Готовность ребёнка к школе
статья на тему

Андрианова Ирина Фёдоровна

В жизни любого ребенка рано или поздно наступает момент, когда пора поступать в школу. Будущий первоклассник еще не знает, что его ждет. Беззаботность, беспечность и погруженность в игру сменятся множеством ограничений, обязанностей и требований. Теперь придется каждый день ходить на занятия, выполнять домашние задания. Каким же образом можно определить, готов ли малыш к новому жизненному этапу? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole_i_usloviya_uspeshnoy_ucheby.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    "Давайте будем

                                                                                      доставлять детям

                                                                                      радость общения с нами"

                                                                                               (Ш.А.Амонашвили)

        Эти слова великого педагога Ш. А. Амонашвили являются для меня девизом, с которым я работаю на протяжении тридцати лет.

        К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно — родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе. Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И. Ю. Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности — личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

        Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л. И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости — он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву “стать взрослым и реально осуществлять его функции” (Д. Б. Эльконин).

        Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с 6,5  лет. Начальная школа (I - IY классы) призвана заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счёта, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения. Она должна воспитывать добросовестное отношение к обучению и общественно полезному труду, любовь гражданина  к Республике.

        Приступая к работе с будущими первоклассниками, я поставила перед собой следующие задачи: раскрыть "Школу будущего первоклассника" через призму целостной системы начальной и, по возможности, всей средней школы; показать шестилетнего ребёнка не только как ученика (его даже трудно назвать учеником в подлинном смысле этого слова), но, и в первую очередь, как растущего Человека, имеющего свою многогранную жизнь и сложные взаимоотношения с окружающим миром; в зависимости от этого показать, что каждый ребёнок может быть познан и воспитан как личность только с учётом его действительной жизни, его радостей и огорчений, потребностей и стремлений, способностей и надежд; продемонстрировать наглядно, что шестилетки составляют особую категорию детей, и в работе с ними нельзя механически применять обычную методику работы,  как с первым классом. И, наконец, ставила себе также задачу утвердить гуманистические и оптимистические начала педагогики школьной жизни.

        В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному миру. Эксперименты двадцатилетней давности по их обучению показали, что ребенок шести лет действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него еще сохраняется острая потребность играть. Это ребенок играющий. Поэтому обучение шестилеток изначально задумывалось как обучение игровое.

        Девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально - адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие мальчики - это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка.        

        В принципе, то интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в обычной школе, в общем, достаточны. Любой ребенок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением.

        Излагая возникшие передо мной учебно-воспитательные задачи, рассуждаю о способах, принципах их решения на основе гуманистического подхода к детям.

        Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает нам задавать ребенок, и не отгораживать его от нашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

        Скажем, если родители периодически берут ребенка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть - семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей  и разрешит купить конфету самостоятельно?

        Таким образом, ребенок учится хотя бы в первом приближении  считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен думать.

        Я хочу  раскрыть, во-первых, общий подход к организации школьной жизни детей, во-вторых, свою творческую лабораторию, решающую всё новые и новые задачи воспитания и обучения самых маленьких школьников.

        Поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.

        Первый класс - это, прежде всего, письмо. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности.

        Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей - что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьезная ошибка.

        Действительно, в первом классе, скорее всего, все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе.

Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными.

        Подготовка к школе - это кропотливое занятие, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях. Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же. Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.

        То есть обученность и умственное развитие - это отнюдь не синонимы!

        Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.

Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.

        А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков.

        Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. В настоящее время многие учителя считают, что и детям, и учителям сейчас очень трудно учить и учиться, чем раньше. Изменилось все: и дети, и их родители, и отношение семьи к школе. Для многих детей очень трудным, становится взаимодействовать с другими. Изменилась и атмосфера в семьях, поменялась школа ценностей, изменился круг интересов детей.

        И поэтому, сегодня усилия многих родителей, воспитателей, учителей и психологов направлены на создание позитивного отношения будущего первоклассника к школе, а так же сохранение психофизического здоровья ребенка. Для большинства, школа - это важный жизненный опыт, нередко, к сожалению, опыт неприятный и стрессовый. Школа ставит будущего первоклассника в “жесткие рамки правил и требований”, которые он должен соблюдать, у некоторых детей эти правила вызывают сопротивление. Это связано с тем, что некоторые правила им не всегда понятны. Будущим первоклассникам так же очень трудно сориентироваться в пространстве школы, а так же новый детский коллектив.

        Как помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации? Учитель и родители заинтересованы в том, чтобы быстрее и легче дети вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень тревожности уступил место положительным эмоциям, связанным со школой. Современному учителю необходимо стать мудрее и ближе к ребенку, чтобы обучение стало ценным и позитивным, и способствовало бы личностному развитию ребенка, а так же установлению положительного эмоционального контакта между будущим учеником и его первым учителем.

        Мой проект ориентирован на удовлетворение:

1. Потребностью школы в адаптации к школе будущих первоклассников.

2. Потребностью детей сориентироваться в пространстве школы, в умении осознавать и понимать новый статус школьника.

        Написание моего проекта было бы невозможным без выделения ряда противоречий:

- Между существующей в обществе проблемы сохранения психофизического здоровья подрастающего поколения и изменениями ценностей в обществе (негативное отношение к школе)

        Объектом моего проектирования являются - занятия будущих первоклассников.

Цели, которые я поставила перед собой:

1. Создание системы занятий для детей "Школы будущих первоклассников", которые обеспечат:

- Формирование положительной мотивации учения. (Создание ситуации успеха для каждого ученика.)

- Обучение и знакомство с основными школьными правилами.

- Создание положительного эмоционального климата в классе.

- Обучение детей способам снижения влияния своих страхов и стрессов.

-Научить мыслить, исследовать, анализировать.

-Научить принимать решения - самостоятельно и в классе  (в сотрудничестве).

-Учить принимать с уважением мнение другого человека, учить сочувствию.

Направления, по которым я буду работать:

1.Психологическая адаптация, или привыкание.

2. Освоение организационных навыков и умений для успешной учебы.

        Исходя из всего вышесказанного, я поставила задачи, которые буду решать:

* В игровой форме познакомить детей с правилами и нормами школьной жизни.

* Дать возможность получить новые впечатления, приобрести опыт общения друг с другом, формировать навык учебного сотрудничества.

* Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, воображение, развитие мелкой моторики пальцев.

* Знакомить с особенностями детей данного класса. Определять стартовые возможности  детей.

А за всем этим вытекают и принципы:

* Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

* Принцип всестороннего гармоничного развития личности.

* Принцип активного обучения

* Принцип непрерывности и последовательности.

* Принцип активности и наглядности.

А для этого я выбрала методы работы в "Школе будущего первоклассника":

- Стимулирование и мотивация;

- Коррекция и самокоррекция;

- Социальные пробы и ситуации;.

- Убеждение и самоубеждение.

        Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система.

        И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.

        Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.

        Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?- этот вопрос мне часто задают родители будущих первоклассников на родительских собраниях. На что я им отвечаю:

        В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.

        Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

        Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день.

        Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.

Искусство,  мастерство обучения

и воспитания лежит в том, чтобы раскрыть

силы и возможности каждого ребёнка,

дать им радость успеха в общественно полезном труде...

В.А.Сухомлинский

        Для изучения мотивационной готовности, желания ребёнка учиться в школе использую следующие критерии теста:

Оценка развития познания

Цель: определить уровень мотивационной готовности к школе,

            представления о школе и соотношение представления и желания

            учиться.

(Тест проходит путём собеседования)

-  Ходишь ли ты в садик?

-  Имеешь ли ты братьев и сестёр, которые уже ходят в школу?

-  Что рассказывали они тебе о школе?

-  Есть ли у тебя желание учиться в школе?

-  Зачем в школе звонок?

Мышление и разговорная речь

Цель: определить уровень развития мышления и развития речи ребёнка.

Содержание: Ребёнок составляет  рассказ по рисунку, описывает события, раскрывает содержание рисунка.

Раздаточный материал: серия рисунков.

Математические представления

Цель: Определить уровень словесно-логического мышления и уровень

            познавательной активности ребёнка.

Раздаточный материал: палочки для счёта.

1. Положи 4 палочки в правую сторону, а в левую - 6.

- Скажи, где больше? На сколько больше?

- Сделай так, чтобы палочек было поровну в обеих сторонах.

2. -  Карандаш короче, чем линейка?

    -  Кто выше Саша или Женя?

    -  Что тяжелее яблоко или вишня?

3. Сосчитай от четырёх до семи в прямом порядке, и от девяти до двух -  в обратном.

4. Назови соседей числа 3 и 8.

        Хочу обратить  внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере.

        У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами - к обучению. И пресловутое детское любопытство - тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность ребенка - один из лучших и эффективных "инструментов" его обучения.

        Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов - значит подавлять "пытливость его ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учебе. Особенно если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и продолжают подавлять.

        Вообще в процессе подготовки к школе включаю не только  дидактические, обучающие элементы, причем повторяемые в нескольких вариантах, во всевозможные игры, которые и есть  существенным шагом к пробуждению и закреплению интереса к школьной учебе. И даже в начальной школе продолжаю  обучение  детей  на уроках, которые имеют  характер определенной игры.

        Собственно, основной принцип успешной учебы был сформулирован еще в старой песенке: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!" И поэтому я стараюсь превратить в веселую игру выполнение тех же  нелюбимых заданий.

        То же самое делаю с принадлежностями для учебы. Чем больше вещь напоминает игрушку - тем более привлекателен для ребенка весь процесс, связанный с использованием этой вещи. Поэтому прошу родителей продолжать стимулировать интерес к учебе, купив ребенку красивый, яркий (причем необязательно дорогой) портфель, пенал или хотя бы ластик.

        Кстати, в таком процессе игры -  удовольствие от обучения, развивается и закрепляется, если хотите, на уровне безусловных рефлексов - причем, что важно, удовольствие не столько от получения каких-то знаний, сколько от умения ими активно пользоваться и их применять в реальной жизни.

        И потому еще одно из условий успешной учебы - явная применяемость знаний в реальных условиях (кстати, это действует на протяжении всех школьных лет). Когда ребенок чувствует, что получаемые знания не лежат мертвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, - это вновь и вновь мотивирует его получать  эти полезные знания.

        Еще одно условие успешного обучения - так называемое "обучение с конечной стадии". Скажем, для того, чтобы научить ребенка готовить (и чтобы этот процесс ему был приятен), вначале нужно научить накрывать на стол, подавая готовое блюдо. Потом научить раскладывать блюдо по тарелкам и накрывать на стол, потом - помешивать в процессе готовки, раскладывать по тарелкам и накрывать на стол, потом - наполнять посуду ингредиентами, помешивать, раскладывать, накрывать…

        Во всех случаях суть в том, что ребенок выполняет завершающую стадию процесса, как бы получая подтверждение, что у него "все получилось", видя результаты своего труда. Точно так же, если родители учат ребенка, к примеру, вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с того, что подыскивать подходящий корень или ветку, а с полирования готовой фигурки… И те элементы школьной программы, которые построены по такому же принципу - дают возможность сразу почувствовать какие-то успехи, ведя ученика от конца к началу - дают, как показывает практика, наиболее успешные результаты.

        И главное условие успешной учебы, которое я применяю - сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого "пытливого ума". Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот моя задача и родителей - эту пытливость поддерживать, а не подавлять.

        В действительности "Школа будущего первоклассника" должна произвести качественное обновление системы начального обучения. Она должна составить единое целое с последующими классами и одновременно, ввиду специфического возрастного состава детей, взять на себя также особые педагогические задачи - задачи психологической, моральной, социальной, умственной подготовки ребёнка к, так сказать, сложной профессии ученика. Эти выводы тоже составляют основу моей педагогической работы с шестилетними детьми.

        Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту работу. Каждое занятие в "Школе будущего первоклассника" должно быть осмыслено учителем как подарок детям. Каждое общение ребёнка со своим учителем должно вселять в него радость и оптимизм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии готовности ребёнка к школе

Перед поступлением в 1 класс, необходимо убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе....

критерии готовности ребёнка к школе.

Дорогие родители! Ваш ребёнок идёт в школу? Проверьте его готовность....

Что такое психологическая готовность ребёнка к школе?

Доклад к собранию для родителей будущих первоклассников...

Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?

Задания педагогической диагностики Как организовать  занятия с ребёнком  в домашних условияхи какова их продолжительность?Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к шко...

Готовность ребёнка к школе. Рекомендации родителям.

Данный материал поможет определить готовность ребёнка к школе и дать рекомендации родителям....

Готовность ребёнка к школе.

 Собрание для родителей будущих первоклассников....

Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".

Презентация поможет провести родительское  собрание психологу, учителю,   завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....