родительское собрание" Мама, папа и я читающая семья"
план-конспект урока (1 класс) на тему

Иванова Ирина Григорьевна

В конспекте есть памятки для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское  собрание «Папа, мама и я – читающая семья.»

Повестка собрания:

1 Вступительное слово учителя «Как приобщить ребёнка к чтению»  

2 Обсуждение пословиц

3. Обсуждение памятки для родителей.

4.Обсуждение памятки для учеников.

5. Значение  читательского дневника.

Вступительное слово учителя

Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребёнка – она способствует расширению горизонтов  детского знания о мире, помогает ребёнку усвоить образцы  поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, является одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном. Самостоятельное чтение ребёнком книг доставляет ему много впечатлений, открывает глаза на мир, заставляет задумываться над вопросами жизни, отношениями людей.

Умная книга может гораздо сильнее воздействовать на ребёнка, чем беседа или рассказ взрослого. Во время чтения ребёнок остаётся наедине с самим собой. То о чём он читает, глубоко переживается  им, он может вернуться к понравившемуся ему эпизоду, к полюбившемуся герою. В практике же воспитания детей в семьях довольно часто применяется рассказ родителей, беседа, а осознанное отношение к чтению книг встречается редко, в то время как чтение ребёнка должно занимать существенное место в воспитании.  

                           

Обсуждение  пословиц ( в папке родителей).

 Ребёнок в семье должен видеть любовь отца, матери и других членов семьи к чтению. Если ребёнок видит, что в семье любят книги, много читают, то и для него встреча с книгой будет радостной.

Приобщение ребёнка к чтению будет более успешным, если в семье сложится замечательная традиция коллективного чтения книг вслух, обсуждения прочитанных книг. ( Почему нам часто хочется зачитать отрывок из  прочитанной газеты, мы часто ищем слушателей, хотим, чтобы с нами пообщались)

Чтение вслух вообще важный момент в  воспитании. Оно раскрепощает ребёнка. Обучает его  к его умению формулировать мысль и говорить, правильно ставить ударение, развивать речевые данные, учит культуре речи.

Ясно, что чтение вслух  требует усилий от взрослых, их желания потратить  время на собственных детей и осознания, что эффект воспитания складывается из таких вот «мелочей», которые оставляют неизгладимое впечатление в душе ребёнка.

Нельзя отмахиваться от ребёнка, выговаривать ему: « Как же ты мне надоел своим чтением, своими книжками, у меня ,что других дел нет». Раздражительный тон родителей по поводу просьбы ребёнка может задержать процесс воспитания у него любви к книге, отлучить его от чтения на долгое время, а иногда и навсегда.

Иногда бывает и так, ребёнок научился читать , а читать сам не хочет. Как тут быть? К умению читать, надо добавить ещё желание читать, радоваться каждой встрече с интересной книгой. Эта радость будет полной, когда для всех членов семьи встреча с книгой является праздником, когда ребёнок в семье не только потребитель духовной пищи, но и творец духовного общения; читают в семье интересную книжку по очереди, подбадривают ещё неумелого младшего чтеца, устраивают среди детей конкурсы чтения с небольшими домашними подарками – сувенирами, Ребёнок, у которого ещё не развился интерес к чтению, должен быть в центре внимания семьи.

Обсуждение памятки для родителей (в папке родителей)

Для приобщения к чтению детей, которые не хотят читать сами, часто применяется приём прерванного чтения; когда взрослые начинают чтение, дочитывают до интересного места, прекращают чтение, ссылаясь на занятость, предлагают почитать самостоятельно. Как правило, в таких семьях ребёнку выделяют удобное место, это может быть кресло, ему можно предложить плед, которым он может накрыть ноги, создавая тёплую атмосферу, можно включить, если это ему понравится тихую музыку, конечно без слов.

Можно обратиться к ребёнку с просьбой почитать, когда взрослые  заняты своими делами ( на кухне, вяжут, шьют) или болеют и почитать сами не могут. Младшие братья и сёстры легко приобщаются к чтению, если в семье есть читающий брат или сестра. Пример их самостоятельного, грамотного,  выразительного чтения на совместных вечерних встречах с книгой особенно дорог маленькому читателю своей близостью сопереживания.

Во время  чтения ребёнок должен понимать прочитанное, уметь пересказать, выделить главную мысль. Для этого книга должна соответствовать его возрасту и даже его потребностям, если вы не читали своему ребёнку сказки для малышей (« Курочка Ряба, Колобок, и т.д). Если ваш ребёнок сам не прочитал этих книг, то вряд ли он сможет прочитать книги других авторов из раздела «Детская литература», не говоря уже о тех книгах из « Взрослой или подростковой литературы», которые чаще всего родители навязывают детям, только лишь потому, что не хочется искать для него книгу.(романы, энциклопедии, кулинарные книги) Ребёнок может делать зарисовки того, что особенно ему понравилось, делать пометки  мест, которые особенно тронули.

Хорошо, если родители готовясь к очередному празднику (день рождение.т.д) будут проводить конкурсы  прочитанных книг, литературные викторины.

Можно после прочтения  книги поиграть в игру; «А если» суть этой игры помогает понять вник ли в содержание книги читающий. Условия этой игры  состоят в том, что надо выделить из рассказа положительного или отрицательного героя и предложить ребёнку подумать над тем, а что если этого героя бы не было. Все вы помните замечательный рассказ В.Осеевой «Волшебное слово»,представьте себе, а что если не было бы этого дедушки, как развивались бы события рассказа.

Дети особенно любят сказки. Ведь во всякой сказке есть элемент действительности. Сказки помогают разобраться в характерах людей, лучше познать жизнь. Период, когда дети любят сказки, очень  важен для формирования чувств ребёнка: не надо спешить утешать ребёнка, если он из жалости к кому – то из героев расплакался. Некоторые родители, утешая , начинают приговаривать, что это ведь только в книге так написано, в жизни совсем наоборот. Дети в подобных случаях привыкают к поверхностному чтению, при котором не затрагиваются их чувства. Позже такие родители сами начинают удивляться, как могло такое случиться, что ребёнок вырос  бесчувственным, равнодушным ко всему. Так же бывает в случаи с дед Морозом, родители жалуются на детей, что они всегда ждут готовенького от нас. Однажды мама 7миклассницы жаловалась на то, что она как Д.М. вынуждена делать всё за неё, она так и ждёт когда ей «Вынь, да положь», в этом случае надо пораньше детям открывать глаза на истинные ценности в жизни.

Памятка для детей (обсуждение листка читателя)

В классе можно начать конкурс «Лучший читатель», который будет проходить в форме соревнования.

1.Завести листок читателя (записывать прочитанные страницы, указывается дата начала и окончания  книги, подписывается учитель и родители)

2.По окончанию чтения книги ученик должен (сделать рекламу своей книги, коротко пересказать, показать зарисовку, зачитать интересные места, стихи читать наизусть). В этом ему могут помогать родители, как правило, заинтересованные родители так и делают.

3.Итоги подводятся по полугодиям или по четвертям.

4.Обязательное поощрение лучших чтецов, которые прочитали больше страниц, больше книг.

С ранних лет важно научить их ценить и любить книгу. В доме всегда найдутся старые книги, и родителям не надо жалеть времени на то , чтобы вместе с ребёнком отремонтировать их: подклеить оторванные страницы, обернуть книгу, красиво написать название и имя автора.

Личные книги ребёнка можно как – то выделить в домашней библиотеке, отвести для них определённое место, но нельзя нравственно отделять от взрослых книг.

Напротив, следует всячески подчёркивать, что детские книги составная часть семейной библиотеки. Родителям следует почаще вспоминать любимые книги своего детства, участвовать в формировании круга чтения, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. И когда аппетит появился, смелее подводите к книжному шкафу, помогайте снять с полки нужную книгу.

Есть такое прекрасное занятие – рытья  в книгах. Рыться в книгах  теперь уже привлекая детей. Перебирая книги рассказывайте какая книга на вас в детстве произвела впечатление, какую бы книгу вы перечитали ещё раз.

                        Листок   чтения.

№ п/п

Автор и название книги.

Дата проверки

Читает на странице

Закончил(а) читать  на

странице

Подпись родителей

Подпись учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-конкурс "Папа, мама, я-читающая семья"

Совместное родительское собрание с учащимися.Не только в школе, но и дома в семье надо учить ребенка любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выра...

Родительское собрание. "Папа, мама,я - читающая семья"

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предв...

Родительское собрание – конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Совместные мероприяти помогают учителю лучше познакомиться с взаимоотношениями в семьях своих учеников. Нетрадиционная форма проведения родительского собрания приятно удивит, а в подведением итогов мо...

Родительское собрание "Папа, мама,я-читающая семья"

Информация для родителей о способах привития ребёнку любви к чтению....

Презентация к родительскому собранию "Папа, мама, я - читающая семья"

Презентация с советами и высказываниями о любви к чтению для родителей учащихся начальной школы "Папа, мама, я - читающая семья"...

Родительское собрание "Папа. мама, я- читающая семья"

Родительское собрание о пользе чтения. Конкурсная программа. Анкетирование....