Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"
статья на тему

Гайнутдинова Алсу Фагимовна

Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Переход на  новые образовательные стандарта является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей  к успешной реализации ФГОС нового поколения  в основной школе.

ФГОС начального общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 6 октября 2009 г. № 373, внесены изменения приказами Минобрнауки от  26 ноября 2010 г. № 1241 и от 22 сентября 2011 г. № 2357)

ФГОС основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. )

ФГОС среднего (полного) общего образования – пока не принят.

 

    Объем и сложность изменений, которые должны произойти в профессиональной деятельности педагога  таковы, что необходимо готовиться к ним заранее, не ожидая начала непосредственной работы по новым ФГОС.

          Кроме того, необходимо осознавать, что постепенная переориентация системы образования на достижение требований новых ФГОС фактически уже начинает осуществляться, хотя массовое введение стандартов в основной школе еще не началось.

        Перспектива перехода на новые стандарты делает актуальной проблему готовности к их реализации: а) учителя; б) образовательного учреждения в целом, его педагогического коллектива.

        Необходимым  условием  успешного введения ФГОС является проблемно-ориентированный анализ учителем собственной профессиональной готовности к реализации ФГОС.

Общая схема такого анализа предполагает вдумчивый поиск ответа на следующие вопросы:

1) Что именно должно измениться в содержании и организации образования в связи с переходом на ФГОС?

2) как эти общие изменения должны отразиться на характере личной  профессиональной деятельности педагога? каких конкретных изменений  в ней они могут потребовать?

3) в чем, в связи с этим,  состоят  критерии практической готовности учителя к эффективной реализации требований ФГОС?  (что он должен знать/понимать, уметь, чем должен владеть)

4) какие проблемные моменты (профессиональные дефициты)   в своей профессиональной подготовке видит педагога  в связи с изменением решаемых задач и условий образовательной деятельности? Какие из них являются наиболее насущными и требуют восполнения в первую очередь?

5) на какие уже имеющиеся элементы собственного практического опыта и опыта коллег, на какие методические наработки можно опереться в процессе подготовки к решению задач ФГОС?

 

1). Изменения в содержании образования

  • постепенный переход от учебно-предметнойоснованной на усвоении основ наук, знаний, умений и навыков парадигмы к ориентации на овладение каждым с учетом особенностей личности совокупностью универсальных умений.
  • изменения в организации учебно-воспитательного процесса, методики проведения учебных занятий, отслеживании результатов обучения.
  • Изменились требования к школьной подготовке обучающихся, а значит, изменилась и сама модель ученика, то есть изменился конечный продукт образовательного процесса.
  • Главным критерием успешности которого является освоение учебных предметов – не «знания» в чистом виде, а способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач   на основе системы знаний и представлений, обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности; коммуникативных и информационных умений.
  • По новому стандарту он должен обладать компетенциями, которые позволят ему легко ориентироваться в мире, информационной среде, научат, как отобрать нужную информацию, усвоить ее, интерпретировать, использовать как для личностного развития, так и для решения профессиональных и социальных задач.
  • Школа должна ориентировать выпускника на профессиональную мобильность, когда он может сменить 4–5 специальностей за период зрелой жизни.
  • То есть главная задача стандартов 2 поколения – это преодолеть разрыв между школьной подготовкой и реальной жизнью, что позволит обучающимся на основе включения в учебно-познавательную и учебно-практическую деятельность в качестве активных субъектов, сформировать способы деятельности в различных жизненных ситуациях.

2). Как эти изменения должны отразиться на личной профессиональной деятельности педагога.

Главным субъектом, на который ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель.

И прежде, чем перестраивать всю систему образования, необходимо перестроить, или перенастроить сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций - учителя.

Изменения ФГОС не могут не  отразиться на личной профессиональной деятельности педагога. Это связано и с изменением образовательных программ, нормативной базы образовательных учреждений, с новой логикой построения учебников и новым построением содержания учебных предметов.

 Осложняется работа и огромным лексическим материалом, который учитель должен освоить, осознать, использовать в своей работе.

Меняется концепция обучения, переход на ФГОСы  заставит измениться мировоззрение педагога.

3). В чем состоят критерии практической готовности учителя к реализации требований ФГОС.

Анализ готовности педагога к переходу на новые стандарты является основой для целенаправленного развития профессиональных компетенций учителя.

Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:

  •   принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;
  • овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;
  •  включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;
  •  владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;
  •  владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;
  •  отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;
  •  владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки  уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;
  •  отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;
  •  предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;
  •   выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.

 4). Какие проблемные моменты видит учитель в своей подготовке (какие из них требуют исправления в первую очередь)?

  • психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии
  •  дидактическая - неготовность к переходу на новую  систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся;

Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и педагогов через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений школы.

5).На какие элементы имеющегося опыта педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС.

* достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;

* владение информационными технологиями;

* умение работать с нормативной документацией;

*   опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;

* креативный тип мышления;

* активная социальная позиция;

*  обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием;

Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть учителей будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности.

Мало быть готовым к реализации ФГОС, необходимо понять, что изменений в образовательной системе требует наша реальная действительность.

Результаты подобного анализа  должны стать основой для целенаправленного развития профессиональных компетентностей учителя

Новые черты образовательного процесса в условиях ФГОС 

  1. Понимание результатов образования как способности к  решению учебно-познавательных и учебно-практических задач
  2. Приоритет метапредметных результатов освоения основной образовательной программы
  3. Воспитание общероссийской гражданской идентичности в условиях поликульутрноо общества
  4. Повышенное внимание к духовно-нравственному воспитанию личности
  5. Уровневый подход к представлению и оценке образовательных достижений обучающихся (базовый и повышенный уровни)
  6. Выделение внеурочной деятельности как составной части образовательной программы и е ерегламентация стандартом
  7. Построение системы оценки образовательных достижений, отвечающей требованиям ФГОС