Методические рекомендации и положение по проведению Муниципального конкурса экологических проектов "Моя планета"
методическая разработка на тему

Тимофеева Ирина Ивановна

Данный материал может быть полезен при организации и проведению конкурса экологических проектов в школах и учреждениях дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_rekomendatsii_k_konkursu_ek_proektov.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества «Созвездие»

с функциями межшкольного методического центра

Методические рекомендации и положение по проведению Муниципального конкурса экологических проектов

«Моя планета»

Авторы: Заостровская М. Ю.,

Рюкбейль Д. А.,

Тимофеева И. И.

Наукоград Кольцово, 2012


Люди-человеки, страны и народы
Мы теперь навечно должники природы.

(Н. Заболоцкий)

Аннотация

Важность развития экологического образования и просвещения отмечается всем мировым сообществом и неоднократно подчеркивалась Президентом Российской Федерации. Очевидно, что решение такой сложной задачи, как формирование нового образа жизни, возможно при условии заинтересованности разных структур общества, если они участвуют на равных и между ними налажена эффективная коммуникация и обмен лучшим передовым педагогическим опытом.

Решению этой задачи способствует Муниципальный конкурс экологических проектов «Моя планета», проводимый МБОУ ДОД ЦДТ "Созвездие" ММЦ.

Цель конкурса: формирование у обучающихся экологической культуры, приобщение к творческой и исследовательской деятельности в области эколого-биологических наук.

Конкурс экологических проектов привлекает педагогов, имеющих успешный опыт работы в области проектно-исследовательской деятельности и позволяет им обмениваться опытом проведения подобных мероприятий.

Проведение конкурса регламентируется Постановлением администрации рабочего поселка Кольцово (Приложение 1).

Данный конкурс может быть проведен как в одном образовательном учреждении, так и на муниципальном, региональном и других более высоких уровнях.

Сведение об авторах

Заостровская Марьяна Юлиевна, педагог дополнительного образования,  заместитель директора МБОУ ДОД ЦДТ "Созвездие" ММЦ по учебно-воспитательной работе.

Рюкбейль Дмитрий Александрович, педагог дополнительного образования,  директор МБОУ ДОД ЦДТ "Созвездие" ММЦ.

Тимофеева Ирина Ивановна, педагог дополнительного образования, педагог-организатор МБОУ ДОД ЦДТ "Созвездие" ММЦ.


Вступительный очерк

Основой развития человечества является содружество человека и природы. Поэтому одним из приоритетных направлений в воспитании подрастающего поколения должно стать воспитание экологической культуры, то есть способности человека пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Экологическое воспитание должно стать непрерывным и сопровождать человека всю его жизнь, начиная с дома, детского сада, школы, вуза [1]. Включение основ экологических знаний в обучение школьника обусловлено современным уровнем развития экологии как комплексной науки и социальными задачами – подготовкой нравственных и образованных людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные проблемы, возникающие в результате взаимодействия человечества с окружающей природной средой.

Владея экологическим знанием, человек заново открывает окружающий мир, начинает понимать значение многих, раньше казавшиеся второстепенными, связей в природе и отношения к ним людей [2]. В основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувств, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление познать, защитить и сберечь природу. Конкурсные мероприятия способны активизировать стремление к познанию, исследованию, позволят погрузиться в природоориенированную картину мира.

Целью экологического конкурса является формирование у детей экологической культуры, приобщение детей к творческой и исследовательской деятельности в области эколого-биологических наук.

Для достижения этой цели в работе педагога важны опора на имеющееся у каждого ребёнка «эмоциональное неравнодушие» к природе и наиболее полное задействие эмоционально-чувственной сферы ребёнка. Именно эмоциональная тяга к природе, стремление к общению с ней, сформированные в дошкольном и младшем школьном возрасте, является основой дальнейшей работы в области экологического воспитания и образования школьников.

Исследовательская составляющая конкурса позволяет ребенку овладеть инструментальными методами исследования окружающей среды, сделать свои маленькие открытия в области устройства мира природы и даже навести на более глубокое осмысление ими экологической картины мира. Для того, чтобы вызвать у людей глубокое, длительное чувство - к природе или к другому предмету - мы должны предоставить им возможность получить свой собственный опыт [3]. Одной из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей является исследовательская деятельность. Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность. Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук. Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой. Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов.

Конкурсный формат мероприятия дает возможность обмениваться опытом организации исследовательской деятельности неравнодушным, ищущим педагогам; развивает экологическую этику обучающихся и ответственность в их отношениях с природой. По итогам конкурса считаем целесообразно проводить рефлексию для руководителей проектов с участием членов жюри и организаторов конкурса. Целью данной рефлексии является анализ материалов конкурса, выделение наиболее удачных находок, идей, а также выявление типичных ошибок, допущенных участниками при подготовке конкурсных работ. Все это позволяет обобщить опыт, способствует укреплению сотрудничества между педагогами различных ОУ. Размещение работ победителей конкурса на сайте ОУ расширяет возможности использования открытого информационного пространства в инновационной педагогической деятельности.

Содержание (Технология организации и проведения конкурса)

Конкурс проводится в двух номинациях: исследовательский экологический проект и творческий экологический проект; по трем возрастным категориям: дошкольники, учащиеся 1-3 классов и ученики 4-6 классов.

Наличие двух направлений конкурса отражает разные способы постижения мира и способствуют развитию всех сфер личности ребенка. 

С 2012 года планируется сделать конкурс открытым для участия в нем не только ОУ р.п. Кольцово, но и Новосибирского района.

Конкурс экологических проектов проходит в четыре этапа:

Подготовительный — организаторы конкурса готовят Положение, определяют количество номинаций и возрастные категории и состав организационного комитета.

Первый (май - сентябрь) — информационно-организационный. Оргкомитетом конкурса принимаются заявки на участие в конкурсе (Приложение 2) от образовательных учреждений, определяется состав жюри и вырабатываются критерии оценивания.

Второй (июнь - ноябрь) - практическая реализация проекта, подготовка участников к защите проекта.

Третий (ноябрь) – итоговый. Заочная экспертиза и очная защита выполненных проектов, подведение итогов конкурса.

Сроки могут быть изменены по усмотрению организаторов конкурса.

На этапе подготовки конкурса очень важно продумать номинации, определиться с возрастными категориями, чтобы участники оказались в равных условиях. Также очень важно определиться с критериями оценивания, определиться с составом жюри, желательно, чтобы это были независимые эксперты.

При планировании и подготовке считаем целесообразным проведение установочного семинара для педагогов. Цель данного семинара осветить проектный метод обучения и показать удачные примеры конкурсных работ (Приложение 3).

Открытие конкурса целесообразно приурочить ко Дню Земли (22 апреля). Анонс размещается на сайте ОУ, а также в средствах массовой информации. В обязанности организационного комитета может входить разработка конкурсной символики и определение призового фонда. При проведении заседаний организационного комитета ведется протокол, в котором фиксируется повестка дня, предложения и решения по каждому вопросу. Финансирование конкурса закладывается в начале финансового года учреждением-организатором. На усмотрение организаторов возможно введение оргвзносов. Однако, на этапе становления конкурса считаем это нецелесообразным.

Второй этап по временному промежутку затрагивает летний период, в течение которого ребенок имеет возможность самостоятельно проводить исследования и накапливать практический материал. Сентябрь — ноябрь предполагает обобщение результатов работы и подготовку проекта в соответствии с требованиями конкурса. Частичное совпадение сроков первого и второго этапов дает возможность заявить о своем участии в конкурсе на более поздних сроках. Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Таким образом ОУ, заявив о своём участии в мае, получают возможность все лето проводить исследование в природе, что очень важно в условиях нашего климата.

Третий этап включает в себя заочное оценивание работ членами жюри, составление расписания и места проведения очной защиты проектов, презентации работ и подведение итогов конкурса. Одним из важных моментов третьего этапа является проведение установочного семинара для членов жюри с целью выработки единого подхода к оцениванию работ на заочном и очном этапе (Приложение 4). В связи наличием двух номинаций и особенностями их оценивания рекомендуется формировать два состава жюри. В зависимости от количества заявок, поданных на конкурс, очная защита по номинациям может быть проведена как в один день, так и в несколько дней.

На усмотрение организаторов конкурса может создаваться счетная комиссия, в состав которой входят педагоги ОУ и независимые представители.

Результаты конкурса объявляются всем участникам на торжественной церемонии награждения победителей. В сценарий итогового мероприятия рекомендуется включить лучшее фрагменты творческих работ, фотоматериалы конкурса, части презентаций. Торжественное мероприятие должно стать подведением итогов конкурса, ярким праздником, привлечь потенциальных участников, распахнуть двери в мир больших серьезных исследований, научных экспериментов и дать простор творческой фантазии.


Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ

о муниципальном конкурсе экологических проектов

«МОЯ ПЛАНЕТА»

1. Общие положения

1.1. Учредителем Муниципального конкурса экологических проектов «Моя планета» (далее - Конкурс) являются администрация рабочего посёлка Кольцово.

1.2. Организацию, проведение и методическое сопровождение Конкурса осуществляет Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Созвездие» (далее МБОУ ДОД ЦДТ «Созвездие» ММЦ).

1.3. Цель конкурса: формирование у детей экологической культуры, приобщение детей к творческой и исследовательской деятельности в области эколого-биологических наук.

1.4. Общее руководство конкурсом осуществляет оргкомитет по организации и проведению муниципального конкурса экологических проектов «Моя планета» (далее - Оргкомитет), состав которого утверждается постановлением администрации рабочего поселка Кольцово.

1.5. Оргкомитет осуществляет:

        определение дат итоговых защит проектов и даты проведения финала конкурса;

        информирование участников и педагогов о сроках, порядке проведения и результатах конкурса через информационные письма и официальный сайт МБОУ ДОД ЦДТ «Созвездие» ММЦ;

        взаимодействие с органами государственного управления;

        поиск и привлечение к организации конкурса поддерживающих организаций;

        прием и утверждение заявок на участие в конкурсе, координацию этапов конкурса, консультационную поддержку участников;

        разработку программы и регламента работы конкурса;

        утверждение состава жюри конкурса;

        согласование сметы расходов на проведение конкурса;

        награждение участников-победителей и их руководителей.

2. Участники конкурса

2.1. Принять участие в конкурсе могут:

- воспитанники муниципальных учреждений дошкольного образования рабочего поселка Кольцово;

- обучающиеся 1 - 6 классов общеобразовательных учреждений рабочего поселка Кольцово.

2.2. Участие в конкурсе является коллективным (групповым). Количество человек в группе - от пяти человек до класса (группы детского сада или творческого объединения образовательного учреждения).

2.3. Каждая группа имеет своего руководителя проекта (или руководителей проекта, но не более трёх), который помогает участникам конкурса в реализации проекта. Количество проектов, представляемых от одной группы участников, не может превышать двух.

3. Номинации конкурса, типы и тематика экологических проектов

3.1. Конкурс проводится по двум номинациям:

- исследовательский экологический проект;

- творческий экологический проект.

3.2. Исследовательский экологический проект

3.2.1. Тематика исследовательских экологических проектов:

        Проект-исследование «Наш зеленый мир» – оформление кабинета или территории своего образовательного учреждения различными растениями, организация ухода и наблюдений за ними, подготовка информационного стенда о видах растений, представленных в кабинете или на территории;

        Проект-исследование на тему «Лето — это маленькая жизнь» – коллективная опытническая или исследовательская работа на основе наблюдений в природе, проведенных на летних каникулах;

        Проект-исследование на свободную тему

3.2.2. Критерии оценки исследовательских экологических проектов:

комплексность, полнота и объем проведенных исследований;

соответствие проекта заявленной теме и выбранной номинации, глубина проработки темы;

оригинальность выполнения проекта;

эстетичность представляемых материалов.

3.3. Творческий экологический проект.

3.3.1. Тематика творческих экологических проектов:

        Творческий вечер «Сказки природы» - подготовка и проведение в своем классе, группе или творческом объединении творческого вечера «Сказки природы» (ключевая идея – красота и гармония природы);

        Экологический спектакль – подготовка и показ на зрительскую аудиторию спектакля экологической тематики (об отношении людей к природе, о жизни природы, сказка о животных или растениях и т.п.) на основе имеющегося или своего собственного сценария;

        Экологический концерт – подготовка и показ зрителям детского концерта на основе подбора песен о природе и/или переработанных текстов других песен.

3.4. Критерии оценки творческих экологических проектов:        

полнота выполнения проекта;

оригинальность выполнения проекта;

соответствие заявленной теме;

эстетика представления.

4. Порядок и сроки проведения конкурса, представляемые материалы.

4.1. Конкурс экологических проектов состоит из трех этапов:

Первый этап (май - сентябрь) — информационно-организационный. В ходе этого этапа оргкомитетом конкурса принимаются заявки на участие в конкурсе от муниципальных образовательных учреждений рабочего поселка Кольцово. Форма заявки представлена в приложении к настоящему положению.

Второй этап (июнь - ноябрь) - практическая реализация проекта, подготовка участников к защите проекта.

Третий этап (9-30 ноября) – итоговый. Заочная экспертиза и очная защита выполненных проектов (с 9 по 19 ноября), подведение итогов конкурса (25-30 ноября).

4.2.Для участия в конкурсе руководитель проекта предоставляет в Оргкомитет следующий пакет документов для заочной экспертизы:

заявку на участие в Муниципальном конкурсе экологических проектов «Моя планета» в печатном и электронном вариантах. Последний день подачи заявки – 30.09.2011;

CD или DVD-диск(и) с электронной версией материалов, иллюстрирующих выполнение заявленного проекта (по 8 ноября):

        Аннотация проекта - текст, отражающий основную идею, тему, цели, задачи, ход выполнения и итоги проекта. Объём текста не должен превышать 1 печатной страницы.

        Полный текст отчёта по исследовательскому проекту (только для исследовательских проектов) – подробное описание идеи, темы, цели, задач, хода выполнения и итогов проекта. Также отчёт должен содержать сведения об участниках и месте проведения исследовательского проекта.

        Полную видеозапись творческого мероприятия и текстовый документ, содержащий сведения об участниках и месте проведения творческого проекта (только для творческих проектов).

        Дополнительные печатные или электронные материалы, отражающие ход выполнения, глубину и специфику представляемого проекта.

4.3. Проект на защите представляют дети-участники (можно совместно с руководителем). Время на защиту проекта не менее 10 минут и не более 25 минут. Защита должна включать в себя фрагменты проекта-исследования (или творческого проекта) и сопровождаться необходимой информацией о проекте (тема, цели, задачи, итоги выполнения проекта).

4.4. Порядок выступления конкурсантов на очной защите определяется оргкомитетом конкурса.

4.5. Защита проекта может проводиться (при условии согласования с оргкомитетом) на базе образовательного учреждения, от которого выступают участники, подготовившие проект.

5. Судейство конкурса

5.1. Судейство конкурса осуществляет жюри конкурса (один или два состава - по количеству фактических номинаций), состав которого утверждается Оргкомитетом конкурса.

5.2. В состав жюри конкурса могут входить специалисты отдела образования администрации рабочего поселка Кольцово; специалисты, имеющие большой опыт практической работы в муниципальных образовательных учреждениях, владеющие навыками экспертизы конкурсных состязаний, независимые эксперты, руководители и педагоги муниципальных общеобразовательных учреждений, а также представители общественности, творческих союзов и центров, деятели искусства, культуры и науки.

5.3. Жюри действует на основании данного Положения.

5.4. Жюри обеспечивает равенство и соблюдение прав всех участников конкурса.

5.5. Председатель (председатели) жюри назначается Оргкомитетом конкурса из состава жюри конкурса.

5.6. Состав жюри остается неизменным на протяжении всех этапов конкурса.

5.7. Максимальное количество членов жюри конкурса — 5 человек по каждой номинации.

5.8. Заседание жюри конкурса считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов.

5.9. Система оценки на конкурсе — пятибалльная по каждому критерию.

5.10. После защиты проекта каждый из членов жюри индивидуально выставляет оценки участнику по каждому оценочному критерию и определяет суммарное количество баллов, набранное участником.

5.11. Итоговая оценка каждого участника определяется как сумма итоговых баллов, выставленных каждым членом жюри, деленная на количество членов жюри, принимавших участие в оценке участника.

5.12. В связи с участием в конкурсе детей разных возрастных категорий, жюри подводит итоги, выделяя внутри каждой номинации три возрастные группы:

- дошкольники;

- учащиеся 1-3 классов;

- учащиеся 4-6 классов.

Возрастная категория участников определяется на момент подачи заявки.

5.13. Решение жюри считается окончательным и обжалованию не подлежит, если оно не противоречит данному Положению о конкурсе.

6. Результаты конкурса

6.1. Результаты конкурса объявляются всем участникам на торжественной церемонии награждения победителей

6.2. Участник, набравший наибольшее количество баллов в своей номинации и возрастной категории, объявляется победителем в этой номинации и возрастной категории. Если участники конкурса в итоговой оценке набирают одинаковое количество баллов, то жюри должно обсудить и выявить только одного победителя голосованием, при этом решение принимается простым большинством голосов.

6.3. В случае, если в номинации по данной категории в Конкурсе принимает участие только одна группа (коллектив), то она объявляется победителем при условии набора по результатам защиты проекта не менее 2/3 от максимально возможного количества баллов.

6.4. Все участники муниципального конкурса награждаются свидетельствами участников муниципального конкурса, а победители — дипломами лауреатов и ценными подарками из средств, предусмотренных в бюджетной смете МБОУ ДОД ЦДТ «Созвездие» ММЦ на проведение данного конкурса.

6.5. Руководители проектов награждаются свидетельствами о подготовке участников или победителей конкурса экологических проектов.

6.6. Итоги Конкурса, фотоматериалы и аннотации проектов размещаются на сайте МБОУ ДОД ЦДТ «Созвездие» ММЦ.

6.7. Все материалы, представленные на Конкурс, не рецензируются и не возвращаются.


Приложение 2

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

В КОНКУРСЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Дата подачи заявки «___» _____________ 2011г

Возрастная категория группы (отметить знаком ):

дошкольники,

учащиеся 1-3 классов,

учащиеся 4-6 классов.

Ф.И.О. руководителя (руководителей) проекта, контактный телефон:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Желаемое место проведения защиты

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Выбранная тематика проекта (отметить знаком ):

Исследовательский экологический проект:

Проект-исследование «Наш зелёный мир»

Проект-исследование на тему «Лето — это маленькая жизнь»

Проект-исследование на свободную тему: _____________________________________________________________

(указать тему)

Творческий экологический проект:

Творческий вечер «Сказки природы»

Экологический спектакль

Экологический концерт

Подпись руководителя проекта:_______________________________


Приложение 3

Метод проектов

Прое́кт (от лат. Projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — это уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированных и управляемых видов деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.(ГОСТ Р ИСО 10006-2005. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании.)

Данный метод предполагает решение определенной проблемы. В основе метода проектов лежит развитие:

        познавательных навыков обучающихся,

        умений самостоятельно конструировать свои знания,

        ориентироваться в информационном пространстве,

        развитие критического мышления.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»; его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема — то конкретное решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению [4].

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую. Проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект.

Можно выделить следующие типы проектов: исследовательские и Творческие.

Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Реализация метода исследовательских проектов предусматривает определенную последовательность действий:

        определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»;

        разработка алгоритма и технологии решения проблемы;

        обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

        обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

        сбор, систематизация и анализ полученных данных;

        подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

        выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, празднике и т.п.) Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, дизайна и рубрик газеты, альбома и пр.

Таким образом, использование метода проектов позволит научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи.


Приложение 4

Памятка

эксперта муниципального конкурса экологических проектов

Творческий экологический проект.

1. Конкурс проводиться по двум номинациям:

        исследовательский экологический проект;

        творческий экологический проект.

2. Тематика творческих проектов:

        творческий вечер “Сказки природы”;

        экологический спектакль;

        экологический концерт;

3. Критерии оценки творческих экологических проектов:

        полнота выполнения проекта (наличие программы творческого проекта, пригласительных билетов, костюмы, декорации, количество приглашенных  гостей,   оформление  проекта, видеоматериалы, фотоматериалы)

        оригинальность выполнения проекта;

        соответствие заявленной теме (соответствие цели и задачам);

        эстетика представления (культура оформления материалов).

4. Система оценки на конкурсе - пятибальная по каждому критерию.

5. Время защиты проекта не менее 10 минут и не более 20 минут.

6. После защиты проекта каждый из членов жюри индивидуально выставляет оценки участнику по каждому оценочному критерию и определяет суммарное количество баллов, набранное участником, без совещания с другими членами жюри.

7. Итоговая оценка каждого участника определяется как сумма итоговых баллов, выставленных каждым членом жюри, деленная на количество членов жюри, принимавших участие в оценке участника.

8. Жюри подводит итоги, выделяя внутри каждой номинации три возрастные группы:

        дошкольники;

        учащиеся 1-3 классов;

        учащиеся 4-6 классов.

Окончательный подсчет баллов проводится счетной комиссией и определяет победителя в каждой возрастной группе для каждой номинации.

9. При подведении итогов конкурса отдельные участники, в чем-то отличившиеся от остальных по мнению членов жюри, могут быть дополнительно награждены специальной грамотой.

10. Участие в конкурсе является групповым. Количество человек в группе от пяти до класса, группы детского сада или творческого объединения образовательного учреждения.

11. Защита проектов может проходить или в очной форме, или в заочной.

12. Обе формы представления равнозначны для оценивания.

13. По результатам конкурса участник набравший наибольшее количество баллов в своей номинации и возрастной категории, объявляется победителем и награждается Дипломом лауреата и ценным подарком.

14. Все участники муниципального конкурса награждаются Свидетельствами участников муниципального конкурса.

15. По решению экспертов и оргкомитета, наиболее интересные материалы по проектам размещаются на сайте межшкольного методического центра р.п. Кольцово.  


Список используемой и рекомендуемой литературы

1.        Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы. Пособие. Часть III. Новосибирск: РПО СО РАСХН, 1995. - 292 с.

2.        Мамедов Н.М. Основания экологического образования //Экологическая библиотека «ИСАР-Сибирь» Человек на планета Сборник материалов по экологическому просвещению выпуск 5., Новосибирск.-2001. - 186 с.

3.        Корнелл Д. Давайте испытывать радость от общения с природой//Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь «Играя, обучаемся» Сборник материалов по экологическому просвещению и образованию выпуск 2., Новосибирск.-1999. - 150 с.

4.        Малкова И. Ю. Метод проектов: содержание и результаты//Инновационные образовательные технологии: теория и практика./под редакцией к.п.н. Е. А. Сухановой. - Томск: UFO-Plus, 2008.- 155 с.