Приложение 4.Урок-проект "Создаем сказку"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Литературное чтение, 4 класс
Урок – проект «Создаём сказку»
Шепилова Елена Ивановна, учитель начальных классов
МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4»
Тема: Проектная деятельность: Создание сказки для малышей.
Цели:
1.Подготовить и написать творческую работу «Сказка для малыша».
2.Способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к народному и
авторскому творчеству.
Задачи:
1.Развитие умения обобщать и сравнивать собранный материал.
2.Развивать речь через использование выразительных средств языка.
3.Развивать интерес к историческому и языковому прошлому России, авторской сказке.
Оборудование: рисунки детей к народным и авторским сказкам; материалы,
собранные детьми, мультимедийный проектор, экран, ноутбук,
отрывки из сказок, белые листы, цветные карандаши, бейджики.
Предполагаемый продукт проекта:
Рукописная книга «Сказки для малышей»
Ход урока.
I. Организационный момент.
Этот урок будет одним из циклов проектной деятельности. Посмотрели и улыбнулись друг другу, пожелали удачи и тихо сели.
II.Постановка проблемной ситуации. (Слайд 1)
1.Чтение учителем стихотворения.
По речке, солнцем залитой,
На лёгкой лодочке мы скользим.
Мерцает полдень золотой
Дрожащим маревом сквозным.
А рядом спутницы со мной –
Три юные созданья.
Все трое просят поскорей
Рассказывать им сказку.
Одной – смешней, другой – страшней,
А третья скорчила гримаску
И просит сказку – постранней.
Какую выбрать сказку?
Л. Кэрролл
2.Беседа по вопросам.
-Какие сказки просили рассказать девочки?
-Можете ли вы выполнить их просьбу?
-Поднимите руку, кто любит сказки?
III.Формулирование темы и целей урока
1.Вступительное слово учителя.
-Мы завершили десятое путешествие «Вокруг Маршака».
- Что говорили о Маршаке –редакторе? (Он всех стремился превратить в детских писателей)
- Кого он уговорил писать для детей? (Пришвина, Житкова, Шварца, Толстого, Кассиля, Бианки, Чарушина.)
-Чем же мы будем заниматься на уроке? (Писать для детей.)
-А что будем писать для детей? (Сказки)
- Какая тема нашего урока?
Написание сказки для детей (Слайд 2)
Тихо скрипят половицы,
Налейте в чашки чаек.
Под тихий шелест страницы
К нам сказка в гости идет…
(Слайд 2) Видеоролик «Сказки гуляют по свету» http://my.mail.ru/video/mail/ciao24/47/2241.html#video=/mail/igordeeva/1885/1897
(Слайд 3)
- Мы завершили уже несколько разделов, связанных со сказками и накопили большое количество информации о них. И я предлагаю вам собрать всю полученную информацию, выбрать главное и создать сказку.
IV.Актуальность. (Слайд 4-5) Все дети любят сказки, многие даже сочиняют их сами, но сказка хранит в себе секреты.
Знание их поможет сочинить настоящую сказку.
V. Подготовка к созданию проекта. (Слайд 6-9)
- Чтобы создать сказку нам надо вспомнить:
1.Что такое сказка? (Слайд 6).
2.Виды сказок.
-Какие бывают сказки? (Слайд 7)
(Сказки бывают фольклорные и авторские, о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.)
3.Признаки сказок.
-Каковы признаки сказки? (Слайд 8)
4.Структура сказок. (Слайд9)
-Из каких частей состоит сказка?
Присказка- ритмически организованная прибаутка. (Ученики приводят примеры: «Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди».). Зачин–начало сказки, может быть коротким или длинным. («За тридевять земель, в тридесятом царстве жили-были…», «Жил да был старик да старуха..», «В некотором царстве, в некотором государстве…»). Концовка ограничивает сказку, возвращает читателя в реальность. ( «И стали они жить да поживать да добра наживать», «Тут и сказочки конец, а кто слушал, молодец»). Недаром дети любят сказку.
5.Определение вида сказок.
-Вы знаете, что у каждого вида сказок свои особенности и вам предстоит их найти.
Каждой группе отобрать карточки с особенностями сказок и назвать вид сказки.
Волшебные предметы
Необычные испытания
Троекратное повторение
Таинственное настроение
Герои – простые люди
Смешные ситуации
Высмеиваются плохие черты характера
Восторг умом, находчивостью
Веселое настроение
Герои-животные
Животные разговаривают
Конфликт из-за жилья и еды
Сильный защищает слабого
Веселое настроение
Вывод: все они создают хорошее настроение.
Учитель: Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
6.Викторина «Мир сказок» (Слайд 10-15)
С грядки старушка цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила,
Их девочка Женя о чем-то просила.
Что надо сказать, лепестки отрывая?
Как называется сказка такая? (Цветик-семицветик)
Сейчас потолкуем о книжке другой -
Тут синее море,
Тут берег крутой …
Старик вышел к морю.
Он невод забросил.
Кого он поймает?
И что он попросит? (Золотая рыбка)
Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку малышку? (Дюймовочка)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (По щучьему велению)
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём! (Жар-птица)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой? (Избушка)
У Золушки с ножки
Свалилась случайно.
Была не простою она,
А хрустальной. (Туфелька)
Кто-то за кого-то ухватился крепко:
- Ох, никак не вытянуть,
Ох, засела крепко.
Но ещё помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Может это …(Репка)
6.Деление на группы
- Итак, распределитесь в группе, какую роль будет выполнять каждый.
А сейчас я хочу проверить, как хорошо вы знаете сказки…
V. Физкультминутка (под музыку)
VI.Основной этап создания проекта. (Слайд 16)
-Давайте ещё раз подведём итог, что же мы повторили о сказках?
( виды сказок, авторские и народные, «сказочные приметы», структура сказки).
- Определитесь в своём выборе: какую сказку вы будете сочинять – волшебную, бытовую, о животных.
- Выберите героев, подумайте об их именах.
- Определите сюжет – последовательность событий.
- Подумайте о морали – чему учит ваша сказка, на какой вопрос отвечает.
- Расскажите себе свою любимую сказку шёпотом.
- Отбросьте всё лишнее и запишите её.
- Оформите свою сказку: выполните рисунки.
(Первый вариант сказки пишется на черновике, учитель оказывает помощь).
VII. Этап испытания проекта (Слайд 17)
Чтение полученных сказок и показ иллюстраций
VIII. Рефлексия.
- Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас есть такая яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками.
Красное – всё получилось.
Жёлтое – испытывали затруднение.
Зелёное – было всё непонятно.
Оценивание.
- Оцените работу своей группы. (Мы посоветовались …)
IX. Итог урока.
-Какую цель и задачу мы ставили перед собой в начале урока?
(Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию, создать в ходе разработки проекта сказку для малышей.)
- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?
- Что показалось наиболее интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной (на примере сказки Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца»)
С презентацией...
Приложение 4.1. Презентация к уроку - проекту "Создаем сказку"
презентация к уроку-проекту...
Приложение 4.2. Буклет к уроку - проекту "Создаем сказку"
буклет к уроку-проекту...
Практическое пособие "Разноцветная сказка" (приложение к программе кружка глиняной игрушки)
Материалы для изучения народных глиныных игрушек...
Приложение "сказка о жабе и розе"
приложение...
Приложение "Русские народные сказки"
Это приложение поможет проверить знания обучающихся начальных классов по теме "Русские народные сказки"....