Рабочая программа "Этнография русского народа"
рабочая программа по истории (3 класс) на тему

Начальный этап ознакомления с этнографией тесно связан с посещениями Этнографического музея Санкт-Петербурга.По договоренности с музеем проводятся мастер-классы,игровые занятия,беседы в самом музее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etnografiya_vneurochka.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

 

«Этнография русского народа»

Составитель:  Калын О.И.

3 класс

на 2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Этнография - историческая наука, изучающая культуру и быт народов, их происхождение, расселение, этническую историю и культурные взаимовлияния. В связи с тем, что этнография не преподаётся в школе, возникает необходимость популяризации опыта этнографических занятий на занятиях во внеурочной деятельности. Эти занятия направлены на развитие кругозора и повышение культурного уровня детей, дают им первичные навыки практической  работы.

Начальный этап ознакомления с этнографией рассчитан на учащихся начальных классов. Программа предусматривает теоретическую и практическую форму усвоения материала. В теоретической части учащиеся знакомятся с историей народной культуры, народным фольклором, народными праздниками и обычаями. Практическая часть программы предусматривает изготовление кукол по сохранившимся старинным технологиям. Обрядовая кукла – это достаточно распространенная категория народной игрушки. Такие куклы, выполненные из различных материалов, достаточно не сложные по технологии, связаны с передачей ребенку нравственных, символических и мифологических знаний.

Одним из методов работы является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый учащийся с учетом индивидуальных интересов создаёт разные виды народной игрушки своими руками. В сочетании с теоретической частью курса, где даётся подробное объяснение обряда, обычая, праздника, в связи с которыми изготавливалась подобная игрушка, учащиеся приобретают необходимые этнографические знания и понятия.  

Актуальность:

  1. Работа призвана способствовать социализации школьников, осознанию ими своей принадлежности к государственной, культурной, этно-национальной общности.
  2. Программа строится с учётом психолого-педагогических требований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка.
  3. Программа обеспечивает формирование базовой культуры личности ребёнка, который поможет овладеть ему определённым видом деятельности и знаниями в области этой сферы, если он пойдёт по ступеням данного образования.

Цель обучения: 

  1. Обогатить духовный мир детей, интеллектуальное и эмоциональное развитие школьников, повысить их интерес к учебе и полезному времяпровождению, стимулировать самостоятельное творчество учащихся.


Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей появления народной куклы, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол.
  2. Научить подбирать материал для изготовления куклы.
  3. Воспитать творческое отношение к выполняемой работе.
  4. Развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие.
  5. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, чувства уважения к родному народу и его традициям.

Основными принципами работы являются:

  1. Создание и поддержание атмосферы творчества на занятиях.
  2. Реализация потребностей ребёнка
  3. Помощь в созидании основных исследовательских принципов работы.

Следование этим принципам определяет особенности построения учебного процесса: чередование теоретической и практической части обучения.

Новизна программы состоит в обучении, ориентированном на органическое единение  истории и эстетического развития. А так же, практические занятия курса рассчитаны на развитие мелкой моторики у учащихся начальных классов.

 Учебно-воспитательная работа:

Изучение истории народной куклы помогает в учебно-воспитательном процессе создать теоретическую и практическую базу для дальнейшего развития учащихся. Программа помогает воспитывать любознательность, любовь к своему краю, аккуратность и терпение  при выполнении практической работы. А так же стимулирует их мышление, чувственное восприятие, творческие способности.

Прогнозируемые результаты

Разработанная программа и календарно-тематическое планирование направлена на создание  каждому учащемуся всех условий для наиболее полного раскрытия и реализации способностей. Курс содержит богатые возможности для формирования обще-учебных навыков дополнительного образования, что создаёт основу для целостного развития личности.

К концу учебного года учащиеся должны:

1. Овладеть навыками самостоятельной работы;

2. Овладеть навыками практической работы;

3. Расширить знания по историческому краеведению,

4. Развить эстетическое восприятие и эмоциональную отзывчивость.

 В процессе работы будет накапливаться  определенный опыт, который может использоваться в учебно-воспитательной работе. А так же накапливается материал в виде коллекции народных кукол, созданных руками учащихся, что может пополнить фонды этнографического музея школы.

Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностные результаты:

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.

-  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Предметные результаты:

 - Усвоение первоначальных представлений о народной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. Осознание своей этнической принадлежности.

-  Получение первоначальных представлений о значении искусства изготовления народной куклы.

-  Развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции.

- Приобретение  навыков  самообслуживания;  овладение технологическими приемами ручной  обработки  материалов;  усвоение правил техники безопасности;

-  Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Метапредметные результаты:

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

- Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.

- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Название  темы

Примерные сроки

Количество часов

Фактическая фата проведения

1

2

Вводное занятие

«Как рубашка в поле выросла»

Русский народный костюм, культура льна в народной традиции, рубаха- основа русского костюма(по мотивам одноименного рассказа Д.К.Ушинского)

Сентябрь

Начало октября

3.

«Жили –были дед и баба…(игровое занятие)

Русский крестьянский дом, народный костюм, семейные обычаи и обряды, этикет..Театрализация по мотивам сказки»Курочка Ряба»

Середина ноября

4.

Практическое занятие с мастерами.

Овладение навыками гончарного дела.

ноябрь

5.

Уродилась Коляда накануне Рождества (игровое занятие)

Календарные праздники русской зимы, участие детей в праздничных обрядах.

середина декабря

6.

Практическое занятие с мастерами.

Изготовление глиняных игрушек.

декабрь

7.

Едет Маслена по льду, везет блинцы на меду(игровое занятие)

Проводы зимы встреча весны. Детские масленичные забавы и игры.

февраль

8.

Практическое занятие с мастерами. Низание бисера.

январь

9.

Русская народная игрушка.(игровое занятие)

март

10.

Практическое занятие с мастерами. Плетение из лозы и бересты.

апрель

11.

Практическое занятие с мастерами Роспись по дереву и металлу.

май

12.

Итоговое занятие. Организация выставки по прослушанному курсу.

Конкурс на лучшую работу.

май

                                                                 

 Перечень литературы:

- Бузин В. С. Этнография русских: Учебное пособие. – СПб., 2007

- Виноградов Г.С. «Страна детей». Избранные труды по этнографии детства. - СПб., 1999

- Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. Прим. Т.А.Бернштам, Т.В. Станюкович и др.

- Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. - Л., 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка русского праздника "Пасхальные традиции русского народа""

Цели:1.Знакомить учащихся с пасхальными традициями русского             народа: ...

Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.

Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры....

материал для фестиваля народов мира. "Русский народ"

Материал может быть использован на клаасных часах, на фестивале народов мира. Представлен материал о традициях русского народа, русский костюм, частушки о блинах....

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Предмет: литературное  чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...

Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани...