Проект “Мама, папа и я - читающая семья”
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Догадина Татьяна Владимировна

Читательский семейный проект  создает условия для совместной деятельности семьи и библиотеки, в которых дети могут проявить интеллект.познавательную активность,возможность самореализоваться, повысить мотивацию к чтению.Дети научатся искать необходимую информацию  в прочитанных рассказах из предложенных книг,отвечать на вопросы викторины, анализироать и делать выводы, создавать детьми и родителями,совместные творчексие работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_proekta.docx37.18 КБ
Файл prilozhenie15678.docx35.7 КБ
Файл fotoalbom_proekta.pptx736.06 КБ

Предварительный просмотр:

Проект “Мама, папа и я - читающая семья”

Россия, Пензенская область, г. Пенза

Сроки реализации проекта: 2013(октябрь-декабрь)

Автор проекта: Догадина Татьяна Владимировна, заведующая библиотекой)

Пенза,2013

1. Паспорт проекта

Полное название проекта

 “Мама, Папа и Я - читающая семья”

Целевая группа

Учащиеся начальной школы (2-й класс)

Автор проекта

Догадина Татьяна Владимировна, заведующая библиотекой гимназии

Цель проекта

 Создать дидактические и психологические условия для совместной деятельности семьи и библиотеки, в которых учащихся могут проявить интеллект, познавательную активность, возможность самореализоваться, повысить мотивацию к чтению.

Проблема

Семейное чтение надо возрождать или нет?

Задачи проекта

Образовательные:

  • повышение качества знаний путем развития читательского интереса, посредством добывания новой информации через совместную деятельность «ученик - родитель - библиотекарь»;
  • создание и оценивания авторских творческих работ.

Развивающая:

  • возрождение семейного чтения путем приобщения детей к регулярному чтению детской литературы;
  • стимулирование самостоятельной деятельности учащихся 2 класса для развития способностей ребенка: речи, мышления, фантазии, творчества;

Воспитательные:

  • формирование культуры чтения, стремление к самореализации,
  • воспитание ученика, творчески решающего круг задач совместно  с родителями.

Методические задачи проекта

Научить:

  • искать необходимую информацию в прочитанных рассказах, сказках из предложенных книг;
  • отвечать на вопросы викторины, вставлять пропущенные слова в  отрывок текста, располагать части текста (абзацы) и рисунки в правильном порядке, анализировать и делать выводы,
  • создавать совместными детьми и родителями творческие работы.

База проекта

МАОУ многопрофильная гимназия № 13 г.Пензы

Возраст участников:-7 – 8 лет (2класс)

Родители: 25-30лет

Тип проекта

 Практико – ориентированный (прикладной), краткосрочный

Ожидаемые результаты

1.Увеличение степени влияния деятельности библиотеки гимназии на охват библиотечным обслуживанием, на культуру чтения как фактора повышения качества обучения во 2-х классов.

2.Укрепление партнерства школы с родителями, раскрытие интеллектуального потенциала детей и родителей через совместную творческую деятельность.

3.Повышение значимости библиотеки гимназии как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.

Проект предполагает создание совместных творческих работ, которые представляют информационный материал для эффективной организации чтения художественной литературы. Совместные творческие работы: газета, фотовыставка, карта - путешественника, художественная выставка, реклама прочитанных рассказов и сказок.

Период и этапы реализации проекта

2013

1 этап – Подготовительный - октябрь

2 этап – Основной (практический) – ноябрь

3 этап – Заключительный - декабрь

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Актуальность и обоснование  проблемы.

Основными тенденциями последних лет можно назвать утрату роли чтения в обществе, падение престижа образования и знаний, ориентация на некнижные формы культуры. Чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Исследователи делают вывод о том, что только читающее общество является  мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека, умеющего адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать и т. д.

Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности. По данным статистики 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Негативным фактором в формировании читателя - ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Совместное прочтение книги, сближает членов семьи, объединяет их духовно. На современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Следовательно, возрождение традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума.

Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге. В.А. Сухомлинский писал: “Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.

1.1. Обоснование проекта

Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации.  Книги останутся не только источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Детская литература дают ребенку:

- развитие: интеллектуальное, эмоциональное, социальное и образовательное;

- влияет на социализацию личности.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению. Главное отличие семейных чтений от классного и  внеклассного, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Создать условия для активной познавательной деятельности, реализовать психологическую, социальную функции общения ребенка. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений  во многом определяющих жизненный путь ребенка. Для оказания помощи родителям  школьной библиотеке необходимо разрабатывать методические рекомендации, разные типы проектов, стимулирующие совместную деятельность детей и взрослых.

1.2. Календарный план реализации проекта

Наименование работ и основные этапы

Срок

исполнения

1 этап – подготовительный

  • Анализ библиотечной статистики по основным показателям: читаемость, посещаемость, книговыдача учащихся 2-х классов

сентябрь

  • Проведение теоретического исследования «Читающий ребенок в фокусе разных представителей (библиотекарь, учитель, родитель)

Октябрь

(Обзорный реферат)

Разработка методических рекомендаций для реализации  проекта.

  • Требования к участникам проекта « Мама, Папа и Я - читающая семья” (прил.1.)
  • Путевка с личными данными (прил.2.)
  • Памятка с рекомендациями для родителей по чтению с ребенком (прилож3).
  • Буклет юного читателя (прил.4)
  • Карточки - задания для выполнения совместной работы. (прил.5(а-д))
  •  Карта оценки  совместной деятельности родителей и ребенка по карточкам –заданиям и итоговой творческой работе (прил.6)
  • Требования к оформлению итоговых совместных творческих работ (прил.7).
  • Критерии оценивания итоговых работ (прил.7а).
  • Анкета для родителей с целью рефлексии (прил.8)
  • Список детских книг в фонде библиотеки необходимых для проекта: М.Пришвин Кладовая солнца, С.Маршак Радуга – дуга, Д.Биссет Все кувырком.
  • График прослушивания участников проекта.

II этап - основной. Процесс реализации проекта.

Стартовая презентация для учащихся с целью ознакомления с проектом

Классный час

октябрь

Презентация проекта и формирование семей - участников

Родительское собрание

 Информационный лист – реклама для учащихся класса

октябрь

Регистрация семей

ноябрь

Заполнение путевки с указанием личных данных семьи

Получение методических рекомендаций для реализации проекта

Знакомство с требованиями оформления и критериями оценивания итоговых совместных работ

Определение состава жюри: психолог, президент НОУ, сектор журналистики, старшеклассники (8-10 кл.)

Просмотр и прослушивание выполненных заданий по карточкам.

По плану-графику

Совместная работа над творческими заданиями по одной из предложенных форм.

ноябрь

III этап - заключительный

Защита совместной творческой работы

декабрь

Оценка проведенной работы (отзывы учащихся, опрос родителей)

Подготовить благодарственные письма родителям и детям участникам проекта

Наградить отличившихся участников проекта памятными сувенирами.

Продумать план следующих работ на основе анализа, учесть накопленных опыт.

Оценивание результатов проекта. Библиотекарь оценивает работы, используя метод рефлексии.

Результат проекта.

Выводы.



Предварительный просмотр:

Приложение1.

Требования к участникам проекта

«Мама, Папа и Я – читающая семья»

  1. Заполнение Путевки с указанием данных семьи.
  2. Получение пакета методических рекомендаций:
  1. памятка с рекомендациями для родителей по чтению с ребенком;
  2. буклет юного читателя;
  3. карточки - задания для выполнения совместной работы детей и родителей;
  4. примерный график прослушивания родителей и ребенка;
  5. требования к оформлению итоговых совместных творческих работ;
  6. критерии оценивания итоговых работ;
  7. анкета для родителей с целью рефлексии.
  8. Список детских книг из фонда библиотеки необходимых для реализации проекта:

М.Пришвин. Кладовая солнца, С.Маршак Радуга – дуга, Д.Биссет .Все кувырком.

Результатом участия в проекте будет являться итоговая  совместная творческая работа, выполненная родителями и детьми по одной из выбранных вами форм.

Формы итоговой совместной творческой работы:

 газета, брошюра, фотовыставка, карта - путешественника, художественная выставка, реклама прочитанных рассказов и сказок.

Итоги проекта будут подведены в декабре 2013года

Приложение5а.

Задание. Прочитайте рассказ из книги Д. Биссет «Все кувырком»

Выберите правильные утверждения из предложенного списка.

Список утверждений рассказа из книги Д. Биссет «Все кувырком»

  1. Жила была на свете ворона Алиса.
  2. Кошка Мурр любила ловить кузнечиков.
  3. Тут навстречу ей попался большущий лев Гав.
  4. Мурр готова была удрать и спрятаться в гнезде.
  5. Тележку тянул молочник, а лошадь сидела на тележке и погоняла его.
  6. Мурр сильно проголодалось и поспешила на кухню полакомиться рыбой и молоком.
  7. Какой забавный был сон!

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ответы для жюри.

Правильные ответы.(+)= 1,5,6

Неправильные ответы (-)=2,3,4,

Оценка жюри выполненного задания .

Все шесть правильных ответов=6баллов.

Один неправильный ответ = 5 баллов,

Два неправильных ответа = 4балла и т.д.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение5б .

Задание. Прочитайте рассказ из книги Д.Биссет «Все кувырком» Кузнечик и улитка.

Вставьте пропущенное слово в текст.

Жил – был на свете ….,ужасный гордец, звали его ……

Когда он был маленьким и только учился прыгать вместе  с другими кузнечиками, он всегда прыгал …всех. Но учитель говорил ему:

-Денди, ты должен учиться не только большим прыжкам, но и маленьким.

-Нет,- отвечал Денди,- я кузнечик особенный, не как все. Я признаю только большие прыжки. Так и не научился делать маленьких прыжков. Однажды он вышел из … попрыгать и повстречался с улиткой ………

-Не надоела тебе такая медленная жизнь?- спросил он ее.- Целый день ползешь и ползешь с собственным домом на спине.

-Ну что ты ,- ответила Оливия. -Я люблю ползать.

 Мне очень нравиться быть ……, особенно когда идет дождь, а у меня всегда уютно и сухо. И потом: я никогда не опаздываю домой – дом всегда при мне! Надеюсь, ты понимаешь, что я имею в виду? Быть улиткой так интересно!

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Ответ для жюри.

Ответ.1-кузнечик,2-Денди,3-выше,4-дому,5-Оливией,6-улиткой.

Оценка жюри по выполненному заданию.

Все шесть правильных ответов = 6баллов,

Один ответ неправильный = 5баллов,

Два неправильных ответа = 4балла и т.д.

Приложение5в.

Рассказ из книги Д.Биссет. Жук и бульдозер.

Задние. Прочитайте рассказ в книги Д.Биссет Про жука и бульдозер.

Придумайте продолжение рассказа от имени тигра Сэма.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Оценка жюри по выполненному заданию.

  1. Оригинальный подход в создании нового авторского рассказа = 3балла
  2. Фантазийные события = 3балла .

3.Логичность изложения = 3балла.

Приложение5г.

Задание. Прочитать вместе с родителями сказку о глупом мышонке , из книги С. Маршака Радуга-дуга. Проанализировать текст сказки по плану и сделать вывод в устной форме.

 План анализа текста.
1. Текст, его признаки:

- идея, ключевые слова;
- зачин: готовит ли начало к пониманию текста?
- в чем особенность концовки: вывод это, или призыв к  размышлению?
2. Повествование:

- рассказывает о каких-то событиях и строится по определенной схеме:
 завязка, развитие действия, кульминация,  развязка;
- жанр: рассказ, сказка.
Описание:

- отвечает на вопрос: о чем эта сказка?

-как ты думаешь, почему автор выбрал именно это название для своей сказки?

-------------------------------------------------------------------------------------
Оценка жюри.

Правильный анализ текста оценивается - 8баллами, если допущены ошибки, то количество баллов уменьшается.

Приложение5д.

Задние. Прочитать сказку – быль «Кладовая солнца» из книги М.Пришвина.

Ответить на вопросы викторины.

Вопросы викторины.

  1. Назовите автора сказки-были.
  2. С кем автор сравнивает Настю и Митрашу?
  3. Назовите фамилию ребят. Какое у них было хозяйство?
  4. Какое ремесло освоил в свои 10 лет Митраша?
  5. Почему детей уважали и любили? 
  6. Почему дети разошлись в лесу?

7.Отчего Настя забыла про брата?

8. Как Митраша выбрался из болота?

9. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес «по ягоду»?

10. Какие слова пытались выговорить все птицы в лесу?

11. Какие два дерева стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа?

12. Какие птицы выясняли отношения рядом  с ссорящимися братом и сестрой?

13. Кто и почему жил в картофельной яме у сторожки?

13. Кто такой Серый помещик?

14. Какие звери встретились Насте и Митраше в лесу?

15. Как звали Травку дети?  

16. Какая клюква самая-самая хорошая?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Правильные ответы жюри 

для задания по книги М. Пришвина. Сказка – быль «Кладовая солнца»

  1. Ответ Михаил Михайлович Пришвин
  2. Ответ. Золотая курочка и мужичок-в-мешочке
  3. Ответ. Веселкины Хозяйство: корова, тёлка, коза, овцы, куры и поросёнок.
  4. Ответ. Бондарное
  5. Ответ. Они поссорились, выбирая дорогу: Настя хотела идти широкой проторённой, а Митраша – прямиком по компасу.

7. Ответ. Она попала на ягодное место

8. Ответ. С помощью Травки, которую он подманил к себе ласково, а потом ухватился за лапы, и она его выволокла.

9. Ответ. Ружьё, компас, топор, манки

10. Ответ. «Здравствуйте! Доброе утро!»

11. Ответ. Ель и сосна

12. Ответ. Тетерев и ворон.

13.  Ответ. Собака Травка после смерти хозяина.

13.  Ответ. Волк

14. Ответ. Лось, волк, змея, заяц.

15.  Ответ. Затравка.

16. Ответ. Перезимовавшая самая сладкая.

Оценка жюри.

 Правильные ответы - на 12 - 16 вопросов = 12- 16баллов.

---------//----------------- на 8- 12 вопросов =8 -12 баллов

-----------------//--------- на 4 - 8 вопросов= 4 - 8 баллов

--------------//--------------на 1 - 4 вопроса = 1- 4 балла

Приложение6.

Карта оценивания совместной деятельности родителей и ребенка

по карточкам – заданиям и итоговой творческой работе

 Рассказ . Все кувырком.

Ивановы

Рассказ . Кузнечики улитка.

Рассказ . Про жука и бульдозер

Оригинальноть = 3б

Фантазия = 3б

Логичность = 3б

Книга С. Маршак. Сказка о глупом мышонке.

Задание выполнено правильно оценивается в 8 баллов, если допускается ошибки, то количество баллов соответственно уменьшается

Книга М.Пришвина. Сказка – быль «Кладовая солнца»

Правильные ответы оцениваются таким образом

 12-16 вопросов соответствуют = 12-16 баллам

8-12 вопросов соответствуют =8-12 баллам

4-8 вопросов соответствуют = 4-8 баллам

1-4 вопрос соответствуют =1-4 баллам

        

Совместная итоговая творческая работа

плохо

3балла

слабо

4балла

 хорошо

5баллов отлично

Общее количество балов семьи

Приложение7

Итоговая творческая работа, выполненная .

совместно с детьми и родителями

Полученную информацию, о прочитанных рассказах и сказках:

  • М.Пришвин. Кладовая солнца. (сказка-быль),
  • С.Маршак. Сказка о глупом мышонке,
  • Д.Биссет. Рассказы:«Все кувырком», «Кузнечик и улитка», «Про жука и бульдозер».

 представить в одной из предложенных форм.

Формы итоговой работы: газета, фотовыставка, карта – путешественника, художественная выставка, реклама прочитанных рассказов и сказок.

Требования к оформлению совместной работы:

Титульный лист работы ( визитная карточка участника проекта).

  • ФИО ребенка и родителей.
  • Контактный телефон
  • Домашний адрес:

Содержание работы. 

  • Фамилия, имя автора, название книги, рассказа, сказки;
  • описание фактов, набор оригинальных рисунков;
  • корректность текста, отсутствие орфографических ошибок.

Дизайн (внешний вид работы):

  • Рисунки – привлекательны, текст – легко читаем,

Стиль: заголовки должны быть яркими.

  • Наиболее важная информация должна располагаться по центру,

 для фона и текста используйте контрастные цвета.

Приложение7а

Критерии оценивания итоговой совместной творческой работы для жюри.

Критерии оценивания итоговой работы для жюри.

плохо

слабо

хорошо

отлично

Содержание работы

Оригинальность идеи

Работа в сотрудничестве «родитель – ребенок»

Оформление в соответствии с требованиями

Глубина проникновения в проблему

Убедительность ответов на вопросы по докладу

Оригинальность представления совместной творческой работы

Приложение8.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

  1. Надо ли возрождать семейное чтение?

А) да, б) нет, в) не знаю.

2.Согласны ли вы с выражением

«Семейное чтение как совместная деятельность может стать надежной основой для обучения и воспитания ребенка»

А) да, б)нет, в) не знаю.

3. Способствует ли данный  проект развитию читательского интереса и повышению мотивации к чтению детской книги?

4. Что дает современному ребенку чтение книг?

5.Какие проекты совместной деятельности «ученик - родитель-библиотека» вы бы предложили?

Спасибо.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фотоальбом семейного читательского проекта «Мама, папа и я – читающая семья» МАОУ многопрофильная гимназия №13 г. Пензы 2013год

Слайд 2

Встреча участников проекта Работа участников проекта по заданиям

Слайд 3

Творческие работы участников проекта по рассказам книги Д . Биссет «Все кувырком».

Слайд 4

Итоговая творческая работа, выполненная, совместно с детьми и родителями

Слайд 5

Награждение участников проекта «Мама, папа и я - читающая семья» благодарственными письмами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Мама, папа и я -читающая семья"

Праздник проводится для учеников 3-4 классов и их родителей. Ведут праздник сами ребята.Они читают стихи, показывают сценки, проводят викторины и конкурсы для участников соревнования и болельщиков. Це...

"Мама, папа и я спортивная семья"

Спортивно-оздоровительное мероприятие для 3 класса....

Мама, папа и я - читающая семья

Разработка родительского собрания...

«Мама, папа и я – читающая семья»

Методическая разработка общешкольного собрания. На собрании ставится цель воспитания любви к чтению у младших школьников и их родителей в игровой форме....

Совершенствование системы воспитательной работы через использование проектной методики. Педагогический проект "Мама, папа, школа, я - вместе дружная семья.

Одной из форм применения интерактивных технологий является организация проектной деятельности младших школьников, как в учебной, так и во внеклассной работе с установкой на саморазвитие личности....

родительское собрание" Мама, папа и я читающая семья"

В конспекте есть памятки для родителей...

Внеклассное мероприятие «Мама, папа и я – читающая семья»

laquo;Если с детства у ребенка не воспитаналюбовь к книге, если чтение не стало егодуховной потребностью на всю жизнь -в годы отрочества душа подросткабудет пустой, на свет божий выползает, какбудто ...