Обеспечение профессионального самоопределения учащихся начальных классов как ведущий компонент деятельности учителя в условиях реализации ФГОС
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Чижова Ильмира Сабиржановна

      Профессиональная ориентация школьников на ступени основного общего образования является одной из основных образовательных задач каждого общеобразовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_v_nachalke.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение профессионального самоопределения учащихся начальных классов как ведущий компонент деятельности учителя в условиях реализации ФГОС

        Сегодня для школы уже недостаточно обеспечивать выпускника знаниями на десятилетия вперёд. На рынке труда с точки зрения перспектив более востребованными становятся способность и готовность переучиваться. Ученик современной школы должен  прогнозировать свою жизнь, уметь ее организовывать и конструировать будущее не после, а до окончания школы. Именно поэтому современная школа призвана создать условия, при которых учащиеся выступают в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса;

         Сегодня особенно важно развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания, к способам поиска, усвоения, переработки и применения информации, что позволило бы школьникам быть субъектом учения, легко ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире.

      Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

     В своем поручении Минобрнауки России президент говорит о стратегической политике в сфере образования призванной «…подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны».

     Целями нового этапа модернизации образования должны стать: обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка, усиление вклада образования в инновационное развитие России и ответ на вызовы изменившейся культурной, социальной и технологической среды.

      Профессиональная ориентация школьников на ступени основного общего образования является одной из основных образовательных задач каждого общеобразовательного учреждения.

      Основными задачами профориентации учащихся являются:

  •  постоянное ознакомление школьников с профессиями промышленности, сферы обслуживания, сельского хозяйства на широкой политехнической основе;
  •  информирование учащихся о темпах социально- экономического развития общества в определенных профессиях и специальностях;
  •  изучение личности учащегося в целях профориентации;
  •  формирование устойчивых профессиональных интересов, намерений, перспектив;
  •  формирование психологической готовности к выбору профессии.

    Современный школьник с одной стороны имеет стремление к успешности и самоопределению, а с другой- неуверенность, тревожность и напряжённость. Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать это стремление с учётом актуального состояния школьника

    Концепция духовно-нравственного воспитания, положенная в основу разработки Программы  духовно-нравственного развития воспитания младших школьников в условиях реализации ФГОС, рассматривает поддержку как нравственное действие педагога, направленное на:

  1. поощрение поиска решения, выбора, ответственного самостоятельного действия ребенка
  2. поощрение саморазвития и становления ребенка, как автора собственной жизнедеятельности

Условия для осуществления общей  педагогической  поддержки  всех учащихся:

  1. тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества
  2. внимательное, приветливое отношение, доверие к детям
  3. создание ситуаций взаимного обучения и воспитания
  4. диалог
  5. опора на субъект-субъектные отношения
  6. позитивная оценка достижений
  7. создание комфортной благоприятной атмосферы в классе

  Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку ( не только детей проблемных, детей с девиантным поведением, из неблагополучных семей, а всех, в том числе и одаренных):

  1. диагностика индивидуального развития, воспитанности
  2. выявление личных проблем
  3. отслеживание процессов личностного роста каждого ребенка
  4. создание ситуации успеха для каждого ребенка
  5. создание условий для самореализации личности
  6. повышение статуса ученика

     Если все это присутствует в деятельности педагога, можно говорить о том, что он осуществляет педагогическую поддержку.

    Таким образом, можно сказать, что Педагогическая поддержка выступает как технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как педагогическое сопровождение, процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития.

       Педагогические и психологические исследования показывают, что именно младший школьный возраст является исходным моментом в осознании человеком Я-концепции, определении собственной позиции в  процессе обучения и в других сферах жизнедеятельности.

       Младший школьник испытывает большое доверие к учителю. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки и поощрения имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и обучающимся во многом определяет эффективность их воспитанности и педагогического сопровождения для развития личности.

       Среди главных условий реализации личностного развития обучающихся ученые выделяют ряд ключевых характеристик, которые активизируют природные особенности человека и его свойства как субъекта культуры.  Именно их развитие у младшего школьника в единстве и составляет планируемый результат образовательного процесса в целом.

     Профориентационная работа в школе включает четыре этапа:
1 этап – начальная школа

 2 этап – 5-7 классы. 

 3 этап – 8-9 классы.

 4 этап – 10-11 классы.

   Начальной точкой профориентации является дошкольная группа. Через мир ролевой игры ребёнок обогащает представления о труде людей, разнообразии человеческих профессий, формируется его уважение и чувство признательности к людям труда, стимулируется желание детей самим в будущем получить интересную и важную профессию, заняться созидательным трудом на благо людей своей Родины.
    Созданная в школе система работы с учащимися и родителями предусматривает начало профессионального самоопределения уже в 1 классе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся.  

      На первом этапе учащиеся начальной школы  знакомятся с миром профессий через такие формы работы, как экскурсии  на предприятия, где работают родители, беседы, утренники, «Карнавал профессий»,  устные журналы, встречи с интересными людьми, участие в проектах «Календарь профессий» и «Подарок профессии», ролевые, дидактические игры, конкурсы, общественно полезный труд, , семейные праздники, оформление альбомов «Люди разных профессий», конкурсы рисунков, знакомство  с сельскохозяйственными профессиями, приобретение  первых практических навыков в выращивании растений.
    С учащимися 3-4 классов проводятся первые психологические игры.

         В своем выступлении я хотела бы остановиться на роли предмета технологии в реализации основной  цели начальной школы.

         Технология, с позиций социализации обучающихся, занимает ключевое место в системе общего образования. По базисному учебному плану изучение образовательной области «Технология» начинается в начальных классах по программе, разработанной на основе федерального образовательного стандарта,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Основная идея разработки нового стандарта содержания по технологии состоит в развитии функциональной технологической компетентности школьников, которая выражается в их способности  выполнять работы по распространенным технологиям ручного труда, быстро осваивать различные технологические средства и адаптироваться к различным видам деятельности. А в дальнейшем содержание стандарта ориентировано на подготовку школьников к осознанному выбору профессиональной карьеры в условиях рыночной экономики.

Но возможности технологии в начальной школе не ограничиваются только овладением младшими школьниками  предметными компетенциями, а при грамотном содержательном и методическом наполнении может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий и средством общего развития наших воспитанников.


      Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории посредством внеурочной деятельности. Учащиеся выбирают уровень изучения иностранного языка, занятия по интересам, кружковые занятия, могут развивать свои творческие способности через обучение в классах общеэстетической направленности.
 Профориентационная работа основана на постоянном взаимодействии педагогов, классного руководителя  с учащимися и их родителями.

    Эффективным направлением в системе профориентационной работы является создание ученических портфолио.

 Для учащихся начальных классов  предлагается создание коллективного портфолио (портфолио профессий),

 для среднего звена портфолио личностного роста ученика,

 для старшеклассника портфолио компетентности.

       Данная деятельность формирует у учащихся  умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность, расширяет возможности самообучения, развивает навыки рефлексивной деятельности. Результаты деятельности ученика среднего звена, отраженные в его портфолио, учитываются при зачислении в профильные классы.

    Перечень мероприятий , проведённых и запланированных мною и моими коллегами на первом этапе профориентационной работы в начальной школе:

  • Праздник “Город Мастеров”
  • “Встреча с Самоделкиным”
  • “Фестиваль профессий”
  • Классный час “Есть такая профессия – Родину защищать”
  • Конкурс рисунков “Моя будущая профессия”,
    «Мама, папа на работе»
  • Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т.д.
  • Конкурс сочинений «Кем быть?»
  • Кл. час  «Азбука профессий»
  • Конкурс рисунка «Профессии моих родителей»
  • Конкурс рисунков «Профессия будущего»
  • Кл. час «Какая профессия самая важная?»
  • Беседа «Что такое профессия»
  • Кл час «Кем быть, каким быть?»
  • Экскурсия в столовую школы «Знакомство с профессией повара»
  • Внеклассное мероприятие: «Кем работать мне тогда?»
  •  Конкурс чтецов «Работы всякие нужны, работы всякие важны»
  • Беседа «Профессии и специальности» (на примере профессии учитель)
  • Групповое развивающее занятие «В мир профессий»
  • Конкурс  «Что можно сделать своими руками?» (организация выставки поделок обучающихся 1-4 классов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль заместителя директора по учебно – воспитательной работе в профессиональном развитии учителя в условиях реализации ФГОС второго поколения

В презентации показаны направления в работе с учителями начальных классов, формы организации деятельности, результат....

Методическая разработка по теме: «Сохранение здоровья учащихся начальной школы как важнейший фактор личностного роста в условиях реализации ФГОС»

В данной методической разработке раскрыты вопросы сохранения здоровья учащихся  младших классов с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках математики....

Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"

Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"...

Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС

В статье описывается опыт работы по развитию профессиональных компетентностей учителя....

Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС. Теория и практика.

С данным материалом я выступала на Республиканской научно-Практической конференции "Моя страна-Россия". Данная конференция прошла 18.02.2023г. в МБОУ СОШ№21 г. Йошкар-Ола. с. Семеновка....

Контрольно- оценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС образования У/О

В статье освещено по каким показателям выстраивается оценочная система обучающихся с интеллектуальными нарушениями....