Открытое занятие по логопедии в 8 классе. Тема: "Пословицы и поговорки».
презентация к уроку (логопедия) по теме

Арустамян Ануш Арташесовна

Конспект занятия и презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poslovitsy_i_pogovorki.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по логопедии в 8 классе

 Тема:

"Пословицы и поговорки».

Цель: познакомить детей с пословицами и поговорками, их ролью в жизни людей; работать над дикцией и техникой чтения. Развивать устную связную речь, память внимание, логическое мышление, выразительное чтение.

Задачи:

• Образовательные:

- научить использовать в речи пословицы и поговорки.

 - профилактика дисграфических и дизорфографических ошибок;

- дифференциация понятий «пословица» и «поговорка;

- работа над связной.

• Коррекционно-развивающие:

 - формирование языкового чутья, умения чувствовать и понимать лексические оттенки слов;

 - становление речеслуховой и зрительной  памяти, произвольного внимания;

- ускорение общеречевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.

 • Воспитательные:

 - воспитание внимательности, самоконтроля при выполнении заданий;

- любви к родному языку, школе, интереса к занятию;

- избавление от слов-паразитов (типа, блин, вот, короче и т. д.);

 - воспитание интереса к устному народному творчеству.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Ход логопедического занятия:

  1. Приветствие, повторение пройденного материала. «Виды предложений по цели высказывания».
  2.  Вводная часть: объявление темы занятия.
  3. Дифференциация понятий «пословица» и «поговорка».
  4. “Мозаика”: собрать пословицы из фрагментов.

  1. Не плюй в колодец: тем больше  дров.
  2. У семи нянек – пригодится воды напиться.
  3. Без труда не выловишь вылетит – не поймаешь.
  4. Чем дальше в лес и рыбку из пруда.
  5. Слово серебро, а дитя без глаза.
  6. Слово не воробей, молчание – золото.

Ответы:

  1. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
  2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  3. Чем дальше в лес, тем больше дров.
  4. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
  5. У семи нянек дитя без глаза.
  6. Слово – серебро, а молчание – золото.

5.Гимнастика для глаз. «Забор» На расстоянии 5-7 см от лица держим свою ладонь с растопыренными пальцами и смотрим сквозь них, зафиксировав взгляд на каком-нибудь дальнем предмете. Затем делаем плавные движения головой из стороны в сторону. При правильном выполнении упражнения у вас должно создаться впечатление, что движется рука, а не голова. Упражнение помогает снять усталость мышц затылка и шеи, головную боль, улучшает зрение.

6. “Перевёртыши”: опознать поговорки и пословицы, “вывернутые наизнанку”(7 минут).

  1. В свою телегу ложись.
  2. Охотник охотника не различает вблизи.
  3. Коляски чистоты пугаются.
  4. Что поздно ложиться, у того чёрт отбирает.
  5. Уши храбрятся – ноги лентяйничают.
  6. Множество против одного, один против многих.

Ответы. 

  1. Не в свои сани не садись.
  2. Рыбак рыбака видит издалека.
  3. Танки грязи не боятся.
  4. Кто рано встаёт, тому Бог даёт.
  5. Глаза боятся – руки делают.
  6. Один за всех, все за одного.
  1. Физминутка. Все встают, затем по очереди называют пословицу или поговорку. Тот кто правильно вспомнила и произнес садится за парту на свое место.

7.“Объяснительная”: опознать поговорку по её шуточному объяснению (7 минут).

  1. В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства?
  2. В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём?
  3. Какая пословица повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук?
  4. Какая пословица говорит о том, что нельзя выкидывать за дверь отходы, скопившиеся в доме?

Ответы. 

  1. Не ставь телегу перед лошадью.
  2. Не лезь вперёд батьки в пекло.
  3. Когда рак на горе свистнет.
  4. Не выноси сор из избы.
  1. Подведение итогов. Что такое пословица? Что такое поговорка? Сделать вывод о значении пословиц и поговорок. Что понравилось или не понравилось на занятии.
  1.  Домашнее задание: подобрать 3 пословицы, не использованные на занятии, и придумать им шуточное толкование.