"Воеводы сил любви. Добродетели"
план-конспект урока (4 класс) на тему

Светлана Петровна Крамская

урок православной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 4 классе

Тема:  "Воеводы сил любви. Добродетели"

Цель: раскрыть смысл нравственной нормы в  жизни христианина.

Задачи:

  1. научить отличать добрые качества души от негативных качеств;
  2. показать, как бороться с недобрыми качествами своей души;
  3. развивать устную речь учащихся, память, мыслительные способности; коммуникативные навыки;
  4. воспитывать позитивные качества человека.

Оборудование урока:

Компьютер, проектор, экран.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний по теме:  «Как Бог строил дом спасения человека».

Фронтальный опрос

Вопросы

  1.  Как звали человека, которому было открыто о предстоящем рождении Спасителя и о соединении Неба с землей? (Иаков)

      2.   Что увидел во сне Иаков? (Лестницу и ангелов)

  1. Как толкуется данный библейский сюжет?

(Здесь под семенем или потомком его, через которого благословятся, то есть осчастливятся, все народы, разумеется Спаситель. Лестница же, соединявшая небо с землею, прообразовала Божию Матерь, через Которую Сын Божий, родившись от Нее, сошел на землю для спасения людей. Божия Матерь, как та лестница, соединила небо с землею). (Слайд №1)

4.   Как называются предсказания о Христе? (пророчества)

5.   Сбылись ли пророчества Иакова?

6.   Кому принадлежат слова: «Я есть путь, и истина, и жизнь»?

7.   Каким путем следует идти, чтобы достичь спасения?

8.   Перескажите сказку «Как царевич невесту искал» (Слайд №2)

Ответить на вопросы к сказке «Как царевич невесту искал»:

1.  Кто такой царевич? (Бог)

2. Кого обозначает дочь? (Христианская душа)

3. Что такое семь златотканых сарафанов? (Семь добродетелей, в которые душа должна облечься чтобы быть угодной Богу)

4. Что такое посох? (Вера)

5.  Кто показывал девушке правильный путь? (Разные пути – человеческие представления о счастье. «Я есть путь» - слова Христа о пути спасения, находимого верой.)

6. Как назывался город, в который пришла девушка? ( Царский город – Царствие Небесное)

7.  Кем были в нем воеводы? (Ангелы Божии)

8. От чего радовались на свадебном пиру? ( Свадебный пир – радость от единения души с Богом.) (Слайд №3)

III. Изучение нового материала 

Тема: Воеводы сил любви. Добродетели. (Слайд№4)

Добро и зло непрестанно бьются друг с другом,

а поле битвы их, - сердца человеческие... 

Ф.М. Достоевский

1. Прочитайте тему занятия.

- Все ли слова вам понятны?

- Кто такие воеводы? (Из прошлого занятия – это ангелы)

- Что означает слово ДОБРОДЕТЕЛИ?

Выслушиваются ответы детей.

2. Просмотр видеофильма «Притча о сеятеле»

 Беседа по вопросам: (Слайд №5)

Вопрос. Что называется притчей?

Ответ. Притча – простой рассказ.

Вопрос. О чем рассказывал Иисус Христос в притчах?

Ответ. Он объяснял, как следует жить, чтобы стать наследниками Царствия Небесного.

Вопрос. Что стало с посеянными семенами?

Ответ. Семя, которое упало при дороге, поклевали птицы. На каменистом месте семя скоро взошло, но корню негде было окрепнуть, и росток завял. Семя, упавшее в терние, заглушила дикая трава. А на доброй земле семя дало плод, который взошел и вырос.

Вопрос. Кто сеятель?

Ответ. Бог.

Вопрос. Что такое семя?

Ответ. Семя – это слово Божие, а упавшее при пути – это слушающие.

Вопрос. Чему учит притча?

Ответ. Притча о сеятеле говорит о том, что желающему следовать по пути заповедей Христовых необходимо постоянно быть внимательным к своей душе. Наблюдать, принесло ли семя добра, брошенное Богом в сердце человека, плод навыка к доброму поведению.

4. Физкультминутка

5. Вопрос  к детям. 

Как вы думаете, у кого мы можем учиться добродетельной жизни? (у святых)

Рассказ учителя о святителе Иосафе Белгородском. Слайд №6

В поэме «Сражение семи добродетелей с семью грехами» святитель Иоасаф Белгородский рассказывает о том, как христиане сражаются с недобрыми качествами (страстями) своей души. И о том, какие добрые качества души человека (добродетели) помогают ему в этой нелегкой борьбе

6. Декламация поэмы учащимися

Ключевые слова:

Страсть – стремление к злым делам.

Добродетель – доброе, хорошее качество человека или дело.

Грех – нарушение человеком Божиих повелений (заповедей). Грех может проявляться в плохих мыслях, поступках, словах. Слайд №8

7. Беседа по вопросам . Слайд №9

В. Какие враги напали на человека в пути? Назовите их отряд.

От. Гордость, Зависть, Ненависть, Злость, Обжорство, Гнев.

В. Каких Добродетелей взял он в помощь?

От. Смиренье, Милостыня, Чистота, Любовь, Пост, Кротость.

8. Работа с тетрадью Слайд №10

9.Чтение стихотворения «Сятитителю  Иоасафу».

Внимание детей обращается на смысл слова – «богослужение» - служение Богу. В чем оно заключается? Первое – молитва. Почему? Молитва – это разговор человека с Богом. Второе – любовь. К кому? (к Богу и ближнему) Третье – крестоношение - смысл жизни христианина как следование крестным путем Христа.

10. Вспоминаем сказку В. Катаева «Цветик – семицветик». Слайд №11 13

Вопросы.

  1. Давайте вспомним смысл сказки.
  2. Сколько добрых дел могла совершить героиня?
  3. Какое доброе дело совершила Женя?
  4. Какая добродетель воплотилась в поступке девочки?

11. Работа у доски

На доске цветик-семицветик, на каждом  лепесточке, которого (на обратной стороне) написана добродетель. Дети по очереди выходят, переворачивают лепестки. Вместе с учителем разбираем смысл каждой добродетели.

 Смирение  -  сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия.

 Щедрость  -  желание оказать помощь.

  Трудолюбие - склонность, любовь к труду. (это умение оказать физическую помощь (помощь в делах) человеку, который в этом нуждается).

  Умеренность  — добродетель, которая выражается в самообладании, в умении человека быть хозяином своих чувств, желаний, влечений как необходимом условии достижения нравственно обоснованной цели 

  Доброта - это проявление искренних чувств, полезных другим, и не требующих вознаграждения.

  Любовь — любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки, преступления

12. На доске учитель представляет «Лекарство от греха»

IV. Итог урока.

     На сегодняшнем уроке мы познакомились с положительными качествами человека (добродетелями) и отрицательными  (страстями). Теперь мы знаем, какую добродетель призывать в помощь в борьбе со страстями.

     Из священной истории мы также  узнали, что Бог наградил человека многими талантами. Христиане называют в их числе данную Богом человеку веру. Вера в Бога, как корень для дерева, помогала христианам крепко стоять на ногах, не склоняться к злу. Какие плоды приносило дерево – душа человека, если имело такой корень?

Скажите, а если человек теряет опору под ногами, может ли он устоять прямо? Что с ним происходит в этом случае?

Кто из живых существ стоит на четырех конечностях? Чем отличается человек от животного? Чего нет у животного, но есть у человека?

Что помогает человеку удержать равновесие и не падать на этом пути?

V. Домашнее задание.

Выберите одну из добродетелей и постарайтесь совершить ее в ближайшее время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 3 классе. Тема: "Н.А.Некрасов "Мороз-Воевода"

Тема : Н.А.Некрасов «Мороз-воевода»Цели урока: открыть тайну поэзии Некрасова, продолжить знакомить учащихся со стихами разных авторов о зиме, расширять читательский кругозор, воспитывать чуткое отнош...

"Без любви к человеку, нет любви к Родине."

quot;Есть вещи, о которых много не говорят. Потому что они слишком очевидны, чтобы их еще как-то растолковывать. В богословских трактатах вы немного найдете рассуждений о счастье, о чести, о тр...

Урок литературного чтения по теме: Н.А. Некрасов "Мороз - Воевода"

Урок по программе "Начальная школа 21 века" 3 класс.  Урок насыщенный, требующей большой подготовительной работы....

Методическая разработка урока православной культуры "Воеводы сил любви. Добродетели"

Урок православной культуры для 4 класса разработан по УМК Л.Л.Шевченко. Содержит разнообразные формы работы, игровые моменты. Несет высокий воспитательный потенциал....

Урок литературного чтения 3 класс по теме "Н. А. Некрасов "Мороз Воевода"

На уроке даётся подробный анализ произведения. Учащиеся продолжают знакомяться с литературными терминами: сравнение, олицетворение, метафора....

Урок семейной любви. Тема "Введение в уроки семейной любви"

Урок семейной любви предназначен для учащихся начальной школы.Цель: знакомство с уроками семейной любви.Задачи: прививать детям вечные ценности                д...

Урок семейной любви. Тема "Введение в уроки семейной любви"

Урок семейной любви предназначен для учащихся начальной школы.Цель: знакомство с уроками семейной любви.Задачи: прививать детям вечные ценности                д...