Метод проблемного обучения
статья на тему

Байкова Наталья Евгеньевна

Главная задача современного школьного образования - научить ребёнка учиться, добывать знания самостоятельно. Для достижения поставленной задачи учитель использует в своей творческой работе метод поблемного обучения. В своём сообщении я попыталась дать определение, что такое метод проблемного обучения, каким образом его можно использовать в  обучении и воспитании детей. Рассказала о том, что данный метод  помогает сформировать у детей умение выстраивать мыслительную деятельность последовательно, которая стимулируется постановкой проблемного вопроса,  поскольку нахождение решения проблемы происходит поэтапно. Рассмотрела ряд наиболее популярных активных форм и методов обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_problemnogo_obucheniya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Метод проблемного обучения.

Педагоги и родители, стремясь научить детей чему – то новому,  стараются преподнести материал ярко, эмоционально, максимально используя принцип наглядности и образного восприятия. У детей старшего дошкольного возраста и начальной школы  знакомство со счетом, правилами грамотной речи, окружающим миром, явлениями природы,  видами искусства происходит с активным использованием иллюстраций, книг, игрушек; в более старшем возрасте,  этот метод применяется по  средствам использования компьютерных технологий.

Психологи утверждают, что источник творческого мышления и его начало – это создание проблемной ситуации, которая является  сложным материалом, либо  теоретическим, либо  практическим, и  требует поиска решения и, конечно,  исследования.  Она побуждает ребенка к  проявлению познавательной потребности, а  через нее педагоги и родители могут  управлять ходом получения новых знаний ребенком.                                                         Давайте подробнее рассмотрим, что же такое, проблемный метод обучения,и каким образом можно использовать в обучении и воспитании детей проблемные ситуации.                                                                        Проблемное обучение - это метод,  в ходе которого  подача нового материала происходит  через создание проблемной ситуации, которая  является для ребенка интеллектуальным затруднением.  Он не может найти  объяснение какому-либо явлению или факту, а способы решения подобных ситуаций, которые он знает, не помогают ему в достижении желаемого, и ребенок вынужден искать новые пути. Очень верным,  и уместным здесь будет высказывание  М.Ф.Достоевского «Две-три мысли, два-три впечатления, поглубже выжатые в детстве  собственным усилием (а если хотите, так и страданием), проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа…»                                                                                   То есть, взрослые (педагоги, родители)  должны создать все условия не только для усвоения ребенком  результатов системы знаний,  но и пониманием пути процесса их приобретения. То  есть, ребенок должен не просто прослушать лекцию или рассказ, как поступить в той или иной ситуации, а прожить определенные события пусть на уровне игры и игрушек, но сам. 
Например, педагог организует с детьми совместную  игру, в ходе  которой задается ситуация: «В детский сад пришли новые дети (игрушки), но кроватей для них не хватает. Из соседней комнаты их  необходимо доставить на  транспорте (машинка,  лошадка с телегой, корабль). Следуя заданным условиям игры, ребенок должен понять  арифметическую задачу, которая перед ним стоит: посчитать кукол,  сделав это предварительно, а затем, следуя их числу  отобрать соответствующее количество кроватей (непременно, чтобы хватило всем!). Так же, можно подобные педагогические ситуации создавать и во время воспитания нравственности у детей. Это способствует формированию  понимания, как поступить в определенных ситуациях, например: принятие решения, как повести себя в отношении  сверстников, чем он должен помочь при осуществлении коллективного, общего дела,
и. т. п                                                                                                    Данный метод  помогает сформировать у детей умение выстраивать мыслительную деятельность последовательно, которая стимулируется постановкой проблемного вопроса,  поскольку нахождение решения проблемы происходит поэтапно. 
1)    Появление проблемной ситуации;
2)    Выявление и четкое определение сущности проблемы;
3)    Определение путей выхода из ситуации, либо вынесение предположений возможного решения и их  обоснование;
4)    Доказательство верности вынесенных предположений и верности возможного их решения;
5)    Проверка, на сколько,  верно решение проблемы.
Но следует всегда помнить, что поставленный ребенку  вопрос   должен быть как на столько сложен, чтобы мог вызвать у него затруднение, так, вместе с тем и посильным, чтобы дети смогли самостоятельно найти на него ответ.        
Существуют разные способы использования проблемной ситуации в ходе обучения.
Это может быть побуждение ребенка к словесному пояснению явлений, или фактов, и  выявления их внешнего несоответствия.
Например: Осадки. Почему летом идет с неба теплый дождь, а зимой холодный снег? Зимой холодно, вода замерзает. Летом тепло, осадки идут в виде капель воды. 
Использование  ситуаций из жизни, которые происходят во время учебы. 
Например: Изучали свойства воды, упал и разбился  сосуд. Разобрать, почему - сосуд хрупкий, стеклянный, железный или пластиковый сосуды не бьются, прочные.  Что стало с водой, она  впиталась, высохла.                                
Под активными формами и методами обучения мы понимаем методы обучения, позволяющие максимально активизировать взаимодействие субъектов педагогического процесса, направленное на развитие личности учащихся, их творческого потенциала, освоение ими системы общественно одобряемых ценностей.  Посредством активных форм и методов обучения на занятиях создается личностно развивающая учебная ситуация, в которой учащийся поставлен в условия, требующие от него активного, деятельного участия в педагогическом процессе как его равноправный субъект.        Рассмотрим ряд наиболее популярных активных форм и методов обучения, с точки зрения возможности их применения  в педагогическом классе, а также их влияния на развитие творческих педагогических способностей.                                                                                Популярность сейчас приобретает такой вид,  как мозговой штурм.  Суть этого метода состоит в том,  что  проблема решается путем  генерирования коллективных идей.

Мозговой штурм состоит из нескольких этапов:

а)  формулирование  проблемы;

б) знакомство с  правилами;

в)  формирование  рабочих и экспертных групп;

г) высказывание группами идей по сигналу;

д) запись идей экспертами и выбор наилучшей;

е) подведение итогов, оценка лучших идей.

Основные правила заключаются в следующем:

1)      запрещаются взаимные критические замечания;

2)      запрещается общение между группами;

3)      формулировка идей в краткой форме;

4)      запрещается обращаться к руководителю штурма;

5)      все участники имеют равные права.

В ходе мозгового штурма развиваются навыки общения с коллегами по группе, развивается способность к нестандартному мышлению, способность к анализу при рассмотрении различных идей.  Развивается способность кратко и четко выражать свои мысли, развивается речь, расширяется словарный запас. В педагогическом классе у данной формы обучения есть большие перспективы. В частности ее можно использовать при разрешении учебных проблемных ситуаций, моделировании учебно-воспитательного процесса в школах будущего и т.п. заданиях.                                                                        Другая большая  группа  АФиМО  включает в себя различные виды самостоятельной работы.  При использовании методов  этой  группы познавательная деятельность  обучаемого протекает в полном соответствии с его индивидуальными особенностями. Появляется возможность ликвидировать  пробелы  между средним уровнем восприятия и усвоением нового материала в группе и индивидуальными возможностями обучаемых.                                        Из всего многообразия АФиМО,  использующихся при  организации самостоятельной работы учащихся мы более подробно рассмотрим работу учащихся в парах.                                                                                Работа в  парах является основной для организации устной самостоятельной работы на уроках.  В отличие  от  работы  в  малых группах, где учащиеся отвечают по очереди командиру, в парах любого типа половина учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Затем они меняются ролями. В ходе работы значительно повышается активность учащихся,  создаются условия для их естественного общения, что повышает эмоциональный фон в ходе урока и создает предпосылки для эффективного развития способностей учащихся.                                                                Устная самостоятельная работа школьников на уроке, как правило, ведется с использованием трех видов пар:  статической, динамической и вариационной.

Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой.

Динамическая пара. Для школы - это малая группа в 4 человека. Для работы объединяются учащиеся,  сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров.

Вариационная пара.  В этом варианте коллективной работы в малых группах по 4 человека каждый работает то с одним,  то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.                                                                                Учителю необходимо применять в своей работе с детьми (как в урочной деятельности, так и во внеурочной) методы, которые направляют учащихся к самостоятельному поиску и открытиям тех или иных истин, формируют гибкость мышления:  - бреймсторминг («мозговой штурм» - атака на задачу);  - синектика (получение знаний о малоизученном предмете, путем переноса      на него знаний о подобных ему предметах); - майевтика (отыскание истины, путем постановки вопросов); - АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач).

Для реализации данных методов успешно применяются развивающие игры и упражнения. Вот некоторые из них:

Игра «Составление из букв осмысленных слов». Эта игра наряду с тренировкой воображения направлена на развитие словарного запаса.

Буквы:    А Л Й    И А Р К     А Р О К Л

Задание: из предложенных букв составить (записать) как можно больше слов.

Игра «Круги на воде». Она направлена на развитие творческого воображения и одновременно филологических способностей ребенка и словарного запаса. Предложим детям любое слово, например, «лимон».

1) предложите подобрать как можно больше слов на начальную букву;

2) подобрать как можно больше слов начинающихся на слог –  ли;

3) предложите подобрать как можно больше слов – рифм к слову лимон;

4) расставьте буквы слова в столбик и  предложите написать слова на  соответствующие буквы.

Упражнение «За и против». Детям предлагают любую, самую невероятную ситуацию (представим себе, что утром вы вдруг обнаружили, что уменьшились в росте в два раза). Далее обсуждение - какие видят плюсы и минусы, и интересные моменты в этой ситуации.

Задание – игра «Я начну, а ты продолжи…». На доске записываются две стихотворные строки. Дети самостоятельно за определенное количество времени должны продолжить начатое. Например: Вот он – светлый, добрый дом,

Мы сейчас в него войдем…

Деятельность по развитию творческих способностей личности школьников посредством применения активных форм и методов обучения необходимо сочетать с диагностикой личностных изменений и работой по саморазвитию и самосовершенствованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе. Безударные гласные в корне слова.

Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы сделать ученика не только объектом обучения, пассивно воспринимающим информацию, но и активным суб...

Статья «Использование методов проблемного обучения в начальной школе.»

Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения со...

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ

АКТУАЛЬНОСТЬ:   наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, гуманистической,  личнос...

Конспект урока технологии во 2 классе "Пасхальная корзиночка" (метод проблемного обучения)

Работа содержит подробный коспект урока с ипользованием проблемного метода обучения....

Презентация к проекту" Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ"

Презентация к проекту "Специфика использования проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ"...

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ

Специфика использования методов проблемного обучения в формировании познавательных базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ....