Главные вкладки

    ДОКЛАД «Особенности организации внеурочной деятельности воспитанников в условиях реализации ФГОС»
    статья на тему

    Кубракова Елена Геннадьевна

    Ш

     

    Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_kubrakova_e.g.docx19.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДОКЛАД НА ТЕМУ

    «Особенности организации внеурочной деятельности воспитанников в условиях реализации ФГОС»

    (в рамках выполнения программы духовно – нравственного развития и воспитания)

          Проблема  использования свободного времени младших школьников  всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно  осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.

           Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Именно в  новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

           Реализация внеурочной деятельности в начальной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:

    • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
    • снизить учебную нагрузку обучающихся;
    • улучшить условия для развития ребенка;
    • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

    Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.

    Почему именно в начальной школе уделяется особое внимание внеурочной деятельности? В это время ребенок делает свои первые шаги в определении своих личностных интересов, ищет себя в социуме. Школа совместно с родителями должна помочь решить ему эту задачу, дать возможность попробовать себя в различных сферах жизнедеятельности. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

    Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

    Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

    Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

    1. игровая деятельность;
    2. познавательная деятельность;
    3. проблемно-ценностное общение;
    4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
    5. художественное творчество;
    6. социальное творчество;
    7. трудовая (производственная) деятельность;
    8. спортивно-оздоровительная деятельность;
    9. туристско-краеведческая деятельность.

    При организации внеурочной деятельности необходимо использовать разнообразные формы: экскурсии, кружки, секции, клубы, круглые столы,  турниры, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно - полезные практики,  которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.

    Внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации  для детей различных категорий и т.д.

    При отсутствии условий для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта

    Согласно требованиям ФГОС НОО внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Направление внеурочной деятельности следует рассматривать как ориентир при составлении соответствующих  программ. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любую из предлагаемых видов и форм деятельности в отдельности и комплексно (возможно комбинирование всех компонентов при разработке конкретной программы внеурочной деятельности). Педагог самостоятельно выбирает не только направления внеурочной деятельности,  но и определяет количество часов на каждый  вид деятельности, формы и способы организации внеурочной деятельности.

    Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

    В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества.

    При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии.

    От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

    Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал.

    В процессе проектной деятельности младший школьник использует полученные знания, выбирает определённые учебные действия.

    При разработке модели организации внеурочной деятельности  необходимо следовать следующим принципам:

    Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. 

    Принцип преемственности, заключающийся в  выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе. Например: проектная деятельность.

    Принцип  разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандарте.

    Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения. Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях  внеурочной деятельностью, начиная с начальной школы.

    Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.

    Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности. 

    Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трех уровней (социальные знания, ценностные отношения к социальной реальности, опыт самостоятельного общественного действия)

    Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

    - формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

    - формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

    Наличие лишь знаний и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения – конечно, немало, но все же не достаточно для появления гражданской идентичности. А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в школьном самоуправлении), и  тем более, в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

    Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

    Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"

    В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...

    «Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС НОО на примере программы курса «Маленькие исследователи»

    Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой ребёнок уже рождается исследователем. Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ...

    Организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.

    Внеурочная деятельность в начальных классах - одна из  составляющих формирования гармоничной личности школьника. В статье раскрыты содержания следующих направлений внеурочной деятельности: ...

    Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС

    Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученическог...

    «Организация современного урока математики в условиях реализации ФГОС»

    Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за и...

    Опыт работы: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»

    Опыт работы на тему:«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»...