Внеурочная деятельность. Средства развития личности в свете ФГОС
статья на тему

Селицкая Елена Ивановна

Данный материал я использовала для выступления на педагогическом совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность. Средства развития личности обучающихся в свете ФГОС.

Учитель Вишневского филиала Селицкая Е.И.

«И воспитание, и образование неразделимы.

Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Л.Н.Толстой

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность,   осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной,  и направленную на достижение планируемых результатов  освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Основное предназначение внеурочной деятельности– удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных  социокультурных и образовательных потребностей детей.

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

Лев Семёнович Выготский

Что же может сделать школа, чтобы наше будущее поколение не растеряло духовно-нравственное богатство предков.

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любознательны.

Цели внеурочной деятельности:

·       создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;

·       создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

·       обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;

·       оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

·       улучшить условия для развития ребёнка;

·       учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

·       развития опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.

Содержание деятельности учащихся во внеурочное время должно быть направлено прежде всего на апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения основных общеобразовательных программ, таких как:

- осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями;

- умение давать оценку своим действиям;

- ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных категорий, как добро, красота, истина;

- осознание себя гражданином (знание своих основных обязанностей и прав, умение действовать в группе и на благо группы, ставить для себя запреты и др.);

- умение выражать собственное мнение и т. д.

Средствами развития личности во внеурочной деятельности являются:  

- материал и задания, нацеленные на развитие умения определять своё отношение к миру;

-  технология проблемного диалога на этапе изучения материала;

- работа в малых группах и т.д.

В этом учебном году я веду три занятия по внеурочной деятельности:

  1. Волшебный мир оригами – 1-5 класс,
  2. Азбука добра – 1 класс;
  3. Школа вежливых наук – 2 класс.

Для развития творческих способностей детей необходимо создать ситуацию заинтересованности.

Переходя от теории к практике, хочу поделиться с вами опытом своей работы в рамках внеурочной деятельности по общекультурному направлению:

«Волшебный мир оригами».

Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.

Содержание материалов программы ориентировано на традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие, проектную деятельность (хотя проектная деятельность красной нитью проходит через все направления внеурочной деятельности).

Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о богатстве и разнообразии внутреннего мира человека в его стремлении изобразить мир в бумажных моделях.

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. 

Оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, окружающий мир, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.

Занятия оригами направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.  В процессе работы ребята не только учатся складывать базовые формы, но и  знакомятся с легендами, историями о некоторых фигурках оригами. Например, о журавлике – как символе борьбы против атомной войны, шар кусудама – как символ солнца и др.

Научить творчеству нельзя, как нельзя природные способности одного передать другому, но помочь раскрыть и развить творческий потенциал личности ученика – это святой долг и обязанность каждого педагога.

Именно через творчество и проявляется человеческая неповторимость, уникальность и индивидуальность. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы помогаем проявлению его креативности, что вносит свою лепту в решение проблемы развития творческой личности.

Сам процесс внеурочной деятельности, будь-то танцы, песни, живопись или театрализация устного народного творчества, приносит учащимся истинную радость и способность к самовыражению в творчестве. Они расширяют круг познания, стремятся к разносторонности своей деятельности.

Задатки творческой личности есть у каждого ребёнка, нужно только, используя разнообразные методы  и приёмы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка.

Поэтому, безусловно, внеурочная деятельность является инструментом творческого развития каждого ребёнка.

                                                                             

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"

В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...

Информационная среда как средство развития личности ученика в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

В условиях введения ФГОС  целью образования становится воспитание и развитие качеств личности. Формирование же любых личностных качеств возможно только в деятельности, а значит информационная сре...

презентация. Средства развития личности в свете ФГОС

Презентация к выступлению на педсовете...

Внеурочная деятельность как средство развития личности на примере курса РПС «Юным умникам и умницам»

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавате...

Внеурочная деятельность как средство развития личности на примере курса РПС «Юным умникам и умницам»

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, но чтобы они могли проявить свои способности дарования нужно создать условия для развития познавате...