Выступление на педсовете по теме «Работа с родителями по сохранению здоровья детей»
материал на тему

Гришкова Елена Алексеевна

Виды работы с семьёй,просвещение, взаимодействие семьи и школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_semyoydoklad.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Глинковская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования «Глинковский район» Смоленской области МБОУ Глинковская СОШ

Выступление на педсовете по теме «Работа с родителями по сохранению здоровья детей»            

Учитель начальных классов Гришкова Елена Алексеевна

                                           2013год

За последний год заметно активизировалась работа, как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также самих образовательных учреждений, по воспитанию у школьников культуры здоровья, по созданию здоровьесберегающей среды и соответствующих педагогических технологий, по формированию здорового образа жизни.

Стратегической целью образования является  создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья.

Сегодня, очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся,  должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

Здоровье трактуется как физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому формирование здоровья подрастающего человека происходит в течение всего учебно-воспитательного процесса, с использованием разных видов деятельности, форм, методов и приемов. Однозначно, что без участия родителей учащихся вся эта работа будет неэффективной.

Для полноценного прохождения процесса обучения, формирования здоровой личности ребенка, физической, психической и социальной составляющих здоровья,  необходим соответствующий микроклимат между педагогами, учащимися, и их семьями. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья. Работа с родителями учащихся всегда была и остается одним из важнейших направлений работы педагогического коллектива

Первичные и наиболее фундаментальные основы здоровья ребёнка закладываются в семье. Взаимоотношения школы и семьи в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников должны быть отношениями сотрудничества, а не выяснением, кто за что отвечает. Школа и семья реализуют равные обязанности разными путями: образовательное учреждение больше знает – семья больше чувствует; школа обучает, рассказывает – семья научает, показывает; школа контролирует результаты на уровне коллективного поведения, а семья – индивидуального.

Родители считают главным вырастить ребёнка здоровым, но многие не имеют чёткого представления что, же для этого необходимо. В данном случае на первое место выходит школа, которая должна обучить родителей и помочь им в этом вопросе.

Работа с семьёй может быть коллективной или индивидуальной, опережающей или параллельной, регулироваться предложением школы или спросом семьи.

Опережающая коллективная работа определяется предложением школы и направлена на разъяснение и убеждение в необходимости, выяснение отношения к ней родителей, предложение сотрудничества. Я в своём классе провожу родительские собрания по вопросам сохранения здоровья учащихся. «Учебные нагрузки и здоровье», «Здоровый образ жизни – твой осознанный выбор», «Питание – основа жизни»; «Профилактика и коррекция нарушения зрения»; «Дозировка домашнего задания, или Организация домашнего учебного труда школьников»; « «Как обеспечить безопасность общения детей с компьютером»; « Если у ребёнка проблемы с позвоночником, зрением…» и т.п.

По необходимости проводятся индивидуальные профилактические беседы по вопросам здоровьесбережению школьников. Среди основных направлений работы по сохранению здоровья с семьёй, можно выделить следующие:

 - изучение и анализ семей, условий воспитания и оздоровления;

 - просвещение родителей в вопросах здоровья и здорового образа жизни;

Такие активные формы организации досуга учащихся как конкурсы, викторины, проектная деятельность, спортивно-массовые мероприятия способствуют воспитанию обучающихся бережному отношению к своему здоровью. Важнейшим звеном воспитательной системы школы является школьное самоуправление, развитие которого помогает школьникам почувствовать себя организатором своей жизни в школе, способствует привитию навыков культуры общения, умению жить в коллективе, что является немаловажным для самостоятельной жизни вне стен школы.

При решении проблемы сохранения здоровья необходимо учитывать социальные, индивидуальные, личностные и возрастные факторы, исходить из понимания того, что в современных условиях невозможно правильно ставить и решать вопросы образования без широкого вовлечения в этот процесс действующих социальных институтов (особенно – института семьи). Ведь всем ясно, что не только школа должна сберегать здоровье наших детей. Добиться желаемых результатов возможно только при тесном сотрудничестве школы и семьи. Совместные занятия спортом, выполнение физических упражнений с родителями, игры и прогулки на свежем воздухе, своевременное соблюдение гигиенических процедур вызовут у ребёнка стремление к здоровому образу жизни.

, Взаимодействие семьи и школы – традиционная проблема педагогики. То же касается и вопросов здоровья. Здесь надо учитывать две особенности. Первая: здоровый образ жизни, которому учат школьника, дома, может находить каждодневную реализацию – и тогда закрепляться, пополняться практическим содержанием, или игнорироваться, оставаясь для школьника отвлечённой балластной информацией. Вторая: здоровье своего ребёнка важно для любого родителя, поэтому организация сотрудничества школы и семьи на этой основе, гораздо более вероятна и продуктивна.

Вместе с тем, школы пока недостаточно используют этот ресурс. Задача-минимум – обеспечить такой уровень взаимодействия, чтобы родители хотя бы не противостояли педагогам. Задача-максимум – интегрировать наиболее подготовленных родителей в деятельность школы для создания реального здоровьесберегающего пространства. Всё чаще правильно организованное сотрудничество приводит к тому, что некоторые родители сознательно проводят в школе общественно-благотворительную работу по оказанию помощи в этом.

Только здоровый ребёнок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех её свойств и качеств. Не стоит забывать и о том, что каждый участник образовательного процесса должен полностью изменить свой стиль все подходы и принципы своей работы, иначе будет только усугубляться и без того трагическое положение, в котором оказались многие дети и взрослые сегодня.

Важную роль в этой деятельности может сыграть педагогическое просвещение родителей, обогащающее семейный потенциал формирования культуры здоровья. Под педагогическим просвещением родителей понимается процесс информирования их об особенностях развития личности ребенка и способах взаимодействия с ним, построенный в контексте жизнедеятельности субъектов взаимодействия в соответствии с ценностями культуры. Исходя из особенностей трехэтапной структуры построения педагогического просвещения родителей («начальное - основное - полное»), можно отметить, что наиболее удачным периодом для формирования у родителей мотивации к воспитанию у детей культуры здоровья через усиление знаниевого компонента в системе семейного воспитания является период начального обучения детей. Поэтому главной целью педагогического просвещения родителей на этапе начальной школы - заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей, является знакомство родителей с методами, приемами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, а также формирование представлений об особенностях физического и психического развития детей, о методах сохранения здоровья.

Взаимоотношения школы и семьи рассматриваются как система мер, которая обеспечивает организацию рационального сотрудничества семьи и школы по сохранению здоровья школьников на основе формирования и усиления положительной мотивации как основного условия этого взаимодействия.

При проектировании модели организации педагогического просвещения родителей была определена ее основная задача - выработка единого взгляда школы и семьи на сущность процесса воспитания с целью создания оптимальных условий для развития физически и психически здоровой личности ребенка. Предложенная модель организации педагогического просвещения родителей позволяет решать следующие основные задачи:

— повышение мотивации родителей к активному участию в здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения;

— повышение уровня практико-ориентированной исследовательской деятельности педагогов в области здоровьесбережению школьников, рост научно-методического обеспечения школы по развитию  здоровьесберегающих технологий;

- развитие здоровьесберегающей деятельности школы в целом и развитие личности ребенка, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самовоспитанию и самореализации.

Процесс создания единой воспитательной среды «семья - школа» требует больше времени и происходит только при наличии мотивационных условий, которые формируются в результате совместных усилий педагогов и родителей. Заинтересованность родителей в данном процессе определяется степенью их компетентности в вопросах состояния и развития здоровья своего ребенка. Важным результатом педагогического просвещения является принятие родителями точки зрения, что совместная работа с детьми по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни начинается с инициативы взрослых (родителей, педагогов), потому что ребенок по эмоционально-психическим ощущениям считает себя здоровым, перед ним не стоит задача укрепления и сохранения здоровья.

Через вовлечение родителей в систему педагогического просвещения происходит усиление их мотивации к воспитанию здорового образа жизни у детей, что, в свою очередь, приводит к повышению активности семьи в совместной со школой информационно-содержательной деятельности по здоровьесбережению детей. Последнее выражается в поддержке со стороны родителей деятельности педагогического коллектива в целом по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, участии в организации и рациональном планировании учебно-воспитательного процесса, приобщении к контролю медицинского и педагогического наблюдения за здоровьем школьников.

 Процесс педагогического просвещения родителей следует начинать в период обучения детей в начальном школьном звене, когда возможно наиболее эффективное воздействие на активное и сознательное отношение родителей к здоровью своих детей, к формированию здоровой семейной среды.

Педагогическое просвещение родителей необходимо вести в сочетании с активным вовлечением семьи в практику здоровьесберегающей деятельности, школы.

Систематическое  закаливание  способствует  формированию  у  детского  организма  умения  безболезненно  переносить  изменения  окружающей  среды.  Закаливание  приводит  к  усилению  обмена  веществ,  повышает  сопротивляемость  организма  инфекционным  заболеваниям,  оказывает  благотворительное   влияние  на  общее  психосоматическое  состояние  и  поведение  ребенка.

     При  закаливании  следует  неукоснительно  придерживаться  определенных  правил,  первое  из  которых  -  постепенность.  Необходимо  также  учитывать  состояние  здоровья  и  индивидуальные  особенности  ребенка.

     Нельзя  проводить  закаливающие  процедуры,  которые  не нравятся ему.  Они  должны  доставлять  ему  радость.

Советы  родителям  по  закаливанию  детей:

·        Дома  родители  должны  приучать  ребенка  полоскать  рот  после  еды,  а  перед  сном  -  горло  кипяченой  водой  комнатной  температуры.  А  вот  умываться  и мыть  руки  лучше  прохладной  водой.

·        Перед  сном  ежедневно  обливайте  ребенка теплой  водой  и  интенсивно  обтирайте  полотенцем.

Известно,  что  температура  тела  ребенка  такая  же,  как  у  взрослого,  а  двигательная  активность  значительно  выше.  Поэтому  постарайтесь  одевать  его  так,  чтобы  кожа  малыша  оставалась  сухой,  а  ноги  были  всегда  защищены.

·        Надо  помнить,  что  и  сон  относится  к  средствам  закаливания.  Рекомендуем  не  оставлять  ребенка  в  комнате  одного  перед  сном.  Хорошо  бы  почитать  ему  книгу,  спеть  колыбельную  или  дать  послушать  подходящую  музыку.  Это  укрепляет  его  нервную  систему  и  благоприятно  повлияет  на  ваши  взаимоотношения.

·        Выполняйте  с  ребенком  утреннюю  гимнастику.

·        Летом  и  зимой  проводить  с  детьми  младшего школьного  возраста  пешие  прогулки  в  близлежащий  парк,  сквер  на  расстояние  до  2  км  продолжительностью  30-40  минут  в  один  конец  (в  холодное  время)  и  на  расстояние  в  3-4  км  продолжительностью  1,5 – 2  часа  (в  теплое  время).  Если  ребенок  устал,  отдыхайте,  используя  для  этого  природные  условия.  Предложите  ему  пройти  с  вашей  помощью  по  бревну,  перепрыгнуть  через  ручеек,  нарисовать  пейзаж,  собрать  осенние  листья,  составить  на  земле  осеннюю  композицию.  Имейте  в  виду,  что  младшие школьники  недостаточно  выносливы  и  плохо  переносят  чрезмерную  физическую  нагрузку,  поэтому  следите  за  состоянием  ребенка  и  не  допускайте,  чтобы  он  переутомлялся,  Показателями  переутомления  являются:  покраснение  кожи,  потливость,  нарушение  координации  движения,  сбой  в  дыхании. 

 Необходимо соблюдать следующие условия:

-сквозное проветривание;

-соблюдение санитарно–гигиенического режима;

-утренняя гимнастика в проветренном помещении;

-дыхательная гимнастика (2–3 раза в день);

-игровой массаж (2–3 раза в день);

-гимнастика в постели после дневного сна;

-хождение босиком по “чудо” – коврикам;

-солевые дорожки;

-умывание прохладной водой;

-прогулка на свежем воздухе;

-подвижные игры;

-дни здоровья;

-совместные развлечения родителей и детей;

     Закаливающие  процедуры  не  отменяем  даже  в  случае  легких  заболеваний  детей,  не  сопровождающихся  значительным  ухудшением  общего  состояния.    А  заменяются слабо  действующей  процедурой,  меньшей  силы  раздражителем:  обливание  заменить обтиранием,  вместо  общей  процедуры  проводить  местную,  использовать  воду  на  два – три  градуса  теплее  той,  которой  обливали,  когда ребенок  был  здоров.  После  выздоровления  температуру  воды  вновь  снижается  до  нужной.

 

     В  качестве  средств  закаливания  широко  используются  естественные  факторы:  вода,  воздух  и  солнечные  лучи.  Закаливание    будет  положительным  только  в  том  случае,  если   оно  отвечает  определенным  гигиеническим  требованиям.  Воздух  и  вода  должны  быть  чистыми  и  иметь  определенную  температуру.

     Использовать  воздух  в  качестве  закаливающего  средства  необходимо  постоянно,  во  все  времена  года.  Действие  воздуха  должно  оказывать  благотворительное  влияние,  стимулирующее  правильный  рост  и  развитие  ребенка.

     Вода  по  сравнению  с  воздухом  является  более  сильным  средством  закаливания,  так  как  обладает  большей  теплопроводностью  и  теплоемкостью.  Водные  процедуры   короче  по  времени.  В  качестве  закаливающих  процедур   используем  умывание,  растирание  до  пояса,  мытье  рук,  обливание  их  водой,  игра  с  водой,  влажное  обтирание  всего  тела,  обливание  водой  под  душем.

     При  закаливании  солнечными  лучами  необходимо  помнить,  что  солнце  действует  на  организм  гораздо  сильнее,  чем  вода  и  воздух.    Закаливание  солнцем    проходит  на  прогулках  в  весенне-летнее  время  при  обычной  деятельности  детей.

Задачи педагогов:

1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка.

3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Направления и формы взаимодействия семьи и школы.

1. Изучение условий семейного воспитания.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

5. Совместная деятельность родителей и учащихся.

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.

7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.

Основными направлениями работы по здоровьесбережению являются:

- оптимизация образовательного процесса;

- мониторинг состояния здоровья учащихся;

- система профилактики и коррекции;

- система физического оздоровления;

- психолого–педагогическое сопровождение;

- контроль над школьным питанием учащихся;

- работа по предупреждению детского травматизма;

- организация отдыха и оздоровления детей в период каникул;

- повышение квалификации работников образования в вопросах охраны здоровья;

- работа по формированию здорового образа жизни педагогов;

- вовлечение родителей в школьный оздоровительный процесс.

-взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями.

 Педагогическим работникам общеобразовательной школы необходимо строить эффективное взаимодействие педагогов и родителей в рамках оздоровительного процесса на условиях признания и принятия особой ответственности за здоровье детей, как каждой отдельной семьей, так и образовательным учреждением, его педагогическим коллективом.

3. Родителям необходимо постоянно воспитывать в себе стремление к формированию собственной культуры здоровья, к созданию «внутрисемейной философии» — понимания сути и основных составляющих здорового образа жизни, стремления и желания следовать ему в повседневной жизни.

Только в этом случае возможно воспитание у детей понимания того, что здоровье — это высшая ценность для человека, и эта ценность может быть приобретена только постоянным трудом и усилием над собой.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме «Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Маркова Г.А., январь, 2013г.

Выступление на педсовете по теме "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...

Выступление на педагогическом совете. Формы работы с семьей по сохранению и укреплению здоровья школьников

С первых дней школьной жизни мы учим детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье, но основы здоровья ребенка закладываются в семье, поэтому большое значение приобретает активное и целенаправлен...

Выступление на педсовете на тему : «Работа классного руководителя с трудными семьями»

Выступление на педсовете на тему : «Работа классного руководителя с трудными семьями»...

Выступление на педсовете по теме "Работа в группах-активная форма обучения учащихся»

Из опыта моей работы с учащимися начальной школы. Я поделилась с коллегами, как организую и провожу работу в группах с учащимися на уроках окружающего мира, осуществляя системно-деятельностный подход ...

Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей

Выступление на заседании методического  объединения учителей начальных классов....

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

Выступление на педсовете «Взаимодействие всех участников образовательного процесса в сохранении и укреплении здоровья школьников и педагогов».

Выступление на педсовете «Взаимодействие всех участников образовательного процесса всохранении и укреплении здоровья школьников и педагогов»....