Духовно-нравственное воспитание школьников и его особенности его реализации в начальной школе
статья на тему

Хабибуллина Резеда Рафаэлевна

 Слайд 1      Духовно-нравственное воспитание школьников и особенности его реализации в начальной школе.

    Слайд 2     В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития учащихся. Так как материальные ценности преобладают над духовными, поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.

                В связи с этим возникла необходимость в приобщении младших школьников к духовно – нравственному развитию и воспитанию личности и гражданина России. 
   Ребёнок приходит в школу, имея определённые, как положительные, так и отрицательные духовно – нравственные качества. Воспитание протекает в повседневной жизни ребёнка, где бы он не находился и что бы он не делал.

    Слайд №3      В школе реализовать выполнение поставленных целей и задач мне помогает и процесс воспитания, и процесс обучения.
    Слайд №4    Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь

Слайд№   5   Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. При работе с пословицами, поговорками, объясняю нравственный смысл пословиц и поговорок, путём подбора интересных примеров.  

Слайд № 6    С первых уроков литер чтения 1 четверти первым делом знакомлю детей с понятиями слов Россия, Родина, Отечество.

Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.

Слайд 7 Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен знакомлю детей с народным творчеством, воспитывая тем самым частичку духовности и нравственности. Продолжением работы служит посещение  городской библиотеки №7,театра, цирка.

Слайды № 8 К формированию правовых знаний можно отнести: – и уроки окружающего мира. Учащиеся класса являются участниками тематических бесед и викторин по данной тематике, на классных часах прививается любовь к Малой Родине, к родной школе, воспитывается уважение к символам и атрибутам Российского государства.

Слайд №9                                                                    
     Мой опыт классного руководителя показал, что по каждому направлению есть свои формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата. В работе с детьми уделяю большое внимание внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.  

        Слайд 10
Так же использую психологические тренинги. Например, такой как «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны.  
Очень важно воспитывать в детях доброту, уверенность в себе, щедрость и открытость души, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит детей к взрослой жизни, ее нормам и требованиям. 
 Слайд 11

На конкретных примерах хочется показать некоторые методы работы  по формированию одной из базовых нравственных ценностей: дружбе и доброго отношения к людям

Игра «Дружба»

Цели: Создать условия для формирования представлений о добре и взаимовыручке. Способствовать формированию умения анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других. В простой и мудрой сказке нет ни тени вражды - ни между Жучкой и кошкой, ни между кошкой и мышкой - ведь их общие усилия объединяет не только готовность помочь деду, но позаботиться о своей семье. Ведь здесь заложена  мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха.

Методы: 
1. Определение значений слов «дружба», «семья».
2. Инсценировка русской народной сказки «Репки».
3. Выведение правил добрых семейных взаимоотношения.
4. Моделирование ситуаций (работа в группах).

·         Данные виды деятельности способствуют не только осмыслению и принятию для себя данной нравственной ценности, но и применению ее в жизни.

    Путь реализации данной задачи, конечно очень долог и кропотлив. И начальная школа-это лишь фундамент, на котором начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками.

Дети каждый день общаются в одном коллективе. И задача педагога школы очень тяжела - ежеминутно направлять детские взгляды, мысли. Именно направить, ведь для нравственного формирования личности важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя, он учится, прежде всего, послушанию.

Поэтому воспитательный процесс строю таким образом, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка.

   В моём классе дети, как и все, ошибаются, неправильно поступают. И это, на мой взгляд - путь к познанию, ведь в жизни на каждый поступок нет готовых ответов и быстрых решений. Я помогаю ребёнку осознать ошибки его безнравственного поступка; разумеется, помогаю ему не только пережить, но и исправить поведение.

Слайд 12  На классных часах даю детям возможность показать свою индивидуальность и творчество. Им интересно высказывать своё мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются другие и чувствовать себя увереннее. Забочусь о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания. 
    Доброжелательные взаимоотношения в моём классе строятся в совместной деятельности: подготовить материал к внеклассному мероприятию: ролевую сценку, танец, доклад и т.д.

Слайд № 13    Готовясь к школьным мероприятиям, каждый старается внести свой вклад, проявляется чувство товарищества, ответственности, сплочение ребят в дружной коллективной деятельности.

Большое внимание в школе уделяем воспитанию гражданственности и патриотизму.  За многие годы существования школы сложились определённые традиции, позволяющие решать задачи духовно – нравственного воспитания.

Каждый год в школе накануне Дня защитника Отечества проходит «Смотр строя и песни». В нем принимают участие и ребята из начальной школы. За последние три года намного вырос уровень выступления команд, серьёзность подготовки. Во время тренировок происходит сближение ребят, идёт работа по сплочению коллектива,

 Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные «Дню Победы», доклады детей о героях войны и исторических героях в целом.

 

  Слайд 14    Также формирование дружеских нравственных взаимоотношений происходит и в группе продлённого дня: на самоподготовке «помощник-консультант» видит свою роль - в помощи другому. Такая работа способствует воспитанию у них отзывчивости, взаимопомощи.

  Слайд №15      Очень важным моментом  духовно-нравственного воспитания, по моему мнению, является работа над Правилами поведения учащихся в школе. Правила товарищества, правила дружной работы, правила честной игры, правила вежливости я разработала для ребят своего класса и мы работаем над ними.

   Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Как научить родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.

 Слайд №16 Традиционным стало проведение совместных мероприятий, посвященных «Дню семьи», «Дню матери», бабушкам и дедушкам. Новогодние утренники, «Праздник букваря» и др. мероприятия родители готовят совместно с детьми и классными руководителями. Я стараюсь приглашать родителей на классные мероприятия и  обращаюсь, если нужно за помощью, помогаю им. 

 

  Существенные изменения в  духовно-нравственном мире младшего школьника происходит постепенно.

Добиться этого возможно при условии, что учитель сумеет сделать ребёнка своим единомышленником, равноправным участником педагогического процесса». Кропотливая работа в этом направлении ведётся каждый день. 

            В итоге своего выступления  хочется сказать словами

А.С.  Макаренко «Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!»


Слайд №17  Спасибо за  внимание!                                                                           
 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_27_yanvarya.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

 Слайд 1      Духовно-нравственное воспитание школьников и особенности его реализации в начальной школе.

    Слайд 2     В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития учащихся. Так как материальные ценности преобладают над духовными, поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.

                В связи с этим возникла необходимость в приобщении младших школьников к духовно – нравственному развитию и воспитанию личности и гражданина России. 
   Ребёнок приходит в школу, имея определённые, как положительные, так и отрицательные духовно – нравственные качества. Воспитание протекает в повседневной жизни ребёнка, где бы он не находился и что бы он не делал.

    Слайд №3      В школе реализовать выполнение поставленных целей и задач мне помогает и процесс воспитания, и процесс обучения.
   
Слайд №4    Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь

Слайд№   5   Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. При работе с пословицами, поговорками, объясняю нравственный смысл пословиц и поговорок, путём подбора интересных примеров.  

Слайд № 6    С первых уроков литер чтения 1 четверти первым делом знакомлю детей с понятиями слов Россия, Родина, Отечество.

Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции.

Слайд 7 Приступая к изучению рассказов, стихотворений, басен знакомлю детей с народным творчеством, воспитывая тем самым частичку духовности и нравственности. Продолжением работы служит посещение  городской библиотеки №7,театра, цирка.

Слайды № 8 К формированию правовых знаний можно отнести: – и уроки окружающего мира. Учащиеся класса являются участниками тематических бесед и викторин по данной тематике, на классных часах прививается любовь к Малой Родине, к родной школе, воспитывается уважение к символам и атрибутам Российского государства.

Слайд №9                                                                    
     Мой опыт классного руководителя показал, что по каждому направлению есть свои формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата. В работе с детьми уделяю большое внимание внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.  

        Слайд 10
Так же использую психологические тренинги. Например, такой как «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны.  
Очень важно воспитывать в детях доброту, уверенность в себе, щедрость и открытость души, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит детей к взрослой жизни, ее нормам и требованиям. 
Слайд 11 

На конкретных примерах хочется показать некоторые методы работы  по формированию одной из базовых нравственных ценностей: дружбе и доброго отношения к людям

Игра «Дружба»

Цели: Создать условия для формирования представлений о добре и взаимовыручке. Способствовать формированию умения анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других. В простой и мудрой сказке нет ни тени вражды - ни между Жучкой и кошкой, ни между кошкой и мышкой - ведь их общие усилия объединяет не только готовность помочь деду, но позаботиться о своей семье. Ведь здесь заложена  мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха.

Методы: 
1. Определение значений слов «дружба», «семья».
2. Инсценировка русской народной сказки «Репки».
3. Выведение правил добрых семейных взаимоотношения.
4. Моделирование ситуаций (работа в группах).

  • Данные виды деятельности способствуют не только осмыслению и принятию для себя данной нравственной ценности, но и применению ее в жизни.

    Путь реализации данной задачи, конечно очень долог и кропотлив. И начальная школа-это лишь фундамент, на котором начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками.

Дети каждый день общаются в одном коллективе. И задача педагога школы очень тяжела - ежеминутно направлять детские взгляды, мысли. Именно направить, ведь для нравственного формирования личности важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя, он учится, прежде всего, послушанию.

Поэтому воспитательный процесс строю таким образом, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка.

   В моём классе дети, как и все, ошибаются, неправильно поступают. И это, на мой взгляд - путь к познанию, ведь в жизни на каждый поступок нет готовых ответов и быстрых решений. Я помогаю ребёнку осознать ошибки его безнравственного поступка; разумеется, помогаю ему не только пережить, но и исправить поведение.

Слайд 12  На классных часах даю детям возможность показать свою индивидуальность и творчество. Им интересно высказывать своё мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются другие и чувствовать себя увереннее. Забочусь о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания. 
    Доброжелательные взаимоотношения в моём классе строятся в совместной деятельности: подготовить материал к внеклассному мероприятию: ролевую сценку, танец, доклад и т.д.

Слайд № 13    Готовясь к школьным мероприятиям, каждый старается внести свой вклад, проявляется чувство товарищества, ответственности, сплочение ребят в дружной коллективной деятельности.

Большое внимание в школе уделяем воспитанию гражданственности и патриотизму.  За многие годы существования школы сложились определённые традиции, позволяющие решать задачи духовно – нравственного воспитания.

Каждый год в школе накануне Дня защитника Отечества проходит «Смотр строя и песни». В нем принимают участие и ребята из начальной школы. За последние три года намного вырос уровень выступления команд, серьёзность подготовки. Во время тренировок происходит сближение ребят, идёт работа по сплочению коллектива,

 Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные «Дню Победы», доклады детей о героях войны и исторических героях в целом.

  Слайд 14    Также формирование дружеских нравственных взаимоотношений происходит и в группе продлённого дня: на самоподготовке «помощник-консультант» видит свою роль - в помощи другому. Такая работа способствует воспитанию у них отзывчивости, взаимопомощи.

  Слайд №15      Очень важным моментом  духовно-нравственного воспитания, по моему мнению, является работа над Правилами поведения учащихся в школе. Правила товарищества, правила дружной работы, правила честной игры, правила вежливости я разработала для ребят своего класса и мы работаем над ними.

   Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Как научить родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.

 Слайд №16 Традиционным стало проведение совместных мероприятий, посвященных «Дню семьи», «Дню матери», бабушкам и дедушкам. Новогодние утренники, «Праздник букваря» и др. мероприятия родители готовят совместно с детьми и классными руководителями. Я стараюсь приглашать родителей на классные мероприятия и  обращаюсь, если нужно за помощью, помогаю им. 

  Существенные изменения в  духовно-нравственном мире младшего школьника происходит постепенно.

Добиться этого возможно при условии, что учитель сумеет сделать ребёнка своим единомышленником, равноправным участником педагогического процесса». Кропотливая работа в этом направлении ведётся каждый день.  

            В итоге своего выступления  хочется сказать словами

А.С.  Макаренко «Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!»


Слайд №17  Спасибо за  внимание!                                                                           
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание школьников и особенности его реализации в начальной школе.

Духовно-нравственное воспитание  школьников и особенности его реализации в начальной школе....

Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального...

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования

Программадуховно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников на ступени начального общего образования...

Программа духовно - нравственного развития, воспитания школьников

Программа  духовно - нравственного развития, воспитания и социализации школьников разработана для НОО в соответствии с ФГОС...


 

Комментарии

Николаева Татьяна Петровна

Очень интересно и увлекательно, спасибо! Заходите и ко мне в гости!