Статья на тему "Игровая деятельность учащихся как вид самостоятельной работы на уроках"
статья (3 класс) по теме

Кузина Екатерина Васильевна

Статья на тему "Игровая деятельность учащихся как вид самостоятельной работы на уроках"

Скачать:


Предварительный просмотр:

В учебнике «Психология», автором которого является В.А.Крутецкий, читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. слайд 1

Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность — вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания»

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить   учебный материал.

Чтобы активизировать деятельность учащихся на уроках, я применяю различные формы и методы обучения, ввожу элементы новизны, новый вид работы всегда вытекает из предыдущего, являясь его продолжением. Игры, элементы занимательности и неожиданности в сочетании с другими приемами способствуют формированию прочных знаний, умений и навыков

Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.

Игровая деятельность в учебном процессе позволяет  реализовать следующие цели:

-ДИДАКТИЧЕСКИЕ цели: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение знаний в практике, формирование  определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие   универсальных учебных действий,  развитие трудовых навыков;

-ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;

-РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие, внимания, памяти, речи, мышления (умения сравнивать,  сопоставлять,  находить аналогии), творческие способности, умение находить оптимальные  решения, развитие мотивации;

СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ: приобщение к нормам и    ценностям общества, адаптация  к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция,  обучение  общению. 

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять различные  действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры. Слайд 2 В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют  развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом .

Хочу обратить ваше  внимание именно на дидактические игры

 В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью  слайд3

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, 

Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Идея дидактической игры на уроке состоит в том, что учитель формирует учебную проблему или создает проблемную ситуацию, а учащиеся стараются решить эту проблему.

Например, возьмем урок русского языка.

1)Тема урока Фразеологизмы.

Игра «Путаница» слайд 4

Распутай нити, прочитай два выражения.

Золотые руки  Золотые слова

И уже после этого идет работа над тем,  как дети понимают значение таких выражений. Могут ли они сами привести примеры. И. т. Д.

З О Ы Т Л О Е 1 6 5 4 3 2 7

А Р Л И О У В 1 6 5 4 3 2 7 8 9 С К

Тема  Правописание ь на конце им. сущ. после шипящих

Игра «Заполни пустые клетки»

Класс можно разделить на 3 группы. Каждой группе даются карточки с пустыми клетками. Ребята должны записать название предмета в пустые клетки

Каждый ряд получает карточку и выбирает представителя. По сигналу, сидящие на передних партах вписывают одно слово в клетки верхней строки и передают карточку сзади сидящим ученикам и т.д. Заполненная карточка возвращается к представителю своего ряда, который исправляет ошибки, проверяет и отдает учителю. Учитель начинает задавать вопросы о том, что объединяет эти вопросы, чем они отличаются. Какой можем сделать вывод? Идет работа по теме урока. В таких играх дети учатся анализировать, обобщать, у них развивается зрительная память и т.д.

Игра «Чистая доска»

Детям очень нравится эта игра. Для ее организации перед объяснением нового материала на доске записывают вопросы. Они должны быть построены на материале новой темы. Учитель сообщает, что на протяжении урока учащиеся будут участвовать в игре: «Посмотрите на доску. Она заполнена различными вопросами. Отвечать на них будете в течение урока. Я время от времени буду спрашивать, готовы ли вы ответить на какой-либо вопрос. Если вы даете правильный ответ, то вопрос стирается. Задача в этой игре состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой.

Для рефлексии – те вопросы, которые стирали, достаем, вспоминаем их еще раз, отвечаем на них.

Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяются следующие игры: кроссворды, сканворды, ребусы. Применение игровых технологий на уроках позволяет вовлекать в работы всех детей. Даже слабые, стеснительные и не разговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и деятельность своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.

Например, на уроках литературного чтения можно поработать в группах на тему «Сочиняем волшебную сказку».

Примерный план работы:

  1. Определяемся, какой будет сказка.
  2. Вспоминаем ее признаки
  3. Придумываем главных героев сказки, сюжет;
  4. Вспоминаем, с какой фразы обычно начинаются сказки;
  5. Записываем ее или рисуем картинный план;
  6. Придумываем конец сказки, не забываем использовать слова и выражения, которыми обычно заканчиваются сказки.

Как результат, три волшебных сказки.

Уникальность игры в том, что именно игра и есть та деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, без которого невозможно никакое творческое проявление личности. Например, также в командах после прочтения стихотворения Чуковского дети в группах придумывали свои стихи-каламбур.

Такие же приёмы можно использовать и на уроках математики. Например, математическая сказка (пользуясь  математическими терминами, ученики их оживляют и придумывают замысловатый сюжет, в основе которого лежит какое-либо математическое действие), странички для любознательных (чаще всего провожу в командной игре).

Окружающий мир.

Тема: «Я пассажир, я велосипедист, я пешеход».

Дети в группах, опираясь на собственный жизненный опыт, предлагают варианты правил поведения. Потом каждая группа выступает перед классом. Ребята из других групп могут дополнять правила, могут оспаривать, возражать. Одновременно с правилами, ребята могут придумать и нарисовать условные знаки, обозначающие эти правила.

Проекты «Растения, животные, птицы и рыбы нашего края».

Ребятам очень нравится работать в группах, им очень интересно слушать своих одноклассников. Одновременно с обучающей, развивающей задачей решаются и воспитательные задачи. К примеру, умение работать сообща, поддерживая друг друга.

Игровые технологии, как вид самостоятельной работы, можно применять и во внеклассной работе (классные часы, тематические праздники, литературные гостиные и т.д.). Например, можно начать с того, что ученикам предлагается обвести свою ладошку и на каждом пальчике написать, как они понимают слово «мир» и что оно для них значит. После этого каждый из них выходит к доске и приклеивает свои ладошки, как крылышки к голубю мира и рассказывает то, что он написал. Потом мы всем классом приходим к выводу, что же такое мир и что он для всех нас значит.

Как продукт, у нас получился вот такой вот голубь мира. Каждый ребенок  внес частичку себя, каждый задумался над этим словом.

Можно было бы просто спросить ребят о том, как они понимают знание этого слова, а можно это и обыграть.

Таким образом, используя игровые приемы на уроке или на любом этапе урока можно раскрасить, сделать ярче и удивительнее весь процесс обучения. Игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, реализуют творческий потенциал учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения».

Данная работа представляет собой обобщение моего педагогического опыта в рамках заявлееной темы. Точно и подробно описана система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формиро...

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»

«Самостоятельная работа на уроках как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС второго поколения»...

Статья: "Организация самостоятельной работы на уроках русского языка как средство развития познавательной активности учащихся".

Материал полезен на уроках русского языка для развития творческой и познавательной активности учащихся....

Статья на тему: "Самостоятельная работа на уроках математики в начальной школе"

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и сформирование универсальных учебных действий в ...

Статья "Групповая и самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство мотивации личностного развития"

Задача современной школы – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Секрет успешности – формирование коммуникативных навыков. Если мы не хотим приучи...

Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики

Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики. Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся...

Правила организации самостоятельной деятельности учащихся при выполнении домашней работы.

Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих сп...