Главные вкладки

    Активизация познавательных интересов обучающихся посредством применения цифровых образовательных ресурсов
    методическая разработка на тему

    Залогина Светлана Николаевна

    Выступление на МО. Тема "Активизация познавательных интересов обучающихся посредством применения ЦОР"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского

    Активизация познавательных интересов обучающихся посредством применения цифровых образовательных ресурсов 

    (выступление на МО учителей начальных классов)

    Учитель: Залогина Светлана Николаевна

    Декабрь 2017 год

    Активизация познавательных интересов обучающихся посредством применения цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

    Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.

    Что можно считать познавательным интересом? Известные ученые отвечают на этот вопрос так: «Потребность, ставшая свойством личности человека и побуждающая его к такой деятельности, которая удовлетворяет потребность в объективных достижениях и приносит ему желанное эмоциональное насыщение». 

    Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, лучше сохраняется в памяти. "Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще,- писал К.Д.Ушинский. Ученые установили, что 80% информации человек воспринимает с помощью зрения. При использовании традиционных методов основным источником информации является речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Информационно-коммуникативные технологии позволяют расширить арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Взаимодействие осуществляется по всем каналам восприятия "текст- звук- видео- цвет"

    Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, исследование; создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в группах и парах, проблемное обучение. Я на уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме: урок - сказка, урок - путешествие, урок- экскурсия, презентация. Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий.

    К наиболее известным и широко применяемым в современной школе цифровым образовательным ресурсам относятся: плакаты (слайды), презентации, видеоролики, интерактивный показ, тесты для контроля знаний.

    В настоящий момент в сети Интернет представлено много сайтов, предлагающих коллекцию ЦОРов. Информационные технологии помогают отправиться нам хоть на край света, и мои ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Активное развитие информационных технологий в обучении позволяет проявиться творческим способностям как ученика, так и учителя.

    Современный урок не представляется мне без здоровьесберегающих технологий. Создать атмосферу хорошего настроения помогают физкультминутки, которые можно проводить с помощью компьютера.

    Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, являются одним из самых важных результатов инновационной работы в начальной школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

    Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

    Хорошими помощниками стали электронные приложения к УМК «Школа России».

    Кроме того, я веду большую внеклассную работу по предметам русский язык, математика и окружающий мир, что позволяет ребятам самовыражаться, развивать и применять творческие навыки. Третий год участвуем во всевозможных  олимпиадах и конкурсах, есть свои результаты.

    Грамотное применение современных информационных технологий на уроках позволяет сделать их интересными и красочными, живыми и динамичными. Дидактические материалы, созданные при помощи компьютера, обладают привлекательностью и гибкостью. При правильной методике использования средства технологий позволяют привлечь и сосредоточить внимание учащихся, обеспечить необходимый уровень мотивации и, как следствие, повысить результативность обучения. Однако в постоянном применении компьютера на уроке имеется несколько опасностей. Основные – отвлечение внимания и привыкание.

    Не секрет, что чрезмерно красочный урок отвлекает внимание учащегося на форму, а не на содержание. Этот факт подтвержден многочисленными исследователями и не вызывает сомнения.

    Рассмотрим примеры использования ИКТ на отдельных этапах урока.

    Работа с мультимедийными пособиями, с использованием компьютерной презентации дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио - и видеоматериала.

    Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

      - проверка домашнего задания;

      - создание проблемной ситуации;

      - объяснение нового материала;

      - закрепление изученного;

      - проверка знаний в процессе урока.

    Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер). Эта  форма требует наличия персонального компьютера для каждого учащегося. К сожалению, в гимназии нет такой возможности, поэтому приходится разбивать класс на группы и проводить тестирование поочередно.

    Таким образом, при использовании ЦОРов у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

      - умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

      - умение работать в группе;

      - умение находить информацию в различных источниках;

      - коммуникативная компетентность;

      - осознание полезности получаемых знаний и умений.

    На уроках, с использованием ЦОР осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление.

    Подготовка к любому уроку с использованием ИКТ, конечно, кропотливая работа, которая требует тщательной переработки разнообразного материала, но она становится творческим процессом как для учителя так и для ученика. Использование ИКТ и в частности Единой образовательной коллекции ЦОР способствуют воспитанию и развитию личности, формируя познавательную активность обучающихся, в основе которой лежит схема: от любопытства к удивлению, от него - к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску. 

    Использование цифровых образовательных ресурсов делает урок не только привлекательным для учащихся, но и по настоящему современным, решается принцип индивидуализация и дифференциации обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Наглядные возможности цифровых образовательных ресурсов позволяют использовать их уже с первых этапов обучения в школе.

    Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов на уроках – это эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение цифровых образовательных ресурсов.

    Презентация для выступления на методическом объединении учителей начальных классов....

    Отчёт о применении цифровых образовательных ресурсов на уроках в начальных классах

    Комплекс интерактивных и аудиовизуальных средств вступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения....

    Активизация познавательных интересов посредством применения цифровых образовательных ресурсов.

    Что можно считать познавательным интересом? (Слайд 2). Известные ученые отвечают на этот вопрос так: «Потребность, ставшая свойством личности человека и побуждающая его к такой деятельности, которая у...

    Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках.

    Помощь при проведении урока: - демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор; -использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных л...

    Активизация познавательных интересов посредством применения цифровых образовательных ресурсов.

    Доклад на методическое объединение на тему: "Активизация познавательных интересов посредством применения цифровых образовательных ресурсов."...

    Активизация познавательных интересов посредством применения цифровых образовательных ресурсов.

    В педагогике выделяется два понятия активности: активность, как состояние, связанное с реализацией какого – то действия или момента общения и активность как свойство личности, связанное с социал...