Активизация познавательных интересов посредством применения цифровых образовательных ресурсов.
статья на тему

Гаркина Мария Владимировна

Что можно считать познавательным интересом? (Слайд 2). Известные ученые отвечают на этот вопрос так: «Потребность, ставшая свойством личности человека и побуждающая его к такой деятельности, которая удовлетворяет потребность в объективных достижениях и приносит ему желанное эмоциональное насыщение». [1]. Интерес как мотив учебной деятельности изучали Л.И. Божович, Б.И. Додонов, Л.С. Славина. Многие ученые опирались на труды С.Л. Рубинштейна, называвшего познавательный интерес ценнейшим мотивом учения, черпающим «строительный материал» из внешнего мира. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательных интересов посредством применения цифровых образовательных ресурсов.

Гаркина М.В.

Что можно считать познавательным интересом? (Слайд 2). Известные ученые отвечают на этот вопрос так: «Потребность, ставшая свойством личности человека и побуждающая его к такой деятельности, которая удовлетворяет потребность в объективных достижениях и приносит ему желанное эмоциональное насыщение». [1]. Интерес как мотив учебной деятельности изучали Л.И. Божович, Б.И. Додонов, Л.С. Славина. Многие ученые опирались на труды С.Л. Рубинштейна, называвшего познавательный интерес ценнейшим мотивом учения, черпающим «строительный материал» из внешнего мира.

В педагогике выделяется два понятия активности: активность, как состояние, связанное с реализацией какого – то действия или момента общения и активность как свойство личности, связанное с социальными задачами.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. (Слайд 3). Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации, согласно Ю.К. Бабанскому, это – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса [2].

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

В современной школе одним из эффективнейших и действенных способов активизации познавательной деятельности является использование на уроках цифровых образовательных ресурсов.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) являются одной из форм ИКТ, активно внедряемой сейчас в современном образовательном процессе. (Слайд 4).

ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, соответствующие  поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

К наиболее известным и широко применяемым в современной школе цифровым образовательным ресурсам относятся: плакаты (слайды), презентации, видеоролики, интерактивный показ, тесты для контроля знаний.

( Слайд5). В настоящий момент в сети Интернет представлено много сайтов, предлагающих коллекцию ЦОРов.

Современные цифровые образовательные ресурсы должны: ( Слайд 6)

• соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования науки РФ, используемым программам; ( Обратите внимание на этот пункт).

• ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

•обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;

• предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

• обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;  

А так же…

• содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

• превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;

• полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

• обеспечивать возможность параллельно с цифровыми образовательными ресурсами использовать другие программы;

• обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

• иметь там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

• иметь удобный интерфейс.

Напомним, что в декабре утверждены два федеральных государственных образовательных стандарта для детей ОВЗ: начального общего образования для детей с нарушением слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших), для детей с нарушением зрения (слепых, слабовидящих), для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с задержкой психического развития, для детей с расстройствами аутистического спектра и для обучающихся с интеллектуальными и тяжелыми множественными нарушениями, для которых затруднено освоение цензового образования.

В соответствии с утвержденными ФГОС ОВЗ будут изданы новые учебники и методические пособия для педагогов, и начнется постепенная работа по созданию ЦОР для детей с ОВЗ. А пока мы используем в своей работе ЦОРы для начальной школы и для дошкольных образовательных учреждений, преобразовывая их для использования в своей деятельности.

Использование цифровых образовательных ресурсов делает урок не только привлекательным для учащихся, но и по настоящему современным, решается принцип индивидуализация и дифференциации обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Наглядные возможности цифровых образовательных ресурсов позволяют использовать их уже с первых этапов обучения в школе.

Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов на уроках – это эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников.

  1. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М. Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 1999.
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1997.
  3. http://school-collection.edu.ru/
  4. http://festival.1september.ru/articles/520166


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активизация познавательных интересов посредством применения ЦОР Гаркина М.В.

Слайд 2

Что можно считать познавательным интересом? «Потребность, ставшая свойством личности человека и побуждающая его к такой деятельности, которая удовлетворяет потребность в объективных достижениях и приносит ему желанное эмоциональное насыщение».

Слайд 3

Активизация - постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе .

Слайд 4

ЦОР – необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, соответствующих поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

Слайд 5

Сайты с ЦОР

Слайд 6

Современные цифровые образовательные ресурсы должны: соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования науки РФ, используемым программам; ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения; обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения; предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета; обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

Слайд 8

ФГОС ОВЗ начального общего образования для детей с нарушением слуха (глухих, слабослышащих и позднооглохших), для детей с нарушением зрения (слепых, слабовидящих), для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для детей с тяжелыми нарушениями речи, для детей с задержкой психического развития, для детей с расстройствами аутистического спектра для обучающихся с интеллектуальными и тяжелыми множественными нарушениями

Слайд 9

Литература: Пидкасистый П.И., Фридман Л.М. Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Педагогическое общество России, 1999. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1997. http://school-collection.edu.ru / http://festival.1september.ru/articles/520166 /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательных интересов учащихся начальных классов посредством применения цифровых образовательных ресурсов

Тема "Активизация познавательных интересов обучающихся посредством применения ЦОР"...

Активизация познавательных интересов посредством применения цифровых образовательных ресурсов.

Доклад на методическое объединение на тему: "Активизация познавательных интересов посредством применения цифровых образовательных ресурсов."...

«Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся. Активизация познавательных интересов посредством применения ИКТ»

Перед каждым творчески работающим учителем непременно возникает множество проблем, над решением которых он трудиться порой всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относится проблема развития ...

Активизация познавательных интересов посредством применения цифровых образовательных ресурсов.

В педагогике выделяется два понятия активности: активность, как состояние, связанное с реализацией какого – то действия или момента общения и активность как свойство личности, связанное с социал...

«Активизация познавательных интересов посредством применения информационно-компьютерных технологий обучения»

Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы.       Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – эт...