Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме : Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Православие является неотъемлимой частью истории русского народа, духовнонравственным ядром русской культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка и основ православной культуры по теме "Решаем главные орфографические задачи письма. Знакомимся с традициями русского народа"

учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 111

Калининского района г. Санкт – Петербурга

Рыбалко Ольги Владимировны

Эпиграф: “Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной!”
П. А. Вяземский

Цель урока: учить младших школьников сознательно действовать при письме, используя культурологический отбор материала.

Задачи:

  1. Закреплять особый способ письма– с “окошками”
  2. Формировать у школьников умение учиться, отрабатывая главный способ действия письма по памятке, планируя свою деятельность, формулируя цели урока, обозначив своё незнание.
  3. Закреплять написание букв безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных
  4. Развивать речь учащихся, их словарный запас; познакомиться с понятием фразеологизмы, омографы; закрепить понятия синонимы, однокоренные слова.
  5. Познакомить с традициями и обычаями русского народа
  6. Воспитывать чувство ценностного отношения к православной культуре

Оборудование: учебники М. С. Соловейчик “К тайнам нашего языка”, Л. Л. Шевченко “Православная культура”, музыкальное пособие “Звуковая палитра. Благовест”, мультимедийная установка.

1. Организационный момент и вызов мотивации.

  1. Всем, всем – добрый день
    Прочь с дороги наша лень
    Не мешай трудиться,
    Не мешай учиться.

Психофизическая тренировка. Игра “Подари тепло друг другу” (дети встают в круг, берутся за руки, закрывают глаза и мысленно желают друг другу доброго и хорошего).

2. Анализ анкет учащихся. (предварительная анкета)

Трудно изучать русский язык -4 ученика,
Нет трудностей - у  24 ученика.

- А на моё предложение: исключить этот предмет из школьной программы и разрешить писать не по правилам: 23ученика – нет, 5 учеников – сомневаются.

- Но я горжусь вами, потому что почти все ученики нашего класса, не смотря на трудности в изучении этого предмета, ответили, что нужно учить правила и учиться писать без ошибок, а не как хочется, хотя, это было бы проще. А это значит, что мы с вами вместе преодолеем все трудности

3. Эпиграф: «Язык есть исповедь народа, его душа и быт родной» .
П. А. Вяземский

– Мысленно подумайте над этими словами. Что бы они для вас значили? А в конце урока мы к ним обязательно вернемся, и вы скажете своё мнение.

Правила работы на уроке.

  1. Умей слушать и слышать.
  2. Умей не просто думать, а задуматься.
  3. Умей смотреть и видеть.

На уроках русского языка мы:

Размышляем о ……….(словах)
Наблюдаем за……..(изменениями слова)
Решаем…………. (орфографические задачи)
Доказываем……………(свою точку зрения)
Открываем ………..(тайны и секреты русского языка)

II. Постановка целей урока.

– Что вы можете сказать о том, как мы научились решать главные орфографические задачи в корне слова?
– Какую цель мы поставим перед собой сегодня? (
Закреплять написание букв безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных)

– Что для этого нужно? (Быть внимательны, Уметь находить “опасные места в слове, знать правила, опираться на памятку.)

III. Принятие учебной задачи учащихся.

- А в гостях у нас  герой многих русских народных сказок – Иванушка. Он узнал, что урок у нас необычный. Как вы думаете, почему он необычный? Правильно.  На партах у вас учебники  русского языка и Православной культуры. Я предлагаю вам поговорить на тему “Традиции русского народа”.

- Как вы понимаете “традиции”?
Толковый словарь.
1-й ученик. Всё, что перешло от одного поколения к другому.
2-й ученик. Синоним: обычаи – так заведено, так принято, так повелось.
– Кому интересна эта тема?
Прочитайте, что говорит Иван.

Рибята!

Я к вам очень спишыл, баялся апаздат Я хачю рассказать много интиреснава а вас прашу памочь мне научица писат бес ашыбок. Я ведь никогда не хадил в школу.

– Сколько главных ошибок вы нашли у Ивана?
Запишите у себя на полях их количество, но исправим мы их в конце урока, вместе с Иванушкой. Вы согласны ему помочь?
– Кто считает, что нашёл все ошибки?
– Проверим это в конце урока.

- Волшебный сундук хранит тайны и секреты русского языка. В нём 3 отделения Откроем отделение “Это мы уже знаем” и расскажем Ванюше.

– Как писать без ошибок ?– спрашивает Иван.
– А какой способ письма вы бы Ване посоветовали? (Письмо с “окошками”.) Почему?

На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками стыдно! “Окошко” на месте орфограммы – лучше ошибки.

IV. Повторение и обобщение изученного материала.

1. Ученик читает стихотворение:

“Проводы зимы”

Праздник Проводы зимы
Отмечаем дружно мы.
С приближением весны
На Руси пекут блины.

– О каком празднике идёт речь? (Проводы зимы, Масленица.)
– Что вы знаете об этом празднике?
– Как народ праздновал масленицу? (
Весело, дружно.)

2. Работа по учебнику. (Л. Л. Шевченко “ Православная культура” с. 46.)

– Сколько предложений?
– Какие слова будут проверочными для орфограмм корня?
– Найдите слова с главными орфограммами письма в корне. Докажите правильность выбора буквы. (Правило)
– С какой целью использовали заглавную букву?

3. Письмо по памяти или списывание с “окошками” (по выбору учащихся).

4. Работа над смысловым отрывком “забота о ближних”.

– О какой особенности русского народа мы прочитали? (О милосердии, сострадании, Отзывчивости, человеколюбии.)
- Выпишите родственные слова. Что вы о них знаете?
– Прячут за пазухой – потайное место
(под мышкой).

Фразеологизмы (для выразительности речи).

У Христа за пазухой.
У отца, матери за пазушком .                                                                                                    Под защитой, под покровительством.

5. “Пращёный день” (спрашивать).

– Верно ли Ваня написал название последнего дня Масленицы? В чём его ошибка?
Просить, просит, просьба, прощение.
- Вспомните секрет корней! Выпишите сначала слова “подсказки”, а после проверяемые. Выделите корень, поставьте ударение.

6. Смысловой отрывок “Великий ПОСТ”.

ВЕЛИКИЙ – (большой, огромный, громадный, безмерный, славный).

Великий человек.
Великая душа
(богатый внутренний мир).
Великий ПОСТ
(поститься).
Церковью установлено для покаяния особое время – пост.

“Истинный пост – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, прекращение клеветы и лжи.”
 (Иоанн Златоуст.)

Упражнения  для коррекции пропуска и замены букв.                                                    Слуховой диктант с пропуском гласных, согласных. (По группам.)

Во время поста люди следят за своими мыслями и чувствами.

В. вр.м. п.ст. л.д. сл.д.т з. св..м. м.сл.м. . ч.вств.м..

Работа со словарём.

Кисел? , сметана, молоко, пирог, капуста, карто?ка ,о.бед , реди?ка, кабач?к.

Физкультминутка.

7. Смысловой отрывок “Пасха”.

в) Реши орфографические задачи. Помоги Ивану.

С н-бе- , с п – лей, покро – , сн – го- , из око- , з – л – неет ле – , з – мля, в – сна, п – лна, из ц -рквей, н – ро- , в – лит.

г) Пасхальный Благовест. (Прослушивание.)

– Какому празднику посвящено это произведение?
– Повторите важное предложение.

“Христос Воскрес!” (Запись в тетрадях)

– Какое оно по цели высказывания и по интонации? (Повествовательное, восклицательное.)
– Что это значит?
 (Победил смерть.)
– Какое настроение передал нам автор? Докажите.
 (Весеннее, радостное, Природа просыпается ото сна.)
Прочитайте значение слова БЛАГОВЕСТ – радостный колокольный звон.
Что интересного в слове БЛАГОВЕСТ?
(2 корня.)

д) Работа по учебнику (Самопроверка).

– Какие ещё орфограммы вы заметили?
– Какие слова вас заинтересовали? Почему? Давайте их поместим в сундук тайн русского языка в отдел почемучек.
??? З
аря – зори, Рвутся, просыпается.

Поразмышляй! Загадка.

Металлическое изделие в виде полого усечённого конуса, с подвешенным внутри него стержнем, языком. (Колокол.)

а) Игра “Колокольный звон”.

Бом-Бом – Бом– Бом– Бом! (Меняют ударение.)

б) Колокол, колодец, колокольчик, колоть, колотить.

– Какое слово лишнее?
– Спишите однокоренные слова, добавьте. (
Колокольня.)

Лить колокола – в старину на Руси отливка колоколов была сложным и дорогостоящим делом, часты были браки, когда металл трескался, и колокол не имел мелодичного звона. Мастера, занимающиеся отливкой колоколов, имели свои секреты, которые держались в строжайшей тайне. Вот тогда и родился обычай: во время отливки колокола придумывать самые нелепые слухи. Считалось, что чем невероятнее удастся пустить слух, чем больше народ ему поверит, тем звонче и красивей по тону получится колокол. Так слова "лить колокола" приобрели свое второе значение – выдумывать, рассказывать небылицы. Тот же смысл получило и выражение "лить пули".

Работа по словарю «трудностей».

– Как правильно говорить?
Звонят, звонишь, звонит.
(Звон, трезвонить, звонарь.)

8. “Русь Народная”. Чтение текста учебника православная культура с. 75.

1-я часть. Колокольный звон.

Как автор называет праздник Пасхи? (Христова.)
– Каким словом– признаком он описывает ?
(Светлый праздник.)
– Какую весть разносил колокол Ивана Великого?
– Каким вы его представляете?
 (Царь-колокол, могучий медный голос.)
– Выпишите названия признаков к слову звон.
(Радостный красивый красный.)

Красный – значит "прекрасный, красивый". Именно это значение слово "красный" имеет в славянских языках. В древнерусском языке у слова "красный" было именно такое значение: "красна девица", "не красна изба углами, а красна пирогами". Цветовое значение слова развилось только в русском языке

– Найдите однокоренные слова. (Звонить – трезвонить.)
– Добавьте их в семью родственников. (См. выше.)

Выпишите собственные имена. (Колокола Ивана Великого, Пасха Христово, Воскресение Христово.) 

? Крестные ходы – шествие навстречу воскресшему спасителю вокруг храма при непрерывном трезвоне.

– Какими словами приветствовали друг друга?

2-я часть.

? Проявить благочестие.

Словарь Ожегова.

Милостыня – то, что подаётся нищему, нуждающемуся.

3. Угощение на ПАСХУ.

Игра “Какое слово лишнее?”

ПИРОГИ, пасха, творог, кулич, яйцо.

Толковый словарь (учебник).

Пироги – пироги омографы. (Совпадают в написании, но произносятся по-разному.)

Яйцо – главный символ пасхи. Почему?

Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо – это знак жизни.

– Почему обязательно должно быть красное яйцо?

Празднование Пасхи продолжается сорок дней – ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе – самой торжественной – ходят, друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.

Сценка “Христосование”.

– О какой традиции рассказали нам ребята?
Скатывают яйца с заранее приготовленного лотка. Где яйцо остановилось, там его и оставляют.  Следующий скатывает свое яйцо, стараясь попасть в предыдущее. Если это удается, тот, в чье скатанное яйцо попали, отдает монетку. Играют в несколько конов.
Покатушки. Дети скатывают яйца с горки или с наклонной поверхности, у кого яйцо дальше укатится – тот и победил.

4. Работа по репродукции Т. В. Киселёвой Пасхальная игра. (Учебник с. 78.)

- Назовите как можно больше слов, которые могу выразить ваше настроение от этой картины.
Весёлое, радостное, светлое, яркое.
- Составьте и запишите предложение, оставляя “окошки” в словах, если вы сомневаетесь.

Ярко-жёлтый цвет яиц – цвет солнца.
Зелёный – цвет весны.
Красный – цвет крови Бога, пролитой за грехи людей.

VI . Подведение итогов.

Как вы думаете, мы помогли Ивану, научили его решать орфографические задачи в корне слова ?
– Давайте проверим!  Исправьте ошибки в предложениях, которые Иванушка написал нам в начале урока
.
- Спишите без ошибок. Сравните свою работу с работой Вани.

– Что же мы сегодня узнали новое и как пополнился наш сундук секретов русского языка?

VII. Домашнее задание:

Придумайте сами

- Составить несколько предложений по картине и записать;
- Списать орфографическое стихотворение;
- Выучить стихотворение.

VIII . Рефлексия урока.

Сегодня на уроке я:

- Всё понял, было интересно – красное яйцо. (поднимают вверх)
- Испытывал некоторые трудности – зелёное яйцо. (поднимают вверх)

- Было трудно, совсем ничего не понял – синее яйцо. (поднимают вверх)

- Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, литературного чтения и изобразительного искусства. Тема:Склонение имен существительных. Винительный падеж. Осенний калейдоскоп.

Урок составлен по программе УМК "Школа России" для учащихся 4 класса. Цели урока:1.       Углублять знания детей об имени существительном как части речи. Познакомить...

Методическая разработка урока русского языка во 2 класссе "Развитие речи, как средство решения орфографических задач"

Урок построен как единая линия работы по развитию речи на примере произведений Г. Скребицкого. Направлен на развитие внимания, мышления, интереса к творчеству писателя, воспитывает любовь к природе....

Урок русского языка в 4 классе по теме «Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов» УМК "Гармония"

Урок закрепления знаний, проводится коллективная , парная и самостоятельная работа, с использованием презентации....

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Разработка бинарного урока литературного чтения и «Основ православной культуры» на тему: А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».

  Урок литературного чтения в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" на тему А.А.Фет  «Мама! Глянь-ка из окошка» является третьим в изучении творчества ...

Технологическая карта урока русского языка в 2 классе на тему "Использование различных способов орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными".

Цель: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне, на конце слова  путём изменения формы слова и путём подбора однокоренного проверочного слова;Задачи: формировать ум...