Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС. Теория и практика.
статья (3 класс)

Хакимзянова Анна Владимировна

С данным материалом я выступала на Республиканской научно-Практической конференции "Моя страна-Россия". Данная конференция прошла 18.02.2023г. в МБОУ СОШ№21 г. Йошкар-Ола. с. Семеновка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа

№ 13 г. Йошкар- Ола».

Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. Теория и практика.

       

Хакимзянова А.В.,

учитель начальных классов.

Йошкар – Ола

2023 г.

Выступление на XIV Республиканской научно-практической конференции «Моя страна – Россия»

 Вся жизнь- эксперимент. И чем больше вы делаете экспериментов, тем лучше

                                                                                                             

                                                                                               Ральф Уолдо Эмерсон.                  

                                                                                                                           

   Сегодня общество претерпевает существенные изменения. Поэтому и перед школой ставятся более сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения.   Урок, построенный по принципу: учитель дает знания, а ученик просто их берет, не прилагая к этому особых усилий, в настоящее время не может отвечать всем современным требованиям. Ученик должен уметь сам находить ответы на поставленные вопросы. Следовательно, речь идёт об инновационном преподавании.

       Инновации — это внесение новых методологий и стандартов в процесс обучения. Я пользуюсь в своей работе следующими инновационными технологиями:
1. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в предметном обучении.
Опыт применения ИКТ показал, что:
а) у детей повышается мотивация к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
б) снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений «учитель-ученик» к наиболее объективным отношениям «ученик-компьютер-учитель», повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;
в) повышается производительность труда и информационная культура самого учителя.

    В целом, использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.

Мы делаем проекты на уроках математики ( «Изучаем состав числа»), русского языка («Что обозначает мое имя») и окружающего мира («Наша армия родная»). Также в том году впервые ученица из моего класса Корнилова Анна выступала на школьной конференции со своим проектом «Моё хобби – карате», где заняла третье место по школе. В этом году ученицы моего класса Винокурова Валерия и Солдаткина Анастасия работают над проектом «Польза и вред мобильных телефонов».


Также я использую личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный. Основной результат стандартов – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. На этом этапе я выделяю сильных и слабых детей. В ходе урока слабые дети работают с базовыми заданиями, а сильные ученики получают более сложные задания. Затем все задания разбираются, выясняются и исправляются все ошибки. Детям очень нравятся эти уроки. Личностно-Ориентированные технологии использую на уроках математики, русского языка и окружающего мира.
 Также я применяю информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников.
Применение такой инновационной технологии позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности. Мы ведем ученические портфолио. Ребятам очень нравится такая деятельность. По средствам портфолио видны сильные и слабые стороны каждого ученика.
Во внеурочной деятельности я использую
 воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.
Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно - массовых мероприятиях, театре, центрах детского творчества и др. Например, в этом году мы с ребятами активно собирали гуманитарную помощь для воинов на СВО и отправляли ее на Донбасс, участвовали в конкурсе «Память в песнях», участвовали в конкурсе чтецов.  
Также в ходе своей работы применяю дидактические технологии.

Использование возможностей современных развивающих
технологий позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека: 
-информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); 
-коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); 
-самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); 
-самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые.
Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов. 
Таким образом,  я располагаю  широким арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения.
Безусловно, применение инноваций в обучении учеников начальных классов требует сейчас сама жизнь, критически необходимо, чтобы из каждого ученика формировалась творческая и думающая, всесторонне развитая личность. Моим любимым методом на уроках является игровой метод, когда ученики не просто усваивают материал, а разбившись на три команды, оценивают действия другой команды, разбирают их ошибки и учатся друг у друга. Дети с удовольствием включаются в игру, у них начинают гореть глаза и интерес к получению новых знаний нужно только поддерживать, излагая им новый материал. Очень хорошо работает также метод интегрирования, когда задачи по математике согласовываются с занятиями по природоведению.

Список литературы:


1.Бадиев С. От традиций – к инновациям (к вопросу о сущности технологий обучения) С.Бадиев //Учитель.-2008. №6.-С.7-9
2.Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996 г.
3.Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. - Волгоград: Учитель, 2008.-118 с. 
4.Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981.
5. Генике Е.А. Активные методы обучения: новый подход. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2015. — 176 с.
6. Мымбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать. Алматы: Крыша. 2007. - 283 с.
7. Панфилова А. П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, Спб.: Питер, 2015. 243 С.
8. Сластенин В. А. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.:«Академия», 2000. – 336 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение профессионального самоопределения учащихся начальных классов как ведущий компонент деятельности учителя в условиях реализации ФГОС

    Профессиональная ориентация школьников на ступени основного общего образования является одной из основных образовательных задач каждого общеобразовательного учреждения....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности как фактор успешной реализации ФГОС в начальной школе

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;улучшить ус...

«Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС НОО на примере программы курса «Маленькие исследователи»

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой ребёнок уже рождается исследователем. Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ...

Организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.

Внеурочная деятельность в начальных классах - одна из  составляющих формирования гармоничной личности школьника. В статье раскрыты содержания следующих направлений внеурочной деятельности: ...

Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученическог...

ДОКЛАД «Особенности организации внеурочной деятельности воспитанников в условиях реализации ФГОС»

Ш Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно ...

Контрольно- оценочная деятельность учителя в условиях реализации ФГОС образования У/О

В статье освещено по каким показателям выстраивается оценочная система обучающихся с интеллектуальными нарушениями....