Мастер- класс на тему: Формулирование темы текста и выделение главной мысли текста.
учебно-методический материал по теме

Сенечак Юлия Викторовна

 Понимание текста на уровне содержания.

Создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением текста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_teoriya.docx20.07 КБ
Office presentation icon master_klass.ppt1.7 МБ

Предварительный просмотр:

 Тема мастер -  класса: Формулирование темы текста и  выделение главной мысли текста.(слайд1)

Цель:

  1.  Понимание текста на уровне содержания.
  2. Создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением текста.

Задачи:

1. Поиск путей развития интереса к художественному произведению.

2.  Анализ влияния данного способа на достижение целей, обозначенных стандартом начального общего образования по литературному чтению;

3. Развитие познавательной активности учащихся.

Работа над текстом.

Вступительное слово

-Начиная, работать над  текстом в своем классе, у меня возникли проблемы с формулировкой темы текста, а так же выделением главной мысли в тексте.

Идея педагога наставника. И вот, что из этого получилось  у меня. Я хочу поделиться с вами. Может у кого из вас то же существует подобная проблема.

Мы должны так сформулировать тему, чтобы человек, услышавший её от нас  и еще не читавший рассказа, мог бы понять, про что этот текст, и решить для себя нужно его читать или нет.

Описание способа работы с текстом:

Рассмотрим способ формулирования темы текста и выделения главной мысли текста на небольшом рассказе «Пёстрый дятел»(СЛАЙД 2)

-Если мы скажем: «Этот текст о дятле», человек не поймёт, что именно он узнает об этой птице, когда прочитает текст. Его будут мучить сомнения, какого рода информация заложена в этом тексте(Где живёт, как выглядит,…)

-Если мы скажем: «Этот текст о цвете дятла», будем правы, но лишь отчасти. Мы утаим очень важную информацию. Читатель может подумать, что в этом рассказе описывается лишь внешний вид птицы.

- Если мы скажем: «Этот текст о том, что дятел делает с шишками», читатель, возможно, разочаруется, т.к. ему нужна более полная информация о дятле.

Поэтому тему текста нужно так сформулировать,  чтобы текст прочитал и тот человек, которому интересно узнать про работу дятла с шишками, и тот, кто интересуется внешним видом дятла.

Работа над  формированием темы  текста начинается с вопроса, одинаково для каждого абзаца:

- Какую информацию мы получаем от этого абзаца?

- Про что рассказывает нам этот абзац?

(СЛАЙД 3) Результат этой работы можно оформить в графическую схему, где в виде веточек, растущих из общего корня, будут отражены все абзацы с темой каждого. (СЛАЙД 4,5)

(СЛАЙД 6)По схеме видно, что все абзацы важны, каждый говорит о чём-то своём. Упустив один из абзацев, мы не узнаем и не сообщим другим важную информацию абзаца.

(СЛАЙД 7)Таким образом, тема текста будет такой: «Цвет, клюв дятла и что делает дятел с шишками».

Звучит, конечно, немного шероховато, но за то это действительно «рабочая тема». На такую тему ученик может опереться, когда будет писать изложение или при пересказе. Такая тема – действительно палочка – выручалочка, путеводная ниточка, а вот «гладкие» и красиво сформулированные темы оказываются на деле бесполезными и даже могут сбить с толку.

Итог:

-(Слайд 8) Теперь работая над текстом, я применяю этот способ. Детям очень нравиться. При формировании темы и мысли текста у нас стало меньше проблем.

-А сейчас я предлагаю вам побывать в роли учащихся.

-На столах у вас лежит текст «Муравьи» и чистые листы бумаги, на которых вы изобразите своё дерево и сформируете свою «рабочую» тему текста. (Слайд 9).

Спасибо за внимание! (слайд 10)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СОШ №2 им. А.И. Исаевой» Сенечак Юлия Викторовна 2015-2016 учебный год

Слайд 2

Пёстрый дятел. По стволу осины, прямо по коре, прыжками поднимается пёстрый дятел. До чего он хорош! Белый с чёрным, а шапочка и дохвостье ярко красные. Клюв у дятла – настоящий плотничий инструмент. Клювом он выдалбливает глубокое дупло для гнезда, из-под коры жуков-короедов и личинок вытаскивает, шишки раздалбливает и семена достает. Интересно дятел с шишками управляется. Найдёт шишку поспелее несёт её в «кузницу»- на дерево, где заранее облюбовал щель или трещину в древесине. Вставит дятел в эту щель шишку, обопрётся хвостом о кору дерева- и работает клювом, только чешуйки с шишки летят. А новую шишку принесёт, старую обязательно из щели вытащит и бросит. Целая гора шишек под такой «кузницей» накапливается.

Слайд 3

Результат этой работы можно оформить в графическую схему, где в виде веточек, растущих из общего корня, будут отражены все абзацы с темой каждого.

Слайд 4

Пёстрый дятел. 1 абзац. По стволу осины, прямо по коре, прыжками поднимается пёстрый дятел. До чего он хорош! Белый с чёрным,а шапочка и дохвостье ярко красные. Цвет дятла

Слайд 5

Пёстрый дятел. 2 абзац. Клюв у дятла – настоящий плотничий инструмент. Клювом он выдалбливает глубокое дупло для гнезда, из-под коры жуков-короедов и личинок вытаскивает, шишки раздалбливает и семена достает. Цвет дятла Клюв дятла

Слайд 6

Пёстрый дятел.3 абзац. Интересно дятел с шишками управляется. Найдёт шишку поспелее несёт её в «кузницу»- на дерево, где заранее облюбовал щель или трещину в древесине. Вставит дятел в эту щель шишку, обопрётся хвостом о кору дерева- и работает клювом, только чешуйки с шишки летят. А новую шишку принесёт, старую обязательно из щели вытащит и бросит. Целая гора шишек под такой «кузницей» накапливается. Цвет дятла Клюв дятла Что делает дятел с шишкой

Слайд 7

Тема: «Цвет, клюв дятла и что делает дятел с шишками» Цвет дятла Клюв дятла Что делает дятел с шишкой

Слайд 8

2

Слайд 10

. Муравьи. Муравьи - лесные санитары. Они поедают вредных гусениц. Жители одного муравейника за один день съедают тысячи гусениц. Муравьи разрыхляют землю. От этого корни деревьев получают больше воздуха, влаги. Муравейник – это целый город муравьёв. Они тащат туда стебельки, сухие палочки, веточки. В плохую погоду муравьи прячутся в муравейник и закрывают все входы и выходы. Если разорить муравейник - погибнет большая муравьиная семья. Тогда в лесу появляется много вредных гусениц. Они губят деревья. Поэтому муравейники надо беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ро русскому языку на тему: "Текст. Тема. Главная мысль.

В конспекте представлены приёмы работы при знакомстве учащихся с основными речеведческими понятиями....

Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.

Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....

Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.

Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....

Методическая разработка урока.Речевое развитие.Текст.Тема,главная мысль текста.

Представлен конспект урока по русскому языку 3класс....

МАЙ 2017 Что такое тема текста и главная мысль?

Что такое тема текста и главная мысль?...

Разработка урока русского языка во 2 классе Тема урока: «Связь заглавия и главной мысли текста. Признаки текста».

Тип урока: урок введения новых знаний. Цель: определение связи между заглавием и главной мыслью текста. Задачи: обучающие: - сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основны...

Мастер -класс по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности"- конкурс "Учитель 2022 года"

Мастер-класс «Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»Цель:        представление опыта работы с текстом на уроках русского языка...