Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_russkogo_yazyka_i_pravoslavnoy_kultury.docx | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме "Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа"
учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 111
Калининского района г. Санкт – Петербурга
Рыбалко Ольги Владимировны
Эпиграф: “Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной!”
П. А. Вяземский
Цель урока: учить младших школьников сознательно действовать при письме, используя культурологический отбор материала.
Задачи:
- Закреплять особый способ письма– с “окошками”
- Формировать у школьников умение учиться, отрабатывая главный способ действия письма по памятке, планируя свою деятельность, формулируя цели урока, обозначив своё незнание.
- Закреплять написание букв безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных
- Развивать речь учащихся, их словарный запас; познакомиться с понятием фразеологизмы, омографы; закрепить понятия синонимы, однокоренные слова.
- Познакомить с традициями и обычаями русского народа
- Воспитывать чувство ценностного отношения к православной культуре
Оборудование: учебники М. С. Соловейчик “К тайнам нашего языка”, Л. Л. Шевченко “Православная культура”, музыкальное пособие “Звуковая палитра. Благовест”, мультимедийная установка.
1. Организационный момент и вызов мотивации.
- Всем, всем – добрый день
Прочь с дороги наша лень
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться.
Психофизическая тренировка. Игра “Подари тепло друг другу” (дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза и мысленно желают друг другу доброго и хорошего).
2. Анализ анкет учащихся. (предварительная анкета)
Трудно изучать русский язык -4 ученика,
Нет трудностей - у 24 ученика.
- А на моё предложение: исключить этот предмет из школьной программы и разрешить писать не по правилам: 23ученика – нет, 5 учеников – сомневаются.
- Но я горжусь вами, потому что почти все ученики нашего класса, не смотря на трудности в изучении этого предмета, ответили, что нужно учить правила и учиться писать без ошибок, а не как хочется, хотя, это было бы проще. А это значит, что мы с вами вместе преодолеем все трудности
3. Эпиграф: «Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной» .
П. А. Вяземский
– Мысленно подумайте над этими словами. Что бы они для вас значили? А в конце урока мы к ним обязательно вернемся, и вы скажете своё мнение.
Правила работы на уроке.
- Умей слушать и слышать.
- Умей не просто думать, а задуматься.
- Умей смотреть и видеть.
На уроках русского языка мы:
Размышляем о ……….(словах)
Наблюдаем за……..(изменениями слова)
Решаем…………. (орфографические задачи)
Доказываем……………(свою точку зрения)
Открываем ………..(тайны и секреты русского языка)
II. Постановка целей урока.
– Что вы можете сказать о том, как мы научились решать главные орфографические задачи в корне слова?
– Какую цель мы поставим перед собой сегодня? (Закреплять написание букв безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных)
– Что для этого нужно? (Быть внимательны, Уметь находить “опасные места в слове, знать правила, опираться на памятку.)
III. Принятие учебной задачи учащихся.
- А в гостях у нас герой многих русских народных сказок – Иванушка. Он узнал, что урок у нас необычный. Как вы думаете, почему он необычный? Правильно. На партах у вас учебники русского языка и Православной культуры. Я предлагаю вам поговорить на тему “Традиции русского народа”.
- Как вы понимаете “традиции”?
Толковый словарь.
1-й ученик. Всё, что перешло от одного поколения к другому.
2-й ученик. Синоним: обычаи – так заведено, так принято, так повелось.
– Кому интересна эта тема?
Прочитайте, что говорит Иван.
Рибята!
Я к вам очень спишыл, баялся апаздат Я хачю рассказать много интиреснава а вас прашу памочь мне научица писат бес ашыбок. Я ведь никогда не хадил в школу.
– Сколько главных ошибок вы нашли у Ивана?
Запишите у себя на полях их количество, но исправим мы их в конце урока, вместе с Иванушкой. Вы согласны ему помочь?
– Кто считает, что нашёл все ошибки?
– Проверим это в конце урока.
- Волшебный сундук хранит тайны и секреты русского языка. В нём 3 отделения Откроем отделение “Это мы уже знаем” и расскажем Ванюше.
– Как писать без ошибок ?– спрашивает Иван.
– А какой способ письма вы бы Ване посоветовали? (Письмо с “окошками”.) Почему?
На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками стыдно! “Окошко” на месте орфограммы – лучше ошибки.
IV. Повторение и обобщение изученного материала.
1. Ученик читает стихотворение:
“Проводы зимы”
Праздник Проводы зимы
Отмечаем дружно мы.
С приближением весны
На Руси пекут блины.
– О каком празднике идёт речь? (Проводы зимы, Масленица.)
– Что вы знаете об этом празднике?
– Как народ праздновал масленицу? (Весело, дружно.)
2. Работа по учебнику. (Л. Л. Шевченко “ Православная культура” с. 46.)
– Сколько предложений?
– Какие слова будут проверочными для орфограмм корня?
– Найдите слова с главными орфограммами письма в корне. Докажите правильность выбора буквы. (Правило)
– С какой целью использовали заглавную букву?
3. Письмо по памяти или списывание с “окошками” (по выбору учащихся).
4. Работа над смысловым отрывком “забота о ближних”.
– О какой особенности русского народа мы прочитали? (О милосердии, сострадании, Отзывчивости, человеколюбии.)
- Выпишите родственные слова. Что вы о них знаете?
– Прячут за пазухой – потайное место (под мышкой).
Фразеологизмы (для выразительности речи).
У Христа за пазухой.
У отца, матери за пазушком . Под защитой, под покровительством.
5. “Пращёный день” (спрашивать).
– Верно ли Ваня написал название последнего дня Масленицы? В чём его ошибка?
Просить, просит, просьба, прощение.
- Вспомните секрет корней! Выпишите сначала слова “подсказки”, а после проверяемые. Выделите корень, поставьте ударение.
6. Смысловой отрывок “Великий ПОСТ”.
ВЕЛИКИЙ – (большой, огромный, громадный, безмерный, славный).
Великий человек.
Великая душа (богатый внутренний мир).
Великий ПОСТ (поститься).
Церковью установлено для покаяния особое время – пост.
“Истинный пост – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, прекращение клеветы и лжи.”
(Иоанн Златоуст.)
Упражнения для коррекции пропуска и замены букв. Слуховой диктант с пропуском гласных, согласных. (По группам.)
Во время поста люди следят за своими мыслями и чувствами.
В. вр.м. п.ст. л.д. сл.д.т з. св..м. м.сл.м. . ч.вств.м..
Работа со словарём.
Кисел? , сметана, молоко, пирог, капуста, карто?ка ,о.бед , реди?ка, кабач?к.
Физкультминутка.
7. Смысловой отрывок “Пасха”.
в) Реши орфографические задачи. Помоги Ивану.
С н-бе- , с п – лей, покро – , сн – го- , из око- , з – л – неет ле – , з – мля, в – сна, п – лна, из ц -рквей, н – ро- , в – лит.
г) Пасхальный Благовест. (Прослушивание.)
– Какому празднику посвящено это произведение?
– Повторите важное предложение.
“Христос Воскрес!” (Запись в тетрадях)
– Какое оно по цели высказывания и по интонации? (Повествовательное, восклицательное.)
– Что это значит? (Победил смерть.)
– Какое настроение передал нам автор? Докажите. (Весеннее, радостное, Природа просыпается ото сна.)
Прочитайте значение слова БЛАГОВЕСТ – радостный колокольный звон.
Что интересного в слове БЛАГОВЕСТ? (2 корня.)
д) Работа по учебнику (Самопроверка).
– Какие ещё орфограммы вы заметили?
– Какие слова вас заинтересовали? Почему? Давайте их поместим в сундук тайн русского языка в отдел почемучек.
??? Заря – зори, Рвутся, просыпается.
Поразмышляй! Загадка.
Металлическое изделие в виде полого усечённого конуса, с подвешенным внутри него стержнем, языком. (Колокол.)
а) Игра “Колокольный звон”.
Бом-Бом – Бом– Бом– Бом! (Меняют ударение.)
б) Колокол, колодец, колокольчик, колоть, колотить.
– Какое слово лишнее?
– Спишите однокоренные слова, добавьте. (Колокольня.)
Лить колокола – в старину на Руси отливка колоколов была сложным и дорогостоящим делом, часты были браки, когда металл трескался, и колокол не имел мелодичного звона. Мастера, занимающиеся отливкой колоколов, имели свои секреты, которые держались в строжайшей тайне. Вот тогда и родился обычай: во время отливки колокола придумывать самые нелепые слухи. Считалось, что чем невероятнее удастся пустить слух, чем больше народ ему поверит, тем звонче и красивей по тону получится колокол. Так слова "лить колокола" приобрели свое второе значение – выдумывать, рассказывать небылицы. Тот же смысл получило и выражение "лить пули".
Работа по словарю «трудностей».
– Как правильно говорить?
Звонят, звонишь, звонит. (Звон, трезвонить, звонарь.)
8. “Русь Народная”. Чтение текста учебника православная культура с. 75.
1-я часть. Колокольный звон.
– Как автор называет праздник Пасхи? (Христова.)
– Каким словом– признаком он описывает ? (Светлый праздник.)
– Какую весть разносил колокол Ивана Великого?
– Каким вы его представляете? (Царь-колокол, могучий медный голос.)
– Выпишите названия признаков к слову звон. (Радостный красивый красный.)
Красный – значит "прекрасный, красивый". Именно это значение слово "красный" имеет в славянских языках. В древнерусском языке у слова "красный" было именно такое значение: "красна девица", "не красна изба углами, а красна пирогами". Цветовое значение слова развилось только в русском языке
– Найдите однокоренные слова. (Звонить – трезвонить.)
– Добавьте их в семью родственников. (См. выше.)
Выпишите собственные имена. (Колокола Ивана Великого, Пасха Христово, Воскресение Христово.)
? Крестные ходы – шествие навстречу воскресшему спасителю вокруг храма при непрерывном трезвоне.
– Какими словами приветствовали друг друга?
2-я часть.
? Проявить благочестие.
Словарь Ожегова.
Милостыня – то, что подаётся нищему, нуждающемуся.
3. Угощение на ПАСХУ.
Игра “Какое слово лишнее?”
ПИРОГИ, пасха, творог, кулич, яйцо.
Толковый словарь (учебник).
Пироги – пироги омографы. (Совпадают в написании, но произносятся по-разному.)
Яйцо – главный символ пасхи. Почему?
Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо – это знак жизни.
– Почему обязательно должно быть красное яйцо?
Празднование Пасхи продолжается сорок дней – ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе – самой торжественной – ходят, друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.
Сценка “Христосование”.
– О какой традиции рассказали нам ребята?
Скатывают яйца с заранее приготовленного лотка. Где яйцо остановилось, там его и оставляют. Следующий скатывает свое яйцо, стараясь попасть в предыдущее. Если это удается, тот, в чье скатанное яйцо попали, отдает монетку. Играют в несколько конов.
Покатушки. Дети скатывают яйца с горки или с наклонной поверхности, у кого яйцо дальше укатится – тот и победил.
4. Работа по репродукции Т. В. Киселёвой Пасхальная игра. (Учебник с. 78.)
- Назовите как можно больше слов, которые могу выразить ваше настроение от этой картины.
Весёлое, радостное, светлое, яркое.
- Составьте и запишите предложение, оставляя “окошки” в словах, если вы сомневаетесь.
Ярко-жёлтый цвет яиц – цвет солнца.
Зелёный – цвет весны.
Красный – цвет крови Бога, пролитой за грехи людей.
VI . Подведение итогов.
– Как вы думаете, мы помогли Ивану, научили его решать орфографические задачи в корне слова ?
– Давайте проверим! Исправьте ошибки в предложениях, которые Иванушка написал нам в начале урока.
- Спишите без ошибок. Сравните свою работу с работой Вани.
– Что же мы сегодня узнали новое и как пополнился наш сундук секретов русского языка?
VII. Домашнее задание:
Придумайте сами
- Составить несколько предложений по картине и записать;
- Списать орфографическое стихотворение;
- Выучить стихотворение.
VIII . Рефлексия урока.
Сегодня на уроке я:
- Всё понял, было интересно – красное яйцо. (поднимают вверх)
- Испытывал некоторые трудности – зелёное яйцо. (поднимают вверх)
- Было трудно, совсем ничего не понял – синее яйцо. (поднимают вверх)
- Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.
Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1. Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...
Методическая разработка урока русского языка во 2 класссе "Развитие речи, как средство решения орфографических задач"
Урок построен как единая линия работы по развитию речи на примере произведений Г. Скребицкого. Направлен на развитие внимания, мышления, интереса к творчеству писателя, воспитывает любовь к природе....
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Развитие речи. как средсво решения орфографических задач".
Презентация точно соответствует разработке урока по данной теме....
Урок русского языка в 4 классе по теме «Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов» УМК "Гармония"
Урок закрепления знаний, проводится коллективная , парная и самостоятельная работа, с использованием презентации....
Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
Урок русского языка, 2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица» - урок ...
Разработка бинарного урока литературного чтения и «Основ православной культуры» на тему: А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».
Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" на тему А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка» является третьим в изучении творчества ...
Технологическая карта урока русского языка в 2 классе на тему "Использование различных способов орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными".
Цель: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне, на конце слова путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;Задачи: формировать ум...