Главные вкладки

    Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок комплексного применения знаний, тематический урок. При проведении урока использованы следующие методы: формулировка этнокультурой темы урока с опорой на индивидуальный опыт учащихся; использование эпиграфа к уроку; индивидуализация обучения (преобразование текста в ходе самостоятельной  дифференцированной работы).

    Включение в урок разнообразных форм работы: парной, индивидуальной, коллективной - способствовало повышению интереса к теме  урока и формировало  у учащихся умение сотрудничать друг с другом. Домашнее задание предполагало включение учащихся в поисковую и  творческую работу. Использование на уроке нетрадиционных форм обучения, таких как:  обыгрывание   элементов  обрядовых действий с использованием чучела Масленицы  при проведении физкультминутки, театрализации. Данные формы работы  выступали не только как элементы занимательности, но и способствовали осуществлению задач познавательного и воспитательного характера,  формированию духовно – нравственных качеств личности,   осознанию учащимися  глубокого смысла прощёного дня масленичной недели, их готовность избавиться от всего плохого, что происходило с ними в течение года, потребность в общении и дружбе.

    Дидактическое сопровождение урока -  использование технических средств обучения  - компьютерной презентации «Работа с текстом», аудиозаписи народной песни « Масленица, любая моя», раздаточного дидактического материала для дифференцированной работы, толковых словарей, девиза, чучела Масленицы, табличек с названием дней масленичной недели, толковых словарей : Словаря русского языка С.И. Ожегова, Словаря живого великорусского языка В.И. Даля, словарика этнокультурной лексики, составленного учителем для учащихся.   

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_safonova_r.a.tekst_.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок

     русского языка

    (2 класс, УМК Л.В. Занкова)

    Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста»

    Этнокультурная тема: «Обычаи

    русского народа.

    Праздник  Масленица»

    2014 год 

    Урок русского языка

    (2 класс, УМК Л.В. Занкова)

    Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста»

    Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленицы».

    Комментарий.  Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок комплексного применения знаний, тематический урок. При проведении урока использованы следующие методы: формулировка этнокультурой темы урока с опорой на индивидуальный опыт учащихся; использование эпиграфа к уроку; индивидуализация обучения (преобразование текста в ходе самостоятельной  дифференцированной работы).

    Включение в урок разнообразных форм работы: парной, индивидуальной, коллективной - способствовало повышению интереса к теме  урока и формировало  у учащихся умение сотрудничать друг с другом. Домашнее задание предполагало включение учащихся в поисковую и  творческую работу. Использование на уроке нетрадиционных форм обучения, таких как:  обыгрывание   элементов  обрядовых действий с использованием чучела Масленицы  при проведении физкультминутки, театрализации. Данные формы работы  выступали не только как элементы занимательности, но и способствовали осуществлению задач познавательного и воспитательного характера,  формированию духовно – нравственных качеств личности,   осознанию учащимися  глубокого смысла прощёного дня масленичной недели, их готовность избавиться от всего плохого, что происходило с ними в течение года, потребность в общении и дружбе.

    Дидактическое сопровождение урока -  использование технических средств обучения  - компьютерной презентации «Работа с текстом», аудиозаписи народной песни « Масленица, любая моя», раздаточного дидактического материала для дифференцированной работы, толковых словарей, девиза, чучела Масленицы, табличек с названием дней масленичной недели, толковых словарей : Словаря русского языка С.И. Ожегова, Словаря живого великорусского языка В.И. Даля, словарика этнокультурной лексики, составленного учителем для учащихся.  

    Цели урока:

    1) упражнять учащихся в составлении  текста, определении

        темы текста, подборе заголовка к тексту;

    2) развивать связную речь детей, упражнять в подборе антонимов;

    3) дать учащимся этнокультурные сведения о празднике    Масленице; путём включения в обыгрывание элементов обрядовых действий, связанных с праздником, воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся;

     4) формировать интерес к культуре русского народа воспитывать уважение к его традициям и обычаям.

    Оборудование: девиз: «В каком народе живёшь, того и обычаев держись», чучело Масленицы, таблички с названием дней масленичной недели, аудиозапись народной песни « Масленица, любая моя», компьютерная презентация «Работа с текстом», дидактический материал для дифференцированной работы; толковые словари: Словарь русского языка С.И. Ожегова, Словарь живого великорусского языка В.И. Даля, словарик этнокультурной лексики, составленный учителем для учащихся.  

    Ход урока:

    1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
    2. Актуализация знаний учащихся. Определение учащимися этнокультурной и лингвистической тем урока.

    Слово учителя: В «Толковом словаре  живого великорусского языка» В.И. Даля есть старинная  русская  пословица. Эту пословицу я взяла эпиграфом к нашему уроку.

    Прочитайте пословицу:

    В каком народе живёшь, того и обычаев держись.

                                                                                    В. И. Даль

    - Как понимаете пословицу?

     Работа с толковым  словарём:

    В пословице встретилось слово обычай. Определим лексическое значение этого слова с помощью «Словаря русского языка» С.И. Ожегова.

    В словаре даётся следующее толкование  слова обычай: обычай – общепринятый порядок,  традиционно установившиеся правила общественного поведения.

    - Каких обычаев мы должны придерживаться?

    Определение темы урока: На уроке будем говорить об обычаях русского народа, а заодно будем применять ваши знания о тексте, умения работать с текстом в интересных познавательных заданиях.

    3.  Работа по теме урока.

    1)Русский народ гордится своими старинными обычаями. Особенно ярко они демонстрировались при проведении   русских народных праздников.  

    Задание: расшифруйте слово и узнайте, о каком исконно русском весеннем празднике пойдёт сегодня речь.

    Слайд.  

                                      НИЦАСЛЕМА (Масленица)

    Запись слова в тетради. Название праздника запишем с большой буквы.

    Праздник Масленицу в этом году мы будем отмечать с 3 по 9 марта. Масленица – это  проводы зимы, встреча весны.

    Слайд. (Тема урока  «Текст. Тема  текста. Обычаи русского народа. Праздник Масленица».)  

     2) Отгадав загадку, вы узнаете, какой предмет является  символом этого праздника.

               Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают.    (блин)

    3) Работа с текстом.

    1) Выполнив задания с текстом, мы узнаем об обрядовых действиях праздника Масленицы, связанных с блинами.

    Дифференцированная работа:

    Все учащиеся: Познакомьтесь с текстом (текст напечатан на листочках).

    Главную роль в Масленице играют … . Блин похож на весеннее … . Такой же круглый, румяный, горячий. В старину блины пеклись всю масленичную … . Каждая … имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей.

    Задание.  Дополните текст, пользуйтесь   словами для справок: солнышко, блины, хозяйка, неделю.

    1 группа. Работа в парах (листочки синего цвета)  Замените  выделенные слова словами, противоположными по смыслу, запишите предложение на листочке.

    Обычно блины пеклись из гречневой и пшеничной муки. С понедельника до четверга выпекали маленькие, тонкие блины, а с четверга до воскресенья – тяжёлые блины на яйцах и молоке. К блинам подавались разные приправы: сметана, яйца, икра.

    Проверка:

    -  чтение 1 части текста;

    - чтение 2 части.

    Слайд.  

    Прочитайте текст целиком.

    Вопросы по содержанию:

    - О чём узнали из текста?

    - На что похож блин? Почему?

              - Что такое текст? Что ещё знаете о тексте.

              - Какова тема текста?

              - На что указывает заголовок текста? (Заголовок указывает на то, о чём пойдёт речь в тексте.) 

    - Выберите  подходящий заголовок к тексту:

     Весеннее солнышко.

     Блины  – символ Масленицы.  

    Вкусные блины.

    1. Физкультминутка

    В первый день Масленицы из соломы делали чучело Масленицы, с пением и прибаутками возили его по деревне на санях, затем устанавливали на самой высокой горе, где начиналось катание на санях.

    Как только народ не называл Масленицу: и честная, и широкая, и весёлая, и объедуха…Встречали  её разными шутками, играми, плясками.

    Вот и нам пора встречать Масленицу.

                             Масленица во двор въезжает, Широкая во двор въезжает. ( Учитель открывает чучело Масленицы, ставит его на стул).

    Масленицу принято было величать, петь ей песни, водить вокруг неё хороводы.

    ( Звучит аудиозапись песни «Масленая, любая моя», дети выполняют танцевальные движения).

    5. Работа по учебнику.  Словарная работа.

    Задание. Вставьте в слова пропущенные буквы.

          П… н…дельник, вторн…к, ср..да, ч..тверг, пятн..ца, су(б, бб)ота, в..скр..сенье.

    Эти слова помещены в орфографическом словарике в вашем учебнике. Проверьте правильность написания слов.

    Проверка. Слайд.

    - Кто написал все слова правильно? Кто допустил ошибки? 

    - Назовите эти понятия одним словом. (Дни недели)

    Масленицу праздновали целую неделю, причём каждый день Масленицы имел своё название, сопровождался определёнными действиями, правилами поведения.

    Сейчас ребята, у которых на парте лежат солнышки,  побывают в роли артистов. Прочитайте текст на жёлтой карточке про себя.

    1 ученик:(карточка розового цвета) работа со Словарём этнокультурной лексики по толкованию слов: пост.

    6. Инсценировка. Ребята, на парте у которых лежат карточки жёлтого цвета, я попрошу вас выйти и представить каждый день масленичной недели.

    - Я – понедельник, называют меня «встреча», потому что Масленицу встречаю.

    - Я – вторник, называют меня «заигрыш», потому что игры начинаю, песни и пляски под гармошку.

    - Я – среда, называют меня «лакомкой», потому что угощаю блинами, очень много сладостей ем.

    Я – четверг, называют меня «разгуляем»,  потому что я самый весёлый день.

    Я – пятница, называют меня «тёщины вечёрки», потому что мой папа угощает блинами бабушку.

    Я – суббота, называют меня «золовкины  посиделки», потому что папины сёстры приходят к маме в гости, дарят подарки, играют в игры, долго сидят и беседуют.  

    Я – воскресенье, «прощёный день», потому что все мои знакомые друг у друга прощения просят да приговаривают: «Да не зайдёт солнце в гневе вашем. Простите меня!»

    Просили прощения сначала дети у родителей,  а потом друг у друга. « Да не зайдёт солнце в гневе вашем, простите меня!». А в ответ слышали: «Бог простит, и я прощу». Не забудьте, ребята, и вы  в этот день попросить прощения у всех, кого когда- либо обидели.

    Проверка словарной работы (читает ученик):

    Пост – воздержание на определённый срок от молочной, мясной пищи по предписанию церкви, а также период такого воздержания.

    Учитель: люди просили прощения друг у друга за нанесённые ранее обиды, потому что сразу за Масленицей начинался Великий пост, который длился 7 недель вплоть до самого светлого праздника весны – Пасхи. Пост – это ещё и  время, когда человеку нужно было задуматься о своей душе, очиститься от всего плохого, стать лучше, добрее.

    7. Рефлексия

    В воскресенье чучело  Масленицы везли на горку и там сжигали на костре, чтобы  его пепел развеять по полям и ждать весной хорошего урожая хлеба.

    Работа в парах.

    Ребята, поработайте в паре и запишите, что плохое из того, что накопилось у вас за целый год,  вы хотели бы сжечь вместе с чучелом Масленицы.  

    (Дети называют).

     Учитель: Все плохое: зло, обиды, двойки, болезнь, ссора, драки, непослушание сгорят вместе с чучелом  Масленицы,  в душе останется только светлое, доброе.

    Работа с пословицей.

    Вернёмся к пословице «В каком народе живёшь, того и обычаев держись». Обычаи, связанные с праздником Масленицы, передаются из поколения в поколение, соблюдались вашими предками, соблюдаются вашими родителями.

     - Что запомнилось, понравилось на уроке? (высказывания детей)

    - Что такое текст?  

    - Как определить тему текста?

    - На что указывает заголовок текста?

    - Мне сегодня очень понравилось общаться с вами.

    8. Выставление оценок.

    9. Домашнее задание: узнайте рецепт приготовления блинов в вашей семье, запишите его на листочке, оформите как творческую работу, можно нарисовать рисунок. Придумайте заголовок к тексту, который у вас получится.  

    Заключительное слово учителя: Я очень хочу, чтобы вы унесли с нашего урока частичку добра, света, прониклись уважением к обычаям русского народа.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок русского языка в 1 классе по системе Л. Занкова по теме "Родственные слова. Корень", презентация.

    Тип урока: урок открытия новых знаний. Методы: словесный,  игровой, наглядный, поисковый, метод свободного выбора и свободной беседы, метод взаимодействия и самоконтроля. Приемы: рассуж...

    Урок русского языка "Текст. Тема текста. Монолог." 2 класс

    Урок русского языка разработан для учащихся 2 класса по системе Л. В. Занкова...

    Русский язык 2 класс .Конспект. "Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста".

    Урок введения нового материала. Определение связи заглавия и главной мысли....

    Конспект урока по предмету «Русский язык» во 2 классе. УМК «Начальная школа 21 век» Тема: «Синонимы в тексте».

    Тип урока - закрепление пройденного материала.Урок рассматривается в разделе программы по теме: «Развитие речи». Урок тесно связан с предыдущими, и является продолжением в изучении темы....

    Мастер- класс на тему: Формулирование темы текста и выделение главной мысли текста.

    Понимание текста на уровне содержания.Создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением текста....

    Конспект урока по теме "Текст. Предложение" 1 класс русский язык

    Конспект урока по теме "Текст. Предложение" 1 класс русский язык...

    Презентация "Текст. Тема. Текст өлешләре "

    Урок родного языка для дистанционного обучения...