Авторская разработка занятия внеурочной деятельности. Областной конкурс методических разработок по развитию шахматного образования
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Денисова Любовь Сергеевна

«Шахматы – превосходная школа последовательного, логического мышления».

В.А.Сухомлинский

 Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению русского языка.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости, то есть неумение “видеть” орфограммы и применить правила.

Над темой «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка с использованием современных педагогических технологий» я работаю второй год. Одна из технологий, которой я уделяю особое внимание, - технология «шахматной игры».

          Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Дети, играя в шахматы, начинают логически мыслить, рассуждать, делать собственные выводы в создавшейся ситуации (какой ход («правило») является лучшим), и, лишь убедившись в правоте собственного анализа,  принимают решение и делают запланированный ими ход. Шахматы должны войти в жизнь начальной школы, как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место.

         Занятие «Логически-поисковые задания» реализуется через общеинтеллектуальное направление  во внеурочной деятельности. Для использования технологии «шахматной игры» я разработала «шахматную таблицу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Общеинтеллектуальное направление.

Кружок «Эрудит».

   Тема занятия: «Логически-поисковые задания».

   Цель занятия: Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

   Задачи:

1. Отрабатывать умения обучающихся выполнять задания логически – поискового характера.

2. Развивать внимание, быстроту реакции, логическое мышление, умение работать в паре, в группе, исследовательские умения на основе изученного, умение делать выводы и отстаивать свои взгляды; развивать орфографическую зоркость

3. Воспитывать в детях желание помогать друзьям, умение общаться.

   Планируемые результаты:

Метапредметные:

     Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

     Познавательные УУД: применять правила и пользоваться инструкциями; анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); поиск и выделение необходимой информации, обработка информации;

      Коммуникативные УУД: вести устный диалог; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению; навыки сотрудничества; умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Технологическая карта занятия:

Этапы занятия

Микроцели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, формы

Требования к этапу

УУД, формирующиеся на данном этапе

1. Орг.момент

создать эмоциональный настрой

Включает музыкальное сопровождение «Как живете? Вот так…»,  показывает движения.

Познавательные УУД: умение пользоваться инструкциями

Под музыкальное сопровождение «Как живете? Вот так…» выполняют движения.

фронтальная работа

2. Мозговая гимнастика.

1. улучшить мыслительную деятельность, чтение, расслабить  мышцы  шеи и плеч

2. активизировать  структуры, обеспечивающие запоминание, повысить устойчивость внимания

3. улучшить внимание, ясное восприятие и речь.

1. Качание головой.

Уронить голову вперёд, позволяя ей медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

2. Ленивые восьмёрки.

Рисовать в воздухе в горизонтальной плоскости "восьмёрки" по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

3. Шапка для размышлений.

Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки 3 раза, петь или говорить (услышать резонирующий звук своего голоса)

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

     Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями

  1. Качание головой.
  2. Ленивые восьмерки.
  3. Шапка для размышлений.

упражнения мозговой гимнастики, которые помогают снять эмоциональное напряжение и развивают целый ряд психических процессов

3. Разминка.

развитие логического мышления, быстроты реакции, умения общаться

- На доске написан шифр. Разгадав его с помощью «шахматной доски», вы узнаете, о чем мы будем говорить на  нашем  занятии.

На доске:

A-2

D-8

H-10

F-2

B-10

D-1

- Проверим, что вы знаете об этом месяце.

- Подумай, отгадай, хором дружно отвечай!

- Какое место при счете  по порядку занимает этот месяц?

- В каком месяце 28 дней?

- Число дней месяца апреля уменьши в 6 раз. Назови число.

- Назови количество звуков в слове апрель.

        - Назови ударный  слог в слове апрель.

- Как вы думаете, ребята, а почему мы выполняли разминку с заданиями именно про месяц апрель?

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

 Познавательные: применять правила и пользоваться инструкциями; анализ информации; передача информации (устным, письменным, цифровым способами); поиск и выделение необходимой информации, обработка информации;

 Личностные: уважительное отношение к иному мнению; навыки сотрудничества

Работа в парах с использованием «шахматной доски» (Приложение 1)

- Апрель.

- 4.

- Во всех.

- 5.

- 5.

- Второй слог «рель»

- Мы будем работать с информацией (текстом, рассказом) про апрель.

индивидуальная, фронтальная форма работы,

технология «шахматная игра»

4. Тренировка и развитие внимания, зрительной памяти

отрабатывать умения учащихся логическо – поискового характера; воспитывать в детях желание помогать друзьям, умение общаться; развивать артикуляционную память на основе орфографического чтения

Работа с текстом Н.Сладкова «Апрель» (Приложение 2)

Орфографическое чтение текста.

- Сколько в тексте абзацев?

учитель делит детей на группы по желанию (группа 4-5 человек). Каждой группе дает задание:

  1. В первом абзаце найди слово – явление  весны, которое автор называет «апрельскими веснушками». Зашифруй это слово с помощью «шахматной доски».
  2. В третьем абзаце найдите слово с приставкой от- и закодируйте его с помощью «шахматной доски».
  3. В четвёртом абзаце зашифруйте с помощью «шахматной доски» одно слово, в котором не ставится ударение.
  4. В четвёртом абзаце найдите слово с разделительным мягким знаком и зашифруйте его с помощью «шахматной доски».

Проверка результата работы групп.

Познавательные: анализ информации; поиск и выделение необходимой информации, обработка информации;

Коммуникативные: вести устный диалог; слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению; навыки сотрудничества; умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Читают текст орфографически  по цепочке по 1 предложению.

- 11.

Работа в группах.

  1. проталины.

D-8

H-10

C-2

H-8

A-2

B-10

I-2

F-10

L-2

  1. оттаяли.

C-2

H-8

H-8

A-2

B-2

B-10

I-2

  1. Два варианта:
  • лёгких

B-10

D-2

F-5

B-8

I-2

K-10

  • землёй

K-5

F-2

D-10

B-10

D-2

K-3

  1. листьями.

B-10

I-2

F-8

H-8

D-1

B-2

D-10

I-2

Выслушивают друг друга

групповая форма работы

технология «шахматная игра»

5. Веселая переменка. Физминутка для глаз. Подвижная физминутка.

снять эмоциональное, физическое напряжение

- Ребята, скажите, а какое сейчас время года? А по каким признакам, явлениям природы  определили?

- А какое явление природы вы видите на экране?  Капель.

- Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Познавательные: пользоваться инструкциями

Выполняют движения.

Физминутка для глаз «Капитошка».

Подвижная физминутка.

6. Логически – поисковые задания

отрабатывать умение работать в паре; делать выводы; отстаивать свои взгляды; развивать внимание; воспитывать в детях желание помогать друзьям, умение общаться

Работа в парах

- Сядьте по 2 человека   (по желанию)

- Давайте повторим правила работы  в паре.

Работа по карточкам:

   - Найдите и выпишите не менее трех слов, в которых встречается заданный код. Поменяйтесь  листочками с другой парой. Найдите эти слова на карточке, проверьте правильность вписанной буквы по «Карточке с правильными ответами», если нужно, исправьте ошибки. Круги с правильно записанными  словами на карточке раскрасьте одним цветом.

Регулятивные:  учиться высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом, перерабатывать полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы; развивать умения оценки работы у себя и одноклассников на основе заданного задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме;  слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения;

Познавательные:

 передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

Личностные: уважительное отношение к иному мнению; навыки сотрудничества; умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

Работа по карточкам (Приложение 3)

Работа в паре.

  1. Код «A-2» (буква а), слова:

врачи, квартира, работа, завод

  1. Код «F-5» (буква г), слова:

мягкий, шаг, лёгкий, стог

  1. Код «H-5» (буква д), слова:

редкий, грядки, соседка, обед, (суд)

  1. Код «A-2» (буква а), слова:

краснеет, ракета, малина, народ

  1. Код «F-2» (буква е), слова:

снежок, тетрадь, лесок, везде

  1. Код «С-2» (буква о), слова:

домашний, моря, вода, роса

парная

7. Рефлексия.

Самооценка. Итог занятия.

умение делать выводы, оценивать себя

- Оцените свою работу на занятии и раскрасьте флажок соответствующим цветом.

Красный – получилось все отлично;

Желтый – получилось все хорошо;

Зеленый – только часть заданий выполнена так, как хотелось;

Синий – не получилось так, как хотелось.

Регулятивные:

совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; формирование внутренней позиции школьника на уроке

Оценивают свою работу

индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка занятия внеурочной деятельности "Изображение цветов"

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ 1 классеТема № 7 : «Изображение цветов»( По программе внеурочной деятельности художественно- эстетического направления «Смотрю на мир глазами ху...

Авторская разработка занятия внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Школа ритора" по теме: "Опорный конспект". 4 класс

Данная разработка представлена в виде технологической карты. В ней дается описание работы с информацией, способы кодирования информации и ее преобразования: от простого плана до схем и моделей...

Авторская разработка занятия внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению "Школа ритора" по теме: "Опорный конспект". 4 класс

Данная разработка представлена в виде технологической карты. В ней дается описание работы с информацией, способы кодирования информации и ее преобразования: от простого плана до схем и моделей...

разработка по внеурочной деятельности "Шахматы" (второй год обучения) по теме: Шахматная нотация

Шахматная нотация — система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске....

МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБАРАТОРИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНКУРСА В НОМИНАЦИИ АКАДЕМИЯ ТВОРЧЕСТВА. В РАЗОРАБОТКЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ОПИСАНИЕ СОЗДАНИЯ ОТКРЫТКИ В ТЕХНИКЕ СКРАПБУКИНГА, В СМЕШАННОМ СТИЛЕ....

«Методическая разработка» занятия внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» Тема занятия: «Цена и стоимость покупки. Покупки оптом и в розницу».

Данная методическая разработка   может быть использована на занятиях внеурочной деятельности по программе «Финансовая грамотность» во 2-3 классах при изучении раздела: «Ден...