КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Яна Сергеевна Дорохина

КОНСПЕКТ УРОКА

по русскому языку

Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.»

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshiy_urok.docx35.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Горшеченская средняя общеобразовательная школа имени Н.И.Жиронкина»

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.»

3 класс

                                                                                                                     

Автор:Дорохина Яна Сергеевна

Должность: воспитатель группы продленного дня

Стаж работы: 1 год

Квалификационная категория соответствие занимаемой должности

Тема урока

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Цель урока

Формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам, лексическому значению слов и по грамматическим показателям – совпадении падежных форм в определённых падежах

УУД

Личностные:

• формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

• формирование осознания смысла своих учебных действий

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Регулятивные:

• развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока

• контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Коммуникативные:

• формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

• развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания

Познавательные:

• развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

• формировать умение осознавать и формулировать проблему

Планируемые предметные результаты

Уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по лексико – грамматическим признакам.

Основные понятия

Существительное,одушевленые и неодушевленные имена существительные

Образовательные ресурсы:

Учебник, тетрадь на печатной основе, учебная презентация.

Организация пространства

Коллективно – учебный диалог , парная,  индивидуальная  работа.

ХОД УРОКА:

Этапы урока

 Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

 Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.Организацион-

ный этап. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель:

-  выработка внутренней готовности  к учебной деятельности

Каллиграфичес -кая минута

Цель:

-выработка правильного написания чисел; названия цифр, необходимых для записи числа

     Приветствие учащихся.

- Ребята! Готовы к уроку?

     На вас надеюсь я , друзья.

     Мы хороший дружный класс.

     Всё получится у нас!

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что  уже знаем и постарались открыть новые секреты имени существительного.

Чтобы записать сегодняшнее число, подготовим пальчики к работе.

     Две веселые лягушки

     Ни минутки не сидят.

     Ловко прыгают подружки,

     Только брызги вверх летят.

Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

Посмотрите, как правильно нужно сидеть. (Следите за посадкой)

Приветствуют. Демонстри -

руют готовность к уроку, слушают учителя

Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики. Прописывают двузначное

личностные  (действие смыслообразования,

установление учащимися связи между целью

учебной деятельностью и ее мотивом);

коммуникативные (планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками)

II. Актуализация знаний

Цель:

 - актуализация изученного материала;

 - создание ситуации успеха

Галя и Серёжа   решили принять участие в конкурсе "Русский медвежонок". При подготовке к конкурсу одно из заданий вызвало у ребят разногласие. В задании необходимо было разделить слова: «стол», «собака», «улитка», «дерево», «снеговик», «слон», «сестра», «стена», «берёза», «кукла», «народ» на группы одушевленных и неодушевленных предметов: вот, что получилось у Гали: 

стол                     собака                  народ                  толпа

стена                   сестра

берёза                                                                                           

                            снеговик       

кукла                  улитка

Серёжа  прочитал вариант Гали и не согласился.

Ребята, почему Серёжа считает вариант выполнения задания Гали ошибочным?

          Есть ли у вас желание научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, чтобы  помочь ребятам выполнить задание правильно?

 

Принимают учебную задачу

Читают слова

(Ребята  высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что мнения учащихся разные.)

 

 Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание помочь ребятам подготовиться

к конкурсу «Русский медвежонок».

Регулятивные умения: 

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Коммуникативные умения:

- оформлять речевое высказывание, используя

 термины, в рамках учебного диалога

III. Постановка учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности

Цель: создание проблемной ситуации

 Это и будет тема  нашего урока:  (на доске запись).

Цель нашего урока…

( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)

Проведём мини- исследование.

 Сделаем  небольшое открытие,

За работу!

Задание№1

Какой можем сделать вывод ?

Напишите фразу-конструкт:

Одушевленные имена существительные обозначают_________________ и отвечают на вопрос ____________________, а неодушевленные обозначают______________________ и отвечают на вопрос ___________.

Возьмите свой  лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №1

Задание №1        Найдите на столах карточки жёлтого цвета и выполните задания

Прочитайте слова  каждой группы и назовите признак, который объединяет эти слова.

  1 группа        Продавец, лиса, жаворонок, ребёнок, шмель, жираф.

 2 группа         Книга, роза, берёза, иней, автобус, тюльпан.

___________________________________________

Напишите фразу-конструкт:

Одушевленные имена существительные обозначают_________________ и отвечают на вопрос ____________________, а неодушевленные обозначают______________________ и отвечают на вопрос ___________.

Знакомятся с обсуждают цели темой урока, урока и пытаются самостоятельно их сформулировать

(Ребята работают на карточках индивидуально, устно проговаривают вывод, а затем выполняют вторую часть задания

Делают вывод:

Имена существительные которые отвечают на вопрос кто? Называют                     (одушевлённые предметы)

Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? Называют                     (неодушевлённые предметы)

Оценивают свои достижения при выполнении задания №1

- составлять фразу-конструкт;

- классифицировать существительные на группы

одушевленных и неодушевленных предметов;

- писать имена существительные одушевленные и

неодушевленные

УДД:  

личностные  (действие смыслообразования,

 установление учащимися связи между целью

учебной деятельностью и ее мотивом);

регулятивные (целеполагание, планирование);

познавательные (постановка и формулирование

 проблемы;

IV. Решение учебной задачи.

Цель:

- поиск решения учебной задачи,

- конструирование нового способа действия.

 Какая  тема  нашего урока?:  

Цель нашего урока…

( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)

 Предлагает провести исследование.

Для того чтобы провести следующее исследование нам необходимо вспомнить:

-- известные вам признаки имён существительных     (число, падеж).

Назовите падежи, имеющие одинаковые вопросы.

Сейчас вам предстоит работать в группах. Исследовать вы будете слова Васи и Жени.

Найдите карточки голубого цвета

Задание№2

Что вы заметили?

Как вы думаете ,почему?

На доске:          

   Одушевлённые:

В.п. мн.ч. =   Р.п.

мн. ч.

            Неодушевлённые:

В.п.  мн.ч. =  И.п. мн.ч.

   Возьмите свой  лист достижений и оцените себя. поставьте + или – в задании №2

Задание №2

    (в группах, в 4-ах) 

              

Проведите исследование со словами ребят и результаты оформите в таблице.

Поставьте каждое слово в формы именительного, родительного и винительного падежей множественного числа.

Выделите  графически окончания в словах.

Понаблюдайте, формы каких падежей совпадают у одушевлённых имён существительных, какие у неодушевлённых имён существительных.

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать

Рассказывают об имени существительном.

Вспоминают падежи русского языка с вопросами

Работают в четвёрках

Проводят исследование со словами ребят и результаты оформляют  в таблице.

Старшие в группе делают вывод.

Читают вывод в учебнике на стр.45

Оценивают свои достижения при выполнении задания №2

 

- рассказывать о признаках имени существительного;

- рассказывать о падежах и вопросах;

- писать имена существительные одушевленные и

 неодушевленные по группам;

- проводить исследование имен существительных и

 оформлять результаты в таблице;

 

УДД:

 логические (анализ; построение логической

цепи рассуждений));

коммуникативные (планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками);

V. Динамическая пауза

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучающихся и  восстановление физических сил ученика.  

(слайд №6)

Встать и выполнить действия героев физминутки

Выполняют движения

Личностные УУД

Определять и проявлять  правила поведения. Представлять ценность здоровья в жизни человека.

 

VI. Решение частных задач

Цели:

- первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

Сообщение учителя

 

  А теперь вернёмся к словам Гали и Серёжи.  Галя утверждает , что слова «кукла» и «снеговик» называют неживые предметы. Серёжа  утверждает, что это одушевлённые имена существительные.

Задание№3

Какой вывод сделайте вы?

Для этого вам предстоит выполнить следующее задание

Возьмите свой  лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании №3

Сообщение учителя

 

Понятие об одушевлённых и неодушевлённых предметах в реальной жизни и в языке часто не совпадает.

Слова  «кукла», «снеговик» называют неживые предметы, но склоняются как одушевлённые имена существительные. У них совпадают

Одушевлённые:  

   В.п. мн.ч. =   Р.п. мн. ч.

   Значит ,эти имена существительные- одушевлённые.

      Вот такие есть секреты  в русском языке.

Назовите детские игрушки , которые не живые, но одушевлённые.

Задание  №3    (в парах)               

 Найдите карточки розового цвета.

Сравни склонение слов «кукла»  «снеговик»  «стол».  Выдели окончания.      Какой вывод вы можете сделать?

Сравним результаты ваших исследований.

Работают на карточках в парах

Сравнивают результаты  исследований.

Делают вывод

Вывод: существительные, которые уподоблены человеку или животным – одушевленные.

Оценивают свои достижения при выполнении задания №3

- проводить исследование имен существительных

и оформлять результаты в таблице;

УДД:

регулятивные (волевая саморегуляция);

познавательные (общеучебные

 логические (анализ; построение логической

цепи рассуждений));

коммуникативные (планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками);

VII. Закрепление знаний, применение их на практике

Сообщение учителя

Никому и голову не приходило оспаривать, что гусь, овца, лошадь – одушевленные существительные. Какой вопрос задается к этим словам: стая, стадо, табун? Сегодня даже ученые затрудняются выбрать: кто? что? По грамматическим признакам эти слова совершенно определенно относятся к неодушевленным предметам.

Для того чтобы провести следующее исследование нам необходимо выполнить задание.

Задание №4

Какое открытие вы сделали?  

Возьмите свой  лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании №4

Возьмите свой  лист достижений и оцените свою работу , поставьте + или – в задании № 5

- Сейчас мы сделаем ещё одно открытие.

Задание №6

Задание  №4    (в парах)               

Найдите карточки зелёного цвета.

Сравни склонение слов «народ»  «стая»  .  Выдели окончания.      Какой вывод вы можете сделать?

Народ обозначает совокупность живых существ. Назовите еще подобные слова .

 Все эти слова относятся к неодушевленным существительным.

Задание № 5                с взаимооценкой

Поменялись карточками,оценили работу

соседа)

Допишите каждое предложение, используя слова для справок:

Летит стая….

Пасется стадо….

Мчится табун….

Слова для справок: гуси, овцы, лошади.

Определите вид каждого имени существительного.

Задание № 6   (в парах)             

Диагностическое  задание:

Напишите в каждом словосочетании вопрос.

Норка (______?) вылезла из норки (_______?) и пошла к знакомой  норке(____?).

В норку (______?) норкину  вошла, норку (_______?) в норке (______?) не нашла. Если в норке нету норки (_______?), может, норка (_____?) возле норки? (______?) 

Нет нигде. Пропал и след. Норка (______?) – здесь, а норки (______?) – нет.

Работают на карточках в парах

Делают вывод

Эти существительные склоняются как, неодушевлённые имена существительные. У них совпадают

Неодушевлённые:

     В.п.  мн.ч. =  И.п. мн.ч.      

Вывод.     Существительные,обозначающие совокупность живых существ – неодушевленные

Оценивают свои достижения при выполнении задания №4

Работают на карточках индивидуально

Выполняют взаимооценку учебного задания

Оценивают свои достижения при выполнении задания №5

Одна пара зачитывает поставленные вопросы, другие сверяют

 

  

- формулировать вопрос к существительному

одушевленному и неодушевленному;

 - изменять по падежам имена существительные

одушевлённые и неодушевлённые;

УДД:

познавательные (моделирование; рефлексия,

контроль и оценка);

          личностные  (действие смыслообразования,

установление учащимися связи между целью

учебной деятельностью и ее мотивом);

VIII Домашнее задание

Цель:

- организация выполнения  домашней работы

Учебник: с. 14, правило, упр. 20

Инструктаж по выбору и выполнению домашнего задания

Регулятивные УУД

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

IХ Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- организация рефлексии собственной учебной деятельности;

Обобщение полученных на уроке сведений

Определите, кто оказался прав: Галя  или Серёжа , когда выполняли задание при подготовке к конкурсу «Русский медвежонок».

Помогли мы ребятам в задании?

Оцените последнее задание и поставьте себе оценку за урок.

Достигли мы цели урока?

Над каким умением работали на уроке?

 Что учились делать?

Какие необычные открытия мы сделали?

Какую оценку поставил себе …

 Почему?

 

Спасибо за урок!

Ответить на  вопросы

Задание на самоанализ.

Допишите предложение.

Мне важно различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, потому что………………………….. .

2. . Задание на самооценку. 

Своей работой на уроке я …………………………… . (доволен, очень доволен, не очень доволен), потому что………………

Домашнее задание:

Отвечают на итоговые вопросы урока

Анализируют свою работу на уроке

Отвечают на итоговые вопросы урока

Оценивают свою работу на уроке

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.  

 Регулятивные УУД

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные  УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Шевелёва Н.Н. Русский язык. Все примеры и задания на все правила и орфограммы. 3 класс / Н.Н. Шевелёва, Д.В. Порохня. - М.: АСТ, 2016
  2. Шевелева Н.Н. Русский язык. Самые нужные правила и упражнения. 3 класс / Н.Н. Шевелева. - М.: АСТ, 2017
  3. Канакина В.П. Русский язык.  Методическое пособие с поурочными разработками. / В.П. Канакина. – М.: 2019
  4. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник./ В.П. Канакина, В.Г.Горецкий – М.: 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс Тема «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные»

умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных c презентацией...

Конспект урока русского языка Тема: "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные."

Цели: • развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос: кто? и слова, отвечающие на вопрос: что?;• умение составлять предложения;• развитие орфографической зоркости;• пополнение с...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (1 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (2 урок)" (УМК "Школа России", 3 класс)

Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Закрепление»

На данном уроке формируется умение классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные....