Рабочая программа "Школа будущих первоклассников"
рабочая программа на тему
Данный материал содержит все структурные элементы рабочей программы:пояснительную записку, содержание тем курса, тематическое планирование, основные требования к усвоению курса. В то же время данная программа оставляет возможность каждому педагогу изменить что-то по своему усмотрению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 55.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ______________ (Анофрикова В.А.) Протокол №1 от «28» августа 2015г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ» _______________ (Анфиногенова И.А.) «28» августа 2015г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «Ерышовская СОШ» ________________(Березкина Л.А.) Приказ № _____от «_____» ____________20___г. |
Рабочая программа
по учебному курсу
«Школа будущих первоклассников»
Матвеева Е. Н.
2015-2016 учебный год
«Школа будущих первоклассников»
Пояснительная записка
Программа «Школа будущего первоклассника» является основой для организации образовательной деятельности группы дошкольного образования детей 6 - 7 лет, рассчитана на 1 год и составлена на основе комплексной программы дошкольного образования системы «Школа 2100», автором которой является академик РАО А.А. Леонтьева.
Данная программа направлена на развитие и совершенствование содержания образования детей старшего дошкольного возраста и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами, а также на реализацию в образовательном процессе методологических принципов, изложенных в Законе РФ «Об образовании».
Основная цель программы - обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.
Программа «Школа будущего первоклассника» отражает потребность общества и государства в качественном дошкольном образовании, представляет собой эффективный способ выравнивания стартовых возможностей детей, идущих в первый класс начальной школы.
Задачи программы:
- Создание развивающей среды
- Охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры
- Развитие личностных качеств ребенка, его мышления, воображения, памяти, речи, эмоциональной сферы
- Формирование опыта самопознания.
В соответствии с основными целями, задачами государственной образовательной системы «Школа 2100» концепция программы «Школа будущего первоклассника» дошкольного образования отвечает общему подходу к процессу образования, который носит развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный характер.
Принципы построения программы «Школа будущего первоклассника»:
- Принцип адаптивности – создание адаптивной модели воспитания и развития дошкольников, обеспечивающей гуманный подход к личности ребенка.
- Принцип развития – целостное развитие личности и ее готовности к дальнейшему развитию.
- Принцип психологической комфортности - обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
- Принцип образа мира и целостности содержания образования - формирование единого и целостного представления дошкольника о мире.
- Принцип смыслового отношения к миру - осмысление ребенком того, что он является частью мира.
- Принцип систематичности - реализация единых линий развития и воспитания.
- Принцип обучения деятельности - организация видов деятельности, во время которых ребенок сам делает «открытия».
- Принцип опоры на предшествующее развитие.
- Принцип креативности - обучение дошкольников творчеству.
Программа «Школа будущего первоклассника» готовит детей к обучению как новому для них виду деятельности (формируется мотивационная готовность, осуществляется познавательно-речевое развитие, формируется навык работы в коллективе, общения с взрослыми и сверстниками).
Данная программа обеспечивает полноценное личностное развитие ребенка:
- Социальное развитие, т.е. внутреннюю (личностную) подготовку к адекватному участию в жизни окружающих ребенка социальных групп;
- Культурное развитие - совокупность знаний и умений, владение которыми диктуется отдельными социальными (особенно возрастными) группами и позволяет присвоить важнейшие элементы человеческого опыта;
- Познавательное развитие - собственно знания, умения и другие психологические компоненты развивающейся личности, обеспечивающие познавательную деятельность.
Результатом дошкольного образования должна стать готовность ребенка к дальнейшему развитию - социальному, личностному, познавательному (когнитивному) и др., появление у него первичной целостной картины мира, т.е. осмысленного и систематизированного первичного знания о мире
Программа «Школа будущего первоклассника» ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Ведущим методическим приёмом на уроке в Школе будущего первоклассника выступают дидактическая игра и игровые упражнения.
Учитель прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения детей, способствует становлению у них положительной самооценки.
Учебно – тематическое планирование.
Программа «Школа будущего первоклассника» составлена на основе учета максимального объема учебной нагрузки дошкольников.
1. Занятия проводятся в форме урока общей продолжительностью 25 минут, что является академическим часом для учащихся данного возраста, прерываемого динамической паузой 5 минут.
2. Перемены по 10 минут активной деятельности детей под руководством учителя.
3. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 2 часа.
Структура программы
№ п/п | Наименование предмета | Наименование модулей | К-во часов в год |
1 | Развитие логического и пространственного мышления |
| 34 |
1 | Познавательно – речевое развитие детей |
| 34 |
Содержание тем курса
Развитие логического и пространственного мышления
Модуль «Математика и логика»
- Общие понятия.
Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.
Группы предметов или фигур, обладающих общим признаком. Сравнение двух групп предметов.
Взаимосвязь между целым и частью.
2.Числа и операции над ними.
Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.
Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками.
3.Пространственно-временные представления.
Отношения: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди - сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра, вдоль, через и др..
Установление последовательности событий.
Последовательность дней в неделе.
Последовательность месяцев в году.
Ориентировка на листе бумаги в клетку.
4.Геометрические фигуры и величины.
Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед, куб.
Модуль «Конструирование»
Цель – приобретение дошкольниками конструктивно – технических умений, способствующих практическому познанию свойств тел и пространственных отношений.
Задачи обучения:
- Учить целенаправленно рассматривать предметы.
- Сравнивать предметы между собой, видеть в них общее и различное.
- Расчленять предметы на части.
- Учить находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей.
- Развивать конструктивно – технические умения.
- Развивать планирующую мыслительную деятельность.
- Познакомить со свойствами геометрических тел и пространственных отношений.
- Обогатить речь детей новыми терминами (куб, пирамида и др.)
- Привить навык совместной трудовой деятельности, взаимопомощи.
- Развить эстетический вкус.
Содержание тем модуля «Конструирование»
- Конструирование из бумаги.
Складывание бумаги в разных направлениях. Деление бумаги по диагонали. Вырезание нескольких одинаковых деталей путем складывания бумаги. Складывание готовых выкроек. Вырезание деталей по шаблону. Аппликации. Оригами из бумаги. Игрушки из картона с элементами движения. Объемные игрушки из бумаги, картона.
- Конструирование из природного и бросового материала.
Способы крепления деталей.
Модуль «Подготовка руки к письму»
Цель – развитие графических движений, зрительно-моторной координации, тонкоординированных движений рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти.
Задачи обучения:
- Научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги.
- Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев.
- Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку.
- Научить штриховать в разных направлениях: сверху вниз, с наклоном влево, слева направо, с наклоном вправо, штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями.
- Познакомить с основными правилами штриховки:
- не выходить за контуры фигуры;
- соблюдать параллельность линий;
- не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см;
- научить четко дифференцировать строку (верхнюю и нижнюю, среднюю линии), писать элементы букв и буквы в строке:
- познакомить с основными правилами красивого письма;
- подготовить к формированию графического навыка.
Содержание тем модуля «Подготовка руки к письму»
- Знакомство с правилами письма и разлиновкой тетради.
Правильная посадка, положение листа. Разлиновка тетради (узкая рабочая строка, широкая рабочая строка)
- Обведение по контуру узоров, составление узоров, штриховка.
- Письмо основных элементов букв
- вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);
- овалы
- линии с закруглением внизу и вверху,
Модуль «Развитие речи»
Цель – развитие устной речи детей, формирование коммуникативных умений, обогащение активного и пассивного словаря ребят.
Задачи обучения:
- Развивать умения говорения, слушания.
- Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь; развить грамматический строй речи, умение связной речи с опорой на речевой опыт ребенка- носителя языка.
- Развивать общеучебные умения: умение работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия.
- Развивать умение общения с взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека.
Содержание тем курса «Развитие речи»
- Лексическая и грамматическая работа:
- обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;
- употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
- Развитие связной речи:
- ответы на вопросы, участие в диалоге;
- подробный пересказ текста по зрительной опоре;
- составление рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
- Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха:
- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
Модуль «Ознакомление с окружающим миром» .
Цель - знакомство дошкольников с целостной картиной мира в процессе решения ими задач по осмыслению своего опыта через творческие проблемные задачи; развитие ребенка в целом; осуществление речевого развития.
Задачи обучения:
- Воспитывать в детях аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления, помочь осознать смысл произносимых детьми слов, что в свою очередь готовит их к будущему освоению научного языка.
- Расширить представления дошкольников о растительном и животном мире.
- Обеспечить условия для накопления у детей знаний о социальной действительности, предметах материальной культуры, свойствах и разновидностях материалов, явлениях природы и др.
- Помочь раскрыть детям сущностные особенности предметов.
- Развивать наблюдательность у дошкольников, исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности, что даст ребенку возможность разумно действовать в реальной жизни.
- Воспитывать бережное ответственное отношение к природе.
- Учить следовать экологическим правилам поведения в природе, эстетическим правилам поведения в обществе.
Содержание тем модуля «Ознакомление с окружающим миром» .
- Времена года. Явления природы и деятельность людей, характерные для данного времени года. Основные признаки сезона. Сутки. Режим дня.
- Природа живая и неживая. Основные характеристики.
- Характерные особенности домашних и диких животных, обитающих в близлежащей климатической зоне, в нашей стране, в других странах. Растения. Характерные особенности культурных и дикорастущих растений. Правила поведения в природе.
Календарно - тематическое планирование занятий.
Математика и логика
№ п/п | Тема занятий | К-во ч. | Дата | Оборудо- вание, ТСО | |
план | факт | ||||
1 – 3 | Знакомство c плоскими геометрическими фигурами
| 3 | |||
4 | Знакомство c объёмными геометрическими фигурами | 1 | |||
5– 6 | Свойство предметов | 2 | |||
7 | Группы предметов | 1 | |||
8 – 9 | Пространственные отношения | 2 | |||
10 | Временные отношения | 1 | |||
11 –13 | Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Прямой и обратный счет. 1 1 ~ | 3 | |||
14 - 15 | Взаимосвязь между целым и частью | 2 | |||
16 | Решение логических задач | 1 | |||
17 | Итоговое занятие | 1 |
Конструирование
№п/п | Тема занятий | К-во ч. | Дата | ТСО | |
план | факт | ||||
| Конструирование из бумаги «Кораблик». | 1 | |||
Конструирование из природного материала «Ёжик» (из шишки). | 1 | ||||
Конструирование из бросового материала «Пингвин» (капсулы от киндер - сюрприза). | 1 | ||||
Конструирование из спичечных коробков «Паровозик». | 1 | ||||
Конструирование из бумаги «Животные». | |||||
Конструирование из бумаги «Цветы для мамы». | 1 | ||||
Конструирование из природного материала «Черепаха» (из скорлупы ореха). | 1 | ||||
Конструирование из бросового материала по замыслу детей «Скворечник» (из коробочки от чая). | 1 |
Лепка
№п/п | Тема занятий | К-во ч. | Дата | Оборудование, ТСО | |
план | факт | ||||
1 | Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию». | 1 | |||
2 | Лепка «Кукла». | 1 | |||
3 | Лепка «Ваза с фруктами» | 1 | |||
4 | Лепка «Рыбки» | 1 | |||
6 - 7 | Рисуем жгутиками из пластилина | 2 | |||
8 | «Божьи коровки на ромашке» (плоскостная лепка) | 1 | |||
9 | «Цветы для мамы» (плоскостная лепка) | 1 |
«Подготовка руки к письму»
№ п/п | Тема занятий | К–во ч. | Дата план | Дата факт | Оборудова ние |
1 | Знакомство с правилами письма, с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша(ручки) при работе в тетради | 1 | |||
2 | Обведение по контуру узоров. | 1 | |||
3 | Составление узоров по аналогии и самостоятельно, | 1 | |||
4 – 5 | Обведение по контуру и штриховка | 2 | |||
6 | Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых коротких и длинных линий. | 1 | |||
7 | Письмо наклонной короткой и длинной линии. | 1 | |||
8 | Обведение по контуру. Ломанные и изогнутые линии. | 1 | |||
9 | Письмо маленьких и больших овалов. | 1 | |||
10 | Письмо полуовалов. | 1 | |||
11 | Обведение по контуру петель. | 1 | |||
12 | Письмо коротких линий с закруглением внизу. | 1 | |||
13 | Письмо длинной линии с закруглением внизу. | 1 | |||
14 | Письмо коротких линий с закруглением вверху. | 1 | |||
15 | Письмо длинной линии с закруглением вверху. | 1 | |||
16 | Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. | 1 | |||
17 | Повторение изученных элементов | 1 |
«Развитие речи».
№ п/п | Тема занятия | К-во ч. | Дата план. | Дата факт. | оборудование |
Давайте познакомимся. Речь – средство общения | 1 | ||||
В гостях. Потешки.. | 1 | ||||
Слово веселит, огорчает, утешает | 1 | ||||
Пословицы и поговорки о труде, родине, матери | 1 | ||||
Сядем на пригорке, расскажем скороговорки | 1 | ||||
B гостях у сказки. Игры с ударением | 1 | ||||
Слова – противоположности | 1 | ||||
Многозначные слова | 1 | ||||
Ох, уж эти загадки! | 1 |
«Ознакомление с окружающим миром»
№п/п | Тема занятий | К-во ч. | Дата план. | Дата факт. | оборудование |
1 | Мир вокруг нас. Времена года | 1 | |||
2 | Части суток. Режим дня. Школьное время | 1 | |||
3 | Природа живая и неживая. | 1 | |||
4 | Дикие и домашние животные. | 1 | |||
5 | Культурные и дикорастущие растения. Правила поведения в природе. | 1 | |||
6 | Россия - наше государство. Столица России. | 1 | |||
7 | Наш город. | 1 | |||
8 | Расскажи о себе. Моя семья. | 1 |
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Модуль «Математика и логика»
Дети должны знать и уметь:
1. Распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры.
2. Основные свойства предметов: цвет, форма, размер, материал.
3. Устанавливать совокупности предметов, обладающие общими признаками.
4. Выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе бумаги.
5. Устанавливать временные отношения.
6. Считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
7. Устанавливать взаимосвязь между целым и частями.
Модуль «Конструирование»
- складывать бумагу в разных направлениях, делить бумагу по диагонали;
- вырезать несколько одинаковых деталей путем складывания бумаги;
- вырезать детали по шаблону;
- выполнять аппликации;
- владеть элементарными конструкторскими навыками: приставлять, прикладывать;
- уметь создавать изображения по представлению и с натуры;
- уметь планировать свою деятельность, работать целенаправленно, доводить начатое дело до конца;
- проявлять изобразительные способности в работе с природным материалом, изобретательность и творчество в процессе изготовления поделок из самых разных материалов;
- проявлять аккуратность в процессе деятельности, не сорить, не пачкать, не разбрасывать, не нарушать уют и красоту в помещении;
- знать и выполнять правила техники безопасности на занятиях.
Модуль «Подготовка руки к письму»
- Правильно сидеть (правильная поза, положение рук).
- Правильно держать ручку.
- Четко дифференцировать строку (верхнюю, нижнюю и среднюю линии), уметь писать элементы букв в строке.
- Выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания элементов букв.
- Писать основные элементы букв:
- вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);
- овалы;
- линии с закруглением внизу и вверху,
- Аккуратно штриховать фигуры.
- Обводить ровно и аккуратно по контуру.
- Аккуратно разукрашивать фигуры.
Модуль «Развитие речи»
- уметь слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих;
- уметь говорить перед коллективом, отвечать на вопросы взрослого;
- уметь строить простые речевые конструкции.
Модуль «Ознакомление с окружающим миром» .
Знать:
- времена года;
- части суток;
- отличие живой и неживой природы;
- название страны и города в котором живет
Уметь:
- различать диких и домашних животных;
- различать культурные и дикорастущие растения;
- называть характерные признаки времен года;
- различать части суток;
- рассказать о своей семье.
Учебно – методическое обеспечение
Методические рекомендации "По дороге к Азбуке"
"По дороге к Азбуке". Пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте ( 5-6 лет)
Методические рекомендации к пособию "Раз - ступенька, два-ступенька..."
"Раз-ступенька, два-ступенька..." для детей 5-6 лет. Часть 1
"Раз-ступенька, два-ступенька..." для детей 5-6 лет. Часть 2
"Раз-ступенька, два-ступенька..." для детей 5-6 лет. Часть 3
"Раз-ступенька, два-ступенька..." для детей 5-6 лет. Часть 4
Методические рекомендации к пособию "Это - я" (5-6 лет)
"Здравствуй, мир!" Пособие по ознакомлению с окружающий миром для детей 5-6 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-205873-1361114855.jpg)
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Пояснительная запискаРабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-205873-1361114855.jpg)
Рабочая программа дошкольной подготовки будущих первоклассников
Рабочая программа «Дошколята» для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго п...
Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"
В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...
Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.
Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/01/picture-135206-1351775885.jpg)
Родительское собрание для будущих родителей первоклассников "Готовим будущего первоклассника!"
Родительское собрание...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/09/picture-52264-1491754387.jpg)
Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника"
Анкета для родителей будущего первоклассника "Портрет будущего первоклассника...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/15/picture-949042-1700034905.png)
Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
Успешность адаптации ребенка во многом зависит от того, какую среду уже сейчас взрослые создадут для ребенка в семье, в детском саду, в школе....