Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    Урок русского языка по теме: "Причастие как часть речи"

    Урок предназначен для изучения нового материала по теме :"Причастие как часть речи"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Урок русского языка20.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка

    ТЕМА: «Причастие как часть речи»

    ЦЕЛЬ УРОКА:

    познакомить уч-ся с отличительными признаками причастия как части речи

    Задачи:

    • формировать умение отличать причастие от глагола и прилагательного;

    • продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками;.

    • развивать внимание уч-ся;

    • р/р. Уметь строить предложения, подбирать прилагательные и причастия к заданным         словам, соблюдая речевое дыхание.

    Обор-ние: учебники, тетради, карточки, презентация.

    Реч.мат: грамматические признаки  причастий, основы причастий, самостоятельная часть    речи.

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент

    –Здравствуйте! Садитесь!

    -Как вы меня слышите?

    2. Речевая зарядка

    Пра-про-пру-

    Про-пра-при-

    При-при-

    При-причас-

    При-при-причастие

    Причастие прошедшее

    Будем изучать  причастия настоящего, прошедшего и будущего времени.

    1. Сбор тетрадей с домашним заданием

          (фронтальная проверка)

    4. Чтение текста, записанного на доске

    Школьная примета

    Прошло уже четыре дня, а мне всё вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два берёзовых листка, которые пожелтели.

    Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. Любопытные листики и решили заглянуть туда, путешествуя по воздуху.

    Что ж?! Они попали по адресу. Ведь скоро в школу. А это значит, что наступила осень.

    (Ф. Нестеров)

    — Какое настроение навевает текст?

    — Какова тема текста?

    — Найдите олицетворение?

    — Объясните орфограммы в тексте.

    5. Работа по изучению нового материала.

    — Выделите фразу два берёзовых листка, которые пожелтели, что в ней не так?

    — Как следовало бы изменить фразу, чтобы текст получился красивым?

    — На самом деле эта фраза в тексте звучит так: два пожелтевших берёзовых листка.   Какой вариант вам кажется наиболее удачным?

    Запишите более удачный вариант.

    — Какой частью речи является слово пожелтели?

    — Перечислите все морфологические признаки этого глагола.

    — Что обозначает глагол?

    — Сравните слова берёзовые и пожелтевшие? Какою частью речи является слово берёзовые?

    — Каково её значение?

    — Как вы думаете, можно ли отнести слова берёзовые и пожелтевшие к одной части речи, а пожелтевшие и пожелтели?

    — От какого слова образовано пожелтевшие?

    — На какой вопрос оно отвечает?

    — Попробуйте сами определить, что оно обозначает?

    Запись в тетрадях

    — Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое — временный?

    — Выделите основы в данных словах (основа одна и та же: пожелте, -вш- и -л- формообразующие суффиксы).

    — Какой Общий характерный признак есть у слов: пожелтели и пожелтевшие? (прошедшее время)

    — Что же называется причастием? Сделаем вывод.

    ПОЖЕЛТЕВШИЕ                                      от ПОЖЕЛТЕЛИ, ПОЖЕЛТЕТЬ

           причастие                                                            глагол

    Чтение параграфа на стр. 25.

    — Считаете ли вы причастие самостоятельной частью речи? Обоснуйте своё мнение.

    6.Закрепление изученного материала.

    А) Работа по заданию учителя.

    Задание 1. Найдите среди данных слов причастие. Ученики записывают с карточки группы слов, подчёркивают в них нужное слово, доказывают, пользуясь правилом, почему они выбрали именно его.

    Стройка, строящий, строили, построй; передать, передавая, передаваемый, передали; двигает, движимый, двигательный, движок; пилящий, пилить, пилка, выпиливать.

    Задание 2. Игра.

    Учитель называет любое существительное (например, снег), ребята должны подобрать и записать к нему как можно больше определений. Слова нужно записывать в два столбика: в первый — прилагательные, характеризующие предмет; во второй — причастия.

    Например: снег.

    чистый

    свежий

    глубокий

    старый

    мокрый

    рыхлый

    белеющий

    сверкающий

    липнущий

    кружащийся

    искрящийся

    сыплющий

    Б) Работа с разноур. мат-лом.

    Карт.№1 (**)

    Задание 1. Запишите предложения с доски, выберите предложения с причастиями.

    1. По небу катится тонким колесом позолочённый месяц. 2. Солнце позолотило крыши домов. 3. Ваня сильно испугался, увидев такого огромного человека. 4. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись в высь. 5. Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень. 6. В этом году сад особенно разросся. 7. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой. 8. Уж небо осенью дышало.

    — Определите время причастий.

    — Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся.

    — Определите главные слова в словосочетаниях, просклоняйте устно одно словосочетание, что вы заметили?

    Карт.№2 (*)

    *3адание 1. Составьте из слов, записанных на доске, предложения, образовав от одного из глаголов причастия и согласовав его с существительным в нужном падеже.

    Чернеть, вдали, к лесу, вела, прямая, дорога, просёлочная. Дорогам, заросли, скрипели, травой, чёрным, колёса, по. Сорвать, нами, мы, раскладывать, и, травы, и, сушить, цветы. За, был, бурьяном, домом, колодец, зарасти. Лес, осветить, солнце, лучами, в, вошли, мы, осеннего.

    — Объясните орфограммы, подчеркните в предложениях грамматические основы, выделите основы образованных причастий, разберите по составу выделенные слова.

    Б) Работа по учебнику.

    Упр. 54 (письменно), выполните фонетический разбор слова ночующий, подберите к нему однокоренные слова.

    7. Выводы по уроку

    — Что называется причастием?

    — Какие вопросы задаются к прилагательному, глаголу, причастию?

    — Что обозначают глагол, причастие, прилагательное?

        (работа по развитию внимания)

    Запись в тетради

    ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ                                              ГЛАГОЛ

    признак предмета                                            действие предмета

                                              ПРИЧАСТИЕ

                                           признак действия

    8. Домашнее задание

    Выучить правило, упр. 56


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка. Имя прилагательное как часть речи.

    Это урок объяснения нового материала. Цель которого познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи;развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;вос...

    Урок русского языка. Имя прилагательное как часть речи.

    Цели:Образовательные – усовершенствование знаний учащихся об имени прилагательном как части речи: обобщённом лексическом значении прилагательных, их  изменении  по родам, числам и ...

    Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

    Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....

    Урок русского языка"Разбор глагола как части речи"

    Урок русского языка по ФГОС ,с использованием метапредметных УУД...

    Урок русского языка"Разбор глагола как части речи"

    Урок русского языка по ФГОС ,с использованием метапредметных УУД...