Урок литературного чтения по теме: Н.А. Некрасов "Мороз - Воевода"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) на тему

Етеревская Людмила Владимировна

Урок по программе "Начальная школа 21 века" 3 класс.  Урок насыщенный, требующей большой подготовительной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_nachalnoy_shkole.rar18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в начальной школе (3-й класс). Н.А. Некрасов. "Мороз-воевода"

Цели урока:

  • продолжить введение детей в мир поэзии XIX века, обогащая их читательский опыт и помогая становиться полноценным читателем;
  • обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”;
  • помочь учащимся понять структуру, тему текста и специфику его литературной формы (жанра);
  • исследовать содержание, язык произведения;
  • вывести детей на позицию автора;
  • формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально – творческую деятельность;
  • обеспечить формирование литературоведческих понятий и читательских умений;
  • реализовать систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н. А. Некрасова “Мороз – воевода”;
  • развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;
  • воспитывать интерес к классической литературе, к поэзии 19 века;
  • воспитывать любовь к русской природе;
  • способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.

Оборудование:

портрет Н.А. Некрасова, презентация по теме урока, мультимедиа проектор, экран, рисунки детей «Как я представляю Мороза»,  выставка книг с произведениями Н.Некрасова, памятки по определению темы и жанра произведения, по подготовке к выразительному чтению,  листы белой бумаги, цветные карандаши, таблички с новыми словами из текста, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение.

Ход урока

1.Психологический настрой учащихся.

  - Послушайте  песню и посмотрите клип. («Зимняя сказка».) (КЛИП) Догадайтесь о чём будет наш урок.

– О чём песня? - Стало холодно? Не смотря на то, что песня о зиме, но она приятная спокойная, плавная, создаёт хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы в классе было всегда тепло от  улыбок,  и проведём  урок с хорошим бодрым настроением.

2. Подготовка к восприятию стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”.

1. Работа с выставкой книг.

- Ребята, рассмотрите выставку книг и подумайте, как её можно назвать? (Произведения Н.А.Некрасова) – Какие произведения вы уже читали ?  Что запомнилось?

- Сегодня на уроке мы снова поговорим о творческом пути великого поэта – Николая Алексеевича Некрасова, продолжим изучать и исследовать его произведения. /Слайд 2/      

2. Разговор об авторе. /Слайд 2/

- Итак, мои помощники, что вы прочитали интересного о жизненном и творческом пути Николая Алексеевича Некрасова? Чем сегодня вы хотели бы поделиться с одноклассниками? 

Выступление учащихся с информацией о Н. Некрасове.  /Слайд 3/

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение Николая Алексеевича Некрасова.

Некрасов написал поэму «Мороз  Красный нос» о женщине крестьянке, о её встрече с Морозом в лесу.  Мы познакомимся с отрывком из поэмы -  “Мороз – воевода”, определим его тему, жанр, исследуем содержание, язык произведения; представим главных героев, картины, нарисованные автором, и, опираясь на своё отношение к прочитанному, будем учиться выразительно читать это произведение.

4. Первичное восприятие текста.

а) ЗАПИСЬ  Слушание записи  стихотворения (настрой на восприятие величавости, приподнятости, торжественности произведения и образа Мороза-воеводы).

5. Проверка первичного восприятия.

- Понравилось вам это произведение? Чем?

(Да, очень понравилось, потому что оно торжественное, интересное, красивое, величавое, величественное).

6.Определение темы и жанра произведения.

- Смоделируйте обложку книги для одноимённого произведения. . /Слайд 4/

- Определите жанр и тему данного произведения.

- Давайте проверим, какая обложка у вас получилась и почему?

(Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмически организованной форме, поэтому на обложке я нарисовала треугольник. Это произведение о зимней природе, о её красоте, поэтому треугольник раскрасила зелёным цветом, автор произведения – Николай Алексеевич Некрасов, название произведения – “Мороз-воевода”).     /Слайд 4/

7. Чтение текста и анализ текста стихотворения.

А) Дыхательная гимнастика.

Стань прямо, спокойно, не напрягаясь. Положи одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, выше талии. Вдох на 1 – 5. Задержка дыхания на 1 – 3. Выдох на 1 - 5 раскрыв рот, как бы на звуке – а.

- Представьте торт с зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу - фу -, а потом каждую свечу, прерывая дыхание - фу -, - фу -, - фу -, - фу -, - фу.

Жужжим без перерыва, а потом с перерывом.

Б )  Чтение стихотворения (про себя)

- Перечитайте стихотворение про себя, представьте картины, описанные автором, это поможет вам более точно ответить на поставленные вопросы и подготовиться к выразительному чтению.

8. Словарная работа  (на доске – слова, чтение значений в учебнике)

- В этом отрывке  встретились незнакомые слова “бор”, “воевода”, “дозор”, “владенья”, “палица”, “обозы”, “казна, добро, скудеет” давайте произнесём с ударением, узнайте его значение по словарю)

- Давайте произнесём эти слова хором с ударением. Прочитайте их толкование в словаре учебника.    

Вопрос 1.

- Подумайте, на какое по жанру произведение похоже это стихотворение?  Посмотрите на слайд и вспомните жанры.   /Слайд 5/

- На какой похоже и чем?

(Я думаю, что это стихотворение напоминает сказку, так как сказка – это устный рассказ о чём-то фантастическом, необычном, чудесном, /Слайд 6/ а в этом стихотворении главный герой “Мороз – воевода” действует как волшебник, у которого по мановению волшебной палочки всё может получиться.)

- Идёт, по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет,

В косматой его бороде…

- Пойду на моря-океаны –

Построю дворцы изо льда.

- Задумаю – реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

Вопрос 2.

- Какие изобразительные средства языка использовал Николай Алексеевич Некрасов, чтобы показать “Мороза-воеводу”, похожим на сказочного героя?  /Слайд 7/

(Он использовал приём-олицетворение, чтобы представить “Мороза-воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий: “пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”, причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке, как, например, в русской народной сказке “Морозко”, автор показывает “Мороза-воеводу” умелым, хвастливым)

Вопрос 3.

- Подумайте, для чего автор употребил глаголы – синонимы “идёт, шагает” на одной строке, совсем рядом?

(Эти глаголы в данном стихотворении имеют разное значение. Глагол “идёт” – показывает действие “Мороза-воеводы”, глагол “шагает” изображает главного героя могущественным, шагающим быстро большими широкими шагами над всеми, он “по деревьям шагает”, это какой высоты тогда “Мороз-воевода”?)     /Слайд 8/

Вопрос 4.

- Как природа реагирует на появление “Мороза-воеводы”?

(Природа с радостью, любовью встречает “Мороза-воеводу”, чтобы это мы увидели, автор использовал в стихотворении эпитет “яркое солнце”, олицетворение “солнце играет”. В жизни играть может ребёнок в бороде любимого дедушки, использовал также эпитет “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная, в природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится, переливается, это так красиво).

(Некрасов использовал метафору – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета другому “упрячу под гнёт”, гнёт – это крышка, которой накрывали в деревне капусту, помидоры, огурцы, засоленные в бочках на зиму, чтобы они не выплывали из рассола и не портились, в данном случае гнёт – это лёд. Опять “Мороз-воевода” изображён всемогущим, сильным, суровым “задумаю, надолго упрячу под гнёт” (однокоренное слово угнетать, глаголы – синонимы “командовать, повелевать, брать в плен против их воли”)

(Автор использовал эпитеты – образные, художественные определения “моря-океаны, мосты ледяные”, “косматая борода”, чтобы опять показать силу, могущество героя, который способен владеть всем: и морями, и океанами, превосходство, гигантские размеры “Мороза-воеводы”)

Вопрос 5.

- Каким вы представили “Мороза-воеводу”?   Давайте дадим словесные характеристики Мороза. Какой он?  /Слайд 9/

 (Всемогущий, сильный, суровый, умелый, хвастливый, умный, могущественный)

Обобщение: Николай Алексеевич Некрасов очень любил сказки, его няня была крепостной крестьянкой, она рассказывала маленькому Коле Некрасову старинные русские народные сказки, которые он запомнил на всю жизнь. В сказках Некрасов нашёл и замечательный образ “Мороза – воеводы”.

Вопрос 6.

- Похоже ли это стихотворение на былину?

(Я думаю, что это стихотворение напоминает былину, так как былина – это произведение русского фольклора о подвигах былинных героев, которые боролись с врагами русской земли, а в этом стихотворении главный герой “Мороз-воевода как богатырь, сильный, великий, могучий, могущественный, заботливый, надёжный властитель огромного царства обходит владенья свои, украшает их и оберегает.)

Вопрос 7.

- Как Николай Алексеевич Некрасов говорит о появлении Мороза-воеводы?

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Вопрос 8.

- Какие образные средства языка он использует для того, чтобы ярче изобразить  его образ, его силу, мощь?

(Автор использовал  сравнения - “Мороз-воевода” сравнивается с “ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв”, повторы усиливают эти сравнения “не, не”,

“Мороз-воевода” - мощный, быстрый, сильный, могущественный как богатырь.

Вопрос 9.

- Почему автор назвал Мороза воеводой?  

(Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья)

- Обратите внимание на слово “воевода”, используя знания по русскому языку, ответьте на вопрос: Какое это слово?

(Сложное, состоит из двух корней, в транскрипции вой и вод, то есть водит воинов)

Вопрос 10.

- Какие воины у “Мороза-воеводы”?

(“Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда… Это и есть его воины).

Вопрос 11.

- Расскажите о его владениях.

(Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится).

Обобщение: Стихотворение “Мороз-воевода” напоминает былину ёще и тем, что он обходит свои владения с “палицей”, именно у былинных богатырей было такое оружие.

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьёт

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поёт.

Вопрос 12.

- Как он обходит, осматривает, охраняет свои владенья? (Как хозяин)

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

(Николай Алексеевич Некрасов употребляет образное средство языка повтор “и нет ли где”, чтобы нам ярче видно было, что “Мороз-воевода” хороший хозяин, заботливый, надёжный.)

- Почему песню Мороза – воеводы  поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поёт.

(Николай Алексеевич Некрасов использовал эпитет “хвастливую песню поёт”, чтобы показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что он делает (как былинный герой стоит на страже, на защите своего царства). Автор называет песню “Мороза-воеводы” хвастливой ещё и потому, что “Мороз-воевода” в ней поёт о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек. В данной песне сила, умения “Мороза-воеводы” явно преувеличены, как у былинных героев.)

(Но автор ещё использовал эпитет “удалую песню” для того, чтобы показать, что “Мороз – воевода” не только хвастун, он удалой, делает всё, чтобы укрыть своё царство, защитить, сделать его красивым. В народе часто говорят “мал, да удал”, тем самым одобряют поступки этого человека, так и Николай Алексеевич Некрасов одобряет действия “Мороза – воеводы”.

- Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда

Пойду на моря-океаны –

Построю дворцы изо льда.

- Задумаю – реки большие

Надолго упрячу под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды

Недавно свободно текли –

Сегодня прошли пешеходы,

Обозы с товаром прошли…

(В этом четверостишии описаны быстрые, решительные действия Мороза-воеводы”. Чтобы показать это автор употребил слова - антонимы “недавно, сегодня”, эпитет “быстрые воды”).

- Перечитайте строки, где описана красота царства “Мороза-воеводы”.

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Вопрос 13.

- Какие ещё строки стихотворения дополнят и укрепят наше утверждение о богатом, но холодном и суровом царстве “Мороза-воеводы”?

Богат я, казны не считаю,

А всё не скудеет добро;

Я царство моё убираю

В алмазы, жемчуг, серебро…

- В этом четверостишии встретились новые слова “казна, добро, скудеет”, прочитаем их хором с ударением, найдём лексическое значение в толковом словаре.

- Недаром автор Николай Алексеевич Некрасов в стихотворении “Мороза-воеводы” пишет так: “а всё не скудеет добро”, потому что в народе часто можно услышать краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение, афоризм: “Не скудеет рука дающего”.

Вопрос 15.

- Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.

(Очень удачно употребил Николай Алексеевич Некрасов в данном случае “метафору”, подобрал точные слова по определению цвета).

- Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами, /Слайд 10/

жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском, серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой. /Слайд 11/

В природе - это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.

9. Минутка отдыха для глаз

Ребята, закройте глаза и представьте себе луга, поля, леса, покрытые белым снегом, серебристым, искрящимся и переливающимся на солнце, представьте лёд на реках, озёрах, морях, океанах - глянцевый и блестящий.

Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.

Откройте глаза и скажите:

Понравился ли вам образ “Мороза-воеводы”, созданный Н. А. Некрасовым?

А теперь расскажите, каким вы представляете “Мороза-воеводу”, не сказочного или былинного героя, а настоящего хозяина своего царства, царства зимней природы.

10. Словесное рисование образа “Мороза-воеводы”. Рисунки детей  /Слайд 12 - 13/

Это большой великан, всесильный богатырь, который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто. Он, как художник, украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры), как архитектор и строитель строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах. Он - волшебник с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше. Всемогущий владыка, он всё может.

- Хорошее описание образа “Мороза-воеводы” у вас получилось.

11. Представление сказочного образа Деда Мороза.  Образ “Мороза-воеводы” в стихотворении Н.А. Некрасова настоящий, он морозит, украшает, строит мосты ледяные, укрывает рыб подо льдом, чтобы не замёрзли.

А это разные образы сказочного Деда Мороза, который спешит к нам на Новый год.

/Слайд 14 - 15/

12. Подготовка к выразительному чтению. /Слайд 16/

- Что такое  выразительное чтение?

(Его хочется слушать, потому что чтец так умеет голосом передать смысл читаемого, что мы не только слышим, что он произносит, но и видим, представляем в своём воображении всё, о чём рассказано в тексте, становимся участниками события.)

-У каждого чтеца есть свои “инструменты”. Какие?  /Слайд 16/

13. Расстановка пауз и логических ударений.  Работа над интонацией.

 Чтение по абзацу. – На сколько частей можно разделить стихотворение?  (две – Шествие мороза и Песня мороза)

  • Голос звучит ровно, понижается в конце вопросительного предложения.
  • Тон при чтении Шествия мороза  - величавый, приподнятый, торжественный, при чтении Песни “Мороза - воеводы” - весёлый, задорный, хвастливый, заносчивый.
  • Темп медленный.
  • Паузы грамматические там, где есть знаки препинания в конце строк, логические в середине строк. Логическое ударение стоит там, где есть усиление смысла читаемого (повторы, глаголы в олицетворениях, прилагательные, показывающие красоту природы, эпитеты, противопоставления “недавно - сегодня”, “богат - не скудеет”, метафора “в алмазы, жемчуг, серебро”.

14. Хоровое чтение строф с логическими паузами:

Не ветер | бушует над бором, |

Не с гор побежали | ручьи, |

Мороз-воевода дозором |

Обходит владенья свои. | |

Глядит | – хорошо ли метели |

Лесные тропы занесли, |

И нет ли где трещины, щели, |

И нет ли где голой земли? | |

15. Индивидуальное чтение текста строфами.

Анализ чтения.

16. Итог урока.

- Сегодня мы продолжили путешествие в мир поэзии XIX века, исследовали структуру, тему, специфику литературной формы (жанра), содержание, язык произведения “Мороз-воевода” Н.А. Некрасова; - реализовали систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”;

17. Рефлексия.

Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям? Продолжите предложения:  /Слайд 15/

Мне пришлось по душе...

Меня удивило...

Меня поразило...

Мне кажется, что...

Спасибо за работу! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема урока: Е.Л. Шварц «Два брата».

Урок литературного чтения по теме: Е.Л. Шварц «Два брата».Цели урока:дать ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным мирупробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружаютразв...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Конспект урока литературного чтения. Тема урока: И.Соколов – Микитов" Узоры на снегу ".

Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000000790 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000000774 P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект урока литературного чтения. Тема урока: И.Соколов – Микито...

Урок литературного чтения.Тема урока: "Секреты мастерства. Обобщение".

Урок литературного чтения по программе развивающего обучения Л. В. Занкова, 2 класс.Урок  разработан с целью воспитывать в детях стремление развивать и реализовывать свои способности....

урок литературного чтения Н. А. Некрасов "Мороз-Воевода", 3 класс

представлена технологическая карта урока, презентация к нему и материал для работы в группах...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...