Эссе «Какие изменения в профессиональной деятельности педагога «спровоцировал» новый ФГОС НОО»
материал на тему

Клюжева Валентина Павловна

Образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели и задачи. Учитель должен понять и принять ФГОС второго поколения, владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть компетентным. Поэтому современному педагогу, идущему в ногу со временем,  необходимо вносить коррективы в свою профессиональную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭССЕ «Какие изменения в профессиональной деятельности педагога «спровоцировал» новый ФГОС НОО»

Преподавание - это искусство

поэтому совершенство не достижимо,

а совершенствование – бесконечно.

Л.Н.Толстой

                Образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели и задачи. Учитель должен понять и принять ФГОС второго поколения, владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть компетентным, то есть нужно начинать с себя. Перед учителем ставятся новые цели и задачи. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Целью образования становиться общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться. Учитель должен учить учиться быть успешным в современном развивающемся обществе, задумываясь, прежде всего, о развитии духовно-нравственной личности ребёнка, о формировании универсальных учебных умений, о способности его к саморазвитию и самосовершенствованию, путём сознательного активного присвоения учащимся активного социального опыта. Происходит переориентация учителя из информатора в консультанта и организатора исследовательской деятельности школьников.

            С введением ФГОС изменяются цели и задачи обучения.

            Теперь в начальной школе ребенка должны научить, не только читать, считать и писать, а научить учиться. Учитель должен привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй относится формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

           Педагог должен научить ребенка учиться, т.е. самостоятельно добывать знания, принимать решения, оценивать свои достижения, а также оценивать работу своих одноклассников.

          Таким образом, деятельностный подход, составляющий основу современного образования в целом  предполагает, что ученик научится планировать ( задавать сам себе вопрос: "Чему мне нужно научиться?") и проектировать ( "Как мне этому научиться?"). Чтобы быть готовым к этому, учителю следует не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, но и научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения. Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве.

            А при подготовке к современному уроку, который направлен на формирование метапредметных и личностных результатов, т.е проблемно – диалогическому уроку, педагогу следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации.  

Итак, деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных  и личностных результатов, т. е. деятельность учителя, работающего по ФГОС, предполагает ряд изменений:

- при подготовке к уроку учитель:

  • пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения;
  • использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег.

- при проведении урока продумывает:

  • самостоятельную деятельность обучающихся (более половины времени урока).

- главной целью учителя на уроке является:

  • организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации;  обобщению способов действия и постановке учебной задачи и т. д.

- формулирование заданий педагогом для обучающихся (определение деятельности детей) через следующие фразы:

  • проанализируйте, докажите (объясните),
  • сравните, выразите символом,
  • создайте схему или модель,
  • продолжите, обобщите (сделайте вывод),
  •  выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

- предполагает результаты обучения:

  • не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные;
  • ориентирует на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;
  • учит соотносить  динамику результатов обучения детей относительно самих себя; оценивать промежуточные результатов обучения;
  • создаёт  портфолио.

               Несомненно, современный учитель при реализации ФГОС НОО должен:

- иметь достаточный уровень подготовки организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;

- владеть  информационными технологиями, в том числе ИКТ;

- уметь работать с нормативно-правовыми документами;

- иметь опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;

- а также обеспеченность техническими средствами обучения.

                  Следовательно, главными изменениями в показателях качества профессиональной подготовки педагога сегодня являются такие личностные характеристики, как:

 – готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию;

– мотивация на работу с учащимися;

– способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности;

– знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов;

– знание содержания предмета и владение современной методикой его преподавания.

               Таким образом, можно делать вывод, что воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Сравнение  деятельности педагога работающего до перехода на ФГОС и работающего по ФГОС...

• Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОСХарактеристика изменений в организации работы учителя с родителями первоклассника, обучающегося в соответствии с ФГОС...

Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"

Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"...

Презентация "Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС"

В презентации представлены сравнительные характеристики деятельности педагога, работающего по ФГОС и педагога в традиционной деятельности по подготовке  к урокам, основным этапам урока, о главной...

«Обновление содержания профессиональной деятельности педагога в условиях перехода на ФГОС (внеурочная деятельность)».

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

Обобщение опыта по теме"Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога - новый шаг к качеству образования"

В представленной презентации представлены документы регламентирующие внедрение профстандарта в образовательные учреждения, включающие перечень профессиональных и личностных качеств, предъявляемых педа...