Обновление педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС
статья на тему

Марченкова Галина Андреевна

Учитель - вот главная фигура. Ветер перемен потребовал глубоких изменений в мировоззрении и психологии педагогов, работающих в современных условиях, отказа от давно сложившихся стереотипов, выработки новых подходов в воспитании и социализации учащихся. «Полюбите новые стандарты всей душой»,- так всем нам говорили на курсах. Ведь школе нужен такой учитель, который сможет грамотно работать не только по новым методическим пособиям и учебникам, но и способен самостоятельно моделировать образовательный процесс, анализировать свою деятельность на предмет соответствия требованиям нового стандарта, вносить коррективы там, где это необходимо.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обновление педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения

Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда;  научить жить, это учение – для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни – вот основные приоритеты современного образования во всём мире.

Приоритетной целью современного российского образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя. Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат? Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний. До внедрения стандартов второго поколения в основной школе есть еще небольшой запас времени, поэтому начнем с самообразования. Самоподготовку к деятельности в рамках нового стандарта можно условно разделить на три этапа: знакомство с Федеральным государственным стандартом, овладение умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий.

Анализ текста документа Федерального государственного образовательного стандарта позволяет увидеть принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной деятельности». Он включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в получении опыта приобретения, преобразования и применения предметных знаний.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться.

Выделяются познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.

Познавательные УУД (их не следует путать с предметными) предполагают умение учащегося формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами.

Коммуникативные УУД – это владение всеми видами речевой деятельности, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.

Регулятивные УУД представляют собой умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять её; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Основными методическими принципами современного урока являются:

• субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

• метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

• деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

• рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

• импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

Урок должен включать следующие шесть основных этапов:

• мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

• целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

• осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

• коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

• взаимопроверка, взаимоконтроль;

• рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько нам, взрослым, в том числе и руководителям системы образования, директорам школ, завучам, методистам, учителям. Почему? Да потому, что современные дети растут в условиях информационного, быстро развивающего общества. Они уже давно на "ты" с техникой и электроникой, с раннего детства дружат с мультимедийными программами, иными словами, наши дети другие... Вот почему так важно понять и принять идеологию нового образовательного стандарта.

Учитель - центральная фигура в школе.

Мир меняется стремительно. Введение стандартов второго поколения – это необходимость, продиктованная жизнью. Мы знаем, что при переходе на новый стандарт, конечно же, возникнут проблемы, это вызывает вполне определённое беспокойство. "К чему готовиться, чтобы в новом учебном году не попасть впросак?", - так думали многие педагоги, перешедшие на ФГОС НОО и ФГОС ООО.

Я думаю, что изменилось многое! Учитель - вот главная фигура. Ветер перемен потребовал глубоких изменений в мировоззрении и психологии педагогов, работающих в современных условиях, отказа от давно сложившихся стереотипов, выработки новых подходов в воспитании и социализации учащихся. «Полюбите новые стандарты всей душой»,- так всем нам говорили на курсах. Ведь школе нужен такой учитель, который сможет грамотно работать не только по новым методическим пособиям и учебникам, но и способен самостоятельно моделировать образовательный процесс, анализировать свою деятельность на предмет соответствия требованиям нового стандарта, вносить коррективы там, где это необходимо.

Стратегическая задача образования 21 века - осознание и раскрытие человеческой души - истинно, бессмертного человека, который создает по своему образу и подобию новое, духовное общество и новую, духовную цивилизацию. Значит и учитель должен быть - компетентным, думающим, инициативным, мобильным, ответственным, умеющим делать выбор, творческим, владеющим современными ИКТ - технологиями.

Быть гибким - вот задача школы и каждого учителя. Если мы хотим научить современного ребенка, научить качественно, то первыми перестраиваться необходимо, прежде всего, нам.  Одна из проблем - многие педагоги не готовы к таким изменениям. В профессиональной деятельности учителя могут возникнуть проблемы как личного характера, так и социального. Учитель, прежде всего сам должен понимать актуальность требований к современному образованию. Понятно, что не все учителя могут перестроить собственное видение проблемы, свою методику преподавания. Думаю, что есть и психологический барьер. Для этого педагогу приходится полностью пересматривать свою работу, психологически настроиться, так как образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели и задачи. Теперь в начальной и основной школе мы должны сформировать новые умения - универсальные, составляющие основу умения учиться. Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельного подхода как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий. Педагог должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное образование: достаточно много поработать над документами и не бояться использовать новые технологии. Педагог должен быть готов к новым стандартам. Ведь они предъявляют высокие требования к профессиональной компетенции педагога. Востребованы свойственные далеко не каждому педагогу функции: аналитические, прогностические, экспертные, организационные. Выход один - самообразование, самообучение, самовоспитание, движение вперёд навстречу всему новому, ежедневный труд и поиск. 

 
        
За последние время ни одна из систем социума не подверглась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Многое сделано, многое, достигнуто, многое переосмыслено. И все же, как сказал великий Альберт Эйнштейн: «Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние».

А это значит, что мы с вами переходим на качественно новый уровень развития образования. Творческий подход к своей работе, стремление к освоению нового, поможет каждому учителю дать качественное образование всем своим ученикам!

Что же, трудности встречаются в любой работе. И нужно их с достоинством преодолевать. Думаю, что все проблемы постепенно исчезнут, нужно время и терпение!


Информационные источники:

1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

Статья создана на актуальную тему. Подобран теоретический материал, описан опыт практической реализации данного направления деятельности....

Основные функции и характер деятельности учителя в рамках введения ФГОС

Как учителю работать по новым стандартам? Этот вопрос мучает многих. Во-первых, измениться самому, осмыслить новые цели в работе, принять новый стандарт сердцем.В чем  измениться? – этот воп...

Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"

Выступление на тему "Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС"...

Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ

Предложенный материал рассказывает о сопровождении детей с ОВЗ в образовательном пространстве школы....

Деятельность учителя в условиях введения ФГОС

В соответствии с ФГОС основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный плаи и внеурочную деятельность....