Приложение 4.Урок-проект "Создаем сказку"
материал по теме

урок-проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок - проект55 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение, 4 класс

Урок – проект «Создаём сказку»

Шепилова Елена Ивановна, учитель начальных классов

МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4»

Тема:  Проектная деятельность: Создание сказки для малышей.

 Цели:  

 1.Подготовить и написать творческую работу «Сказка для малыша».

      2.Способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к народному и  

         авторскому творчеству.

Задачи:

      1.Развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал.

      2.Развивать речь через использование выразительных средств языка.

      3.Развивать интерес к историческому и языковому прошлому России, авторской сказке.

      Оборудование: рисунки детей к народным и авторским сказкам; материалы,  

                              собранные детьми, мультимедийный проектор, экран, ноутбук,

                              отрывки из сказок, белые листы, цветные карандаши, бейджики.

Предполагаемый продукт проекта:

Рукописная книга «Сказки для малышей»

                                       

                                     Ход урока. 

I. Организационный момент.

Этот урок будет одним из циклов проектной деятельности. Посмотрели и улыбнулись друг другу, пожелали удачи и тихо сели.

II.Постановка проблемной ситуации. (Слайд 1)

1.Чтение учителем  стихотворения.

По речке, солнцем залитой,

На лёгкой лодочке мы скользим.

Мерцает полдень золотой

Дрожащим маревом сквозным.

А рядом спутницы со мной –

Три юные созданья.

Все трое просят поскорей

Рассказывать им сказку.

Одной – смешней, другой – страшней,

А третья скорчила гримаску

И просит сказку – постранней.

Какую выбрать сказку?

Л. Кэрролл

 2.Беседа по вопросам.

-Какие сказки просили рассказать девочки?

-Можете ли вы выполнить их просьбу?

-Поднимите руку, кто любит сказки?

III.Формулирование темы и целей урока

1.Вступительное слово учителя.

-Мы завершили десятое путешествие «Вокруг Маршака».

- Что говорили о Маршаке –редакторе? (Он всех стремился превратить в детских писателей)

- Кого он уговорил писать для детей? (Пришвина, Житкова, Шварца, Толстого, Кассиля, Бианки, Чарушина.)

-Чем же мы будем заниматься на уроке? (Писать для детей.)

-А что будем писать для детей? (Сказки)

- Какая тема нашего урока?

Написание сказки для детей (Слайд 2)

Тихо скрипят половицы, 

Налейте в чашки чаек.

Под тихий шелест страницы

К нам сказка в гости идет…

(Слайд 2) Видеоролик «Сказки гуляют по свету» http://my.mail.ru/video/mail/ciao24/47/2241.html#video=/mail/igordeeva/1885/1897 

 (Слайд 3) 
-
Мы завершили уже несколько разделов, связанных со сказками и накопили большое количество информации о них. И я предлагаю вам собрать всю полученную информацию, выбрать главное и создать сказку.

 IV.Актуальность. (Слайд 4-5) Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами, но сказка хранит в себе секреты.

Знание их поможет сочинить настоящую сказку.

V. Подготовка к созданию проекта. (Слайд 6-9)

- Чтобы создать сказку нам надо вспомнить: 
1.
Что такое сказка? (Слайд 6).
2.Виды сказок. 

-Какие бывают сказки? (Слайд 7)

(Сказки бывают фольклорные и авторские, о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.)


3.
Признаки сказок.

-Каковы признаки сказки? (Слайд 8)


4.Структура сказок. (Слайд9)

-Из каких частей состоит сказка?

Присказка- ритмически организованная прибаутка. (Ученики приводят примеры: «Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди».). Зачин–начало сказки, может быть коротким или длинным. («За тридевять земель, в тридесятом царстве жили-были…», «Жил да был старик да старуха..», «В некотором царстве, в некотором государстве…»). Концовка ограничивает сказку, возвращает читателя в реальность. ( «И стали они жить да поживать да добра наживать», «Тут и сказочки конец, а кто слушал, молодец»). Недаром дети любят сказку.

5.Определение вида сказок.

-Вы знаете, что у каждого вида сказок свои особенности и вам предстоит их найти. 
Каждой группе отобрать карточки с особенностями сказок и назвать вид сказки.

Волшебные предметы 
Необычные испытания 
Троекратное повторение 
Таинственное настроение 

Герои – простые люди 
Смешные ситуации 

Высмеиваются плохие черты характера 
Восторг умом, находчивостью 

Веселое настроение 
Герои-животные 
Животные разговаривают 

Конфликт из-за жилья и еды 
Сильный защищает слабого 
Веселое настроение 

Вывод: все они создают хорошее настроение. 
Учитель: Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. 

 6.Викторина «Мир сказок» (Слайд 10-15)

    С грядки старушка цветок сорвала, 
Девочке Жене его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила,
Их девочка Женя о чем-то просила.
Что надо сказать, лепестки отрывая?
Как называется сказка такая? (Цветик-семицветик)

   Сейчас потолкуем о книжке другой -
Тут синее море,
Тут берег крутой …
Старик вышел к морю.
Он невод забросил.
Кого он поймает?
И что он попросит? (Золотая рыбка)

   Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
 
Вот какая девочка как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку малышку? (Дюймовочка)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (По щучьему велению)

Сладкий яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло вокруг, как днём! (Жар-птица)

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный.

Какой? (Избушка)

У Золушки с ножки

Свалилась случайно.

Была не простою она,

А хрустальной. (Туфелька)

Кто-то за кого-то ухватился крепко:
- Ох, никак не вытянуть,
Ох, засела крепко.
Но ещё помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Может это …(Репка)

6.Деление на группы

- Итак, распределитесь в группе, какую роль будет выполнять каждый.

А сейчас я хочу проверить, как хорошо вы знаете сказки…

V. Физкультминутка (под музыку) 

VI.Основной этап создания проекта. (Слайд 16)  

-Давайте ещё раз подведём итог, что же мы повторили о сказках?

( виды сказок, авторские и народные, «сказочные приметы», структура сказки).  

  • Определитесь в своём выборе: какую сказку вы будете сочинять – волшебную, бытовую, о животных.
  • Выберите героев, подумайте об их именах.
  • Определите сюжет – последовательность событий.
  • Подумайте о морали – чему учит ваша сказка, на какой вопрос отвечает.
  • Расскажите себе свою любимую сказку шёпотом.
  • Отбросьте всё лишнее и запишите её.
  • Оформите свою сказку: выполните рисунки.

(Первый вариант сказки пишется на черновике, учитель оказывает помощь).


VII. Этап испытания проекта (Слайд 17)  

Чтение полученных сказок и показ иллюстраций

VIII. Рефлексия.

- Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас есть такая яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками. 
Красное – всё получилось. 
Жёлтое – испытывали затруднение. 
Зелёное – было всё непонятно.

 Оценивание. 
-
Оцените работу своей группы. (Мы посоветовались …) 

IX. Итог урока. 
-Какую цель и задачу мы ставили перед собой в начале урока?

(Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию, создать в ходе разработки проекта сказку для малышей.)

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

- Что показалось наиболее интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Приложение "Русские народные сказки"

Это приложение поможет проверить знания обучающихся начальных классов по теме "Русские народные сказки"....