Тематическое планирование Модуль «Основы православной культуры» 4 класс.
календарно-тематическое планирование на тему

Модуль «Основы православной культуры» 4 класс. под ред. Т. Д.Шапошникова, К. В. Савченко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orkse_4klass_pravoslavie.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики « Модуль «Основы православной культуры» разработана для обучения в 4 классе МКОУ «Тогульская основная общеобразовательная школа»  составлена на основе:

1. Требований ФГОС НОО (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В. А.Тишков] – М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

3. Рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» / авт.-сост. Т. Д.Шапошникова, К. В. Савченко. – М.: Дрофа, 2013

  В авторскую программу изменения не внесены.

Цель: проведения занятий является  духовно - нравственное развитие и

воспитание младших школьников посредством их приобщения к российской

духовной  традиции.  Традиционные  ценности,  усваиваемые  обучающимися,

являются  для  них  средствами  осознанного  различения  добра  и  зла.

Первоисточником духовной традиции в религиозном значении является Бог,

а  в  светском  –  морально-нравственный  опыт  предшествующих  поколений,

культура народа.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются:

1.Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе  в рамках ценностного подхода.

2.Основной методологический принцип реализации курса – культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно-методического комплекта культура понимается как духовное и материальное богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ, их обычаи, традиции и верования.

3.Воспитание  толерантного, уважительного отношения к «другим»  через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше понимать  не только окружающих людей, но и через них -  самого себя.

4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования – постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно адаптироваться в нем, ориентироваться  в ситуациях.

При подготовке и проведении урока учитель должен понимать следующее:

  • зачем и почему следует изучать основы религиозной культуры и светской этики в школе;
  • что является содержанием данного предмета;
  • как можно рассматривать факты религиозной культуры, не нарушая при этом принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе современного школьного обучения.

При этом личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция «недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения.

Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на некоторые ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с учащимися на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их повседневного поведения. При адекватном наполнении и функционировании образовательной среды учитель вправе ожидать следующих результатов, которые составляют важную часть диалоговых межконфессиональных компетенций личности: 

- понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития человечества, что уважение его является фактором развития демократических и гражданско-правовых основ жизни российского общества;

- понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из многих равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе;

- потребность в общении с представителем иной религиозно-культурной традиции, стремление интегрировать усилия в решении общих задач;

- мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно-культурной традиции;

- стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки находить компромиссные решения выхода из конфликта, толерантное отношение к одноклассникам, к другим людям;

- развенчивание устойчивых стереотипов в отношении носителей этих традиций;

- определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского сообщества;

- осознанное моделирование возможных действий в нём, участие в мероприятиях по социальному проектированию и улучшению реальных отношений в социокультурной среде;

- существенные изменения в сознании самого учителя, которые могут стать факторами его профессионального и личностного совершенствования.

 Направленность внимания обучающихся на самокоррекцию является важным фактором повышения качества обучения навыкам межкультурного и межконфессионального диалога.

Преподавание данного курса предполагает решение учителем на уроке не только познавательных, но и популяризаторских задач:

- точное, корректное и достаточное занимательное представление учащимся многообразие религий, существующих в мире;

- рассказ об истории их возникновения, географии распространения, основателях и пророках;

- освещение особенностей учений различных религий (в первую очередь нравственной составляющей этих учений);

- описание религиозных традиций, культуры, а также духовного и церковного искусства (если оно существует).    

Важным условием успешности организации образовательного процесса является использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы, исключающее монолог учителя. Это такие методы, в которых взаимодействие между участниками диалога рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения: беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры.

На уроке рекомендуется использовать: выдержки из биографий религиозных деятелей, литературных произведений, трудов учёных, статей и книг глав и активных деятелей  различных конфессий; репродукции,  макеты культовых сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры, сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы любительских фотографий, анкеты.

На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. Качество воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно современным и технически совершенным. Следует помнить, что музыкальный и изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в курсе ОРКСЭ, непривычен и малопонятен для большинства школьников.

На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно исключить, без ущерба для понимания. Манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Не следует бояться обозначать спорные проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности драматизировать изложение материала.

Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую среду в учебных целях. Например, рассказ о православии будет эффективнее и интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храма (экскурсией). В ходе такой мини–экскурсии следует заострить внимание учащихся на внешнем и внутреннем виде осматриваемого объекта. При этом нелишне учитывать, что храм является культовым сооружением, где идут богослужения, а следовательно любая экскурсионная или учебно-познавательная деятельность в нём или вокруг него должна быть максимально деликатной и тактичной.

Некоторые уроки по курсу могут проводиться на природе, в окружении архитектурных и исторических памятников. Краеведческий элемент будет способствовать решению еще одной  задачи – воспитания уважительного и бережного отношения к старине, отечественному религиозному и культурному наследию.

Преподаватель должен позаботиться о комфортной среде обучения, аудиториях для игровых занятий. Организация учебного пространства является важнейшей составляющей, которая обусловливает эффективность интерактивного обучения: диалогичные формы взаимодействия предполагают, что собеседники обращены лицом друг к другу, поэтому мебель должна быть расставлена таким образом, чтобы имелась возможность визуального контакта участников, преподавателя, их свободного перемещения в аудитории.

Учёт возрастных и психологических особенностей той возрастной группы учащихся (учащимися 4-5 классов). Дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других людей.

Содержание комплексного учебного курса ОРКСЭ, модуля «Основы православной культуры» 4 класс (34 часа)

Раздел 1. Знакомство с новым предметом

  Россия как государство. Россия как часть планеты Земля.

Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич».

Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.          Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов,   населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.

Раздел 2. Введение в православную культуру

             Урок 3. Колокола

Основное содержание: колокольный звон — один из символов русской культуры.

Различные виды колокольных звонов на Руси. Традиции колокольного  звона на Руси.

Колокол в светской жизни России. Значение колокольных звонов в русской истории.

Отношение к колоколам в русской традиции. Искусство изготовления колоколов. Место колокольного звона в русской классической музыкальной культуре.

Колокола как атрибут церковной жизни. Виды церковных колоколов. Колокольня и звонница. Москва — город «сорока сороков».

Вариативное содержание: строение колокола и приемы колокольного звона.

Основные понятия: колокола, колокольный звон, церковь, колокольня, звонница.

Учебно- исследовательская и проектная деятельность: история колоколов.

           Урок 4. Православный храм

Основное содержание: храм — дом Божий. Традиции строительства храмов на Руси.

Храмы как произведения архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Вариативное содержание: каноны строительства храма. Основные понятия: храм, церковь, собор, часовня.

Словарная работа: архитектура, шедевр.

Учебно-  исследовательская и проектная деятельность: история строительства какого-либо православного храма (в месте проживания учащихся).

Внеурочная деятельность: знакомство с православной архитектурой (экскурсия).

        Урок 5. Как христианство пришло на Русь. Православие Основное содержание: принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси.

Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире.

Православие как традиционная религия России.Вариативное содержание: христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе.

Основные понятия: христианство, Библия, православие, Крещение Руси.

Межмодульные связи: традиционные религии.

           Урок 6. Жизнь Иисуса Христа

Основное содержание: Евангелие. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало пропо-

веднической деятельности. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа.

Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение.

Апостолы и их проповедническая деятельность.

Вариативное содержание: четыре Евангелия и евангелисты.

Основные понятия: Евангелие, Мессия, Благовещение, Рождество, распятие, Воскресение, Вознесение, апостолы.

Словарная работа: пророк.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: деяния апостолов.

               Урок 7. Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

Основное содержание: святые в христианской традиции.Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет.

Вариативное содержание: апостол Андрей Первозванный и его особое почитание на Руси.

Основные понятия: святые, добродетельная жизнь, славянская азбука, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет.

Межмодульные связи: Библия и Тора.

Словарная работа: равноапостольный.

              Урок 8. Не совсем обычный урок

Основное содержание: вечные вопросы человечества.

Монашество в православной традиции. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности.

Основные понятия: монах, отрок, вечные вопросы человечества.

Словарная работа: диалог.

                   Уроки 9, 10. О душе

Основное содержание: представления о душе в православии. Бессмертие души, разум, свобода воли и дар слова как отражение в человеке образа Бога по христианским представлениям. Уникальность и неповторимость человеческой души. Свобода воли и проблема выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки.

Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.

Вариативное содержание: ситуации нравственного выбора в повседневной жизни людей.

Основные понятия: душа, свобода воли, выбор.

Межмодульные связи: этические проблемы и нравственный выбор; нравственные основы человеческих взаимоотношений.

Словарная работа: душевный, бездушный, словосочетания со словами, однокоренными слову «душа».

                                         Раздел 3.Храм — дом Божий на земле

                Урок 11. Как вести себя в православном храме

Основное содержание: значение храма в жизни православных верующих. Правила поведения в храме. Храм как культурно-историческое наследие. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Строительство новых храмов. Вариативное содержание: работа архитекторов реставраторов и художников-реставраторов по восстановлению шедевров православной архитектуры.

Основные понятия: храм, церковь, крестное знамение.

Межмодульные связи: священные сооружения раз личных религий и правила поведения в них.

Словарная работа: реставрация.

Учебно- исследовательская и проектная деятельность: история реставрации православного храма.

Внеурочная деятельность: посещение реставрационной мастерской (по возможности).

            Урок 12. Не совсем обычный урок. Внутреннее строение и убранство храма

Основное содержание: внутреннее строение храма.

Притвор. Средняя часть. Иконостас. Традиционное расположение икон в иконостасе.

Царские врата и алтарь. Символическое значение престола. Облачение церковно- и священнослужителей. Вариативное содержание: духовная семинария.

Основные понятия: притвор, канун, аналой, икона, иконостас, царские врата, алтарь, престол.

Словарная работа: икона.

Внеурочная деятельность: посещение храма.

         Урок 13. Православная молитва

Основное содержание: молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы.

Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих.

Молитвы в повседневной жизни православных верующих.Православная молитва перед учением.

Вариативное содержание: церковнославянский язык. М. Ю. Лермонтов «Молитва» («В минуту жизни трудную...») и стихотворения-молитвы русских поэтов.

Основное понятие: молитва.

Межмодульные связи: молитвы в различных религиозных культурах.

Словарная работа: ангел-хранитель, молитва.

                Урок 14. Фреска и икона

Основное содержание: фрески и иконы в храме.

Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок.

Икона как особый священный предмет для православных верующих. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России.

Вариативное содержание: Андрей Рублев.

Основные понятия: фреска, икона, киот, лампада, красный угол, иконописец.

Словарная работа: красный угол.

Учебно- исследовательская и проектная деятельность:

Дионисий и Андрей Рублев.

               Урок 15. Отличие иконы от картины

Основное содержание: назначение иконы. Реалистичное изображение людей, природы и предметов на картине. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.

Вариативное содержание: особенности изображения пространства на картинах художников-реалистов и иконах.

Основные понятия: символ, символика, фигура, цвет, свет, пространство.

Словарная работа: искусствовед, символ.

Учебно- исследовательская и проектная деятельность: создание виртуальной галереи «Шедевры иконописи».

Внеурочная деятельность: посещение музея.

                Урок 16. Образ Христа в искусстве

Основное содержание: образ Иисуса Христа в русском и зарубежном изобразительном искусстве, музыке, литературе. И. Н. Крамской «Христос в пустыне».В. М. Васнецов «Распятие Христа». М. В. Нестеров «Воскресение».

Вариативное содержание: искушения Иисуса Христа в пустыне.

Основные понятия: образ, впечатление.

Словарная работа: деталь.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: оформление выставки «Образ Христа в изобразительном искусстве».

Внеурочная деятельность: посещение музея изобразительных искусств.

             Урок 17. Православные традиции и семейные ценности. «Семья — малая церковь»

Основное содержание: семья — малая церковь.

Основа семьи в православной традиции. День семьи, любви и верности — светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели. Притча о блудном сыне.

Вариативное содержание: П е т р  и  Ф е в р о н и я  М уромские — покровители брака в православной традиции.

Основные понятия: семья, служение, послушание, смирение, добродетель.

Межмодульные связи: ценность семьи в различных религиозных культурах.

Словарная работа: добродетель, притча.

Творческая работа: открытка ко Дню семьи, любви и верности.

                                         Раздел 4. Православные праздники

        Урок 18. Календарный год в православии

Основное содержание: православный календарь и его отличие от светского. Религиозные праздники. Православные праздники. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. История праздника. Особое значение праздника Покрова в русской православной традиции. Храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Народные приметы, связанные с праздником

Покрова.

Вариативное содержание: история календаря. Различные системы летоисчисления. Двунадесятые праздники Русской Православной Церкви. Основные понятия: календарь, религиозные праздники, Покров Пресвятой Богородицы.

Словарная работа: юлианский и григорианский календарь.

Межмодульные связи: религиозные праздники.

Учебно- исследовательская и проектная деятельность: дни поминовения святых Русской Православной

Церкви; храмы, построенные в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

                Урок 19. Рождество. Крещение

Основное содержание: праздник Рождества Христова. Евангельская история Рождества. Традиции празднования Рождества в русской православной культуре. Рождественские рассказы и сказки. Святки. Народные святочные традиции. Праздник Крещения Господня. Евангельская история Крещения Господня. Традиции празднования Крещения в русской православной культуре.

Вариативное содержание: Великое освящение воды в праздник Крещения Господня. Рождественские рассказы и сказки.

Основные понятия: Рождество Христово, Сочельник, Святки, Крещение Господне.

Словарная работа: Иоанн Предтеча.

Творческая работа: открытка к празднику Рождества; иллюстрация к рождественскому рассказу или сказке.

Учебно- исследовательская и проектная деятельность: традиции двунадесятых праздников в русской православной культуре.

                   Урок 20. Пасха

Основное содержание: Пасха — главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.

Вариативное содержание: пасхальные яйца; предание о традиции красить яйца на Пасху. Фрагменты из романа И. А. Шмелева «Лето Господне».

Основные понятия: Пасха, Великий пост, крестный ход.

Межмодульные связи: традиционные праздники в различных религиозных культурах.

Словарная работа: Пасха.

Творческая работа: раскрашивание пасхальных яиц.

                           Раздел 5. Духовные ценности православия

                Урок 21. Чудо. Таинства

Основное содержание: чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию.

Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения

в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции.

Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.

Вариативное содержание: таинство священства. Таинство елеосвящения.

Основные понятия: чудо, таинство, крещение, миропомазание, покаяние, причащение.

Словарная работа: чудо, елеосвящение, священство.

               Урок 22. Христианские заповеди. Совесть

Основное содержание: божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу.

Заповеди об отношении человека к себе и другим людям.

Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия.

Вариативное содержание: любовь к себе и другим в христианском понимании. Основное понятие: заповеди.

Межмодульные связи: заповеди в религиозных культурах; понятие совести в религиозной и светской этике.

Словарная работа: заповедь.

                Урок 23. Любовь

Основное содержание: любовь в христианском понимании. Многообразие проявлений любви. Жертвенность как основа любви. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Защита Родины. Пример земной жизни Иисуса Христа как выражение высшей меры любви в христианской системе ценностей.

Вариативное содержание: апостол Павел о любви.

Основные понятия: любовь, жертвенность, благотворительность, милосердие.

Межмодульные связи: милосердие и благотворительность в религиозных культурах и светской этике.

Словарная работа: жертвенность, благотворительность.

Творческая работа: поделка «Как люди выражают свою любовь».

Учебно-исследовательская и проектная деятельность: герои-святые Русской Православной Церкви; деятельность православных благотворительных организаций.

                Урок 24. Не совсем обычный урок. Прощение

Основное содержание: прощение как христианская добродетель. Обида и прощение. Умение прощать в повседневной жизни людей. Прощение через любовь к людям.

Вариативное содержание: христианская этика о прощении.

Основное понятие: прощение.

Словарная работа: аргумент.

                               Раздел 6. Жизнь по заповедям

               Урок 25. Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта

Основное содержание: преподобный Серафим Саровский. Детство Прохора Мошнина, чудо спасения при падении с колокольни и чудо исцеления. Монашеская жизнь Серафима. Отшельничество и столпничество. Предания о жизни Серафима в лесу. Предание о Серафиме и разбойниках. Доброта. Деяния Серафима Саровского.

Вариативное содержание: жития святых, их место и значение в православной культуре.

Основные понятия: житие, отшельник, столпничество.

Словарная работа: отшельник, келья.

Творческая работа: сочинение-миниатюра «Легко ли быть добрым».

              Урок 26. Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие

Основное содержание: милосердие как нравственное качество и христианская добродетель.

Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Помощь неимущим и спасение погибающих. Предание о Николае Чудотворце и воре. Традиции почитания Николая Чудотворца на Руси.

Вариативное содержание: предание о спасении русского князя и явлении иконы святого Николая.

Основные понятия: христианские добродетели, милосердие.

Словарная работа: милосердие.

             Урок 27. Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие

Основное содержание: детство Сергия. Чудо с просфорой. М. В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею». Монашество Сергия. Отшельничество и жизнь в лесу. Основание Троице-Сергиевой лавры. Труды Сергия в монастыре. Почитание Сергия Радонежского в русской православной традиции.

Вариативное содержание: труды Сергия Радонежского по укреплению Руси и благословение русского войска на Куликовскую битву.

Основные понятия: монашество, отшельничество, трудолюбие, патриотизм, патриот.

Словарная работа: просфора.

             Уроки 28, 29. Не совсем обычный урок. Монастыри. Жизнь по заповедям

Основное содержание: внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Монастыри в истории Древней Руси. Защитные функции монастыря в военное время. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия.

Вариативное содержание: история монашества и строительства монастырей на Руси.

Основные понятия: монастырь, монастырский устав, послушание, лавра, монах, инок, скит, игумен, игуменья, архимандрит.

Словарная работа: послушник.

Учебно- исследовательская и проектная деятельность: православные монастыри (наиболее известные или расположенные в местах, где проживают учащиеся), их история и архитектурно-художественная ценность.

Внеурочная деятельность: посещение монастыря.

              Урок 30. Не совсем обычный урок. Жизнь современной Православной Церкви

Основное содержание: Церковь как общность православных христиан.

Священнослужители и церковнослужители Русской Православной Церкви и их обязанности. Церковные службы. Просветительская и благотворительная деятельность современной Русской Православной Церкви. Участие церкви в жизни верующих. Участие верующих в жизни своего прихода.

Вариативное содержание: выражение причастности человека к церкви в повседневной жизни.

Основные понятия: приход, община.

Словарная работа: священно- и церковнослужители, кадило.

Основные требования к уровню подготовки учащихся   4 класса.

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

будут знать:

• историю возникновения христианства на Руси;

•основы христианского образа жизни, мировоззрения;

• роль православной культуры в судьбе России;

•православные  культурные,  духовные    традиции  и  ценности  русского  народа;

• образцы  церковной  архитектуры  и  живописи,  церковной  музыки  и пения.

                                                   

будут уметь:

•соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт;

•  формулировать вопросы, обобщать информацию, делать выводы;

• делать осознанный нравственный выбор;

• связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы;

• обнаруживать  тесную  связь  духовной  жизни  конкретного  человека  и жизни всего человечества.

Тематическое планирование «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы православной культуры» 4 класс.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Основные понятия/

словарная работа

Вид контроля

Знакомство с новым предметом (2 ч). 1 четверть.

1

«Россия — наша Родина»

1

Родина, государство, образ мирового дерева, семья, родословное древо

2

«Духовные ценности человечества. Культура. Религия»

1

Культура, духовные ценности,

Религия, вера, язычество, этика, философия, нравственный закон, традиции, обычаи

текущий

Введение в православную культуру (8 ч).

3

Колокола

1

Колокола, колокольный звон,

церковь, колокольня, звонница.

текущий

4

Православный храм

1

Храм, церковь, собор, часовня,

архитектура, шедевр

текущий

5

Как христианство пришло на Русь. Православие

1

Христианство, Библия, православие, Крещение Руси, грех

текущий

6

Жизнь Иисуса Христа

1

Евангелие, Мессия, Благовещение, Рождество, распятие, Воскресение, Вознесение, апостолы, пророк

текущий

7

Библия и Евангелие. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

1

Святые, добродетельная жизнь,

славянская азбука, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет.

текущий

8

Библия в христианской культуре.

1

Монах, отрок, вечные вопросы человечества, диалог

текущий

9 -

10

О душе

2

душа, свобода воли, выбор; душевный, бездушный

текущий

Храм- дом Божий на земле (7 ч).

11

Как вести себя в православном храме

1

Храм, церковь, крестное знамение, реставрация

текущий

12

Внутреннее строение и убранство храма

1

Притвор, канун, аналой, икона,

иконостас, царские врата, алтарь, престол, икона

текущий

13

Православная молитва

1

Ангел-хранитель, молитва

текущий

14

Фреска и икона

1

Фреска, икона, киот, лампада,

красный угол, иконописец

текущий

15

Отличие иконы от картины

1

Символ, символика, фигура, цвет, свет, пространство, искусствовед, символ

текущий

16

Образ Христа в искусстве

1

Образ, впечатление, деталь

текущий

3 четверть.  (10 ч)

17

Православные традиции и

семейные ценности. «Семья – малая церковь»

1

Семья, служение, послушание,

смирение,

добродетель, притч

текущий

Православные праздники (3 ч).

18

Календарный год в православии

1

календарь, религиозные праздники, Покров Пресвятой Богородицы, юлианский и григорианский календарь

текущий

19

Рождество. Крещение

1

Рождество Христово, Сочельник, Святки, Крещение Господне, Иоанн Предтеча

текущий

20

Пасха

1

Пасха, Великий пост, крестный ход

текущий

Духовные ценности православия (4 ч).

21

Чудо. Таинства

1

Чудо, таинство, крещение, миропомазание, покаяние, причащение, елеосвящение, священство

текущий

22

Христианские заповеди. Совесть

1

Заповедь

текущий

23

Любовь

1

Любовь, жертвенность, благотворительность, милосердие

текущий

24

Прощение

1

Прощение, аргумент

текущий

Жизнь по заповедям (6 ч).

25

Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта

1

Житие, отшельник, столпничество, келья

текущий

26

Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие

1

христианские добродетели, милосердие

текущий

4 четверть.  (8 ч)

27

Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие

1

Монашество, отшельничество,

трудолюбие, патриотизм, патриот;

просфора

текущий

28-29

Монастыри. Жизнь по заповедям

2

Монастырь, монастырский устав, послушание, лавра, монах, инок, скит, игумен, игуменья, архимандрит, послушник

текущий

30

Жизнь современной Православной Церкви

1

Приход, община,

священно- и церковнослужители, кадило

текущий

Заключение (4 ч).

31-34

Итоговая              

презентация

результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся

4

Самостоя

тельная работа

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  Методические пособия для учащихся:

  1.  «Основы православной культуры» учебник для общеобразовательных  учреждений 4 класс (4-5 классы), под редакцией Т. Д. Шапошниковой, М.: Дрофа, 2013.

Учебно-методические пособия для учителя:

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс (4–5 классы). Рабочая программа для общеобразовательных учреждений /авт. – сост. Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие

И. Н. Каиль, В. В. Матвеева, С. А. Процкая. – М.: Дрофа, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование. ОРКСЭ. Основы Православной культуры 4 класс

Календарно-тематическое планирование по Основам Православной культуры с УУД....

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России», модуль «Основы православной культуры». Класс 4.

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,  модуль «Основы православной культуры».  Класс 4....

Календарно-тематическое планирование по основам православной культуры, 4 класс

Календарно-тематическое планирование по основам православной культуры, 4 класс...