Рабочая программа. Постановка сказок народов России
рабочая программа (2 класс) по теме

Забелина Екатерина Дмитриевна

Рабочаяя программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа
 по внеурочной деятельности

Наименование программы «Постановка сказки народов России»
Класс: 2
Срок реализации: 2 месяца
Ф.И.О. разработчика программы:
Трофимова Е.

Челябинск, 2014

Пояснительная записка


Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только основного и среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека. Цель деятельности начального общего образования заключается в создании условий для развития, воспитания личности младшего школьника и достижения им планируемых результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два-три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. Ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Работая много лет с младшими школьниками, я заметила, что с каждым годом становится все больше детей, которые не знают и не любят читать сказки, отечественным детским художественным и мультипликационным фильмам предпочитают американские, японские и т.д., среди которых есть, безусловно, и высокохудожественные, но большинство не отличаются ни эстетикой, ни нравственностью. Просто то, что плохо, мы, взрослые, не смотрим, а дети еще не в силах отличить и поэтому смотрят все подряд.

В связи с этим мы разработали программу внеурочной деятельности «Постановка сказки народов России».

Актуальность программы. Современные дети умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие – компьютерные игры. Дети не любят читать, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Поэтому целью программы внеурочной деятельности «Постановка сказки народов России» стало нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.

Предлагаемое тематическое планирование кружковых занятий, включает в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство. Программа составлена для 7-8-летних детей сроком на 2 учебных месяца из расчета 1 час в неделю, всего 8 часа.

Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, инсценировка.

Цель программы:

- формировать представления о народах Российской Федерации, об их общей исторической судьбе;
- развивать интерес к содержанию и значению государственных праздников;
- воспитывать уважение к семье, городу, стране;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- любить свой край и свой Отечество, уважать свой народ и культуру.

Задачи программы:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

- занимательность;

- сознательность и активность;

- наглядность;

- доступность;

- связь теории с практикой;

- деятельностный подход;

- личностно-ориентированный подход.

Структура занятий:

  1. Беседа, рассказ учителя/учащихся
  2. Слушание.
  3. Походы в музей.
  4. Анализ сказок народов мира.
  5. Создание декораций и костюмов.
  6. Привлечение в работу родителей
  7. Творческое задание: инсценировка одной из сказок.

Методическое обеспечение программы

1. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;

2. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;

3. Использование интернет-ресурсов:

Межпредметные связи на занятиях:

  • с уроками литературного чтения: слушание и различные виды чтения, пересказ, инсценирование;
  • с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование сказок,  других творческих  работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; 
  • с уроками технологии: изготовление поделок к сказкам, различных элементов по темам проектов.

Личностные  и  метапредметные результаты

Результаты

Формируемые  умения

Средства формирования

Личностные

- Формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,

- развитие критического и творческого мышления.

- Организация на занятии парно-групповой работы

Регулятивные

- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные

- Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;

- основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Коммуникативные

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Планируемые результаты работы по программе

К концу обучения учащиеся должны знать:

- сказки разных народов России;

- историю малой Родины;

- признаки сказки как жанра;

- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)

- правила работы с красками, пластилином, ножницами.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;

- иллюстрировать услышанное или прочитанное;

- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;

- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;

- определять главную мысль сказки и поучительную ценность;

- работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.

 

Методическое литературное обеспечение:

Дополнительная литература для детей:

Интернет-ресурсы для детей:

Материально-техническая база:
- компьютер;
- выход в интернет;
- проектор;
- канцелярские принадлежности;
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

Кадровое обеспечение:
-
педагоги школы, реализующие программу;
- библиотекарь;
- работники ДДТ;
- работники Областного художественного музея;
- работники театров.

Тематическое планирование.

№ по порядку

Тема занятия

Всего часов

Теоретичес-
ких

Практичес-
ких

УУД

1

«Моя малая родина»

1

1

Воспринимать речь   непосредственно обращенную к учащемуся.

2

«Мы идём в гости в музей»

1

1

Воспринимать новую информацию.

3

«Сказки народов России»

1

1

Воспринимать речь   непосредственно обращенную к учащемуся. Воспринимать новую информацию.

4

«Сказки народов моей малой Родины»

1

1

Воспринимать речь   непосредственно обращенную к учащемуся. Воспринимать новую информацию.

5

«Мы выбираем сказку»

1

1

Приводить убедительные доказательства; оформлять диалогическое высказывание.

Развивать лидерские способности. Правильно работать в группе, слушать других и учитывать их мнение.

6

«Мы теперь актёры!»

2

2

Овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом; старается применить по назначению приобретенные художественные способности.

7

«В гостях у сказки»

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая программа "Подвижные игры народов России"

С помощью этой игровой программы, расчитанной на 25-30 минут, дети познакомятся с играми некоторых народов России и научатся  в них играть....

Рабочая программа по Культуре народов РС(Я) 3 класс

Рабочая программа по Культуре народов РС(Я)по учебнику "Ебугэ угэьэ" 3 классв неделю 1 час, за год 34 ч....

Рабочая программа по Культуре народов РС(Я) 2 класс

Рабочая программа по Культуре народов Республики Саха (Якутия)по учебнику "Ебугэ угэьэ"в неделю 1 часа, за год 34 год...

Рабочая программа "Этнография русского народа"

Начальный этап ознакомления с этнографией тесно связан с посещениями Этнографического музея Санкт-Петербурга.По договоренности с музеем проводятся мастер-классы,игровые занятия,беседы в самом музее....

Рабочая программа кружка "Культура народов Поволжья"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура родного языка" (чувашский)...

Рабочая программа "Культура моего народа" 5 класс

Программа направлена на создание условий для расширения знаний учащихся в области родного языка, литературы и культуры мордовского народа, а также на развитие личностных качеств школьника, что являетс...

Рабочая программа кружка "Игры народов России" 1 класс

Рабочая программа кружка " Игры народов России" составлена для учащихся 1 класс спортивного  напрвления...