Родительское собрание. "Папа, мама,я - читающая семья"
классный час (4 класс) по теме

Кист Елена Васильевна

 

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание – конкурс   «Мама, папа, я – читающая семья»

Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей; воспитывать бережное отношение к книге.

Задачи: ознакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса; развивать интерес к формированию интеллектуальных умений, и желания читать; формировать потребность в постоянном чтении книги.

Участники: учащиеся – первоклассники, родители, библиотекарь, шефы-пятиклассники.

Подготовительная работа:

  1. На уроке проводится анкетирование учащихся по вопросам:
  1. Что ты больше любишь?

- читать сам;

- слушать чтение взрослых.

2. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

- хвалят тебя;

- ругают тебя.

3. Читают ли  в вашей семье книги вслух?

- читают;

- не читают.

4. можешь ли ты назвать книгу, которую прочитал?

-да;

-нет.

I I. На предыдущем собрании родители отвечали на вопросы анкеты:

1. Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?

- любит читать сам;

- слушать чтение взрослых.

2. Как вы поступаете, когда ваш ребенок читает?

- хвалите его;

-ругаете.

3. Приятно ли читать в вашей семье вслух?

-конечно, да;

-нет.

4. Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

-безусловно, да;

- наверное, нет.

III. Изготавливаются таблички «Ракета», «Дружба», «Снежинка», «Звезда», «Жюри» и жетоны для проведения жеребьевки участников конкурса.

IV. Классный руководитель, библиотекарь и учащиеся 5-го класса говорят задания для конкурса.

      V. На заседании родительского комитета разрабатывается проект решения родительского собрания.

      VI. Классный руководитель составляет памятки для учащихся и их родителей.

 Оформление, оборудование, инвентарь:

*набор скороговорок: «Король-орел», «Карл у Клары украл кораллы», «Сшит колпак, да не  по-колпаковски», «Бобры добры, бобры бодры»;

* иллюстрации к детским книгам;

* портреты детских писателей;

* книги для антивыставки;

* набор «сказочных» вещей: сапог, цветик-семицветик, корзинка с пирожками, невод с рыбкой, стрел, туфелька, чемоданчик с красным крестом;

* песочные часы;

*памятки для родителей и детей;

* задания для разминки: магазин, красивее, шофер, мусоропровод, книга,.нига,Ро.ина, ..ола.

* письмо от книги;

* запись песен «Чему учат в школе», «Азбука»;

* на доске записывается эпиграф родительского собрания- конкурса: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение» (А.П. Чехов)

   Планируемые результаты:

  1. развитие интереса к литературному творчеству;
  2. понимание необходимости бережного и заботливого отношения к книге;
  3. осознание учеником роли знаний  в жизни человека;
  4. участие родителей в подготовке и проведении ключевых дел в классе;
  5. развитие способности полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

               Ход проведения

  1. Вступительное слово учителя.

Давайте начнем с загадки.

Склеена, сшита,

Без дверей, а закрыта.

Кто ее открывает,

Много знает.

(КНИГА)

Книга- самое занимательное чудо на свете.Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и снова его – привычка ребенка читать анализ ответов анкет родителей нашего класса это подтверждает.

  1. Выступление школьного библиотекаря.

Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо  роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель,  и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Посмотрите, пожалуйста, на доску, где написаны слова эпиграфа нашего собрания – конкурса, принадлежащие Антону Павловичу Чехову: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка,  но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают,  надеясь, что вот теперь- то отдохнут. А ведь получили  результаты, которые  могут стать основой для наших совместных размышлений и действий. Обработка анкет показала, что сейчас дети больше любят сами читать, чем слушать чтение взрослых. Но, к сожалению, родители больше ругают своих детей за чтение, чем хвалят. Анкетный опрос свидетельствует и о том, что только в трех семьях из десяти практикуется семейное чтение вслух.

Лишь пять родителей смогли точно назвать книгу, которую недавно прочитал их ребенок.

Если не изменить сложившуюся ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: «Ну как книга?»- вполне может последовать безразличный ответ: «Нормально». Избежать этого можно в  том случае, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того, необходимо накопление опыта посещения городских и школьных библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой.

Не надо букварь заучивать наизусть, а ведь так поступают, к сожалению, в некоторых семьях. Не следует читать одно и тоже по пять и более раз. Берите книги с большим  рисунками и кратким текстом, используйте детские песенки, где есть слова и слоги. Ребенок видит и то и другое.

Рассматривайте рисунки в книгах и постарайтесь вместе  найти, что художник верно подметил, а что нет. Тогда маленький читатель еще раз возвратится к тексту, но уже самостоятельно. А еще лучше взять книжки – потешки, в которых  художник намеренно своими рисунками противоречит написанному. В данном случае ребенок будет очень внимательно работать с текстом, повторять прочитанное, пусть даже только ради поиска смешных несовпадений. Читайте книги вместе с ребенком по очереди. Две книги за неделю - достаточно. Смотрите диафильмы и поочередно читайте написанное в кадре. Мы с вами так детально рассматриваем проблему чтения, потому что оно является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе  ребенка с книгой.

А сейчас мы предлагаем вам, уважаемые родители, и вам ребята, проявить свои умения и знания в конкурсе «Папа, мама, я – читающая семья». Пока звучи песня «Азбука», вам необходимо выбрать жетоны и объединиться в группы.

Участники собрания в соответствии с выбранными жетонами образуют четыре игровые группы. Пятая группа – жюри. В его состав входят школьный библиотекарь, учитель русского языка и литературы, один или два пятиклассника , родители. Каждая группа располагается за отведенными для нее игровыми столами и получает табличку с названием своей команды.

3.Классный руководитель вместе с шефами-пятиклассниками проводит конкурс «Папа, мама, я –читающая семья»

Итак! Внимание! Начинаем наш конкурс.

Первое задание «РАЗМИНКА»

Пятиклассники в костюмах сказочных героев Буратино и Незнайки разыгрывают сценку:

- Незнайка, хочешь научится читать?

- Конечно, хочу!

- Тогда слушай! Книгу надо поднести поближе к носу. А сидеть можешь так, как хочешь, даже лежа можешь читать. Правда ,ребята?(Дети возражают и пытаются объяснить правила посадки при чтении.)

- Буратино, а зачем  тебе палочка?

- Я ею взмахну, и ребята не смогут правильно прочитать слова: магазин, шофер, мусоропровод. (Дети выходят к доске по желанию, пытаются правильно поставить знак ударения, а затем вслух читают эти слова)

-Ах так! Тогда я попрошу Буквоеда съесть буквы в словах, и вы за что не прочитаете:

.НИГА, РО.ДИНА,,,ОЛА.

(Дети выходят к доске, вписывают вместо точек пропущенные буквы и читают вслух слова: РОДИНА, КНИГА,ШКОЛА)

-Ах, вот вы какие! Тогда Буквоед все буквы в слове съест, и вы не догадаетесь, какой дикий зверь живет в этом домике-

(Дети с мест предлагают варианты слов: волк, лиса, бобр,…)

Второе задание «Откуда эти вещи?»

(Время выполнения – 2минуты)

Каждая игровая группа получает по две вещи и старается в течении двух минут определить произведения, из которых они взяты, а так же ответить, кто является автором этих произведений. Участникам конкурса предлагаются вещи:

  1. туфелька («Золушка»Ш. Перро);
  2. чемоданчик («Доктор Айболит» К. Чуковский);
  3. стрела (русская народная сказка «Царевна ляушка»);
  4. цветик-семицветик («Цветик - семицветик» В.. Катаева);
  5. сапог («Кот в сапогах» Ш. Перро);
  6. невод с рыбкой («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин);
  7. корзинка с пирожками (русская народная сказка «Маша и медведь»).

Третье задание «Найдите автора?»

(время подготовки-5минут)

- А сейчас перед вами портретная галерея детских писателей и выставка детских книг (фамилии писателей на портретах и книгах закрыты). Подберите к авторам книги.

- Какая книга здесь лишняя?

- Кто писал эту книгу?

К нам пришли телеграммы, но не знаем от кого. Помогите узнать их авторов.

* Спасите! Нас съел серый волк!

* «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко.»

* «От дедушки ушел. От бабушки ушел, скоро буду у вас!»

* «Приходите тараканы, я вас чаем угощу.»

 «Блицтурнир»

(Проводится без подготовки участников конкурса). Для выполнения задания приглашаются родители по одному из каждой команды. Они должны сразу ответить на вопросы:

  1. Сколько  лет жили в ветхой землянке старик и его старуха? (30 лет и 3 года)
  2. В каких русских пословицах упоминаются числа 1 и 7? (Ответы: «один  с сошкой – семеро с ложкой, «один в поле не воин», «семь бед-один ответ», «семь раз отмерь, один раз отрежь», «семеро одного не ждут».)
  3. кто из русских поэтов подарил другому известному поэту свой портрет со следующей надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя?»(В. Жуковский – А. Пушкину.)
  4. Как в славянской азбуке называлась буква «А»? (Аз.)
  5.  Какую песенку пела белка при честном ,при всем народе? («Во саду ли, в огороде».)
  6. Какое слово соответствует следующему описанию: «Ее видели на столе, в музее, в бою, на турнире. Ее видели с рукояткой,с вензелем. Ее запирали, ею рубили, ее точили, ее чистили»? (Шашка).

4.Подведение итогов конкурса.

В то время, когда жюри подсчитывает баллы, дети рассматривают антивыставку «Пожалейте нас, ребята!»

- А теперь посмотрите , пожалуйста, на нашу выставку. На ней вы видите книги, которые стали жертвами неумелого обращения читателей. (Кратко рассказать о каждой книге, пострадавшей от неумелого обращения). Я надеюсь, что книги, которые вы будете брать в библиотеке,  никогда не окажутся на нашей выставке. А может  быть кто-нибудь им поможет-возьмет и отремонтирует? (Желающие дети забирают книги с выставки для ремонта дома.)

-Ребята, к нам  пришло письмо. Давайте посмотрим, от кого оно.

ПИСЬМО КНИГИ.

Убедительная просьба книги.

  1. Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками.
  2. Не пиши на мне ни ручкой, ни карандашом – это так некрасиво.
  3. Если вы закончили читать, то вложите в меня закладочку.
  4. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что влажность мне вредна.
  5. Помогите мне оставаться чистой, а я помогу вам быть счастливыми и радостными.

Игра «Да или нет»

- А теперь давайте поиграем. Все встаем.

                             Хочу я вам задать вопрос.

                             А вы затем над ним всерьёз

                             Подумайте. Одно из двух:

                             «ДА» или «нет»- скажите вслух.

Если ваш ответ «да» - вы поднимаете руки вверх и киваете головой, если ваш ответ «нет »- вы протягиваете руки вперед и качаете головой. Итак, слушаем  внимательно мои вопросы:

  1. Книга боится дождя? (Да)
  2. Книга любит снег? (Нет)
  3. Книга боится грязных рук? (Да)
  4. Книга любит, когда ее читают во время еды? (Нет)
  5. Закладкой для книги может быть карандаш? (Нет)
  6. Книга боится быть порванной? (Да)

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием!

     Дети читают стихи

  1. Собрать бы все книжные строчки в одну –

Куда бы она протянулась в длину?

Пролег бы, наверное, по небу след

До самых далеких планет.

Все больше прочитанных книжек-семья,

Все больше хороших друзей у тебя!

В каникулы летом и в школьные дни

С тобою повсюду они.

2.Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоем.

Ты мне говоришь про дела смельчаков,

Про тайны Земли и движенье планет-

С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу

Без книги хорошей я жить не могу!

Председатель жюри награждает команду-победительницу и все другие игровые группы призами и подарками, изготовленными шефами-пятиклассниками.

5.Председатель родительского комитета класса зачитывает решение родительского собрания:

1. Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и реализации у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующих задач:

Читать ежедневно с ребенком детские книги, обсуждать с ним прочитанное, помогать составлять рассказ.

2.Каждой семье найти время для организации семейного чтения, о чем дети будут рассказывать на уроках вн.чтения.

3. Включать в круг домашнего чтения газеты и журналы для детей.

4. Помогать вести читательский дневник.

6.Заключительное слово учителя.

Уважаемые родители и дети! Вот и закончилось наше необычное родительское собрание. Пусть ваши совместные старания двдут добрые всходы, пусть каждый ученик нашего класса полюбит чтение и как можно больше читает. Пословица говорит « Кто много читает,тот много знает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание-конкурс "Папа, мама, я-читающая семья"

Совместное родительское собрание с учащимися.Не только в школе, но и дома в семье надо учить ребенка любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выра...

Родительское собрание – конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

Совместные мероприяти помогают учителю лучше познакомиться с взаимоотношениями в семьях своих учеников. Нетрадиционная форма проведения родительского собрания приятно удивит, а в подведением итогов мо...

Родительское собрание "Папа, мама,я-читающая семья"

Информация для родителей о способах привития ребёнку любви к чтению....

Презентация к родительскому собранию "Папа, мама, я - читающая семья"

Презентация с советами и высказываниями о любви к чтению для родителей учащихся начальной школы "Папа, мама, я - читающая семья"...

Родительское собрание "Папа. мама, я- читающая семья"

Родительское собрание о пользе чтения. Конкурсная программа. Анкетирование....

Родительское собрвние "Папа, мама, я - читающая семья"

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Учить любить книгу ребёнка надо не только в школе, но и дома. Всё чаще можно слыша...