Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Ханнанова Лилия Анасовна

Предмет: литературное  чтение

Класс: 3

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Цели:

Образовательные:

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 3 класс

Предмет: литературное  чтение

Класс: 3

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Цели:

Образовательные:

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;

Планируемый результат:

Познавательные УУД: формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;
Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Предметные:

Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по тематическим группам.

Основные понятия: пословица, поговорка.

Организация пространства: групповая работа.

Ход урока:

І.  Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

«Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Пожелаем нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»

- Ребята, у нас урок литературного чтения. И мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.

- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

- Ребята, сегодня вы будете работать группами и постоянно оценивать работу своей группы. Для оценки работы вы будете использовать следующие цвета:

Красный – справились

Зеленый – требуется помощь

Синий – не справились

II. Формулирование темы урока, постановка цели

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

У каждой группы листок с шифровкой.

1 группа: страха, у, велики, глаза.

2 группа: рубят, щепки, лес, летят.

 Учащимся нужно расшифровать свою запись.

1 группа: у страха глаза велики.

2 группа: лес рубят - щепки летят.

- Как вы думаете, а что это такое?

(Это пословицы и поговорки)

- Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Самооценка работы группы)

III. Работа по теме. Актуализация знаний.

 Цели:

- организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, что такое пословица и поговорка, сравнивать и объяснять смысл.

 - Пословицы и поговорки это мудрость кого? (народная)

- Они относятся к устному народному творчеству.

- Ребята, а вы сможете объяснить, что такое пословица и поговорка?

- Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю.

Каждая группа должна найти объяснение, что такое пословица и поговорка.

1 группа находит объяснение понятия – пословица.

2 группа – объяснение понятия – поговорка.

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.

- Давайте оформим наши знания в виде схемы:

Пословица

Краткость, меткость, мудрость

Поучительность,

содержит вывод

Ритм, рифма

Поговорка

Образное крылатое выражение

Отношение к  чему-либо без вывода


Знакомство с творчеством писателя В.И.Даля

Рассказ о В.И. Дале. Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости является Владимир Иванович Даль, живший в 19веке. Уроженец Луганской губернии, сейчас город Луганск.  Кстати, отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию. Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Результатом этой кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров слов. 

- Итак, ребята, вы выполняли работу, теперь оцените вашу группу. Все ли у вас получилось, быстро ли нашли определение. Слаженно ли работали. (Самооценка работы группы)

Разделение пословиц на темы. Объяснение и понимание  смысла пословиц и поговорок. 

Работа с пословицами.

Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной.

- Не всегда мы можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении пословиц и поговорок:
1)
 Видит око, да зуб неймет - так говорят про ситуацию, когда кто-либо что-то видит (наблюдает), но не может с этим ничего поделать. Дословно - видит, но попробовать на вкус не может.

2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого - работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать - засучивать.

Разделение пословиц на темы.

- Объясните, как вы это понимаете.

Пословица - мудрость народная. Поговорка – цветочки, пословица – ягодки.

- Сейчас мы будем собирать пословицы-ягодки. Попробуем найти мудрость в пословицах  и объяснить их смысл.

Работаем по группам:

- Ребята, о чем могут быть пословицы и поговорки? (О дружбе, о Родине, о родителях, о друзьях и дт.)

- Задача каждой группы найти пословицу для каждой темы, которую я назову.

1 тема: найдите и объясните смысл пословиц о дружбе.

2 тема: найдите и объясните смысл пословиц о трудолюбии.

3 тема: найдите и объясните смысл пословиц о временах года.

На листе записаны пословицы и поговорки:

1. Дружба - великая сила. 2. Всяк человек по делу познаётся. 3. Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий. 4. Друга на деньги не купишь. 5. Готовь сани летом, а телегу зимой. 6. Кто трудиться рад - тот будет хлебом богат. 7. Старый друг лучше новых двух. 8. Делу время - потехе час. 9. Март с водой, апрель с травой. 10. Друг в беде - друг вдвойне. 11. Лето собирает, зима съедает. 12. Кончил дело - гуляй смело. 13. Человек без друзей, что сокол без крыльев. 14. Февраль богат снегом, апрель водою. 15. Землю красит солнце, а человека - труд.

(Самооценка работы группы).

Учатся соотносить и анализировать пословицы народов мира.

- Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа?

За все берется, но не все удается (русс.)

-  В любом деле нужно умение (удм.)

Кто рано встает,  тому бог подает (русс.)

– Ранняя пташка ловит червяка (англ.)

Терпенье и труд, все перетрут (русс.)  

Терпеливый нашел  и вбил гвоздь в  камень (татар.)

IV. Контролирующее задание

Цель:

- проверить умение работать самостоятельно, умение соотносить пословицы и поговорки

Игра «Пословица или поговорка»

- Ребята, я буду читать предложения, а вы должны определить, что это – пословица или поговорка.

1. Глаза боятся, а руки делают (пос.)

2. Семь пятниц на неделе (пог.)

3. Хлеб всему голова (пог.)

4. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи (пос.)

5. У Федорки всегда отговорки (пог.)

6. Сам пропадай, а товарища выручай (пос.)

- Оцените свою работу.

Самооценка работы группы.

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Итак, о чем мы сегодня говорили?

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Для чего нужны пословицы и поговорки?

- А кто из вас работал «спустя рукава»?

- Оцените свою деятельность на уроке:

  Красный – справились

  Зеленый – требуется помощь

  Синий – не справились

  Спасибо за урок!

VI. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Песни, танцы и игры русского народа"

Данный конспект урока музыки помогает учителю познакомить детей с играми, песнями и танцами русского народа, знакомит детей с музыкальной культурой русского народа, знакомит с русскими народными инстр...

Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани...

Конспект урока. Тема Обычаи и обряды русского народа. 4 класс УМК "Иновационная начальная школа"

Цели деятельности учителя:формирование представления о понятиях: «обычай», «обряд», «помолвка», «венчание», «бракосочетание»;формирование пр...

КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.»

КОНСПЕКТ УРОКАпо русскому языкуТема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.»3 класс...

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ "ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ" РУССКИЙ ЯЗЫК 4 КЛАСС

   Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенных из древних письменных источников и заимствованных из произведений литературы...