ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС
статья (1 класс) по теме

Статья создана на актуальную тему. Подобран теоретический материал, описан опыт практической реализации данного направления деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Актуальность темы.

Человек должен верить, что непонятное

можно понять; иначе он не стал бы

размышлять о нем.

И. В. Гете

В настоящее время образовательное пространство серьёзно переоценивается. В связи с этим встаёт вопрос о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Это означает, что образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих проблем теоретического и прикладного характера. В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности.

В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций». Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.

 В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. Это принципиальное изменение. Поэтому формулировки в математике, например, нацелены не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умение находить эти фигуры в окружающем мире и работать с ними.

 Новые подходы в образовании требуют получения универсальных результатов образования, проявляющихся, прежде всего, в личностном развитии учащихся.  В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий, то есть формирование универсальных учебных действий. Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.

1.2 Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании УУД.

Задача достижения новых результатов образования в начальной школе требует от учителя использование современных инновационных образовательных технологий, методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача учителя- помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности. Все эти качества личности формируются при выполнении учебных проектно-исследовательских работ.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.  

Можно сказать, что в арсенале инновационных педагогических средств и методов Стандартов 2 поколения особое место занимает проектно-исследовательская творческая деятельность -  как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности.

1.1  Основные понятия исследовательской деятельности школьника

Понятие «исследовательская деятельность школьников»  - использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся. К ним мы относим:

  1. умение видеть проблемы;
  2.  умение задавать вопросы;
  3. умение выдвигать гипотезы;
  4. умение давать определение понятиям;
  5. умение классифицировать;
  6. умение наблюдать;
  7. умение проводить эксперименты;
  8. умение делать выводы и умозаключения;
  9.  умение структурировать материал;
  10. умение доказывать и защищать свои идеи.

Под исследовательской деятельностью учащихся понимается деятельность школьников, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

  1. постановку проблемы;
  2. изучение теории, связанной с выбранной темой;
  3. подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  4. сбор собственного материала;
  5. анализ и обобщение материала;
  6. собственные выводы.

Идея использования исследования как метода обучения известна со времен Сократа (беседа–исследование), организация целенаправленного обучения, при котором ученик ставился в положение первого исследователя определенной проблемы и должен был самостоятельно найти решение и сделать выводы появились в педагогике в конце 19 века (А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Армстронг, Т. Гексли), впоследствии широко использовался в отечественной практике (Б.В. Всесвятский, И.П. Плотников, В.Я. Стоюнин, И.И. Срезневский, К.П. Ягодовский и др.).

1.7 Этапы формирования исследовательской деятельности с учётом их возрастных особенностей

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

Задачи обогащения

исследовательского опыта

 первоклассников

Методы и способы деятельности

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

 поддержание исследовательской активности школьников;

 развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать;

· формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя

Коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;

Игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ

На 1 этапе (в 1 классе) рекомендуется применять  тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий:

  1. Развитие умений видеть проблемы
  2. Развитие умений выдвигать гипотезы
  3. Развитие умений задавать вопросы ,

то есть развитие  регулятивных УУД

  1. Подбор литературы по заданной теме
  2.  Ориентировка в словаре, справочной литературе
  3. Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту,

то есть развитие  познавательных УУД.

Также на первом этапе можно создавать простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и презентовать их (развитие личностных и коммуникативных УУД).

С первого же класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Второй этап - второй класс начальной школы – ориентирован:

Задачи обогащения

исследовательского опыта

 первоклассников

Методы и способы деятельности

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

 · на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

· на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

· на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников  

- учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования;

знакомство со структурой проектно–исследовательской работы,

- экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты, работа над  простыми исследовательскими проектами (коллективными и индивидуальными)

  1. Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.
  2.    Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности.
  3. Включение школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким, дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального исследовательского опыта детей.

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы.

Задачи обогащения

исследовательского опыта

 первоклассников

Методы и способы деятельности

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

 обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений

-увеличение сложности учебно-исследовательских задач,  развернутость и осознанность рассуждений, обобщений и выводов   

 мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие

 различные внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников, подготовка, презентация и защита проектно- исследовательских работ на конференциях, участие в конкурсах, олимпиадах.

Этот возраст – поле деятельности для проектно-исследовательской работы. На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развёрнутость суждений , выводов, а это -  повышение уровня формирования универсальных учебных действий.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Толстой).

Условия формирования исследовательских умений:

Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.

Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей младшего школьника. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

        III. Заключение.

   Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

    В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

  Это прекрасно согласуется с идеями Образовательной системы «Школа 2100». Не случайно в отличие от многих других систем авторы программы подчеркивают важность продуктивных заданий, их роль в выращивании функционально грамотной личности.

На сегодняшний день в этом направлении  наша школа имеет положительный опыт: ежегодно учащиеся начального звена осуществляют разработку индивидуальных, коллективных проектов; многие дети становятся победителями не только школьных, но и городских научно-практических конференций; да и сама технология преподавания учебных предметов в нашей школе носит проблемно-диалогический характер, что формирует у учащихся навыки учебной и исследовательской деятельности. Эти факты еще раз подтверждают, что педагогический коллектив школы уже выходит на новый результат образования с опережением, на шаг вперед.

 

Из опыта организации исследовательской деятельности в условиях введения ФГОС.

В условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена Стандартом как главная ценность обучения. Новые подходы в образовании требуют получения универсальных результатов образования, проявляющихся, прежде всего, в личностном развитии учащихся.  В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий, то есть формирование универсальных учебных действий. Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода.

Задача достижения новых результатов образования в начальной школе требует от учителя использование современных инновационных образовательных технологий, методов и методических приемов Можно сказать, что в арсенале таких средств и методов Стандартов 2 поколения особое место занимает проектно-исследовательская творческая деятельность -  как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности

В соответствии с ФГОС 2 поколения деятельность учащихся рекомендуется ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.  • «Как улучшить качество питьевой воды в школе?»,  • «Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в школе и семье», • «Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья»,  • «Способы энергосбережения в школе и формы энергосберегающего поведения учеников и учителей»,  • «Отношение к старикам у жителей нашего микрорайона»…

Как я понимаю эту задачу, как она реализуется  в моей практике?

На 1 этапе (в 1 классе) задача учителя будет заключаться в том, чтобы применять  тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий:

  1. Развитие умений видеть проблемы
  2. Развитие умений выдвигать гипотезы
  3. Развитие умений задавать вопросы ,

то есть развитие  регулятивных УУД

  1. Подбор литературы по заданной теме
  2.  Ориентировка в словаре, справочной литературе
  3. Ориентировка в тексте, ключевые слова, ответы на вопросы к тексту,

то есть развитие  познавательных УУД.

Также на первом этапе можно создавать простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и презентовать их (развитие личностных и коммуникативных УУД).

Вопросами  организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся я интересуюсь пять лет. За это время сложилась своя система организации исследовательской деятельности. 

В первом классе, в своей работе я использую игры и задания позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, тренировочные занятия с классом, дающие возможность познакомить каждого ребенка с алгоритмом проведения исследования. Обучающиеся узнают, откуда можно получит информацию: спросить у взрослого человека, найти в книгах, понаблюдать, посмотреть в компьютере, провести опыт и т.д. Например: приготовить рассказ о необычном животном. Определяем последовательность выполнения работы.  Выясняем, что всем ещё трудно делать много записей, поэтому ищем выход из этой проблемной ситуации - сделать рисунок и записать лишь опорные слова.

На уроках окружающего мира практически каждый урок – урок открытия нового знания, а значит  постановки учебной проблемы. Для решения проблемы  дети выдвигаю предположения, которые впоследствии трансформируются в гипотезы.  Также работаю с информационным листом. Определяется тема урока, а затем детям задается вопрос: «Чтобы они хотели узнать по этой теме?». Каждый заполняет сам  информационный лист. Читаем текст, рассматриваем картинки. Составляем рассказ при помощи  вопросов  информационного листа.

УМК»Школа 2100».- прекрасная база для реализации исследовательской деятельности. Приведу примеры из уроков литературного чтения, окружающего мира. Рабочая тетрадь по ОЗМ с.62, 64. С первого же класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.

Во втором классе  формирую умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, проводить эксперименты.

В ходе исследовательской деятельности на уроках окружающего мира особенно остро ставятся и решаются проблемы нравственности Так во 2 классе по теме «Охрана окружающей среды» можно построить работу, в ходе которой будут искаться пути защиты окружающей среды от мусора. • Бываете ли вы с родителями на природе? Как вы поступаете с остатками еды, банками, мусором, костром? • Зачем нужны пункты по приёму стеклотары, алюминиевых банок? • Можно ли найти применение старым газетам, одежде, которую мы просто выбрасываем? • Предложи свои пути решения этих проблем.

        На уроках с детьми  учимся проводить не только реальные, но и мысленные эксперименты. Например: «Что произойдет, если листья с деревьев не опадут осенью? Что произойдет, если в нашем городе не будет ни одной собаки? ».

В третьем и четвертом классе продолжаю формирование и совершенствование навыков учебно-исследовательской деятельности – готовим индивидуальные работы. Успех исследовательской деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Начинаем готовить исследовательские работы на НПК. В нашей школе стала традиционной  научно-практическая конференция для учащихся начальных классов. Участие детей в этой конференции является итогом их и моей  работы учебно-исследовательской деятельности.

Проводимая работа по формированию учебно-исследовательских умений дает положительные результаты: 1.Повышается мотивация к учебной деятельности. Значительно расширяется кругозор школьников.2.Исследовательская деятельность дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке.3.Усвоение алгоритма научного исследования формирует научное мировоззрение учащихся.4.Проводимая работа способствует профессиональному росту учителя, помогает лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал.

Заключение.   Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

На сегодняшний день в этом направлении  наша школа имеет положительный опыт: ежегодно учащиеся начального звена осуществляют разработку индивидуальных, коллективных проектов; многие дети становятся победителями городских научно-практических конференций; да и сама технология преподавания учебных предметов в нашей школе носит проблемно-диалогический характер, что формирует у учащихся навыки учебной и исследовательской деятельности. Эти факты еще раз подтверждают, что педагогический коллектив школы уже выходит на новый результат образования с опережением, на шаг вперед.

    В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, закладывается трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Ориентировать ученика на решение злободневных проблем, нужно давая им нестандартные домашние задания, как по предмету, так и в рамках внеучебной деятельности.

 Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Толстой).

 Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога. Мне видятся следующие направления работы:

I направление – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);

 б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности;

II направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;

III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка и проведение предметных недель, предметных олимпиад.

Умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни.

Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию.

Для выявления проблемы нужно пробовать изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон, тогда обязательно увидишь то, что исчезает от традиционного взгляда и часто не замечается. Для этого выполняются следующие упражнения:

- продолжи неоконченный рассказ или составьте рассказ от имени другого человек"; "Метод шести думательных шляп"; игра "Волшебные превращения" и др.

- составь рассказ от имени другого персонажа (представь, что на какое-то время ты стал капелькой воды  )

С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: "Парные картинки, содержащие различия"; "Найди два одинаковых квадрата" и др.

Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: "Выдвинете гипотезу (предположения), как птицы узнают дорогу на юг?" Гипотезы в данном случае могут быть и такие: "Птицы определяют дорогу по солнцу и звездам; птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.". Но может быть иная, особенная, неправдоподобная гипотеза, провокационная идея: "Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса". Отмечу что, обучая детей делать предположения, необходимо учить их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если... Умение задавать вопросы является важнейшим умением для исследования. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических и др. На уроках предлагаются следующие задания:- угадай, о чем спросили - вопросы домашних животных.

        Обязательным условием для развития исследовательской деятельности является умение давать определение понятиям. Обычные загадки и кроссворды будут для этого самыми лучшими упражнениями. Хорошим заданием может стать

Сочинение загадок. Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном; старые автомобили; новые кроссовки.

Хотелось бы выделить важнейшее умение, необходимое каждому учащемуся - умение выделить главную мысль. Этим сложным искусством часто не владеют даже студенты университетов, но обучать ему можно и нужно даже детей. Наиболее простой методический прием, позволяющий это делать, - использование простых графических схем.

Схема - "дом с колоннами". Главную идею обозначим большим треугольником, а колонны - это факты, ее подтверждающие. Заключительную фразу обозначим прямоугольником, лежащим в основании. Как видим, даже такая простая схема - хороший помощник для того, чтобы выявить логическую структуру текста. Можно также использовать схемы "Паучок" и "Дерево".

Исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:

 *Критического мышления;

 *Информационной культуры;

 *Творческих и коммуникативных способностей;

 *Умения ставить цели и пути их реализации.

 Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции:

 *Должен быть подготовлен к данной деятельности;

 *Видеть проблему;

 *Самостоятельно ставить задачи;

 *Планировать и оценивать свою работу;

 *Быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Условия формирования исследовательских умений:

Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.

Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей младшего школьника. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности:

 Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

 Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).

 Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).

 Умение представить результат своей работы ( формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика.

 УМК системы Занкова Л.В.- прекрасная база для реализации исследовательской деятельности. Приведу примеры из уроков литературного чтения. Это мой любимый предмет. Уже первый урок во 2 классе «Характер литературного героя» по тексту Е.Шварца «Два брата» построен на принципах исследования:

• Герои книг…Какие они? Исследуй характер литературного героя.

 (Ответ учеников. Они разные: добрые, злые, душевные, хитрые, смелые, ловкие, бескорыстные..)

 • Захотелось ли тебе к нему попасть? Да, нет. Почему?

 • Выбери, какие слова характеризуют героя.

 • На каком из рисунков дан портрет героя сказки? Отметь его.

 • Верно ли утвеждение? Выбери ответ.

 • Оцени свою работу.

В тетради по литературному чтению страница15 так и называется «Страница исследователя».Её цель: к концу учебного года составить свою Золотую библиотеку. Благородная цель! Даны рекомендации :

 • Создайте в классе группы из 5-6 человек. Придумайте название вашей группе.

 • Впиши в таблицу автора и название любимой книги.

 • Начни сбор информации. Проведи опрос ребят, узнай их любимые книги.

 • Разверни карту-игру, вспомни, как зовут героя, впиши его имя.

 • Какую книгу тебе хотелось бы прочитать?

 • Оцени свою работу.

Проблемы нравственности особенно остро поставлены и решаются в ходе исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. Так во 2 классе по теме «Охрана окружающей среды» можно построить работу, в ходе которой будут искаться пути защиты окружающей среды от мусора.

 • Бываете ли вы с родителями на природе? Как вы поступаете с остатками еды, банками, мусором, костром?

 • Зачем нужны пункты по приёму стеклотары, алюминиевых банок?

 • Можно ли найти применение старым газетам, одежде, которую мы просто выбрасываем?

 • Предложи свои пути решения этих проблем.

В качестве помощи ребятам предлагаю список методов исследования:

 • Подумай самостоятельно, что ты уже знаешь об этом

 • Почитай литературу на эту тему

 • Спроси у взрослых

 • Обратись к компьютеру

 • Понаблюдай

 • Проведи эксперимент

 Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Задачи по формированию этих качеств возлагаются и на образование. Предполагается, что именно в школе будут закладываться основы развития мыслящей, самостоятельной, креативной личности. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения

Научно-исследовательская деятельность - такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением обучающимся творческой, исследовательской задачи в различных областях знания с заранее неизвестным результатом.

Выбор конкретных методик и методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.

Методика - это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и интерпретации полученных с их помощью результатов.

Методы

 исследования

Способы

 исследования 

Приёмы

 исследования

теоретические

эмпирические

философские

общенаучные

специальные

качественные

количественные

диалектические

статистические

исторические

социологические

анализ

синтез

индукция

дедукция

абстрагирование

идеализация

формализация

аналогия

измерение

наблюдение

эксперимент

моделирование

классификация

типизация

дифференциация

функциометрика

математизация

гипотетика

прогностика

эвристика

«мозговой штурм»

Сколько видов рыб существует? Для чего птице перья? Есть ли у насекомых мозги?

Подобные вопросы нам часто приходится слышать от своих учеников. Да, учитель может ответить на них. А если нет? Придется заглянуть в энциклопедии, обратиться к Интернету. Лучше пойти  другим путем. Привлечь к поиску ответов самих детей. Ведь возможность самостоятельно искать сведения о мире, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Именно любознательность, жажда новых впечатлений лежат  в основе учебных исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ организации учебно-воспитательного процесса в условиях введения ФГОС.

Проектная деятельность личностно – ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает у них стойкий познавательный интерес, имеет воспитательную направленность. Опыт проектной деятельности р...

Организация внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС.

Внеурочная деятельность в начальных классах - одна из  составляющих формирования гармоничной личности школьника. В статье раскрыты содержания следующих направлений внеурочной деятельности: ...

Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...

Опыт работы: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»

Опыт работы на тему:«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»...

«Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»

Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся...