«Формирование любознательности через активизацию деятельности учащихся в процессе обучения».
статья (3 класс) на тему

Фурсова Светлана Яковлевна

Педагоги могут самостоятельно выбирать методы и средства обучения. Особенности обучения в современной школе во многом определяется всё нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ.  Поэтому важно, чтобы дети прошли этот путь, не утратили интереса в учёбе, не потеряв веру в себя. Учитель должен помочь каждому ученику проявить себя и развивать свою индивидуальность на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      « Будем потихоньку, не ожидая быстрых результатов,

                                              учить маленького человека чувствовать человека»

                                                                                                         С. Соловейчик.

Оставить след…   крошечку своей души… частицу сердца в каждом, кто был рядом. В этом и заключается моё педагогическое кредо, моя  педагогическая   позиция, моё педагогическое счастье.

В современных условиях изменяется содержание деятельности учителя начальной школы. Педагоги могут самостоятельно выбирать методы и средства обучения. Особенности обучения в современной школе во многом определяется всё нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ.  Поэтому важно, чтобы дети прошли этот путь, не утратили интереса в учёбе, не потеряв веру в себя. Учитель должен помочь каждому ученику проявить себя и развивать свою индивидуальность на уроке. В профессиональной деятельности учителя наступает такой момент, когда нужно оглянуться  назад,  проанализировать пройденный путь, выявить сильные и слабые стороны.  Я третий год работаю  по реализации  ФГОС, подробно изучила концепцию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, поняла, что моя цель научить детей учиться - актуальна и сейчас.  Поэтому я для себя определила проблему: «Формирование любознательности через активизацию деятельности  учащихся в процессе обучения».

Цель  работы над проблемой:

  • Научить добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях.

Задачи работы заключаются в следующем:

  • развивать творческий потенциал у учащихся

( особое внимание уделять таким качествам как активность, любознательность, фантазия.)

  • воспитывать интерес к познанию, к поиску новых источников информации;
  • создавать ситуации успеха;

Работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю функции классного руководителя в МБОУ СОШ №3 с 1981 года. Условия,  созданные   для  моей  работы, отвечают требованиям современного образования. В кабинете есть всё  необходимое для осуществления моей педагогической деятельности и решения поставленных задач. Кабинет оснащён техническими средствами (компьютер, телевизор), новой мебелью.  Собран дидактический, раздаточный материал, тесты, карточки, слоговые таблицы (на каждого ученика), плакаты, тетради на печатной основе. Работаю по учебно- методическому комплекту для начальной школы « Школа России», по авторским программам: русский язык по программе В.П. Канакиной, В.Г. Горецкий; математика - по программе М.И. Моро; литературное чтение - по программе Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого; окружающий мир – по программе А.А. Плешакова. УМК « Школа России» - современный развивающийся учебно - методический комплект. Данному УМК присуще такие качества как фундаментальность, надёжность, стабильность, открытость новому. К педагогической деятельности отношусь  добросовестно и творчески. В своей работе широко применяю элементы инновационных педагогических технологий:

  • Развивающего обучения Л.В. Занкова.
  • Гуманно-личностный технологии Ш.А. Амонашвили.
  • Методики дифференцированного обучения младших школьников.

Применение различных приёмов, методов и форм обучения позволили мне получить стабильные результаты.

2009 – 2010 учебный год

4 класс

2011 – 2012 учебный год

2 класс

2012 – 2013 учебный год

3 класс

Общая успеваемость

100%

100%

100%

Успешность

58%

70%

1 четверть

72%

Всю работу строю на основе сочетания индивидуальной, групповой, парной и фронтальной форм организации деятельности школьников. Провожу такие уроки, которые развивают познавательную активность учащихся, побуждают к открытию нового знания, исследованию проблемы урока: вводный; обобщающие уроки; интегрированные уроки ( русский язык – чтение, рисование – чтение, математика – окружающий мир); урок-игра; урок-зачёт; урок-путешествие; уроки-творчества; урок - исследования. Учитель должен ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребёнку стать человеком, совершенствующим  самого себя.  Стараюсь использовать современные технологии обучения. В процессе обучения используются  CD – диски, видеофильмы. Практикую проведение уроков с использованием ИКТ и Интернет ресурсов. Оценивание учащихся происходит в ходе ежедневных опросов, на зачётах, контрольных и практических занятиях. Для достижения цели своей работы различные технологии, представляю это в виде таблицы:

Название

Особенности

Ведущий метод

Формы работы

Игровые технологии

Направленность на жизненно важную ситуацию и поиск путей решения

Игра

Сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра, деловая игра, урок – путешествие, викторины, загадки.

Коммуникативные

технологии

Активное

взаимодействие всех участников

учебного процесса с привлечением разных источников информации

Общение

Работа в малых группах, парах, диалог, дискуссия, обмен мнениями по результатам работы

Исследовательские технологии

Обучение через «открытие»

Проблемное обучение, метод проектов

Экологические задачи, проекты, творческие задания, наблюдения, практические занятия, опыт,

исследование, экскурсии на природу, предприятия и организации.

Информационно – коммуникативные технологии

Направленность на создание индивидуальных образовательных траекторий

Контроль

Тесты, тестовые упражнения, игровые, творческие и логические задания.

Здоровьесберегающие технологии

Направленность на потребность здорового образа жизни.

Укрепление здоровья

Динамические паузы, подвижные игры, физкультминутки, упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д. Физкультурно-оздоровительные и спортивно – развлекательные мероприятия, походы.

Большое внимание уделяю своему профессиональному росту.

(Приложение №1)

Год

Тема

Количество часов

2010 г.

«Актуальные направления начального образования в условиях перехода на стандарты нового поколения».

72 часа

2011 г.

«Введение в информационные образовательные технологии 21 века».

24 часа

В  своей педагогической деятельности я также использую следующие формы итогового контроля:

  • контрольные работы с использованием КИМов (тестовые задания);
  • проведение итогового контроля с использованием элементов театрализации, ролевых игр;
  • компьютерные игровые тестирования по русскому языку, математике, по чтению и по ознакомлению с использованием программы «Новейший справочник школьника 1-4 классы».

Основной организационной формой в развивающем обучении остаётся урочное занятие. Эффективность таких занятий  оценивается по разным показателям: по степени реализации дидактических принципов системы общего образования или типичных свойств методической системы.

Изучение курса начального звена – процесс раскрытия содержания ведущих понятий по изучаемым предметам на разных этапах их осмысления, понимания и применения через постановку и решение учебных задач. Главный акцент в проектировании учебной деятельности ориентирован на самостоятельный поиск новых знаний, на основе наблюдения, сравнения, классификации, установления взаимосвязей, взаимозависимостей, обобщения; в индивидуальном темпе в сочетании с приёмами взаимообучения и взаимопроверки.

Для реализации целостного воздействия учебного процесса на развитие ребёнка мною применяются следующие приёмы, формы  и виды учебных заданий:

  • опорные листы  учат сопоставлять, интерпретировать, осознавать и рефлектировать свои и чужие мысли, уметь видеть и ставить цель;
  • постеры (тесты в картинках) учат проектировать и анализировать ситуацию, формулировать сущностные определения, осуществлять цепь суждений, формируют установку на доказательность;
  • найти лишнее и дай объяснение своему выбору. Данное задание учит сравнивать и систематизировать имеющиеся знания;
  • «Почини цепочку» - задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определённом порядке словами или действиями, которое направлено на развитие мышления.
  • упражнение «Редактор» учит преобразовывать текст, осуществлять цепь суждений и формировать самоанализ (найти смысловую ошибку в тематическом тексте, составить текст с биологическими ошибками);
  • «Решить» биологическую задачу на выдвижение гипотез и их защиту.
  • найти сходство или различия. Данная форма используется для работы с понятиями, моделями, объектами, помогает раскрыть смысл усвоенных знаний, умений и навыков.
  • «Соотнести факты и понятия» - задание помогает классифицировать факты, соотнести их с обобщающим словом, вынуждает учащегося конструировать или вспоминать реальные образы.
  • идеограммы. Они обеспечивают развитие ассоциативной памяти и способствуют прочному сохранению знаний.
  • составление презентаций  по заданному алгоритму или самостоятельно;
  • сообщение противоположных точек зрения на один и тот же факт. Перспективность данного опыта связана с осознанием новизны, с возможностью практического применения полученных результатов в массовой школе.

Вхожу в творческую группу  школы по разработке программ по всем курсам начальной школы по реализации ФГОС:

  • Рабочие программы начальной школы.
  • Проекты и конспекты уроков для 1-4 классов.
  • Системы тестов, контрольных работ, листов контроля и оценки знаний.
  • Инструментарий для оценки и самооценки деятельности учащихся.

Основным средством овладения учебными знаниями в школе всегда являлся учебник. Он формирует основные обучающиеся функции. Учебник – главное звено в жизни ученика и учителя. Сегодня важно иметь хороший учебник, но его сложно выбрать из среды множества печатных изданий, которые предлагают издатели. В  качестве дополнительного учебного материала у меня под рукой всегда альтернативные учебно-методические пособия, справочная литература.

Ежегодно вовлекаю  детей к участию в конкурсах различного уровня. По мере  взросления мои ученики пробуют свои силы в таких известных конкурсах как « Кенгуру»,  « Русский медвежонок». достижения учеников фиксируем в их портфелях достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Обмен опытом на педагогическом совете по теме "Компетентностный подход"...

Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Доклад на тему: Формирование ключевых компетентностей младшего школьника в процессе обучения...

Формирование ключевых компетенций младшего школьника в процессе обучения

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, ч...

"Формирование звукобуквенного анализа и синтеза в процессе обучения грамоте обучающихся 1 класса специальной (коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида"

В работе раскрыты теоретические проблемы готовности к обучению грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью. А также представлены методические рекомендации по формированию звукобуквенного анализа...

Формирование гражданского самосознания младших школьников в процессе обучения в современной школе.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – сверстникам и взрос...

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова.

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова....

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова. Презентация.

Педагогический проект по теме " Формирование творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова"...