Рабочая программа "Школа будущих первоклассников"
рабочая программа на тему

Данный материал содержит все структурные элементы рабочей программы:пояснительную записку, содержание тем курса, тематическое планирование, основные требования к усвоению курса. В то же время данная программа оставляет возможность каждому педагогу изменить что-то по своему усмотрению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p_shkola_budushchih_pervoklassnikov.docx55.99 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области

             

                «Рассмотрено»

Руководитель МО

 ______________    (Анофрикова В.А.)

Протокол №1 от

«28» августа   2015г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ

«Ерышовская СОШ»

   _______________

(Анфиногенова И.А.)

«28» августа 2015г.

«Утверждаю»

Руководитель МОУ «Ерышовская СОШ»

________________(Березкина Л.А.)

Приказ № _____от

«_____» ____________20___г.

Рабочая программа

по учебному курсу

«Школа будущих первоклассников»

Матвеева Е. Н.

 2015-2016 учебный год

«Школа будущих первоклассников»

Пояснительная записка

Программа «Школа будущего первоклассника» является основой для организации образовательной деятельности  группы дошкольного образования детей 6 - 7 лет, рассчитана на 1 год и  составлена на основе комплексной программы дошкольного образования системы «Школа 2100», автором которой является академик РАО А.А. Леонтьева.

Данная программа направлена на развитие и совершенствование содержания образования  детей старшего дошкольного возраста и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании».

Основная цель программы -  обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.

Программа «Школа будущего первоклассника» отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, представляет собой эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.

Задачи программы:

  1. Создание развивающей среды
  2. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры
  3. Развитие личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы
  4. Формирование опыта самопознания.

В соответствии с основными целями, задачами государственной образовательной системы «Школа 2100» концепция программы «Школа будущего первоклассника» дошкольного  образования  отвечает общему подходу к процессу образования, который носит развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный характер.

Принципы построения программы «Школа будущего первоклассника»:

  1. Принцип адаптивности – создание адаптивной модели воспитания и развития дошкольников, обеспечивающей гуманный подход к личности ребенка.
  2. Принцип развития – целостное развитие личности и  ее готовности к дальнейшему развитию.
  3. Принцип психологической комфортности -  обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
  4. Принцип образа мира и целостности содержания образования -  формирование единого и целостного представления дошкольника о мире.
  5. Принцип смыслового отношения к миру -  осмысление ребенком того, что он является частью мира.
  6. Принцип систематичности -  реализация единых линий развития и воспитания.
  7. Принцип обучения деятельности -  организация видов деятельности, во время которых ребенок  сам делает «открытия».
  8. Принцип опоры на предшествующее развитие.
  9. Принцип креативности -  обучение дошкольников творчеству.

Программа «Школа будущего первоклассника»  готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности (формируется мотивационная готовность, осуществляется познавательно-речевое развитие, формируется навык работы  в коллективе, общения с взрослыми и сверстниками).

Данная программа обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка:

  1. Социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;
  2. Культурное развитие - совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;
  3. Познавательное  развитие   - собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.

Результатом дошкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире

Программа «Школа будущего первоклассника» ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.

        Ведущим  методическим  приёмом  на  уроке  в  Школе будущего первоклассника   выступают  дидактическая  игра  и  игровые  упражнения.

        Учитель прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения  детей, способствует становлению у них  положительной самооценки.

Учебно – тематическое  планирование.

Программа «Школа будущего первоклассника» составлена на основе учета максимального объема учебной нагрузки дошкольников.

1. Занятия  проводятся  в  форме  урока  общей  продолжительностью  25 минут, что является академическим часом для учащихся данного возраста,  прерываемого  динамической  паузой  5  минут.

2. Перемены  по  10  минут  активной  деятельности  детей  под  руководством  учителя.

3. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 2 часа.

Структура программы

№ п/п

Наименование предмета

Наименование модулей

К-во  часов в год

1

Развитие логического и пространственного мышления

  • Математика и логика
  • Конструирование
  • Лепка

34

1

Познавательно – речевое развитие детей

  • Подготовка руки к письму
  • Развитие речи
  • Ознакомление с окружающим миром

34

Содержание тем  курса

Развитие логического и пространственного мышления

 Модуль «Математика и логика»

  1. Общие понятия.

Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком. Сравнение двух групп предметов.

Взаимосвязь между целым и частью.

2.Числа и операции над ними.

Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками.

3.Пространственно-временные представления.

Отношения: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др..

Установление последовательности событий.

Последовательность дней в неделе.

Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

4.Геометрические фигуры и величины.

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.

Модуль «Конструирование»

Цель – приобретение дошкольниками конструктивно – технических умений, способствующих практическому познанию свойств тел и пространственных отношений.

Задачи обучения:

  1. Учить целенаправленно рассматривать предметы.
  2. Сравнивать предметы между собой, видеть в них общее и различное.
  3. Расчленять предметы на части.
  4. Учить находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей.
  5. Развивать конструктивно – технические  умения.
  6. Развивать планирующую мыслительную деятельность.
  7. Познакомить со свойствами геометрических тел  и пространственных отношений.
  8. Обогатить речь детей новыми терминами (куб, пирамида и др.)
  9. Привить навык совместной трудовой деятельности, взаимопомощи.
  10. Развить эстетический вкус.

Содержание тем модуля «Конструирование»

  1. Конструирование из бумаги.

Складывание бумаги  в разных направлениях. Деление бумаги по диагонали. Вырезание нескольких одинаковых деталей путем складывания бумаги. Складывание готовых выкроек. Вырезание деталей по шаблону. Аппликации. Оригами из бумаги. Игрушки из картона с элементами движения.  Объемные игрушки из бумаги, картона.

  1. Конструирование из природного и бросового материала.

 Способы крепления деталей.

Модуль «Подготовка руки к письму»

Цель – развитие графических движений, зрительно-моторной координации, тонкоординированных движений рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти.

Задачи обучения:

  1. Научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги.
  2. Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев.
  3. Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку.
  4. Научить штриховать в разных направлениях: сверху вниз, с наклоном влево, слева направо, с наклоном вправо, штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями.
  5. Познакомить с основными правилами штриховки:

- не выходить за контуры фигуры;

- соблюдать параллельность линий;

- не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см;

- научить четко дифференцировать строку (верхнюю и нижнюю, среднюю    линии), писать элементы букв и буквы в строке:

- познакомить с основными правилами красивого письма;

- подготовить к формированию графического навыка.

Содержание тем модуля «Подготовка руки к письму»

  1. Знакомство с правилами письма и разлиновкой тетради.

Правильная посадка, положение листа. Разлиновка тетради (узкая рабочая строка, широкая рабочая строка)

  1. Обведение по контуру узоров, составление узоров, штриховка.
  2. Письмо основных элементов букв

-  вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);

 - овалы

 - линии с закруглением внизу и вверху,

Модуль «Развитие речи»

Цель развитие устной речи детей, формирование коммуникативных умений, обогащение активного и пассивного словаря ребят.

Задачи обучения:

  1. Развивать умения говорения, слушания.
  2. Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; развить грамматический строй речи, умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка- носителя языка.
  3. Развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
  4. Развивать умение общения с взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека.

Содержание тем курса «Развитие речи»

  1. Лексическая и грамматическая работа:
  • обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
  • употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
  1. Развитие связной речи:
  • ответы на вопросы, участие в диалоге;
  • подробный пересказ текста по зрительной опоре;
  • составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
  1. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
  • знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
  • выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

Модуль «Ознакомление с окружающим миром» .

Цель -  знакомство дошкольников с целостной картиной мира в процессе решения ими задач по осмыслению своего опыта через творческие проблемные задачи; развитие ребенка в целом; осуществление речевого развития.

Задачи обучения:

  1. Воспитывать в детях аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления, помочь осознать смысл произносимых детьми слов, что в свою очередь готовит их к будущему освоению научного языка.
  2. Расширить представления дошкольников о растительном и животном мире.
  3. Обеспечить условия для накопления у детей знаний о социальной действительности, предметах материальной культуры, свойствах и разновидностях материалов, явлениях природы и др.
  4. Помочь раскрыть детям сущностные особенности предметов.
  5. Развивать наблюдательность у дошкольников, исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности, что даст ребенку возможность разумно действовать в реальной жизни.
  6. Воспитывать бережное ответственное  отношение к природе.
  7. Учить следовать экологическим правилам  поведения в природе, эстетическим правилам поведения в обществе.

Содержание тем модуля «Ознакомление с окружающим миром» .

  1. Времена года. Явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года. Основные признаки сезона. Сутки. Режим дня.
  1. Природа живая и неживая. Основные характеристики.
  2. Характерные особенности домашних и диких животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, в нашей стране, в других странах. Растения. Характерные особенности культурных и дикорастущих растений. Правила поведения в природе.

Календарно - тематическое планирование занятий.

Математика и логика

№ п/п

Тема занятий

К-во ч.

Дата

Оборудо-

вание, ТСО

план

факт

1 – 3

Знакомство c плоскими геометрическими фигурами

 

3

4

Знакомство c объёмными геометрическими фигурами

1

5– 6

Свойство предметов        

2

7

Группы предметов        

1

8 – 9

Пространственные отношения        

2

10

Временные отношения                

1

11 –13

Название, последовательность и обозначение чисел

от 1 до 10. Прямой и обратный счет.         1        1        ~

3

14 - 15

Взаимосвязь между целым  и частью

2

16

Решение логических задач        

1

17

Итоговое занятие

1

Конструирование

№п/п

Тема занятий

К-во ч.

Дата

ТСО

план

факт

  1. 1

Конструирование из бумаги  «Кораблик».

1

Конструирование из природного материала «Ёжик»

 (из шишки).

1

Конструирование из бросового материала «Пингвин»

 (капсулы от киндер - сюрприза).

1

Конструирование из спичечных коробков «Паровозик».

1

Конструирование из бумаги «Животные».

Конструирование из бумаги «Цветы для мамы».

1

Конструирование из природного материала «Черепаха»

 (из скорлупы ореха).

1

Конструирование из бросового материала по замыслу детей «Скворечник» (из коробочки от чая).

1

 

Лепка

№п/п

Тема занятий

К-во

ч.

Дата

Оборудование, ТСО

план

факт

1

Вводное занятие.   «Путешествие в Пластилинию».

1

2

Лепка «Кукла».

1

3

Лепка «Ваза с фруктами»

1

4

Лепка «Рыбки»

1

6 - 7

Рисуем жгутиками из пластилина

2

8

«Божьи коровки на ромашке»  (плоскостная лепка)

1

9

«Цветы для мамы» (плоскостная лепка)

1

«Подготовка руки к письму»

  №

  п/п

                                              Тема  занятий

 К–во

 ч.

Дата

план

Дата

факт

Оборудова

ние

1

Знакомство с правилами письма, с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша(ручки) при работе в тетради

1

2

Обведение по контуру узоров.

1

3

Составление узоров по аналогии и самостоятельно,

1

4 – 5

 Обведение по контуру и штриховка

2

6

Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких и длинных линий.

1

7

Письмо наклонной короткой и длинной  линии.

1

8

Обведение по контуру. Ломанные и изогнутые линии.

1

9

Письмо маленьких и больших овалов.

1

10

Письмо полуовалов.

1

11

Обведение по контуру петель.

1

12

Письмо коротких линий с закруглением внизу.

1

13

Письмо длинной линии с закруглением внизу.

1

14

Письмо коротких линий с закруглением вверху.

1

15

Письмо длинной линии с закруглением вверху.

1

16

Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу.

1

17

Повторение изученных элементов

1

«Развитие речи».

№ п/п

Тема занятия

К-во

ч.

Дата

план.

Дата

факт.

оборудование

Давайте познакомимся. Речь – средство общения

1

В  гостях. Потешки..

1

Слово веселит, огорчает, утешает

1

Пословицы и поговорки о труде, родине, матери

1

Сядем        на        пригорке,        расскажем скороговорки

1

B гостях у сказки.  Игры с ударением

1

Слова – противоположности

1

Многозначные слова

1

Ох, уж эти загадки!

1

«Ознакомление с окружающим миром»

№п/п

Тема занятий

К-во

ч.

Дата

план.

Дата

факт.

оборудование

1

Мир вокруг нас. Времена года

1

2

Части суток. Режим дня. Школьное время

1

3

Природа живая и неживая.

1

4

Дикие и домашние животные.

1

5

Культурные и дикорастущие растения.

 Правила поведения в природе.

1

6

Россия - наше государство. Столица России.

1

7

Наш город.

1

8

Расскажи о себе. Моя семья.

1

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Модуль «Математика и логика»

Дети должны знать и уметь:

1. Распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры.

2. Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал.

3. Устанавливать совокупности предметов, обладающие общими признаками.

4. Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе бумаги.

5. Устанавливать временные отношения.

6. Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

7. Устанавливать взаимосвязь между целым и частями.

Модуль «Конструирование»

  • складывать бумагу в разных направлениях, делить бумагу по диагонали;
  • вырезать несколько одинаковых деталей путем складывания бумаги;
  • вырезать детали по шаблону;
  • выполнять аппликации;
  •  владеть элементарными конструкторскими навыками: приставлять, прикладывать;
  • уметь создавать изображения по представлению и с натуры;
  • уметь планировать свою деятельность, работать целенаправленно, доводить начатое дело до конца;
  • проявлять изобразительные способности в работе с природным материалом, изобретательность и творчество в процессе изготовления поделок из самых разных материалов;
  • проявлять аккуратность в процессе деятельности, не сорить, не пачкать, не разбрасывать, не нарушать уют и красоту в помещении;
  • знать и выполнять правила техники безопасности на занятиях.

Модуль «Подготовка руки к письму»

  1. Правильно сидеть (правильная поза, положение рук).
  2. Правильно держать ручку.
  3. Четко дифференцировать строку (верхнюю, нижнюю и среднюю линии), уметь писать элементы букв  в строке.
  4. Выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания элементов букв.
  5. Писать основные элементы букв:        

   - вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);

   - овалы;

   - линии с закруглением внизу и вверху,

  1. Аккуратно  штриховать фигуры.
  2. Обводить ровно и аккуратно по контуру.
  3. Аккуратно разукрашивать фигуры.

Модуль «Развитие речи»

- уметь слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих;  

- уметь говорить перед коллективом, отвечать на вопросы взрослого;  

- уметь строить простые речевые конструкции.

Модуль «Ознакомление с окружающим миром» .

Знать:

  • времена года;
  • части суток;
  • отличие живой и неживой природы;
  • название страны и города в котором живет

Уметь:

  • различать диких и домашних животных;
  • различать культурные и дикорастущие растения;
  • называть характерные признаки времен года;
  • различать части суток;
  • рассказать о своей семье.

Учебно – методическое обеспечение

Методические рекомендации  "По дороге к Азбуке"

"По дороге к Азбуке". Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте ( 5-6 лет)

Методические рекомендации к пособию "Раз - ступенька, два-ступенька..."

 "Раз-ступенька, два-ступенька..."  для детей 5-6 лет. Часть 1

"Раз-ступенька, два-ступенька..."  для детей 5-6 лет. Часть 2

"Раз-ступенька, два-ступенька..." для детей 5-6 лет. Часть 3

"Раз-ступенька, два-ступенька..."  для детей 5-6 лет. Часть 4

Методические рекомендации к пособию "Это - я" (5-6 лет)

"Здравствуй, мир!" Пособие по ознакомлению с окружающий миром для детей 5-6 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников

Пояснительная запискаРабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего ...

Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников

Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго п...

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.

Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"

Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут  для ребенка в семье, в детском саду, в школе....