцируются. Поэтому  назовем их сходства и различия.
Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации". Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. По мнению Савенкова А.И., принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким образом, исследование - бескорыстный поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Во-вторых,
цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

В-третьих, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-четвертых, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:
• Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
• Подготовка и защита презентации;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:
• Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
• Постановка цели и конкретных задач исследования.
• Определение объекта и предмета исследования.
• Выбор метода (методики) проведения исследования.
• Описание процесса исследования.
• Обсуждение результатов исследования.
• Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В-пятых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов. Исследование - это бескорыстный поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь зачастую не знает, что принесет ему сделанное в ходе исследований его открытие.
Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.
В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками, не должна ограничиваться рамками смелых гипотез. Исследовательская деятельность более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

 Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС  определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Результат проектной деятельности («выходы», «продукты») – личностно или общественно значимый продукт: изделие (альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, костюм, макет, модель, плакат, серия иллюстраций, сказка, справочник, стенгазета, сувенир-поделка, сценарий праздника, учебное пособие, фотоальбом), информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

        Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта.

        Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

      Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

       Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Этапы реализации программы:

1-й этап — аналитический или подготовительный.

Он включает в себя следующие направления работы:

  • изучение и переосмысление документов и литературы по реализации проектно-исследовательской работы в начальной школе;
  • анализ рабочих программ по проектно-исследовательской деятельности в начальной школе;
  • составление рабочей программы по проектно-исследовательской деятельности в начальной школе;
  • внесение дополнений  в программы по самообразованию с целью изучения документов по реализации проектно-исследовательской деятельности.

2-й этап - преобразующий.

Он включает в себя следующие направления работы:

  • проведение и анализ занятий по курсу с учетом требований программы;
  • проведение групповых и индивидуальных консультаций по вопросам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • поиск, изучение и внедрение новых форм, методов развития проектно-исследовательских навыков;
  • поиск, изучение и внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий.

3-й этап — обобщающий.

Он включает в себя следующие направления работы:

  • разработка, проведение мониторинга по освоению учащимися курса по проектно-исследовательской деятельности;
  • обобщение опыта работы по успешной реализации курса по проектно-исследовательской деятельности;
  •  анализ эффективности курса по проектно-исследовательской деятельности.

Режим занятий

                Общее количество занятий  в год — 68., в месяц — 8 и в неделю — 2 занятия. Курс состоит из 33,5 аудиторных и 34,5 внеаудиторных занятий. Аудиторные занятия будут  проходить в виде диспутов, игр, тренингов и т.д. Внеаудиторные занятия будут осуществляться на пришкольном участке, в кабинетах химии, физики и биологии, районной библиотеке, парках, музеях и кинотеатрах Москвы. Длительность аудиторного занятия 45 минут. Продолжительность внеаудиторного занятия будет колебаться от 45 до 90 минут.  

        Особенности возрастной группы

        Для участия в проектно-исследовательской деятельности необходимо не только желание, но и особая готовность. «Зрелость» заключается в:

  • наличии коммуникативных умений (умение задавать вопросы, выражать свою точку зрения, договариваться с другими участниками проекта);
  • наличии развитых гибкости, вариативности и самостоятельности мышления.

             Лучше если учащиеся уже будут знакомы с элементами исследовательской деятельности в рамках обучения по основным предметам, но отсутствие данных знаний и навыков не помешают обучению т. к. курс предполагает знакомство с особенностями проектно-исследовательской деятельности и развитие необходимых навыков. Исходя из выше сказанного курс расчитан на  учащихся 4 классов в возрасте 9-11 лет.

              Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
             
Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. В ходе систематического обучения, направленного на усвоение научных знаний, происходит развитие словесно-логического, понятийного мышления, что ведет к перестройке и всех других познавательных процессов: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие думающим». Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ, внутренний план действий.

               
В этот период качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения. Происходящая в этом возрасте «утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствоваться сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами и способами поведения.
               
На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинают прииобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.

Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

- рефлексия, анализ, внутренний план действий;

- развитие нового познавательного отношения к действительности;

- ориентация на группу сверстников.

         
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным для:

- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;

- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

- усвоения социальных норм, нравственного развития;

- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.

           
Младший школьный возраст— это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.

             Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, детали производят на него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. Дети с удовольствием рассказывают об увиденном, упоминая много подробностей, мало-понятных постороннему, но очень, видимо, значительных для них самих.
           В то же время в младшем школьном возрасте стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину заметно не проявляется. Младшего школьника затрудняет выделение существенного, главного. Например, пересказывая тексты или отвечая на вопросы по ним, учащиеся нередко почти дословно повторяют отдельные фразы, абзацы.

            Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.

Исходя из выше сказанного получается, что данный возраст идеально подходит для организации проектно-экспериментальной деятельности.

  • Набор учащихся осуществляется на добровольной основе без вступительных испытаний по заявлению родителей или законных представителей.
  • Особенности численного состава группы учащихся
  •    Для осуществления индивидуального подхода и личностно-ориентированного обучения, для проведения игровых тренингов и экспериментов численность группы не должна превышать 15 человек.

                 Прогнозируемые результаты обучения

1 уровень результатов — приобретение школьниками знаний необходимых для проведения проектно-исследовательской деятельности. Контролировать приобретение знаний можно с помощью опросов, мини-тестов, наблюдений за учащимися.

2 уровень результатов — получение школьниками опыта организации проектно-исследовательской работы, переживания и позитивного отношения к результату своей и чужой работы.

3 уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного создания проектно-исследовательской работы и участие с ней в конференции или конкурсе.

                Ожидаемые результаты формирования УУД в ходе обучения

           Личностные универсальные учебные действия

  • Будет формироваться учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Проявлять интерес к культуре, истории, природе своего народа, родной страны;
  • Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;
  • Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
  • Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
  • Мотивация к обучению, саморазвитию;
  • Ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • Способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • Выражать готовность  в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявлять  в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимание, помощь и др.
  • Воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращённую к учащемуся;
  • Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • Умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;

Метапредметные умения:

  • Регулятивные умения:
  • Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  •  Корректировать  деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;
  • Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»). Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Анализировать собственную работу: соотносить план и совершённые операции, выделять этапы и оценивать меру усвоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;
  • Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»)

Познавательные универсальные учебные действия:

  •  Различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);
  • Выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
  • Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;
  •  Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  •  Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
  • Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
  • Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.
  • Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,  составлять план простого эксперимента;
  • Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
  • Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
  • Моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учётом их специфики (природный, математический, художественный и др.);
  • Исследовать собственные нестандартные способы решения;
  • Преобразовывать  объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные универсальные действия:

  • Воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения;
  • Выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;
  • Анализировать и исправлять  деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;
  • Составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
  • Оформлять письменное высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
  • Описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
  • Характеризовать качества, признаки объекта, относящиеся его к определённому классу (виду);
  • Характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации), приводить доказательства истинности проведённой классификации;
  • Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;
  • Составлять небольшие устные и письменные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
  • Писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности;
  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • методы исследования;
  • правила оформления списка использованной литературы;
  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • ставить цель и задачи исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими источниками информации;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • проводить опыты и эксперименты под руководством взрослого человека;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

  • продемонстрируют проектно-исследовательские работы на мини- конференциях лицея 100%;
  • включатся в конкурсную защиту проектно-исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся  начальных классов регионального и всероссийского уровня не менее 20%;
  • создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» с памятками и алгоритмами действий при организации работы и «Папки проектов» для фиксирования собираемой информации;

Система отслеживания результатов обучения

Для проверки усвоения теоретического материала могут проводится опросы и мини-тесты по теме.  Для контроля практических навыков приобретенных в ходе курса можно использовать:

  • мини-конференции после каждого этапа реализации проекта;
  • участие в итоговой конференции;
  • участие в лицейской конференции;
  • участие в конференциях, выставках и конкурсах районного, окружного, регионального и всероссийского уровня.

Структура занятий.

Занятия состоят из нескольких рубрик:

  •  «Включаем светофор мысли». Рубрика по развитию мыслительных операций: памяти, внимания, аналитико-синтетического мышления, творческого воображения.
  • «Вопрошайка». Рубрика направлена на развитие умения спрашивать, видеть проблему, не бояться задавать вопросы по ней, формулировать вопросы. В группах участники друг другу задают по одному вопросу, а для участников других групп по 3 вопроса по теме предыдущего занятия.
  • «Мы следопыты» и «Научные тропинки» направлены на формирование исследовательских умений. Задачи рубрик включают в себя развитие навыков необходимых для организации проектно-исследовательской работы. «Мы следопыты» - это коллективное изучение теории нового материала в занимательной и групповой форме. «Научные тропинки» - это игровые тренировочные упражнения и задания на формирование исследовательских умений изучаемых на данном занятии.
  • «Добрые советы». Рубрика по составлению алгоритмов и памяток действий для папки исследователя.
  • «Играем в ученых». Рубрика по практике проектно-исследовательской работы. Ее задачи формирование — это формирование у учащихся представлений об исследовательской и проектной работе, как об одном из ведущих способов открытий новых знаний, проводить самостоятельную исследовательскую работу.  
  • «Рефлексия» . Рубрика учит проводить анализ и рефлексию своей деятельности для формулирования выводов: «что знал, а что узнал», «что получилось, а что нет и почему», «что понравилось и было интересно, а что нет», «что еще хочу узнать или чему научиться по данной теме» и т.д.

Тематическое планирование

ТемаКол-во

теар.ч.Кол-во

практ.ч.Кол-во

аудит.чКол-во

внеауд.ч Основные понятия темы.Планируемые результаты1 Раздел «Введение в проектно-исследовательскую деятельность».1Что такое проектно-исследовательская деятельность? Разница между проектом и исследованием. Научные исследования и наша жизь.0,50,51-Что такое исследование и кто такие исследователи? Что можно исследовать?Знать исследовательские способности, пути их развития.

Уметь находить значимые личностные качества исследователя.2Этапы работы над проектом и над исследованием.0,50,51-Этапы работы на проектом.Этапы работы над проектом.3Какими могут быть проекты?0,50,51-Типы и виды проектов.Знать типы и виды проектов.4Учимся задавать вопросы. Что мне интересно? -11-Хобби. Сообщение «Мне интересно...»5,6Наблюдение как способ выявления проблем.0,51,50,51,5Понятия «проблема исследования», «наблюдательность»Умение видеть проблемы.2 Раздел «Формирование умений и навыков необходимых для проектно-исследовательской деятельности».7,8Как выбрать тему    исследования?   Памятка «Как выбрать тему».0,51,511Понятие «тема исследования». Знать, что такое тема исследования.

Составление «Банка идей».

Составление памятки «Как выбрать тему».9Предмет, объект исследования. 0,50,51-Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования.

Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.10.11.14Учимся выдвигать гипотезы.

 0,51,511Понятия: гипотеза, провокационная идея.

Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы.12,13Цели и задачи исследования. Тренируемся  ставить цели и задачи.0,51,511Что такое цель и задачи исследования? Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: - ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование?

- что такое цель и задача исследования.

Уметь: ставить цели и задачи исследования.14,15Планирование работы. Учимся составлять план работы над проектом.

-22-Что такое план работы и планирование? Основные пункты плана работы над проектом.Знать : - что такое план работы над проектом;

- основные пункты плана работы на проектом.

Уметь составлять план работы над проектом.16Знакомство с методами исследования.

0,50,51-Метод исследования как путь решения задач исследователя. Основные доступными детям методы исследования:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги о том, что исследуешь;  спросить у других людей;  познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.Знать:- основные методы  исследования.

17-18 Социологический опрос и анкетирование как методы исследования. Проведение опроса и анкетирования.0,51,511Работа с понятиями социологический опрос, анкета и анкетирование.Знать: - что такое опрос, анкета и анкетирование.

Уметь: использовать опрос и анкетирование при решении задач исследования, составлять вопросы для анкет и опросов; оформлять опросы и анкеты при помощи текстовых редакторов.19-20Обработка полученной информации при анкетировании и опросах. Способы представления результатов анкетирований и опросов. 0,51,52-Работа с понятиями социологический опрос, анкета и анкетирование.Знать: - что такое опрос, что такое анкета и анкетирование.

Уметь: обрабатывать информацию полученную при опросе или анкетировании; оформлять результаты опроса и анкетирования при помощи текстовых редакторов (подготовка диаграмм или таблиц).21-22Знакомство с информационными справочниками. 0,51,5-2Понятия: информационные справочники и энциклопедии, аннотация на книгу. Виды дополнительной научной литературы.Знать: - что такое информационные справочники, какие бывают энциклопедии;

- аннотация на книгу.

Уметь в библиотеке находить необходимые книги разными способами. Уметь составлять аннотацию на книгу.23-24Учимся выбирать дополнительную литературу.  Работа с тематическим каталогом.  0,51,5-2Понятия: информационные справочники и энциклопедии. Виды дополнительной научной литературы. Уметь выбирать литературу на тему. Памятка «Как выбрать литературу».25Знакомство с методом интервьюирования. Игра «Мы журналисты». 0,50,5-1Работа с понятиями интервью, интервьюер, интервьюирование.Знать что такое интервью.

Уметь подбирать вопросы для интервью. Проводить запись интервью на аудио или видеоноситель.26Знакомство с интересными людьми. Интервьюирование человека. -1-127Эксперимент и опытт познание в действие. Эксперимент и опыты как метод исследования.0,50,51-Понятия опыт, эксперимент, план работы.Знать что такое эксперимент, этапы эксперимента, оборудование для экспериментов.

Уметь проводить эксперимент определяя его цели, задачи, строя план действий. Оформлять результаты эксперимента.28-29Практикум экспериментов и опытов в кабинетах биологии, химии и физики.-2-2Понятия опыт, эксперимент, план работы.30-31Практикум экспериментов и опытов в музее Экспериментариум.-2-2Понятия опыт, эксперимент, план работы.Знать что такое эксперимент, этапы эксперимента, оборудование для экспериментов.

Уметь проводить эксперимент определяя его цели, задачи, строя план действий. Оформлять результаты эксперимента.32-33Практикум экспериментов и опытов в «Интеллекте»-2-2Знать что такое эксперимент, этапы эксперимента, оборудование для экспериментов.

Уметь проводить эксперимент определяя его цели, задачи, строя план действий. Оформлять результаты эксперимента.34-35Наблюдение как метод исследования. 0,51,50,51,5Работа с понятиями наблюдение, лупа, микроскоп, объект для наблюдений, наблюдатель.Сфера наблюдения в научных исследованиях. Знать метод исследования — наблюдение. Знать информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знать приборы  созданные для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).

Уметь проводить наблюдение над объектом.36Просмотр тематического кинофильма как метод исследования. -1-1Работа с понятиями тематический, научный, научно-популярный, документальный фильм.Уметь ставить цель перед просмотром фильма, анализировать, сравнивать, делать выводы.37-38Моделирование как метод исследования. 0,51,50,51,5Работа с понятиями модель, моделирование.Знать что таое моделирование и модель. Изготовленная модель по теме исследования.39-40Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное в прочитанном. Учимся составлять схемы «Древо», «Паук»-22-Логические операции. Высказывания. Верные и неверные высказывания. Определение истинности ложности высказывания.Множество и элемент множества. «Диаграмма Эйлера Венна». Главное и второстепенное в прочитанном. Схемы.Знать: логические операции.

Уметь: читать и составлять диаграмму «Эйлера Венна», обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное, составлять и читать схемы.41Работа с информацией и анализ данных. 0,50,51-Суждение, умозаключение, вывод по данным. Свойства множеств. Элементы множества. Классификация элементов множества по свойству.Знать свойства множеств.

Уметь делать классификацию, выводы по данным. 42-43Как сделать сообщение о результатах исследования. Как подготовить результат исследования. Текстовые редакторы.0,51,511Сообщение, требования к докладам. Текстовый редактор.Знать что такое сообщение, доклад. Понимать как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Знать: правила подготовки сообщения.

Уметь: планировать свою работу  “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др.44Знакомство с понятием презентация (продукта)0,50,51-Презентация как реклама продукта. Компьютерная презентация как способ защиты проекта. Знать требования к презентации. Уметь проводить коррекцию готовой презентации используя памятку «Требования к презентации»45Подготовка компьютерной презентации. Практическое занятие.-11-Презентация, требования к презентации.Уметь подбирать картинки, текст для презентации, делать компьютерную презентацию.46Совмещение текста выступления с показом презентации.-11-Правила подготовки и требования к  выступлению.Уметь выделять главное и второстепенное в тексте выступления и презентации с целью их корректировке.47Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта.-11-Подбирать вопросы по теме проекта, готовить ответы на них.48-49Конференция по защите проектов.0,51,50,51,5Конференция, требования к защите проекта, жюри.Уметь выступать перед незнакомой публикой. Знать требования к защите проекта.50.Самоанализ и рефлексия после своего выступления перед незнакомой аудиторией.0,50,51-Самоанализ, рефлексия, анализ, вывод.Уметь проводить анализ своего проекта и выступления3 Раздел «Создаем свой проект или проектно- исследовательская практика»51Наши общие увлечения и поиск друга по интересам. «Мозговой штурм» - выбор темы проекта.-1-1Работа с понятиями увлечение, интерес, хобби, тема исследования и проекта.Определение типа проекта парный, групповой или индивидуальный.

Выбор темы проекта. Оформление 1 листа папки проекта.52Формулируем гипотезу, цель и задачи проекта. Составление плана работы над проектом. Выбор методов исследования.-11-Работа с понятиями гипотеза, цель, задачи, план работы над проектом, методы исследования.Формулирование гипотезы, цели и задач проекта. Составление плана работы над проектом. Перечисление необходимых методов исследования. Оформление 2 и 3 ластов папки проекта.53-54 Работа с книгами и Интернет.-2-2Работа с понятиями тематический каталог, информационные справочники.Составленное сообщение по теме проекта.55Опрос и анкетирование. Подготовка и проведение опроса по теме своего проекта.-10,50,5Работа с понятиями опрос, анкетирование.Проведенный опрос.

Оформление листа приложения ?1 с содержанием опроса.56.Опрос и анкетирование. Подготовка результатов опроса. Составление диаграмм. Формулирование дополнительных гипотез и задач.-11-Работа с понятиями опрос, результат опроса, диаграмма, виды диаграмм.Подготовленные диаграммы с результатами опроса.

Возможная запись дополнительных задач к проекту.57.Интервьюирование интересного человека по теме проекта.-1-1Работа с понятиями интервьюирование, интервью.Аудио или видео запись интервью с человеком.58-59Проведение опытов, экспериментов и наблюдений по теме проекта.-2-2Работа с понятиями опыт, эксперимент, наблюдение. Оформленные результаты опытов, экспериментов и наблюдений для папки проекта.60Тематический фильм.-1-1Работа с понятиями вывод, тематический кинофильм.Оформленный лист с выводами для папки проекта.61-62Моделирование или изготовление объекта по теме проекта. Оформление продукта к проекту.-2-2Работа с понятиями модель, моделирование.Готовые модели, поделки и продукты по теме проекта. 63Подготовка мини-сообщения для выступления по защите проекта.-11-Работа с понятиями сообщение, выступление, защита проекта, правила выступления.Готовое сообщение для выступления.64Подготовка презентации для защиты проекта.-11-Работа с понятиями презентация продукта, защита проекта, требования к презентации.Готовая презентация для защиты проекта.65Совмещение текста выступления с презентацией. -11-Работа с понятиями презентация продукта, защита проекта, требования к презентации и выступлению.Готовые текст выступления и презентация.66-67Конференция по защите проектов.-2-2Требования к защите проекта.Участие в конференции.68Самоанализ и рефлексия после участия в конференции.-11-Работа с понятиями самоанализ и рефлексия.Выводы после участия в конференции.

Содержание программы.

1 Раздел «Введение в проектно-исследовательскую деятельность». (6 часов)

1. Что такое проектно-исследовательская деятельность? Что такое проект и исследование? Разница между проектом и исследованием. Кто такие исследователи? Исследовательские способности. Качества личности исследователя. Научные исследования и наша жизь. Работа со словарем исследователя.

2. Этапы работы над проектом и над исследованием. Понятие этап. Знакомство с этапами работы над проектом и исследованием. Составление алгоритма работы над проектом и исследованием для папки ислледователя.

3. Какими могут быть проекты? Виды проектов. Распределение тем проектов по видам. Составление схемы «Виды проектов» для папки исследователя.

4. Учимся задавать вопросы. Что мне интересно? Виды вопросов: уточняющие (прямые «ли»-вопросы: Верно ли, что… Надо ли создавать… Должен ли), восполняющие (или неопределённые, непрямые «к»-вопросы: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др.). Игра Э.П.Торранса «Задай вопрос персонажу с картинки». Игра «Какие вопросы помогут узнать новое о ...». Игра «Какие три вопроса задаст тебе неизвестный взрослый человек». Игра «Угадай, о чем спросили». Упражнение «Найди причину события по вопросам».

5-6. Наблюдение как способ выявления проблем. Задание «Наблюдение очевидного» (посмотреть на привычный объект, сказать что видят глаза и придумать вопрос для получения новых знаний об объекте). Задание «Тема одна — сюжетов много». Задание «Сколько значений у предмета» (1 вариант. Посмотреть сюжет и назвать способы использования одного предмета. 2 вариант. Вспомнить или придумать способы использования предмета).  Игра «Поиск». Задание «Угадай предмет»  

2 Раздел «Формирование навыков и умений необходимых для проектно-исследовательской деятельности».

(44 часа).

7-8. Как выбрать тему    исследования?   Способы выбора темы исследования. Виды тем исследований и проектов. Памятка «Как выбрать тему». Заполнение анкеты «Мне интересно».  Формулирование темы для пробного группового проекта.Оформление папки проекта.

9. Предмет, объект исследования. Объект исследования — живой или не живой предмет, явление природы и физическое явление, процесс действительности и т.д. Предмет исследования - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе. Задание «Подбери предмет исследования к объекту» (Магнит — свойства магнита, семейно-родовые традиции — именины, пингвины в зоопарке — прием пищи пингвинами в условии зоопарка). Задание «Соедини предмет и объект исследования». Выбор предмета и объекта исследования в групповом пробном проекте.Оформление папки проекта.

10-11. Учимся выдвигать гипотезы. Слова с которых начинается гипотеза. Требования предъявляемые к гипотезе. Составление памятки «Выдвигаем гипотезу». Задание «При каких условиях каждый предмет станет очень полезным». Задание «Отвечаем на вопрос почему». Игра «Найди причину события». Задание «Что бы произошло, если бы...». Формулирование гипотезы для группового пробного проекта.Оформление папки проекта.

12-13. Цели и задачи исследования. Тренируемся  ставить цели и задачи. Цель исследования или проекта.   Требования предъявляемые к цели. Игра «Ставлю цель». Задание «Выбери цель по теме». Задача проекта или исследования. Классы задач. Требования предъявляемые к задачам. Игра «Подбери из списка 3 задачи к целе». Игра «Найди лишнюю задачу». Составление памятки «Как подобрать цель и задачи исследования» для папки исследователя. Формулирование цели и задач для пробного группового проекта.Оформление папки проекта.

14-15. Планирование работы. Учимся составлять план работы над проектом. План работы над проектом. Составляем памятку «План работы над проектом». Игра «Расставь по местам пункты плана». Игра «Найди лишний пункт». Игра «Добавь недостающий пункт плана». Составление плана работы над проектом по заданной теме. Составление плана работы над пробным групповым проектом.Оформление папки проекта.

16.Знакомство с методами исследования. Метод исследования как путь решения задач исследователя. Основные доступными детям методы исследования:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги о том, что исследуешь;  спросить у других людей;  познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.  Выбор методов исследования для пробного группового проекта. Оформление папки проекта.

17-18. Социологический опрос и анкетирование как методы исследования. Понятия социологический опрос и анкетирование. Коррекция готовых опросов: «найди лишний вопрос», «добавь свой вопрос». Подготовка вопросов для опроса. Проведение опроса и анкетирования. Подготовка и проведение опроса для пробного группового проекта.  Оформление папки проекта.

19-20. Обработка полученной информации при анкетировании и опросах. Способы представления результатов анкетирований и опросов. Обработка информации полученной при проведении опроса. Виды диаграмм. Задание «Определи тип диаграммы». Чтение диаграмм. Задание «Ответь на вопросы пользуясь диаграммой». Составление диаграмм. Задание составь диаграмму по данным. Обработка информации после опроса и составление диаграммы для пробного группового проекта. Оформление папки проекта.

21-22. Знакомство со справочниками. Библиотечное занятие. Виды информационных справочников: энциклопедия, лингвистический и энциклопедический словарь, атлас, атлас-определитель, газета, журнал,  документ и т.д. Игра «Разложи книги по видам». Способы поиска книг в библиотеке: попросить у библиотекаря, воспользоваться тематическим каталогом. Игры «Найди книгу по названию» и «Найди книгу по теме».

23-24. Учимся выбирать дополнительную литературу. Библиотечное занятие. Работа с тематическим каталогом. Выбор книг с помощью тематического каталога. Игра «Выбери книгу по теме». Игра «Найди лишнюю книгу». Игра «Добавь еще одну книгу». Составление списка литературы по памятке «Требования к списку литературы». Выбор дополнительной литературы и составление ее списка для пробного группового проекта. Оформление папки проекта.

25. Знакомство с методом интервьюирования. Интервью.  Сюжетно-ролевая игра «Мы журналисты».

26. Знакомство с интересными людьми. Подготовка вопросов для интервью. Интервьюирование человека с его записью. Обработка полученной информации. Проведение интервью для пробного группового проекта. Оформление папки проекта.

27. Эксперимент и опыт познание в действие. Эксперимент и опыты как метод исследования. План проведения опыта или эксперимента. Составление алгоритма работы на экспериментом или опытом. Оборудование для опыта или эксперимента. Оформление результатов опыта или эксперимента. Проведение опытов по изучению свойств света.

28-29. Практикум экспериментов и опытов в кабинетах биологии, химии и физики. Составление план проведения опыта. Подбор оборудования для опыта. Заполнение карты опыта. Проведение опытов и экспериментов  для изучения доступных объектов. Проведение опыта для пробного группового проекта. Оформление папки проекта.

30-31. Практикум экспериментов и опытов в музее Экспериментариу. Экскурсия в музей Экспериментариум. Проведение опытов и экспериментов для изучения доступных объектов.

32-33. Практикум экспериментов и опытов в «Интеллекте». Экскурсия ДТ «Интеллект». Проведение опытов иэкспериментов по изучению доступных объектов.

34-35. Наблюдение как метод исследования. Наблюдение. Виды наблюдений. Требования предъявляемые к наблюдениям. Этапы проведения наблюдения.  Оборудование для наблюдений. Карта наблюдений.  Способы оформления результатов наблюдения. Экскурсия в Зоопарк для проведения наблюдений за животными. Проведение наблюдения для пробного группового проекта. Оформление папки проекта.

36. Просмотр тематического кинофильма как метод исследования. Виды фильмов: научный, научно-популярный, художественный, документальный. Практическое занятие в киноклубе кинотеатра «Молодежный»: постановка цели, просмотр, обсуждение и анализ, фильма, фиксация результатов. Просмотр фильма по теме пробного группового проекта. Оформление папки проекта.

37-38. Моделирование как метод исследования. Понятие модель и моделирование. Практическое занятие. Участие в мастер-классе. Создание модели по теме пробного группового проекта. Оформление папки проекта.

39-40. Основные логические операции. Высказывания. Верные и неверные высказывания. Определение истинности ложности высказывания. Построение простейших высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что…», «не», «если… то». Множество и элемент множества. «Диаграмма Эйлера Венна».  Учимся оценивать идеи. Критерии оценки идеи: новизна, оригинальность, потенциальные возможности, адекватность, применимость, полезность, ценность. Выделение главного и второстепенного в прочитанном. Анализ прочитанного текста. Краткий пересказ текста.  Схемы «Древо», «Паук».

41. Работа с информацией и анализ данных. Суждение, умозаключение, вывод по данным. Классификация элементов множества по свойству. Упорядочивание и систематизация информации в справочной литературе.

42-43. Как сделать сообщение о результатах исследования. Как подготовить результат исследования. Текстовый редактор. Что такое сообщение. Требования к сообщению или докладу. План сообщения. Игры «Корректируем планы сообщений» и «Составляем план доклада». Знакомство с текстовыми редакторами. Пишем мини-сообщение по заданному алгоритму. Подготовка мини-сообщения для защиты пробного группового проекта. Оформление папки проекта.

44. Знакомство с понятием презентация (продукта). Презентация как реклама продукта. Играем в рекламистов и рекламируем товары: веник, зубной порошок и т. д. Компьютерная презентация. Требования к компьютерной презентации. Составления памятки «Требования к презентации». Корректировка готовой презентации в соответствии с требованиями памятки.

45. Подготовка компьютерной презентации. Практическое занятие. Подбор картинок и текста к презентации. Создание презентации с использованием памятки «Требования к презентации». Подготовка презентации для защиты пробного группового проекта. Оформление папки проекта.

46. Совмещение текста выступления с показом презентации.  Выделение главного и второстепенного в сообщение и презентации. Проверка на соответствие изложенному материалу в сообщении и презентации составленному плану. Коррекция сообщения и презентации. Совмещение текста выступления и презентации для защиты пробного группового проекта. Оформление папки проекта.

47. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Составление списка вопросов по тексту. Корректировка списка вопросов по теме сообщения. Отвечаем на вопросы по тексту. Как быть если не не знаешь ответа на вопрос. Подготовка вопросов и ответов к защите пробного группового проекта. Оформление папки проекта.

48-49. Конференция по защите проектов. Требования к защите проекта.Участие в конференции.

50. Самоанализ и рефлексия после своего выступления перед незнакомой аудиторией. Как провести самоанализ и рефлексию. Провести самоанализ своего выступления и проекта.

3 Раздел. «Создаем свой проект или проектно-исследовательская практика». (18 часов).

51. Наши общие увлечения и поиск друга по интересам. «Мозговой штурм» - выбор темы проекта. Анкетирование «Мое хобби». Анализ анкетирования и выводы из полученных результатов. Объединение в группы по интересам. Игра «Задай вопрос другу». Выбор тем проекта. Оформление 1 листа для папки проектов.

52. Формулируем гипотезу, цель и задачи проекта. Составление плана работы над проектом. Выбор методов исследования. Игра «Закончи предложение». Заполнение карты проекта «Зачем и как?». Запись плана проекта. Составление и фиксация перечня методов работы над проектом или исследованием. Оформление 2, 3 листов папки проекта.

53-54. Работа с книгами и Интернет. Библиотечное занятие. Выбор книг с помощью тематического каталога. Составление списка литературы по памятке «Требования к списку литературы». Составление плана доклада или сообщения. Подготовка сообщения или доклада. Работа с текстовым редактором. Распечатывание сообщения для папки проекта.

55 - 56. Опрос и анкетирование.  Подготовка опросников по теме проекта и их тиражирование. Проведение опроса или анкетирования. Подготовка результатов опроса. Составление диаграмм с результатами. Коррекция гипотезы, цели и задач проекта.

57. Интервьюирование интересного человека по теме проекта. Подготовка вопросов для интервью. Проведение интервью с его записью. Анализ полученной информации.

58-59. Проведение опытов, экспериментов и наблюдений по теме проекта. Первичное заполнение карты опыта (формулировка гипотезы и цели эксперимента, составление его плана, подбор оборудования). Проведение эксперимента или наблюдения. Вторичное заполнение карты эксперимента или наблюдения (фиксация результатов, запись выводов по полученным данным). Оформление папки проекта.

60. Тематический фильм. Выбор фильм по теме проекта. Просмотр фильма по теме проекта. Анализ информации. Оформление выводов после просмотра тематического фильма. Оформление папки проекта.

61-62. Моделирование или изготовление объекта по теме проекта. Оформление «продукта» к проекту. Моделирование. Выбор «продукта» и его изготовление.

63. Подготовка мини-сообщения для выступления по защите проекта. Составление плана сообщения для выступления. Подготовка текста для выступления.

64. Подготовка презентации для защиты проекта. Составление плана презентации. Подготовка презентации по памятке «Требования к презентации».

65. Совмещение текста выступления с презентацией. Выделение главного и второстепенного в сообщение и презентации. Проверка на соответствие изложенному материалу в сообщении и презентации составленному плану. Коррекция сообщения и презентации. Отвечаем на вопросы «зала». Составление списка вопросов по тексту. Корректировка списка вопросов по теме сообщения. Отвечаем на вопросы по тексту. Как быть если не не знаешь ответа на вопрос.

66-67. Конференция по защите проектов. Подготовка к защите проекта по памятке «Требования к защите проекта». Участие в конференции.

  1. 68. Самоанализ и рефлексия после участия в конференции. Упражнения по рефлексии и самоанализу.

Ресурсное обеспечение.

Кадровое обеспечение — педагог ведущий занятия, экскурсовод на экскурсиях, консультанты, помощники, наблюдатели — учителя биологии, химии, физики.

Материально-техническое обеспечение — кабинет с интерактивной приставкой или интерактивной доской, проектором и компьютером, принтер, сканер, для проведения практических занятий персональные компьютеры, для записи интервью диктофон или видиокамера, оборудование для проведения опытов и экспериментов.

Финансовое обеспечение — занятия осуществляются на бюджетной основе. Родители оплачивают экскурсии предполагаемые программой.

Информационно-методическое обеспечение -

  1. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
  2. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 112 с.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов вузов – М.:АРКТИ, 2005.- 112 с.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. – М.:АРКТИ, 2007. – 80 с.
  5. Авторские методические разработки к занятиям.
  6. Авторские материалы для папки исследователя и папки проекта.

Рекомендуемая литература

для педагогов:

  • Биржева М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста / М.А. Биржева // Начальная школа. – 2007. – ? 3. – С.42–45.
  • Гилева Е.А. История развития метода проектов в Российской школе / Е.А. Гилева // Наука и школа. – 2007. – ? 4. – С.13–15.
  • Горячев А. В. «Организация проектной деятельности»  gor2@procenter.net.ru
  •  Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2011
  • Загвязинская Э. Как мы пришли к проектному обучению / Э. Загвязинская // Директор школы. – 2004. – ? 9. – С.33–40.
  • Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы Психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. уче. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
  • Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская //Начальная школа. – 2005. – ? 9. – С.55–59.
  • Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе /Н.В. Иванова //Начальная школа. – 2004. – ? 2. – С.96–101.
  • Кальней В.А. Структура и содержание проектной деятельности / В.А. Кальней, Т.М.Матвеева, Е.А.Мищенко, С.Е.Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. – ? 4. – С.21–26.
  • Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников: современное состояние и проблемы / Н.М.Конышева // Начальная школа. – 2006. – ? 1. – С.17–27.
  • Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.
  • Куприна Л.Е. Метод проектов как способ организации исследовательской деятельности учащихся начальной школы // Начальное образование. – 2010.- ?2. – С. 16-19.
  • Михайлова Г.Н. Метод проектного обучения на уроках труда / Г.Н.Михайлова // Начальная школа. – 2005. – ? 4. – С.68–71.
  • Новикова Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых / Е.Б.Новикова // Начальная школа. – 2008.– ? 5. – С. 34–38.
  • Новолодская Е.Г. Реализация творческих проектов при изучении природоведения /Е.Г. Новолодская, С.Н.Яковлева // Начальная школа. – 2008. – ? 1. – С.94–99.
  • Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе / Л.А.Орлова // Начальная школа. – 2007. – ? 3. – С.28–33.
  • Рагозинская Н. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности учителей начальных классов / Н. Рагозинская, Т. Колобякина // Учитель. – 2004. – ? 3. – С. 23–25.
  • Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю.Пахомова // Школьные технологии. – 2004. – ? 4. – С. 93–96.
  • Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? / Н.Ю.Пахомова // Методист. – 2004. – ? 1. – С.39–46.
  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
  • Савенков А.И.Рабочая тетрадь. Я – исследователь. Издательство дом «Фёдоров». 2008
  • Сборники познавательных опытов и экспериментов. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
  • Газета «Начальная школа» за 2008-2009 года.?14,?13,?9,?5. Издательский дом «Первое сентября».

для ученика:

  • Рекомендации для оформления исследовательских работ.
  • Памятки для проведения наблюдений и экспериментов.
  • Энциклопедии.
  • Словари.
  • Атласы.
  • Атлас-определитель.
  • Научно-популярные журналы.
  • Интернет-ресурсы.

Используемая литература.

  • Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
  • Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников.Практическое пособие для учителей начальных классов. М., «Баласс», 2011 г.
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М.,   Просвещение, 2010 г.
  •  Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010 г.
  • Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
  • Горячев А.В. «Организация проектной деятельности» gor2@procenter.net.ru
  • Румянцева  Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников. pedsovet.org8.
  • Щербатых Н.И., Данилова М.В. Проектная деятельность.(мастер – класс) http://festival.1september.ru/articles/517978/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению факультатив «Экономика: первые шаги»

Факультатив экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает   младших   школьников   к   изучению   экономического ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»

«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Первые шаги. Уроки развития»

Рабочая программа разработана на основе программы по формированию психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой,  программы психологического развития «Уроки пс...

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников» в 1-4 классе УМК «Школа России»

ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» (клуб) 1- 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Экономика первые шаги» для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Экономика: первые шаги» для 2 класса...