Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ханнанова Лилия Анасовна

Цели:

Образовательные:

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;

Планируемый результат:

Познавательные УУД: формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;
Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Предметные:

Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 3 класс

Предмет: литературное  чтение

Класс: 3

Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Цели:

Образовательные:

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;

Планируемый результат:

Познавательные УУД: формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;
Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Предметные:

Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам.

Ход урока:

І.  Мотивация к учебной деятельности

 «Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Пожелаем нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»

- Ребята, у нас урок литературного чтения. И мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.

- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

- Ребята, сегодня вы будете работать группами и постоянно оценивать работу своей группы. Для оценки работы вы будете использовать следующие цвета:

Красный – справились

Зеленый – требуется помощь

Синий – не справились

II. Формулирование темы урока, постановка цели

У каждой группы листок с шифровкой.

1 группа: страха, у, велики, глаза.

2 группа: рубят, щепки, лес, летят.

 Учащимся нужно расшифровать свою запись.

1 группа: у страха глаза велики.

2 группа: лес рубят - щепки летят.

- Как вы думаете, а что это такое?

(Это пословицы и поговорки)

- Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Самооценка работы группы)

III. Работа по теме. Актуализация знаний.

  - Пословицы и поговорки это мудрость кого? (народная)

- Они относятся к устному народному творчеству.

- Ребята, а вы сможете объяснить, что такое пословица и поговорка?

- Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю.

Каждая группа должна найти объяснение, что такое пословица и поговорка.

1 группа находит объяснение понятия – пословица.

2 группа – объяснение понятия – поговорка.

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.

- Давайте оформим наши знания в виде схемы:

Пословица

Краткость, меткость, мудрость

Поучительность,

содержит вывод

Ритм, рифма

Поговорка

Образное крылатое выражение

Отношение к  чему-либо без вывода


Знакомство с творчеством писателя В.И.Даля

Рассказ о В.И. Дале

- Итак, ребята, вы выполняли работу, теперь оцените вашу группу. Все ли у вас получилось, быстро ли нашли определение. Слаженно ли работали. (Самооценка работы группы)

Разделение пословиц на темы. Объяснение и понимание  смысла пословиц и поговорок. 

Работа с пословицами.

Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной.

- Не всегда мы можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении пословиц и поговорок:
1)
 Видит око, да зуб неймет - так говорят про ситуацию, когда кто-либо что-то видит (наблюдает), но не может с этим ничего поделать. Дословно - видит, но попробовать на вкус не может.

2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого - работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать - засучивать.

Разделение пословиц на темы.

- Объясните, как вы это понимаете.

Пословица - мудрость народная. Поговорка – цветочки, пословица – ягодки.

- Сейчас мы будем собирать пословицы-ягодки. Попробуем найти мудрость в пословицах  и объяснить их смысл.

Работаем по группам:

- Ребята, о чем могут быть пословицы и поговорки? (О дружбе, о Родине, о родителях, о друзьях и дт.)

- Задача каждой группы найти пословицу для каждой темы, которую я назову.

1 тема: найдите и объясните смысл пословиц о дружбе.

2 тема: найдите и объясните смысл пословиц о трудолюбии.

3 тема: найдите и объясните смысл пословиц о временах года.

На листе записаны пословицы и поговорки:

1. Дружба - великая сила. 2. Всяк человек по делу познаётся. 3. Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий. 4. Друга на деньги не купишь. 5. Готовь сани летом, а телегу зимой. 6. Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат. 7. Старый друг лучше новых двух. 8. Делу время - потехе час. 9. Март с водой, апрель с травой. 10. Друг в беде - друг вдвойне. 11. Лето собирает, зима съедает. 12. Кончил дело - гуляй смело. 13. Человек без друзей, что сокол без крыльев. 14. Февраль богат снегом, апрель водою. 15. Землю красит солнце, а человека - труд.

(Самооценка работы группы).

Учатся соотносить и анализировать пословицы народов мира.

- Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа?

За все берется, но не все удается (русс.)

-  В любом деле нужно умение (удм.)

Кто рано встает,  тому бог подает (русс.)

– Ранняя пташка ловит червяка (англ.)

Терпенье и труд, все перетрут (русс.)  

Терпеливый нашел  и вбил гвоздь в  камень (татар.)

IV. Контролирующее задание

Игра «Пословица или поговорка»

- Ребята, я буду читать предложения, а вы должны определить, что это – пословица или поговорка.

1. Глаза боятся, а руки делают (пос.)

2. Семь пятниц на неделе (пог.)

3. Хлеб всему голова (пог.)

4. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи (пос.)

5. У Федорки всегда отговорки (пог.)

6. Сам пропадай, а товарища выручай (пос.)

- Оцените свою работу.

Самооценка работы группы.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

- Итак, о чем мы сегодня говорили?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Для чего нужны пословицы и поговорки?

- А кто из вас работал «спустя рукава»?

- Оцените свою деятельность на уроке:

  Красный – справились

  Зеленый – требуется помощь

  Синий – не справились

  Спасибо за урок!

VI. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение. 2 класс. "Школа России". Тема : Пословицы и поговорки. Технологическая карта урока.

Технология поликультурного образования. Использованы русские, армянские, таджикские пословицы и сказки в соответствии с этническим составом класса....

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...

Древнее восприятие человеком хода времени через жизнь природы. Пословицы и поговорки русского земледельца. Портрет В.И.Даля кисти В. Перова.

Урок литературного чтения по данной теме является логическим продолжением первого урока литературного чтения, представленного на сайте....

В. И. Даль Пословицы русского народа

Учебный материал для изучения пословиц и поговорок русского народа на уроках литературного чтения и русского языка....

Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Предмет: литературное  чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ "ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ" РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС

   Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенных из древних письменных источников и заимствованных из произведений литературы...