Главные вкладки

    Конспект занятия кружка «Занимательная грамматика» в 1»А» классе. Тема: « Пословицы и поговорки – мудрость народа»
    план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

    Пужаева Светлана Владимировна

    Конспект занятия  кружка «Занимательная грамматика» 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_poslovicy_i_pogovorki.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

     «Средняя общеобразовательная школа №41»

    Конспект занятия  кружка «Занимательная грамматика»

    В 1»А» классе

    Учитель: Пужаева С.В.

    Саратов 2012 г.

    Тема: « Пословицы и поговорки – мудрость народа»

    Цели: 1) обобщить знания о пословицах и поговорках русского народа,                          продолжить формирование нравственных ценностей у детей;

     2) развивать литературный вкус и логическое мышление;

     3) воспитывать интерес и любовь к творчеству народа.

    Ход  урока:

    1. Учитель.  Наш  урок  посвящен  устному  народному  творчеству.  Давайте  вспомним, что  такое  устное  народное  творчество? (Устное  народное  творчество-это  все  то, что  люди  передавали  из  уст  в уста  на  протяжении  веков.)  Что  относится  к нему?  Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки,  песни,  прибаутки, присказки, частушки,  былины.

    Учитель.  Сегодня  мы  поговорим  только  об  одном направлении устного  народного  творчества, а о каком – вы должны догадаться сами.

    - Восстановите исходный текст  на доске:

    Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами.

    (Записываем версии детей:

    Не изба, а красна углами, красна пирогами.

    Не пирогами изба красна, а углами.

    Не красна изба углами, а красна пирогами….. это что? Это пословица.

    Не отбрасываем ни один из полученных вариантов, обсуждаем каждый из них.)

    - Почему именно такой  вариант остался в памяти народной?

    - Как вы понимаете слово «красна»? ( Это значит красивая. Приятно придти в тот дом, где тебя усадят за стол и угостят чем-нибудь. Мы должны быть гостеприимными хозяевами. Важен не внешний вид, а то как тебя встретят.)

    - Как нужно встречать гостей? (Нужно быть вежливым, пригласить за стол, поставить угощение).

    - Как вы понимаете – «гостеприимный человек»? (Человек, который любит принимать у себя своих друзей, знакомых, всегда рад приходу гостей).

    Пословица – это жанр  фольклора, краткое  изречение, заключающее    в себе  поучение.

    Пословица   советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют  их   в  речи. От  этого  речь становится яркой, образной.

    Пословицы  недаром  молвятся,

    Без  них  прожить  никак  нельзя!

    Они  великие  помощницы

    И  в жизни верные друзья.

    Порой  они  нас наставляют,

    Советы мудрые дают,

    Порой чему – то поучают

    И от беды нас берегут.

    Пословица  вовек не сломится-

    Ведь с ней и горе, и беда.

    И наша речь красна пословицей:

    Давайте вспомним их, друзья.

    2)Учитель.  Сейчас  я  прочитаю  стихотворение,  а ваша  задача – найти  в  нем  пословицы и поговорки. Подсчитайте, сколько  их  там  встретится.

    Ну, кто  из  вас  не  согласится,

    Что  без  труда   мечта  мертва;

    Что  дело  мастера боится;

    Что  жизнь  дана  нам  для  добра;

    Что  друг  не тот, кто  медом  мажет,

    А  тот,  кто правду  прямо  скажет;

    Что  долог  день до  вечера,

    Коли  делать  нечего;

    Что  сам  себя  лишь  тот погубит,

    Кто  других  совсем  не  любит?

    Где  растяпа  да  тетеря,

    Там  не прибыль, а потеря

    И, конечно, без   труда

    Не  вытащить и  рыбку  из  пруда.

    Помни! Тот, кто  хочет  много  знать,

    Тот  не должен  долго  спать.

    Согласитесь: лень, и плут до добра  не  доведут.

    Сколько  пословиц  вы  насчитали?  Назовите  те, которые  вы  запомнили. Каков их смысл?

    3) Работа с тетрадью.

    Прочитайте задание и подумайте, в какие группы можно их объединить?

    - О дружбе;

    - о труде.

    Как вы думаете, на какие группы ещё можно поделить пословицы? - о труде; о природе; о добре; о семье; о жизни; о любви; об учении; о хлебе.

    Кто может вспомнить их?

    4)О дружбе:

    За дружбу дружбой платят.

    Маленькая дружба лучше большой ссоры.

    Друга на деньги не купишь.

    Друг - твоё зеркало.

    О Родине:

    Любовь к Родине сильнее смерти.

    Береги землю родимую, как мать любимую.

    Всякому мила своя сторона.

    О зиме:

    Зимой без шубы не стыдно, а холодно.

    Мороз не велик, да стоять не велит.

    Зимой льдом не дорожат.

    Об учении:

    Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

    Учёного учить только портить.

    Не хочу учиться, хочу жениться.

    Ученье лучше богатства.

    Чему учился, тому и пригодился.

    О хлебе:

    Сей хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать.

    Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.

    Не земля хлеб родит, а небо.

    О добре:

    Добра на худо не меняют.

    За добрым делом находишься, худое само навяжется.

    Добро наживай, а худое избывай.

    5) Работа с учебником. Перед чтением подумайте над моим заданием.

    Мы с вами закончили  раздел «Сказка мудростью богата». Прочитав пословицы и поговорки, скажите к кому из героев можно отнести эти пословицы?

    - Не за бороду – за ум жалуют. ( «Мудрый старик»)

    - Умный и без денег богат. (Даанышман из сказки «Мудрая девушка» и «Честный мальчик»)

    Глупый ищет большого места, а а умного и в углу видать. «Мудрая дева».

    Домашним заданием вам будет задание 2,  записать на листочек и вложить в учебник.

    6) Я  приготовила для вас очень интересное задание. Нужно посмотреть внимательно презентацию (работа на компьютере), соотнести рисунок и написанное и пояснить смысл.

    7.) А сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете пословицы.

    Игра называется  «Закончи пословицу».

    - Я называю первую половину пословицы, а вы вторую.

    Кто много читает… (тот много знает).

    - Как вы понимаете эту пословицу? (Чем больше книг мы прочтём, тем больше мы будем знать).

    - Когда так говорят?

    Мир освещается солнцем… (а человек знанием).

    Труд человека кормит… (а лень портит).

    Повторенье – … (мать ученья).

    Не спеши языком… (торопись делом).

    - Какая из пословиц понравилась и почему?

    - Чему учат пословицы? (Учиться, трудиться, любить, дружить и т.д.).

    - Каким бы человеком вы хотели вырасти? (Трудолюбивым, много знающим, настоящим учёным).

    Обобщение. Подведение итогов.

    Пословица — это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и воплощает его в предельно краткой форме.

    Пословицы и поговорки — это сгустки народной мудрости, здравого смысла, ума, трудового и житейского опыта, это концентрированное выражение нравственно-эстетических и педагогических взглядов и оценок, выработанных народом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературное чтение. 2 класс. "Школа России". Тема : Пословицы и поговорки. Технологическая карта урока.

    Технология поликультурного образования. Использованы русские, армянские, таджикские пословицы и сказки в соответствии с этническим составом класса....

    Кл. час по теме "Пословицы и поговорки"

    Материал можно использовать как на классном часе, так и в группе продлённого дня для развития речи обучающихся и обогащениях  и словарного запаса....

    Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

    Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...

    Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

    Предмет: литературное  чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...

    Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

    Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани...