Рабочая программа "Этнография русского народа"
рабочая программа по истории (3 класс) на тему
Начальный этап ознакомления с этнографией тесно связан с посещениями Этнографического музея Санкт-Петербурга.По договоренности с музеем проводятся мастер-классы,игровые занятия,беседы в самом музее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Этнография русского народа»
Составитель: Калын О.И.
3 класс
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Этнография - историческая наука, изучающая культуру и быт народов, их происхождение, расселение, этническую историю и культурные взаимовлияния. В связи с тем, что этнография не преподаётся в школе, возникает необходимость популяризации опыта этнографических занятий на занятиях во внеурочной деятельности. Эти занятия направлены на развитие кругозора и повышение культурного уровня детей, дают им первичные навыки практической работы.
Начальный этап ознакомления с этнографией рассчитан на учащихся начальных классов. Программа предусматривает теоретическую и практическую форму усвоения материала. В теоретической части учащиеся знакомятся с историей народной культуры, народным фольклором, народными праздниками и обычаями. Практическая часть программы предусматривает изготовление кукол по сохранившимся старинным технологиям. Обрядовая кукла – это достаточно распространенная категория народной игрушки. Такие куклы, выполненные из различных материалов, достаточно не сложные по технологии, связаны с передачей ребенку нравственных, символических и мифологических знаний.
Одним из методов работы является самостоятельная деятельность учащихся. Каждый учащийся с учетом индивидуальных интересов создаёт разные виды народной игрушки своими руками. В сочетании с теоретической частью курса, где даётся подробное объяснение обряда, обычая, праздника, в связи с которыми изготавливалась подобная игрушка, учащиеся приобретают необходимые этнографические знания и понятия.
Актуальность:
- Работа призвана способствовать социализации школьников, осознанию ими своей принадлежности к государственной, культурной, этно-национальной общности.
- Программа строится с учётом психолого-педагогических требований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка.
- Программа обеспечивает формирование базовой культуры личности ребёнка, который поможет овладеть ему определённым видом деятельности и знаниями в области этой сферы, если он пойдёт по ступеням данного образования.
Цель обучения:
- Обогатить духовный мир детей, интеллектуальное и эмоциональное развитие школьников, повысить их интерес к учебе и полезному времяпровождению, стимулировать самостоятельное творчество учащихся.
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей появления народной куклы, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол.
- Научить подбирать материал для изготовления куклы.
- Воспитать творческое отношение к выполняемой работе.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие.
- Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, чувства уважения к родному народу и его традициям.
Основными принципами работы являются:
- Создание и поддержание атмосферы творчества на занятиях.
- Реализация потребностей ребёнка
- Помощь в созидании основных исследовательских принципов работы.
Следование этим принципам определяет особенности построения учебного процесса: чередование теоретической и практической части обучения.
Новизна программы состоит в обучении, ориентированном на органическое единение истории и эстетического развития. А так же, практические занятия курса рассчитаны на развитие мелкой моторики у учащихся начальных классов.
Учебно-воспитательная работа:
Изучение истории народной куклы помогает в учебно-воспитательном процессе создать теоретическую и практическую базу для дальнейшего развития учащихся. Программа помогает воспитывать любознательность, любовь к своему краю, аккуратность и терпение при выполнении практической работы. А так же стимулирует их мышление, чувственное восприятие, творческие способности.
Прогнозируемые результаты
Разработанная программа и календарно-тематическое планирование направлена на создание каждому учащемуся всех условий для наиболее полного раскрытия и реализации способностей. Курс содержит богатые возможности для формирования обще-учебных навыков дополнительного образования, что создаёт основу для целостного развития личности.
К концу учебного года учащиеся должны:
1. Овладеть навыками самостоятельной работы;
2. Овладеть навыками практической работы;
3. Расширить знания по историческому краеведению,
4. Развить эстетическое восприятие и эмоциональную отзывчивость.
В процессе работы будет накапливаться определенный опыт, который может использоваться в учебно-воспитательной работе. А так же накапливается материал в виде коллекции народных кукол, созданных руками учащихся, что может пополнить фонды этнографического музея школы.
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Предметные результаты:
- Усвоение первоначальных представлений о народной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека. Осознание своей этнической принадлежности.
- Получение первоначальных представлений о значении искусства изготовления народной куклы.
- Развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Название темы | Примерные сроки | Количество часов | Фактическая фата проведения |
1 2 | Вводное занятие «Как рубашка в поле выросла» Русский народный костюм, культура льна в народной традиции, рубаха- основа русского костюма(по мотивам одноименного рассказа Д.К.Ушинского) | Сентябрь Начало октября | ||
3. | «Жили –были дед и баба…(игровое занятие) Русский крестьянский дом, народный костюм, семейные обычаи и обряды, этикет..Театрализация по мотивам сказки»Курочка Ряба» | Середина ноября | ||
4. | Практическое занятие с мастерами. Овладение навыками гончарного дела. | ноябрь | ||
5. | Уродилась Коляда накануне Рождества (игровое занятие) Календарные праздники русской зимы, участие детей в праздничных обрядах. | середина декабря | ||
6. | Практическое занятие с мастерами. Изготовление глиняных игрушек. | декабрь | ||
7. | Едет Маслена по льду, везет блинцы на меду(игровое занятие) Проводы зимы встреча весны. Детские масленичные забавы и игры. | февраль | ||
8. | Практическое занятие с мастерами. Низание бисера. | январь | ||
9. | Русская народная игрушка.(игровое занятие) | март | ||
10. | Практическое занятие с мастерами. Плетение из лозы и бересты. | апрель | ||
11. | Практическое занятие с мастерами Роспись по дереву и металлу. | май | ||
12. | Итоговое занятие. Организация выставки по прослушанному курсу. Конкурс на лучшую работу. | май |
Перечень литературы:
- Бузин В. С. Этнография русских: Учебное пособие. – СПб., 2007
- Виноградов Г.С. «Страна детей». Избранные труды по этнографии детства. - СПб., 1999
- Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. Прим. Т.А.Бернштам, Т.В. Станюкович и др.
- Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. - Л., 1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/14/picture-47912.jpg)
методическая разработка русского праздника "Пасхальные традиции русского народа""
Цели:1.Знакомить учащихся с пасхальными традициями русского народа: ...
Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.
Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-336539-1383814445.jpg)
материал для фестиваля народов мира. "Русский народ"
Материал может быть использован на клаасных часах, на фестивале народов мира. Представлен материал о традициях русского народа, русский костюм, частушки о блинах....
Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/05/picture-56058.jpg)
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/01/picture-429622-1396330958.jpg)
Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Предмет: литературное чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/01/picture-429622-1396330958.jpg)
Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани...