памятка для педагогов "Внимание! Жестокое обращение с ребёнком"
материал на тему

Красюк Ирина Алексеевна

В помощь педагогам: раскрытие понятия  и видов насилия, признаков, по которым можно предположить, что ребёнок оказался жертвой насилия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_dlya_pedagogov.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для педагогов

«Внимание! Жестокое обращение с ребёнком»

«Ребёнок доложен быть защищён от всех форм небрежного

отношения, жестокости и эксплуатации».

Принцип 9 Декларации прав ребёнка (20 ноября 1959 г.)

Конвенция о правах ребёнка (2 сентября 1990 года) ратифицированная в СССР, предусматривает обязательство государства защищать детей от жестокого обращения:

Статья 37 гласит: «Государства – участники обеспечивают

а) чтобы ни один ребёнок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания».

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, педагогов и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психологическое насилие и пренебрежение.

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребёнку в возрасте до 18 лет.

Сексуальное насилие – использование ребёнка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

Психологическое насилие – хронические проявления поведения взрослых, выраженные в унижениях, оскорблениях, издевательствах и высмеиваниях ребёнка.

Пренебрежение – неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребёнка, не достигшего  18 лет, в пище, одежде, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Они приводят к стойким личностным изменениям, которые препятствуют способности ребёнка реализовать себя в будущем.

Наиболее часто жертвами различного рода насилия, как со стороны взрослых, так и  сверстников, становятся:

●дети, воспитывающиеся в условиях жёстких отношений в семье, враждебно воспринимающие мир;

●дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, заброшенности эмоционального отвержения, не получающие достаточного эмоционального тепла, легко внушаемые, не способные оценить степень опасности и сопротивляться насилию;

●дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нечёткими внутренними границами, делающими их не способными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;

●дети с психическими аномалиями (психопатии, последствия органических заболеваний центральной нервной системы, последствий черепно-мозговых травм и т.п.), не способные адекватно оценить опасность ситуации;

●маленькие дети в силу их беспомощности.

Физическое насилие – явление достаточно распространённое в нашем обществе. Основными последствиями физического насилия является наличие следов многочисленных ран и синяков (разных по времени возникновения), ожоги, отсутствие контроля  над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии. Непосредственно после травмы могут возникать острые состояния страха. Кроме того, последствиями физического насилия могут быть садистские наклонности.

Психологическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми) проявляется: в обвинениях в адрес ребёнка (брань, крики), в принижении успехов ребёнка, в отвержении его, в принуждении к одиночеству, в совершении в присутствии ребёнка насилия по отношению к другому человеку.

Последствиями психологического насилия могут быть: задержка в физическом, речевом развитии, импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость, уступчивость, податливость, ночные кошмары, страх темноты, боязнь людей, печаль, беспомощность, безнадёжность, заторможенность.

Сексуальное насилие, совершённое по отношению к ребёнку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Сигналы опасности, которые должны привлечь внимание взрослых: двусмысленные заявления детей или истории про вымышленных героев, воспроизводство сексуальных действий в играх, ребёнок обнаруживает странные (причудливые) сексуальные познания Старшие дети могут делать намёки о происходящем педагогам, друзьям, соседям. Подростки могут уходить из дома без видимой на то причины. Дети и подростки, пережившие насилие, чувствуют бессилие и замешательство, смущение и стыд. Они часто обвиняют себя в том, что случилось, чувствуют себя соучастниками или виновниками происшедшего. Последствия сексуального насилия могут выражаться в нарушении концентрации внимания. Дети, пережившие насилие, перестают доверять людям, они становятся замкнутыми и недоверчивыми.

Одним из важных психологических последствий у детей, переживших насилие, является неадекватное снижение самооценки.

Наиболее общими симптомами последствий насилия в зависимости от возраста ребёнка, являются:

Для детей до 3 лет – страхи, спутанность чувств, в поведении отмечаются нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры.

Для дошкольников – тревога, боязливость, спутанность чувств, чувство вины, стыда, отвращения, чувство беспомощности; в поведении отмечаются: отстранённость, агрессия, сексуальные игры.

Для детей младшего школьного возраста – противоречивость чувства к взрослым, страх, чувство стыда, испорченности, недоверия к миру; в поведении отмечается отстранённость от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, сексуальные действия с другими детьми.

Для детей 9-13 лет – то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений; в поведении отмечаются изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречие поведение.

Для подростков 13-18 лет – отвращение, стыд, вина, недоверие, противоречивость чувства к взрослым, несформированность социальных ролей, чувство собственной ненужности; в поведении отмечаются попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми - это одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большую озабоченность. Дети, безусловно, являются наиболее незащищенной категорией населен...

Жестокое обращение с детьми.

Памятка для родителей. Жестокое обращение с детьми - порочный круг насилия....

Памятка для родителей. Жестокое обращение родителей с детьми.

Эта статья поможет родителям в вопросах воспитания детей....

Памятки для родителей «Жестокое обращение с детьми»

Памятки для родителей «Жестокое обращение с детьми»...

Памятка "Жестокое обращение с детьми в семье"

Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодност...

Памятка для родителей: "Как уберечь ребенка от насилия и жестокого обращения"

Как помочь детям, чтобы они почувствовали себя защищенными, сильными и свободными? Сегодня большинство родителей очень часто и по-разному поводу испытывают страх за своих детей. Чтобы помочь детям изб...

Родительское собрание на тему: «Жестокое обращение в семье. Поощрение и наказание ребёнка»

Цель: Помочь родителям овладеть культурой воспитания; помочь разрешить проблему взаимоотношений родителей и детей. Донести до сознания родителей, что жестокое обращение с детьми недопустимо; что ...