РАБОЧАЯ ПРОГРАММА клуба «Пешеходы и пассажиры» (Внеурочная деятельность)
рабочая программа (2 класс) на тему

Мерцалова Ольга Дмитриевна

              Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Я - пешеход и пассажир» (сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой . – М.: Вентана-Граф,2011) .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peshehody_i_passazhiry.docx49.66 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

клуба «Пешеходы и пассажиры»

для обучающихся 2 класса

(внеурочная деятельность)

Пояснительная записка

          Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Я - пешеход и пассажир» (сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой . – М.: Вентана-Граф,2011) .

          Целью занятий по внеурочной деятельности является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

          Задачи курса:

- обучение детей правильному поведению на улицах города, соблюдения правил дорожного движения;

- воспитание культуры поведения на дорогах городах;

Общая характеристика программы

 Программа «Я — пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея  курса  — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

На  дорогах нашей  страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей  младшего школьного возраста. Одна  из причин такого явления  — несформированность  элементарной  культуры  поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам.  Становится очевидно, что семья  в одиночку не может  справиться с решением этих задач  воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.

Целью факультатива является формирование обязательного минимума  знаний и умений, который обеспечит развитие новых  социальных ролей  младшего школьника как  участника дорожного движения, куль- туры  поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети  смогут  осознанно  вести   себя   в  условиях  дорожного  движения,  что   приведет к уменьшению числа  

дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Место в учебном плане.

 Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого  года в условиях,  когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний  курс.   Кроме  того,   обучение  может   быть   осуществлено в образовательном учреждении любого  типа,  а также  может  быть  предложено для семейного воспитания.

Количество часов в неделю -1ч. Годовое количество- 34 часа

Ценностные ориентиры содержания программы

           В результате освоения программы занятий по внеурочной

деятельности «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить

с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака (в значении,

приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

— раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных

опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего

поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Особенности содержания.

 Программа построена с учетом следующих принципов:

— доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет;

— личностно-ориентированная направленность курса  — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки  зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

— линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое  позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

— деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.

Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных

ситуаций.

Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может  освоить и сознательно использовать для  решения различных учебных задач  в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы клуба.

В результате освоения программы  «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:

— выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

— объяснять значение и функции конкретного знака  (в  значении, приближенном к установленным ПДД  в соответствующем документе);

— находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

—раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

— разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход,  пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

— умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

— формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

— формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

— формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования.

Универсальные учебные действия:

1. Ориентирование и поведение в окружающей среде:

— сравнивать предметы по их положению в пространстве;

— определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

— соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения  разных объектов, отвечать на вопрос:  «Кто  (что) быстрее (медленнее)?»;

— самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом,  около  и пр.);

— различать,  сравнивать,  группировать  общественный  и  личный транспорт.

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

— определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету  и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);

— ориентироваться в  скорости приближающегося  транспортного средства (быстро, медленно);

— выделять среди  объектов окружающей среды  знаки дорожного движения (изученные), необходимые для  правильной ориентировки на дороге  и улице;  называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

— различать цвет  и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

— в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос  «Опасна или не опасна  эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

— объяснять значение конкретного знака  (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

— различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

— оценивать состояние дороги  (асфальт,  грунт) и  время, которое может  быть затрачено на переход дороги;

— группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

Содержание программы

Ориентировка в окружающем мире

Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение, объяснение соотношений с использованием соответствующей термино- логии  (близко-ближе, далеко-дальше, рядом,  перед, за и т.д.).

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро). Особен- ности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом, около).

Транспорт  стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота. Транспорт личный и общественный (отличие, классификация). Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках, моделирование). Гужевой транспорт.

Населенный пункт  как территория, застроенная домами:  город, село, поселок, деревня. Знание своего  района как  условие безопасного пере- движения.

Дорога.  Состояние дороги  (асфальт, грунт). Практическое определение времени, которое может  быть затрачено на переход дороги.

Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения опас- ностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по рисункам и личным наблюдениям).

Ты — пешеход

Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движе- ние пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для  водите- лей, которые необходимо знать  пешеходам: «дорожные работы», «дети»,

«движение  прямо,  направо,  налево…».  Значение  конкретного  знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД). Цвет  и форма предупреждающих и запрещающих знаков.

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

Ты – пассажир

В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом сидении ребенок ехать  не может.  Из  машины выходить можно только со стороны тротуара или  обочины. Не  открывать двери  автомо- биля  на ходу, не высовываться из окна.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Раздел.  Темы.

Количество часов

Плано-вые

сроки

прож-дения

Примечание

Ориентировка в окружающем мире

1

Предметы и их положение в пространстве

1

1четверть

2

Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро)

1

3

Транспорт  стоящий и двигающийся.

1

4

Транспорт , подающий сигналы поворота.

1

5

Транспорт личный и общественный

1

6

Маршрутное транспортное средство (автобус, троллейбус, трамвай).

1

7

Безопасный маршрут (определение на рисунках, моделирование).

1

8

Безопасный маршрут (определение на рисунках, моделирование).

1

9

Населенный пункт.

Знание своего  района как  условие безопасного передвижения.

1

2 четверть

10

Состояние дороги  (асфальт, грунт )

1

11

Практическое определение времени, которое может  быть затрачено на переход дороги.

1

12

Опасность и безопасность на дорогах

1

13

Безопасные маршруты движения

в школу

1

14

Школа безопасности. Практическое занятие безопасного поведения на дороге

1

Ты — пешеход

15

Светофорное регулирование движения пешеходов

1

16

Регулировщик и его

сигналы.

17

Знаки дорожного движения: «движение пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка».

1

3 четверть

18

Знаки для  водителей, которые необходимо знать  пешеходам: «дорожные работы», «дети»

1

19

Знаки для  водителей, которые необходимо знать  пешеходам: «движение  прямо,  направо,  налево…».

1

20

Цвет  и форма предупреждающих знаков

1

21

Цвет  и форма запрещающих знаков

1

22

Значение  конкретного  знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД).

1

23

Значение  конкретного  знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД).

1

24

Практическое занятие «Чтение дорожных

знаков»

1

25

Практическое занятие «Дорожные знаки в

микрорайоне школы».

1

26

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства

1

27

Викторина «Учимся соблюдать ПДД»

1

4 четверть

28

Практическое занятие «Правила дорожного движения знаем как таблицу умножения»

1

Ты – пассажир

29

Правила безопасного поведения в автомобиле

1

30

Правила безопасного поведения в автомобиле

1

31

Применение ремней безопасности во время передвижения на автомобиле

1

32

Выход из транспортного средства

1

33

Практическое занятие «Мы пассажиры

общественного транспорта»

1

34

Обобщение изученного материала по темам года

1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ТошееваЛ.И.  В. И. Основы безопасности дорожного движения: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2011, – 240с. – (Мастерская учителя)

2.Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2009.

3. Жульнев Н.Я.  Правила дорожного движения учебное пособие для детей 7-10 лет, М.: Дрофа, 2008.-111, (1)с. :ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Я - пешеход и пассажир"

Данная рабочая программа предназначена для занятий внеурочной деятельностью в 1 классе....

Рабочая программа Я - пешеход и пассажир 2 класс

Разработана рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ рабочая программа "Я - пешеход и пассажир" для 3 класса, составлена в соответствии с ФГОС

"Я - пешеход и пассажир" - программа для внеурочной деятельности, составленная в с оответствии с  ФГОС...

Рабочая программа "Я - пешеход и пассажир"

Рабочая программа "Я - пешеход и пассажир"...

Рабочая программа «Я пешеход и пассажир»

Рабочая программа кружка «Я пешеход и пассажир» внеурочной деятельности уч-ся 1-4 классов...