Главные вкладки

    Сценарий родительского собрания в 1 классе "Развитие у ребенка мелкой моторики руки" + презентация
    методическая разработка (1 класс) на тему

    Микрюкова Татьяна Андреевна

    Родительское собрание

    «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»

    Форма проведения: собрание практикум

    Цели родительского собрания:

    1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

    2. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи ребенка;

    3. Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»

    Форма проведения: собрание практикум

    Цели родительского собрания:

    1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

    2. Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи ребенка;

    3. Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

    Ход собрания

    Родителям предложено отгадать загадку:

    Пять да пять – родные братцы,

    Так все вместе и родятся.

    Если вскапываешь грядку,

    Держат все они лопатку.

    Не скучают, а играют

    Вместе все в одни игрушки.

    А зимою всей гурьбою

    Дружно прячутся в теплушки.

    Вот такие «пять да пять»,

    Угадайте, как их звать? (пальцы)

    Тема нашего собрания – практикума была посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребенка. Внимание родителей на выставку работ детей нашей группы (работы детей по пластилинографии)

    Вопрос к родителям: Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями) .

    Это можно объяснить несколькими причинами:

    - взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.

    - дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.) .

    - дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.)

    Почему же так важно подготовить руку ребёнка к письму? Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

    Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Если мы с вами, как родители, так и педагоги, будем должное внимание уделять упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, то сможем решить сразу две задачи:

    1. Косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

    2. Подготовить к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

    В детском саду с детьми занимались рисованием, раскрашиванием, аппликацией, лепкой из пластилина, выполняли упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковые гимнастики, конструируем (играем с конструкторами, мозаикой, шнуровкой) и т. д., то же самое происходит в школе на уроках технологии или во время физ. минуток.

    Для того чтобы проверить уровень развития мелкой моторики вы можете дома понаблюдать за детьми, если ребёнок поворачивает лист бумаги при рисовании и закрашивании, вас это должно насторожить. В таком случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая, таким образом, себя тренировки пальцев и руки. Если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив нарисовать окружность. Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, то он не справится с этой задачей или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.

    Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:

    • Полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, например:

    ПАЛЬЧИКИ

    Этот пальчик хочет спать.

    Этот пальчик лег в кровать,

    Этот пальчик чуть вздремнул.

    Этот сразу же уснул.

    Этот крепко-крепко спит

    и тихонечко сопит.

    Солнце красное взойдет,

    утро ясное придет,

    Будут птички щебетать,

    будут пальчики вставать!

    • Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.)

    Почему же так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

    Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.

    Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

    (На слайде высказывание ученого) В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

    Главное понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровой форме, постарайтесь не забывать хвалить ребёнка, создавая ситуации успеха.

    Рекомендации родителям «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»

    o Работа с раскрасками карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след

    o Пальчиковая гимнастика – шнуровка. Это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.

    o Игры с конструктором, мозаикой

    o Нанизывание бус и пуговиц

    o Сматывание цветных ниток в клубочки

    o Игры-инсценировки с пальчиковым театром

    o Аппликация и оригами

    o Игры с песком, крупами и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.

    Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями) .

    Комментарий: Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится. Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.

    Не бойтесь беспорядка. Не забывайте уделять внимание развитию мелкой моторики руки, ведь это способствует полноценному развитию ребенка. Если вовремя не уследить, то возможны дефекты, у ребенка будут нарушены речь и мыслительные операции.

    Практикум для родителей:

    Задание № 1
     Выполнение по зрительному образцу: 
    · соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо - "O-KEY"
    · пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты - "зайчик"
    · 2 и 5 пальцы - "коза-дереза"
    То же левой рукой.

    Диагностика развития мелкой моторики

    Автор: Соснина С. П. Кострома •

    Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

    image004_19.jpg

    Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги.

    image003_20.jpg

    У вас мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена.

     

    У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности.

    У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Родительское собрание «Развитие у ребёнка мелкой моторики рук»

    Слайд 2

    Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи ребенка; Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук. Цели родительского собрания:

    Слайд 3

    Пять да пять – родные братцы, Так все вместе и родятся. Если вскапываешь грядку, Держат все они лопатку. Не скучают, а играют Вместе все в одни игрушки. А зимою всей гурьбою Дружно прячутся в теплушки. Вот такие «пять да пять», Угадайте, как их звать? «Значение работы по развитию мелкой моторики рук у ребёнка»

    Слайд 5

    Развитие мелкой моторики и координации движений рук может решить сразу две задачи: 1. Косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребёнка; 2. Подготовить к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

    Слайд 6

    Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик чуть вздремнул. Этот сразу же уснул. Этот крепко-крепко спит и тихонечко сопит. Солнце красное взойдет, утро ясное придет, Будут птички щебетать, будут пальчики вставать! ПАЛЬЧИКИ (ребенок разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой загибает мизинчик на левой руке) (загибает безымянный пальчик) (загибает средний пальчик) (загибает указательный пальчик) (загибает большой пальчик) (поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики) Повторить то же самое с правой рукой.

    Слайд 8

    В.А. Сухомлинский «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

    Слайд 9

    Работа с раскрасками карандашами. Пальчиковая гимнастика – шнуровка. Игры с конструктором, мозаикой. Нанизывание бус и пуговиц. Сматывание цветных ниток в клубочки. Игры-инсценировки с пальчиковым театром. Аппликация и оригами. Игры с песком, крупами и другими сыпучими материалами. Рекомендации родителям «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»

    Слайд 10

    Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    Рекомендации родителям «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»

    o Работа с раскрасками карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след

    o Пальчиковая гимнастика – шнуровка. Это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.

    o Игры с конструктором, мозаикой.

    o Нанизывание бус и пуговиц.

    o Сматывание цветных ниток в клубочки.

    o Игры-инсценировки с пальчиковым театром.

    o Аппликация и оригами.

    o Игры с песком, крупами и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.

    Рекомендации родителям «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка»

    o Работа с раскрасками карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след

    o Пальчиковая гимнастика – шнуровка. Это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.

    o Игры с конструктором, мозаикой.

    o Нанизывание бус и пуговиц.

    o Сматывание цветных ниток в клубочки.

    o Игры-инсценировки с пальчиковым театром.

    o Аппликация и оригами.

    o Игры с песком, крупами и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль тактильной памяти в развитии мелкой моторики руки

                  Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга...

    Развитие мелкой моторики руки будущих первоклассников.

    Данная презентация адресованна родителям будущих первоклассников. Презентация раскрывает проблемы подготовки руки к письму, содержит рекомендации для развития мелкой моторики будущих учеников. Может б...

    Развитие мелкой моторики руки у ребёнка.

    Чем больше развивать пальчики, тем быстрее ребенок начинает говорить....

    Родительское собрание на тему "Здоровье ребенка в ваших руках"

    Родительское собрание проводится для родителей учащихся начальных классов. Ранее была опубликована презентация к собранию "Зеленая аптека на окне"...

    Развиваем у ребенка мелкую моторику руки

    Трудно переоценить роль мелкой моторики в общем развитии младших школьников. Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развити...

    Сценарий родительского собрания "Компьютер в жизни ребенка - польза или вред?"

    Задачи собрания:1.      Показать возможность использования компьютера в учебной деятельности и в домашних условиях.2.      Обсудить с родителями пробл...