Рабочая программа внеурочной деятельности Студия звуко- и видеозаписи «Яркий кадр».
рабочая программа (1 класс) на тему

Программа внеурочной деятельности 1 класс.

Если кого-то заинтересует, пишите, пришлю календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл studiya_pz.docx34.65 КБ
Файл soderzhanie.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании  методического

объединения

Протокол № __ от «__»  201___ г.

Руководитель методического объединения:    _______________

                                           подпись

«Согласовано»

Зам. директора по УР

_______________

        подпись

«Утверждено»:

Приказ №_______от «__»  201___г.

Директор школы ___________

                                      подпись

Рабочая программа внеурочной деятельности

для 1 класса

Студия звуко- и видеозаписи

«Яркий кадр»

1 час в неделю  ( 33 часа в год)

 

Автор-составитель:

Масло Ирина Игоревна

Учитель начальных классов

 

2014-15 учебный  год

Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе:

- Федерального Государственного  образовательного стандарта начального общего образования;  

- Примерной основной образовательной программы,

- Плана внеурочной деятельности  школы на 2014-2015 учебный год.

Цель программы: способствовать  становлению современной целостной духовно-нравственной личности в процессе культуросообразной созидательной творческой деятельности.

Достижение этой цели требует решения следующих задач:

- формирование ценностных ориентиров, обогащение нравственного опыта младших школьников в процессе общения с разными видами искусства;

- развитие у учащихся человеческих качеств, отвечающих представлениям  об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности,  способности сопереживать, готовности помогать другому;

- усвоение метапредметных понятий,  овладение УУД;

- формирование  естественной мотивации учения и творческой деятельности;

- приобретение опыта художественно-эстетической деятельности;

- развитие эмоций, воображения, пластики, голоса, мышления, памяти, внимания;

- формирование культуры, интереса к таким видам искусства как: сценические (театр, кино); временные (музыка, литература) и пространственные (изобразительное искусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

Общая характеристика курса.

С обновлением содержания образования, изменением задач и технической базы, появляется возможность создавать условия обучения, при которых дети имели бы возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире.

Студия – это  мастерская, сочетающая обучение и создание творческого продукта. Такая форма позволяет создать:

- атмосферу естественной мотивации учения и творческой деятельности;

- систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения, развития в течение всего периода становления личности;

- инновационные направления деятельности школьников, открывают интересные перспективы детского творчества.

Программа создает условия для повышения качества образовательных результатов. В студии имеют воплощение всевозможные виды искусств, затрагивающие различные образовательные дисциплины, объединяя части знаний в целостную картину мира. Кинозаписи, звукозаписи со зрительным рядом, слайды позволяют создать взаимодействие и синтез таких предметов, как: «Литературное чтение», «Русский язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Окружающий мир», «Технология»  и даже «Математика».

Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности осуществляется в трех направлениях.

Во-первых, материал, изучаемый на уроке, становится темой для создания творческого продукта. Во-вторых, созданные детьми на этом материале работы могут быть использованы на уроке уже в качестве иллюстративного средства, переводящего научные знания в формат художественного творчества. В-третьих, происходит расширение знаний за счет наблюдения, поиска информации и реализации впоследствии  творческого продукта.

Подходы и принципы построения программы

внеурочной деятельности.

Системно-деятельностный подход соответствует задаче формирования единой картины мира и предполагает установление содержательных и процессуальных связей на разных уровнях:

на уровне взаимосвязи урочной и внеурочной образовательной деятельности;

на уровне сопоставления произведений разных искусств;

на уровне сопоставления художественного и научно-популярного текста.

Личностно ориентированный подход предполагает направленность обучения на формирование определенных качеств личности. Эти качества формируются, за счет:

- организации театральной, сценарной и художественной деятельности ребенка, требующей проявления активности, ответственности, креативности, инициативности, мобильности, рефлексивности;

- организации проектов по произведениям художественной, научно-познавательной литературы, развивающих внимание к характерам персонажей, мотивам их поведения;

-  присвоения ребенком духовно-нравственных ценностей, которые несет в себе искусство.

Метаметодический подход реализуется в выделении близких для разных учебных предметов и внеурочной образовательной деятельности целей, элементов содержания образования, методов обучения, приемов учения (самообразования) и в формировании междисциплинарных знаний и умений, универсальных учебных действий. Программа «Студии звукозаписи» наиболее тесно связана с учебными предметами: «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Русский язык», «Музыка», «Изобразительное искусство». 

Проблемно-поисковый подход осуществляется на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого начала в ребенке.  При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат.

Культурологический подход реализуется в рассмотрении кино через синтез искусств, как элемента культуры, в актуализации доступных младшим школьникам связей видеозаписей с культурно-историческим контекстом. Особое место воспитанию  школьников, как граждан России. Развитие у школьников интереса к познанию, постижению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного величия.

Синтез традиций и инноваций означает опору на лучшие, проверенные временем традиции отечественной школы в сочетании с проверенными практикой образовательного процесса инновационными подходами, обеспечивающими развитие образования на современном этапе жизни страны:

- формирование универсальных учебных действий,

- организация проектной деятельности,

- работа с различными носителями информации.

Место курса  в учебном плане

Курс «Студия звуко- и видеозаписи»  относится к внеурочной образовательной деятельности. На его изучение в 1классе отводится 1 час в неделю (33ч в год). Программа рассчитана на 4 года: 2класс – 1 час в неделю (34 часа), 3-4 класс – 2 часа в неделю (68 часов).

Ценностные ориентиры курса

Программа внеурочной деятельности определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования  следующим образом:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

-  чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

-  восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

- доброжелательность, доверие и  внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;  

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей,

- развитие этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;

-  формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. Развитие умения учиться самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

-  формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей.  

Планируемые результаты 

Личностные результаты

В результате освоения программы ученик получит возможность:

- осознать свою этническую и национальную принадлежность; освоить гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества, проявлять интерес и уважительное отношение к истории и культуре своего и других народов;

- овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- осознать личностный смысл учения;

- проявлять самостоятельность, нести личную ответственность за свои поступки; проявлять уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

 - развить этические чувства, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- повысить мотивацию к творческому труду,  бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- активно использовать речевые средств и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Метапредметные результаты

В результате освоения программы ученик научится:

- выбирать наиболее эффективные способов решения творческих задач в зависимости от конкретных условий;

- уметь ориентироваться в информации, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- использовать выразительные возможности языка для решения коммуникативных и задач;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- принимать цель совместной деятельности и пути ее достижения; исполнять предложенную роль в совместной деятельности; участвовать во взаимном контроле.

В результате освоения программы ученик получит возможность научиться:

 

- определять цель совместной деятельности и пути ее достижения;

- распределять функции и роли в совместной деятельности;

- участвовать во взаимном контроле,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Предметные результаты

-         сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи, как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

-         понимание литературы, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

-         осознание значимости чтения для личного развития;

- формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

-  формирование потребности в систематическом чтении;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

-         понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

-         осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей;

-         развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

-         сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства, музыки и труда в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

-  сформированность основ художественной культуры, музыкальной культуры;

- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

Формы представления
образовательных результатов

Образовательные результаты курса Студи звуко и видеозаписи «Яркие кадры» будут представлены в форме серии творческих работ  и  праздников, защита проектов.

Критерии оценки достижения метапредметных

результатов внеурочной деятельности:

- Использование выразительных возможностей языка для решения коммуникативных задач.

- Составление текста в устной и письменной формах.

- Умение слушать собеседника и вести диалог.

- Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

- Принятие цели совместной деятельности и пути ее достижения; исполнение предложенной роль в совместной деятельности; участие во взаимном контроле – проявляется в бесконфликтной совместной деятельности на всех этапах организации драматической игры в группах, в продуктивной рефлексии, направленной на желание создать общую игру.

- Определение целей совместной деятельности и путей ее достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; участие во взаимном контроле, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих – проявляется в том, что учащийся наиболее часто предлагает идеи замысла игры, активен в организации игр, проявляет режиссёрские склонности, умеет сглаживать конфликты и направлять внимание группы на достижение результата игры.

Повышение качества предметных образовательных результатов.

Курс внеурочной деятельности «Яркие кадры» будет способствовать повышению качества предметных образовательных результатов.

Это и:

- Достижение необходимого для продолжения образования уровня литературного развития, общего речевого развития, овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- Углубление и расширение знаний по окружающему миру, умение устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, анализировать результаты исследований;

- Развитие эмоционально-нравственной и эстетической сферы за счет взаимосвязи и углубления знаний и практических умений творческих предметов: изобразительного искусства и музыки.

Разделы программы в 1 классе:

  1. Введение
  2. «Осенние кадры».
  3. «Упрямые кадры».
  4. «Снежные кадры».
  5. «Сладкие кадры».
  6. «Пушистые кадры».
  7. «Зелёные кадры».
  8. «Солнечные кадры».
  9. «Праздничный просмотр».

Материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Библиотечный фонд

(книгопечатная продукция и др. информационные источники).

  1. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть 3. Музыка. Театр. Кино + CD/ под ред. М.Аксёновой. – СПб.: Издательство «Астрель», 2008.
  2. Димитренко Р.В. Театрализованные игры для младших школьников.- Волгоград : Издательство «Учитель», 2006.
  3. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе. Программы, конспекты занятий, сценарии./Уч.-метод. пос. для учителей общеобр. школы. - Издательство:"Учитель", 2009.
  4. Тихонова Е.Р. Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации./ Детская киностудия «Поиск» . – Новосибирск, 2011. http://dkpoisk.ru/docs/tihonova.pdf
  5. Фостер У. Основы анимации. Уроки рисунка и живописи. -  Самара: Издательство Астрель, 2003.
  6. Искусство мультипликации. http://lostmarble.ru/help/art_cartoon/index.html
  7. Мультстудия. Канал «Карусель». http://www.karusel-tv.ru/video/full/9790
  8. Конструктор мультфильмов: Мульти-Пульти. Медиа Хауз, 2002.

Организация внеурочной деятельности требует следующего технического оснащения:

- Медиапроектор;

- Экран;

- Компьютер;

- Подключение к интернету;

- Цифровой фотоаппарат;

- Видеокамера;

- Световые столы;

- Диктофон.



Предварительный просмотр:

Содержание внеурочной деятельности

Знания

Способы деятельности (предметные умения, УУД)

Опыт творческой деятельности

(виды творческой деятельности, творческие умения)

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру

(эмоционально-оценочная деятельность, аксиологическая составляющая программы)

  1. Введение

Понятие о студии. Знакомство с таким видами искусства, как кино, театр, мультипликация и аудиопостановки (спектакли). Установление взаимосвязей между ними.

Знакомство с профессиями связанными с этими видами искусств.

Выделение средств выразительности.

Слушание,

участие в беседе.

Игры в группах и коллективные.

Взаимодействие с другими учениками. Просмотр и прослушивание фрагментов различных видов искусств.

Драматическая игра.

Умение находить общий язык с партнёрами по игре.

Осмысление значимости затронутых нами видов искусств;

драматических игр для постановки спектакля, кино и тд.;

Рефлексия.

Переживание радости от игры и совместной творческой деятельности.

  1. «Осенние кадры».

Выразительные особенности слова.

Дикция

Громкость, тембр, ритм речи, речевое дыхание. Интонация.

Изобразительное искусство, взаимосвязь и синтез литературы и изобразительного искусства.

Слушание,

участие в беседе.

Игры в группах и коллективные.

Просмотр

и  анализ фрагментоввидеопрезентаций.

Взаимодействие с другими учениками. Просмотр и анализ картин великих художникови прослушивание аудиозаписей стихов.

Понимание произведений изобразительного искусства,литературы, стихотворений, умение сопереживать и чувствовать.

Игровой тренинг

Драматическая игра, выразительная декламация стихотворного текста.

Умение находить общий язык с партнёрами в выбранной творческой деятельности.

Умение переносить знания и умения в новую ситуацию.

Осмысление значимости литературных и художественных произведений;

драматических игр для постановки спектакля, кино и тд.;

Рефлексия.

Переживание радости от игры и совместной творческой деятельности. Осмысление важности соблюдения дисциплины

  1. «Упрямые кадры».

Понятие о мультфильме и профессиях людей работающих над созданием рисованного мультфильма.

Роль изобразительного искусства во взаимодействии с мультипликацией, эго эстетическая значимость. Понятие кадр.

Слушание,

участие в беседе.

Просмотр

и  анализ фрагментов рисованных мультфильмов.

Понимание произведений литературы, стихотворений, умение сопереживать и чувствовать.

Взаимодействие с другими учениками.

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Создание иллюстраций к литературному произведению.

Драматическая игра, выразительная декламация.

 Умение выбирать интонацию для решения речевой задачи.

Умение находить общий язык с партнёрами в выбранной творческой деятельности.

Умение переносить знания и умения в новую ситуацию.

Осмысление значимости литературных и художественных произведений. Рефлексия.

Переживание радости от игры и совместной творческой деятельности.

Осмысление значимости роли каждого участвующего творческой деятельности.

  1. «Снежные кадры».

Понятие о театре и о кино.

Выразительные особенности слова, средства выразительности в кинематографии.

 Дикция

Громкость, тембр, ритм речи, речевое дыхание. Интонация.

Мимика и жесты, как средство выразительности.

Слушание,

участие в беседе.

Просмотр

и  анализ фрагментовинсценирования литературных произведений.

Понимание произведений литературы, стихотворений, умение сопереживать и чувствовать.

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости. Характеристика героев, которые встречаются в инсценировке.

Драматическая игра.

Создание образа героя и воплощение его средствами пластики и речи. Умение находить общий язык с партнёрами

и взаимодействовать с ними.

Создание и продумывание костюма и средств выразительности представления героя.

Осознание эстетической ценности и значимости театра и кино.

Соотнесение внешних признаков и внутренних качеств создаваемого образа.

  1. «Сладкие кадры».

Понятие о мультфильме и профессиях людей работающих над созданием пластилинового мультфильма.

Понятие кадр.

Слушание,

участие в беседе.

Просмотр

и  анализ фрагментов пластилиновых мультфильмов.

Подбор информации по заданной теме.

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Распределение функции и ролей в совместной деятельности.

Лепка.

Выразительная декламация стихотворного или прозаического текста.

Умение находить общий язык с партнёрами в выбранной творческой деятельности.

Умение переносить знания и умения в новую ситуацию.

Осознание эстетической ценности и значимости мультипликационных фильмов.

 Проявление самостоятельности, личной ответственности за свои поступки. Проявление уважительного отношения к иному мнению.

Осмысление значимости роли каждого участвующего в деятельности.

Переживание радости от совместной творческой деятельности.

  1. «Пушистые кадры».

Понятие о документальном и художественном кино, средствах видео выразительности, различных вариантах съемки.

Просмотр

и  анализ фрагментов документальных и художественных фильмов о животных.

Формирование положительного отношения к правильной устной и письменной речи.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, планировать и организовывать свою деятельность.

Наблюдение за домашними животными.

Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Распределение функции и ролей в совместной деятельности.

Подготовка творческих сообщений-рассказов или сочинений на выбранную тему.

Фотографирование, видеоматериалы.

 Представление результатов эксперимента  с использованием компьютерных технологий.

Осознание целостности окружающего мира элементарных правил нравственного поведения в мире природы.

Осмысление ответственности за домашних животых.

Осознание необходимости научного изучения природных объектов и явлений.

Проявление самостоятельности в постановке цели, процессе выполнения, завершения.

Формирование уважительного отношения к иному мнению.

Осмысление возможности различных способов выражения собственных мыслей.

Проявление самостоятельности в постановке цели, процессе выполнения, завершения

  1. «Зелёные кадры».

Понятие о видеоклипе.

Выразительные особенности слова.

 Дикция

Громкость, тембр, ритм речи, речевое дыхание. Интонация.

Изобразительное искусство, взаимосвязь и синтез литературы и изобразительного искусства.

Слушание,

участие в беседе.

Игры в группах и коллективные.

Просмотр

и  анализ фрагментов видеопрезентаций.

Взаимодействие с другими учениками.

Понимание произведений литературы, стихотворений, умение сопереживать и чувствовать.

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Создание иллюстраций к литературному произведению.

Драматическая игра, выразительная декламация.

 Умение выбирать интонацию для решения речевой задачи.

Умение находить общий язык с партнёрами в выбранной творческой деятельности.

Умение переносить знания и умения в новую ситуацию.

Осознание эстетической ценности и значимости литературы.

 Проявление самостоятельности, личной ответственности за свои поступки. Проявление уважительного отношения к иному мнению.

Осмысление значимости роли каждого участвующего в деятельности.

Переживание радости от совместной творческой деятельности.

  1. «Солнечные кадры».

Понятие о видеоклипе. Понятие о песочных картинах, умение работать с песком.

Синтез видеоряда, музыки и изобразительного искусства.

Слушание,

участие в беседе.

Игры в группах и коллективные.

Выполнение художественной работы с помощью световых столов на заданную тему.

Умение сопереживать и чувствовать музыку и произведения изобразительного искусства.

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Создание рисунков на заданную тему.

Фантазия и погружение в мир музыки.

Умение находить общий язык с партнёрами в выбранной творческой деятельности.

Умение переносить знания и умения в новую ситуацию.

Осознание эстетической ценности и значимости музыки и изобразительного искусства.

 Проявление самостоятельности, личной ответственности за свои поступки. Осмысление значимости роли каждого участвующего в деятельности.

Переживание радости от совместной творческой деятельности.

  1. «Праздничный просмотр».

Обобщение всех понятий. Взаимосвязь и синтез всех видов искусств.

Слушание,

участие в беседе.

Анализ и синтез проделанных на занятиях работ. Постановка целей на следующий год, умение планировать совместную деятельность и пути ее достижения.

Умение находить общий язык с партнёрами в выбранной творческой деятельности.

Осмысление значимости затронутых нами видов искусств;

драматических игр для постановки спектакля, кино и тд.;

Рефлексия.

Переживание радости от игры и совместной творческой деятельности.

Осознание значимости чтения для личного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности студии "Золотое пёрышко"

. Задания данной программы обеспечивают выра­ботку ясного логического мышления, обогащают устную и письменную  речь и резко повышают коммуникатив­ные возможности, приучают находить интересное в о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочная деятельность (общекультурное направление) студия “Акварель»

Программа для внеурочной  деятельности уч-ся начальных классов. Студия "Акварель"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театральная студия"

Рабочая программа и тематическое планирование занятий на 1 год...

Рабочая программа внеурочной деятельности « Театральная студия» по духовно- нравственному направлению 3-4 класс

    Учебная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения , воспитания и развития учащихся средств...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Студия "Сотвори красоту" в 3 классе

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно – конструкторских спо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "ИЗО студия - Радуга".

Рабочая программа кружка ИЗО для начальной школы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общекультурного направления студия творчества «Мастерица»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности общекультурного направлениястудия творчества «Мастерица»...