План-конспект внеурочного занятия в 1 классе по теме "Работа с бумагой и картоном. Аппликация "Божья коровка"
план-конспект урока (1 класс) на тему

Данное занятие поможет учителю развить наблюдательность и творческое воображение у учащихся, воспитывает самостоятельность и аккуратность, совершенствует умения работать с бумагой, расширяет знания детей о мире насекомых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sertifikat_bozhya_korovka.docx101.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Конспект учебного занятия

                                     «Аппликация « Божья коровка»

 Тема занятия: « Аппликация «Божья коровка »

Цели и задачи: расширить знания детей о мире насекомых; совершенствовать умения работать с бумагой; развивать наблюдательность и творческое воображение; воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Методы и приёмы:  словесные,  наглядные, метод игры, практической работы.

Используемые педагогические технологии: здоровьесберегающая технология; игровая технология; технология дифференциации и индивидуализации, информационная технология.

Оборудование:

-    для учителя - фотографии и изображения (сделанные из бумаги) разных насекомых, инструкционные карты, аудиозапись детских песен;

-    для учащихся - цветная гофрированная бумага, клей, ножницы, пластиковые трубочки и стаканчики.



Ход занятия


1.    Организационный момент

Приветствие, проверка готовности группы к занятию.

2.    Беседа по теме занятия

-    Весной просыпается все живое, и множество жучков, паучков, кузнечиков и стрекоз снуют в траве, жужжат в воздухе. Ученые называют всех этих мелких животных насекомыми, потому что туловище у них будто насечками разделено на части. Мы их назовем ласково букашками. А самая добрая и веселая букашка - божья коровка, наверное, когда-нибудь садилась вам на ладошку:

Ухватилась ловко Божья коровка
За Олежкин пальчик.
Вслух считает мальчик:
«Раз, два, три, четыре...»
Пятнышки большие,
Черные, блестящие, На пунцовом мячике.
Покатился мячик, Кувырком вниз скачет.
Вмиг, что было силушки,
Замахали крылышки
И скорей в хрустальную
Высь умчались дальнюю.

Э. Цегельник

—    Почему такое название дали этому жучку? (В природе божьи коровки встречаются разнообразной окраски: красные, оранжевые, желтые, розовые и т.д. Рождается божья коровка без пятен на спинке, они появляются со временем. Чем старше божья коровка, тем меньше пятнышек на спинке. Это насекомое умеет притворяться мертвым, таким образом обманывая хищников. Божья коровка также выделяет молочко- ядовитую жидкость с резким запахом, который предупреждает птиц и хищников о том, сто она ядовитое насекомое. Это красивое насекомое на самом деле опасный хищник. Божья коровка в день съедает сотню, а то и больше тли. Именно поэтому в некоторых странах их даже специально выращивают, а затем выпускают на поля для борьбы с этими вредителями. Во время полета это насекомое делает крыльями до 85 взмахов в секунду. Под красными крылышками, точнее надкрылками, прячутся прозрачные крылышки, которыми и машет насекомое.)
(Педагог показывает изображение божьей коровки, выполненное в технике аппликации)

—    Наша красавица букашка решила устроить бал по случаю наступления весны и пригласить своих подруг- божьих коровок. Они пришли не с пустыми руками – с загадками и стихами.   

Загадки про божью коровку

Какая коровка, скажите, пока

Ещё никому не дала молока?

Красненькие крылышки, черные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке?

С листьев тлю она съедает,

Следить за садом помогает.

Вот она взлетела ловко.

Это -

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это…

Ой, что за насекомое,

Пока что незнакомое?!

Вперед ползет, не пятится,

На нём в горошек платьице.

Стихи про божью коровку

Лезет божия коровка

По травинке очень ловко.

Крылышки, как лепесточки

И на них чернеют точки.

Спинка из дали видна-

Ярко-красная она.

Я ее возьму в ладошку,

Поболтаю с ней немножко.

О погоде и о детях,

А потом пора лететь ей.

Крылышки расправит ловко

И летит моя коровка!

Я летать умею ловко,

Божья пестрая коровка.

Крылья красненькие в точках,

Словно в черненьких кружочках.

В яркой праздничной рубашке

Я спасаю урожай.

Я – полезная букашка,

Ты меня не обижай!

Божья коровка

Ползёт по травинке.

У божьей коровки

Кружочки на спинке,

Изящные пятнышки

Чёрного цвета.

Коровка вздыхает,

Услышав про это:

«Я так осторожна!

Я так аккуратна!

Откуда ж взялись

Эти чёрные пятна?»

Физкультминутка
Изловили мы жука
С длинными усами. (Встать на носочки, руки вытянуть вверх.)
Так похож он на быка (Расставить руки в стороны.)
Острыми рогами! (Вытянуть руки вперед.)
Мы жуку давали масла, (Круговые движения правой рукой.)
Мармелада и конфет. (Круговые движения левой рукой.)
Надувался жук наш важно, (Надуть щеки.)
Говоря всем видом: «Нет!» (Покрутить головой.)
Мы с жуком на холм бежали,
Чтоб взлетел на небо. (Бег на месте.)
Ветром крылья раздували, (Махи руками.)
Был он вот... и не был! (Раскрыть ладошки перед собой и дунуть.)

Творческая практическая деятельность учащихся

Пора наряжать букашек на бал.
—    С чего начнем работу?

Во время работы учащихся звучит песня «В траве сидел кузнечик».

Этапы изготовления аппликации «Божья коровка»

1)Т.к. наша основа полая, закрываем её низ чёрной гофрированной бумагой.

2)Нарезаем гофрированную бумагу полосками .

3)Далее накручиваем получившиеся полоски на палочки (трубочки).

4)Соединяем наши палочки (трубочки).

5)Формируем из получившихся трубочек заготовки для нашей божьей коровки.

6)Из получившихся заготовок начинаем формировать тельце божьей коровки.

7)Вот такое тельце у нас должно получиться.

8)Из бумаги чёрного цвета по тому же принципу формируем оставшиеся детали (полоску на спинке, точечки и мордочку) + вырезаем для нашей божьей коровки глазки.

9)Вот такая забавная божья коровка у нас получилась.

Языковые игры

Давайте придумаем сказку о том, почему божью коровку еще называют солнышком, как у нее на спине появились пятнышки или наоборот о том, как однажды пятнышки вовсе исчезли, или , к примеру, о том, как за каждое доброе дело у божьей коровки на спинке появлялись пятнышки, или о том, как художник (природа, дождь, птицы) раскрасил это насекомое, чтобы все птицы и звери ее узнавали и не трогали, так как она выделяет ядовитое молочко, или о том, как все звери выбирали себе наряды, а божьей коровке досталось красное в горошек, или как однажды дул сильный ветер и сдул все пятнышки с божьей коровки, а затем вместе поискать по комнате пятнышки и приклеить их обратно.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Сказка о божьей коровке

Екатерина Журавлева

      Когда-то, очень давно, появилась на свет божья коровка. Летом она наслаждалась солнышком и поедала сладкий сок, выделяемый тлёй. Глубокой осенью, накопив жира, забивалась в дырочки деревьев, в щели между камнями или  пряталась в куче опавших листьев и засыпала до весны. Жилось ей вольно и радостно, потому что от рожденья божья коровка была совершенно зелёная, и ни одна птица не могла разглядеть её в летнем убранстве Земли.  Её жесткие надкрылья, головка с усиками, тельце и шесть лапок были тёмно-зелёные, как зрелый огурец. А крылышки были светло-зелёные, как первая травка. Божья коровка была довольна своей спокойной жизнью. Мало кого замечала вокруг. Ни с кем не дружила. И уж тем более ей были безразличны эти невежественные птицы, которые тенью в полёте заслоняли от неё солнце. Которые, сев на кустик,  где располагалась коровкина излюбленная столовая, своим весом пошатывали ветви. И иногда коровка срывалась и падала на землю. Что, естественно, прерывало пятый завтрак, или шестой обед, а может быть и какой-то  из полдников.
- Какая невоспитанность! - восклицала божья коровка. - Немедленно извинитесь!
   Но птицы не замечали её. А коровка и не настаивала. И так бы она прожила до глубокой старости и оставила после себя такое же зелёное потомство, если не случилось бы вот что...
      Как-то лето выдалось холодное и сырое. Насекомый мир скрывался от непогоды под корой деревьев и редко показывался наружу, боясь подхватить простуду. Насекомые страдали от голода. Многие гибли. Поэтому голодали и птицы. Только дятлы всегда были сыты. Потому что умели доставать даже очень глубоко спрятавшихся букашек, продалбливая кору своими мощными клювами. А под корой цвет не важен. Страшно было божьей коровке, которая смогла найти только мало надёжное убежище в старом пне: неглубокую ложбинку. В ней она и проводила большую часть времени. Лапки её ослабли, тельце исхудало. И коровка с горечью думала, что, даже если она доживёт до зимы, то весной вряд ли проснётся.
       И вот до неё дошла весть о том, что огромный ворон, что жил в ветвях старой полузасохшей берёзы, собрал гвардию  дятлов, и речь такую каркал:
- Дятлы! Вы сыты, вы довольны! Но посмотрите!  Гибнут вокруг ваши братья и сёстры пернатые. Попрятались яркие насекомые, и не видно их. А тех, что цветом с листвой сливаются, и подавно. Помогите не умереть с голоду другим птицам. Здесь, под старой берёзой, соорудили сороки-белобоки блюдо из лопухов. Вытащите какую-нибудь козявку  - приносите и в лопухи складывайте. А когда полно станет - устроим пир на весь птичий мир!
- А что же делать с зелёными насекомыми? Начнут по лопухам разбегаться, и не увидят их птицы?!  - спросили дятлы.
- Об этом мы с сороками позаботимся. Красками их разукрасим - синими, жёлтыми, красными. И будут птицы видеть эти яркие пятна даже с большой высоты.
      Так и сделали. Огромная стая дятлов разлетелась на охоту. И уже через несколько минут в лопухах появилась кучка полусонных насекомых, раскрашенных Матерью-Природой в разные цвета. Зелёных же сороки выхватывали и, слегка, прижав одной лапкой, так, чтобы не раздавить, свободной лапкой лихо орудовали тонкой художественной кистью, расписывая жучков-паучков на свой сорочий вкус.
      А наша знакомая божья коровка тем временем дрожала от ужаса. И как только один из охотников добрался и до её нехитрого укрытия, коровка, не сопротивляясь, сама выбралась из ложбинки и покатилась по склону пня, где и была схвачена дятлом.
- Послушайте, уважаемый дятел! - вдруг заговорила коровка и удивилась своей смелости. - Послушайте! Отпустите меня, пожалуйста! Вы же не голодны, правда? А я маленькая, незаметная, меня и не пробовал никто и никогда. А вдруг я ядовитая? Ну, что Вам стоит?! Просто разожмите клюв  - я упаду в травку и быстренько ускользну. Вас никто не обвинит в помощи насекомым.
      Дятел молчал.
- Что же вы молчите?! - в отчаянье крикнула божья коровка.
- Я с едой не разговариваю, - буркнул дятел, разжав клюв.
   И тут же коровка упала в блюдо из лопухов.
      Очутившись в лапках у сороки, божья коровка только удивилась тому, как аккуратно с ней обращаются, как стараются не поранить. А когда она обернулась, чтобы посмотреть  на рисунок, то он ей даже понравился. Надкрылья стали ярко красными,  и семь ровных чёрных пятнышка расположились по три с боков и одно около головы. Наблюдая за тем, как лопухи наполняются, божья коровка увидела, что некоторым насекомым всё-таки удаётся спастись. И тут наша отважная коровка изо всех сил напряглась, чтобы сообразить, что же ей теперь делать? Какой ужас! Она ярче всех, её просто обязаны склевать первой.  "Ну, нет! - думала божья коровка. - Я теперь такая красивая, я не хочу стать чьей-то пищей в самый расцвет своей жизни!"
      Вот какая-то птица уже нацелилась схватить коровку. Но та вдруг сложила лапки и вывалилась из блюда, упав на землю брюшком кверху. Её усики повисли, и она осталась недвижима.
      Птица, которая только что собиралась склевать несчастную, удивлённо уставилась на коровку, потопталась немного рядом и спросила:
- Сдохла, что ли?
      Не получив ответа, птица брезгливо поёжилась, склевала синего жучка из блюда и улетела.
     Божья коровка оставалась лежать так до тех пор, пока вся пернатая братия не наелась и не разлетелась по домам.
      Настал вечер, а затем и ночь. И только тогда, в полной темноте, божья коровка перевернулась на лапки и поплелась от страшного места. "Что же делать? Как теперь жить?!" - думала она. "Никакого спокойствия. Только и делай, что прячься!" - плакала коровка.
- Мать-Природа! Мать-природа! - взмолилась она. - Посмотри, какая я яркая. Меня  же с Луны видно! Помоги! Сделай так, чтобы эти прожорливые хищницы не возлюбили моего вкуса.
- Так и быть, помогу я тебе! - ответила Мать-Природа. - Я подарю тебе вот эту тлю, наполненную едкой жидкостью. Проглоти её. А как только кто-то из пернатых захочет  склевать тебя - выплюнь каплю. Отныне ни одна птица не посчитает тебя за лакомство. Даже самая голодная! - улыбнулась Мать-Природа.
      И, действительно, первая же сорока, что попыталась пообедать божьей коровкой, с отвращением выплюнула её. И разнесла весть по всему свету о невкусном ярко-красном жучке с чёрными точками. А божья коровка опять зажила спокойно. И, к нашей радости, потомство её оказалось таким же нарядным.

Выставка и анализ работ

На лугу веселый бал

Был открыт весною:

На трубе Комар играл,

Шмель мохнатый танцевал

С мушкой голубою...
Г. Галина
—    Мне кажется, что божьей коровке очень понравились ее нарядные подруги.
Обобщение темы урока
—    Что интересного вы узнали на уроке?
—    Как называется способ изображения, который мы сегодня использовали? (Аппликация)
—    Можно ловить божью коровку? (Нет, она приносит людям пользу.)
Беги, Жучок, Сверчи, Сверчок, И Бабочка — лети... Я обижать не буду вас. Счастливого пути!

Подвижные игры

Божья коровка предложила всем поиграть на солнечной полянке в «Пятнашки». Вспомним правила игры: «пятнашка» должен догонять других игроков и запятнать их, проще говоря, задеть рукой. Игрок, которого водящий запятнал, становится сам «пятнашкой». Вот в этот момент нужно громко назвать имя нового водящего, чтобы другие игроки знали, от кого убегать. Тут-то и появляется интерес. Пятнашки меняются одна за другой, а вся дружная убегающая компания детей иногда не успевает перестраиваться от одного на другого водящего. Поэтому хитрый водящий сам может притвориться убегающим игроком и поймать кого-нибудь поблизости. Ну, а после того как водящий ловит игрока, они меняются местами. И все разбегаются дальше.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Рефлексия настроения и эмоционального состояния 

Ребята! Какое у вас настроение? Нарисуйте одну из трех картинок. Моё настроение похоже на:

Солнышко;

Солнышко с тучкой;

На тучку.



Уборка рабочего места.

Список используемой литературы:                        

1) М.А. Гусакова. Аппликация. Учебное пособие для учащихся пед.училищ. М.: Просвещение, 1987

2) З.А. Богатеева. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду. Пособие для воспитателя д/с. М.: Просвещение, 1982

3) В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе.

4) Карточки со словами - понятиями.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по технологии 4 класс по теме"Работа с бумагой и картоном.Рамки для художественных работ."

Познакомить детей с форматами бумаги;познакомить с разными видами рамок для оформления работ и выполнить один из видов рамок....

Урок технологии 2 класс Тема: Работа с бумагой и картоном. Оригами. Изготовление открытки.

урок технологии  во 2 классе. по технологии оригами учащиеся конструируют "открытку - собака".  В начале урока дети отгадывают загадку и  беседуют с учителем о  том какую роль игра...

План конспект коррекционно – развивающего занятия. 4 класс

План конспект коррекционно – развивающего занятия. 4 класс Тема: «Классификация понятий. Нахождение близких связей между понятиями на материале уроков русского языка»...

план конспект по внеурочной деятельности (2 класс)

План конспект внеурочной деятельности....

план- конспект по внеурочному занятию

план- конспект по внеурочному занятию...

план- конспект по внеурочному занятию

план- конспект по внеурочному занятию (2 класс)...

План конспекта по внеурочному занятию 3 класс

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯТема: «Урок мужества». Время помнит Чернобыль. Кубанские ликвидаторы на Чернобыльской АЭС....