Исследуем листья в "Лаборотории Почемучек"
план-конспект на тему

Тагирова Гульнара Хажимуратовна

Конспект занятия в старшей группе «Звездочки».

Тема: Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»

Цель: Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issleduem_listya.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Звездочки».

Тема: Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек»

Цель: Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

Задачи:

Образовательные:                                                                                                                                              Обобщить знания об осенних изменениях в природе.
Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
                                                                                                                         

Развивающие:
Расширить словарь детей (черешок, кромка, хлорофил, листопад).
Развивать внимание, связную речь,  э
стетическое восприятие, воображение. Развивать познавательную активность детей,  наблюдательность, умение делать выводы, анализировать в процессе экспериментирования.


Воспитательные:
Воспитывать любознательность, интерес к экспериментальной деятельности. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире, создавая эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность.

 Предварительная работа:

А) Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

Б) Подвижные игры детей «Беги к дереву, которое назовут», «С чьей ветки детки», дидактические игры  «От какого дерева плоды и листья?»  Чтение книг, энциклопедии для любознательных «Почемучка», «Обо всем», рассматривание иллюстраций, стихи Т.А. Шорыгиной «Прогулка в лес», «Осенняя песня». В. Авдиенко  «Осень», Березка    А. Кулагина,  Рябина.  С.А.Васильева, Дуб.  И. Токмакова,  слушание музыки П.И.Чайковского.

Г) Рассматривание картин художников А. Куинджи, И. Левитана «Берёзовая роща». Знакомство с понятием «пейзаж».  

Д)  В  ясный  осенний  день  предложить  детям походить по опавшей листве слушать   как  шуршат  листья,  рассматривать листья  различных  деревьев.

Индивидуальная работа:

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении Настю,  Анну отвечать полным ответом.

Помочь  детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом Василису, Арину.

Развивать умение поддерживать беседу Веронику, Настю.

Словарная работа:

Активизировать речь и обогащать словарь детей: Максима словами исследователи, лаборатория, золотая, пурпурная.

Оборудование:

- листы бумаги, лупа, кусочки белой ткани, деревянные кубики по количеству детей, листья разного цвета, величины и формы,

Интеграция: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность.

Ход эксперимента:

Группа оборудована в научную лабораторию для проведения опытов.

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам пришли гости.

Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте!

Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, утро, здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Воспитатель                                                                                                                                               - Ребята, сегодня у нас необычное занятие.                                                                - Вас ждет много интересных заданий и игр. Но сначала послушайте историю о таких же детях, как вы, только из другого детского сада.

В одном детском саду вышли дети утром на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака. Дети поежились и спросили:
- Что случилось?
- Ничего особенного! Просто закончилось лето! - улыбнувшись, сказала воспитательница. - На дворе осень.
- А и правда! Осень — очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди и дует сильный ветер... - расстроено сказал один мальчик.                                                                                        
- Нет, дети, - возразила воспитательница, - каждое время года прекрасно по-своему!

Воспитатель:                                                                                                                                  - А  что вы можете рассказать об осени?                                                                                                                                            -  А почему именно осенью так приятно гулять в парке?                                                        - Какими дарами радует природа человека?                                                                                  (Разве плохо, когда взрослые приносят с магазина или рынка спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности?)                                                                               - Почему осень красивое время года?                                                                                                           Дети:                                                                                                                                                                        - Осень - очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные.                                                                                               Воспитатель:                                                                                                                                                                    - Ребята,  а сейчас мы отправимся  в Лаборатории Почемучек.                                                                                                                      - Чем мы здесь занимаемся?

Дети: Мы проводим опыты и эксперименты для того, чтобы получить ответы на вопросы.                                                                                                                                                                                    Воспитатель:                                                                                                                                                   - Давайте  в  лаборатории рассмотрим подробно строение листа.                                                                     - Какое оборудование  используем для рассматривания различных предметов?                                                                                                                                                 Дети:                                                                                                                                                      - А для того, чтобы лучше рассмотреть предметы используемся увеличительный прибор — лупу.                                                                                                                  

Исследование строения листа с помощью лупы.

Воспитатель:                                                                                                                                                                                                      -  Из скольких частей состоит лист?                                                                                                            Дети:                                                                                                                                                      - Лист состоит из двух частей.                                                                                                                Воспитатель:                                                                                                                                                                                                      -  Как называется это часть листа?  (Это черешок. Повтори Василиса, как?..)                                                                                                                                                                                                                         -  Какую функцию несет черешок?                                                                                         Дети:  черешок - это часть листа, которая соединяет лист с веткой. 

Черешок – суженная часть листа, соединяющая своим основанием листовую пластинку со стеблем. Он выполняет важнейшие функции: ориентирует лист по отношению к свету, является местом расположения вставочной образовательной ткани, за счёт которой растёт лист. Кроме этого, он имеет механическое значение для ослабления ударов по листовой пластинке от дождя, града, ветра и пр.
Воспитатель:                                                                                                                                                                            - А как называется вторая часть листа?                                                            Дети: Это листовая пластинка.                                                                                                                                         Воспитатель:                                                                                                                                                       - Повтори, Паша, как.                                                                                                                                 – Рассмотрите листовую пластинку с двух сторон: с верхней и нижней стороны. Потрогайте.   Верхняя сторона пластинки какая?

 Дети: Верхняя сторона листа почти голая, гладкая и зеленого цвета.

Воспитатель:                                                                                                                                                               - А чем отличается нижняя сторона листовой пластики от верхней?

Дети: Там больше видны трубочки и жилки и она светло зеленого цвета.                                                                                       (Покрыта многочисленными простыми волосками. На листовой пластинке очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Из листовой пластинки жилки переходят в черешок).

Воспитатель:                                                                                                                                                                                                 - Дети, как вы думаете? Почему верхняя сторона темнее, чем нижняя поверхность листовой пластинки.

Дети:  Потому, что солнечные лучи падают на поверхность листовой пластинки и она вбирает в себя солнечный свет.      

Воспитатель:                                                                                                                                                           - Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Это вещество называется «хлорофил».   

Научное определение хлорофилла - это зеленый пигмент растений, с помощью которого они улавливают энергию солнечного света.       

- Сейчас проведем опыт и увидим это вещество. 

Опыт «Почему лист зеленый?»

- Возьмите листочек и вложите и  согните пополам кусочек белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку, сильно нажимая на кубик проведите по ткани несколько раз.

- Что вы обнаружили в ходе опыта?                                                                                         Дети:  На ткани появились зеленые пятна.                                                                                                      Воспитатель:                                                                                                                                - Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет.                                                (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

- Когда  листья теряют зеленый цвет?
Дети:                                                                                                                                                                                         - Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Воспитатель: Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Какими тогда становится листья?                                                                                                              Дети:  Оранжевые, красные, коричневые, пурпурные, золотые и т. д.)

- Что нового дал вам этот опыт?                                                                                                                ( Что из-за зеленого вещества листья зеленые)                                                                                                                    – Как называется зеленое вещество?                                                                                                 ( Зеленое вещество – хлорофил)                                                                                                                  

Воспитатель: - Например, у  дерева березы сколько листовых пластинок?

Дети:   У березы листья имеют одну листовую пластинку.

Воспитатель: Такие листья, как правила,  называют простыми. А вот у таких, как рябина, чем отличаются листья?

Дети: Имеют несколько листовых пластинок, которые прикреплены к главному черешку.

Воспитатель: Как можно называть такие листья?                                                                  Дети: Такие листья называют сложными.                                                                                                    

Воспитатель:                                                                                                                                                        - А теперь рассмотрите край листа. Как называется край листа? Кто знает?                           Дети:  Край листа называется «кромка».

Воспитатель: Рассмотрите кромку листа. Какая она у березы? А у сирени?

Дети: У березы – зубчатое, а у сирени ровное.

Воспитатель:  Что можно узнать по кромке?

Дети: Кромка позволяет узнать с какого дерева листок.                                                                                        

Воспитатель: - Что интересного узнали о строение листа?                                                                             (Что черешок соединяет лист и ветку, что верхняя часть темнее, чем нижняя сторона листа, и что кромка бывает зубчатая и ровная).

Если взять для сравнения два листочка различных деревьев либо растений, то можно увидеть, листовые пластинки у них разнообразны. Так, например, у осины они округлые, у сирени – сердцевидные, а у пшеницы – длинные и узкие, другими словами их называют линейными листьями.

Мы немножко устали, давайте отдохнем. Раз, два, три покружись и в листочки превратись.

Физкультминутка «Мы листики осенние»

Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
(Плавное покачивание руками вверху над головой)

Ветер дунул - полетели,
Мы летели, мы летели
(Руки в стороны, плавные движения, бег)

И на землю тихо сели.
(Медленно присесть на корточки)

Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Встать, руки в стороны)

Закружились, полетели
(Бег с плавными движениями)

И на землю снова сели,
(Присесть)

 Воспитатель: - Но вернемся к нашей истории. Послушайте дальше.  

   Все что вы рассказали про осень, объяснила детям их воспитательница. И дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха. А тем временем сильным порывом ветра во дворе разметало и подняло в воздух пыль и опавшие листья.
- Ну вот! - сказал упрямый мальчик. - Я же говорил, что осенью идут дожди, дует сильный ветер.
А когда ветер успокоился, воскликнул:
- Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки.

                                                                                                                   

Воспитатель:  На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев. Давайте проведем  еще один эксперимент,  для того, чтобы выяснить, как падают листья?

Эксперимент «Как листья падают».

Воспитатель: Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит,  внимательно наблюдайте  за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?  

Воспитатель:  Максим, как у тебя падал листок?                                                                                                  Ответы детей: Мой листок …  

Воспитатель:  Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?      Какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться, а какой летел прямо?                                                                                                                                                                                                                                                                                      -  Дети можно сделать такой вывод: крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

- А теперь послушайте, что случилось дальше в нашей истории.

- Ох-ох-ох! - вздохнул мальчик. - И как же бедные деревья будут без листьев, совсем голые спасаться от холода.
И придумали дети прикрепить листья к дереву клеем или липкой лентой. Но прежде пришлось им определить с какого дерева листок.

А вам по силам определить с какого дерева листок? Сейчас проверим.

 «С какого дерева листок»

На ковре разбросаны опавшие листья. На коробках изображены знакомые вам деревья. Бегите на ковер собирайте листья и складывайте их в ту коробку, на которой изображено именно то дерево, с которого слетел этот листок. (Воспитатель уточняет, какое количество разных листочков может взять каждый ребенок, чтобы хватило всем)

- Смотрите, как много опавших листьев, - заметила одна девочка. - Это сколько же времени нам понадобится, чтобы прикрепить все листья?
- Не тратьте время зря, - посоветовала детям воспитательница. - Ведь наклеенные листья не помогут деревьям согреться. Более того, деревья вовсе не боятся холода. Но помочь им можно. Хотите узнать как?
- Конечно хотим! - обрадовались дети.                                                                                                                                          

Воспитатель: -  А вы, дети, как думаете?

Дети: Взять  грабли и собрать  сухую листву в кучу вокруг ствола дерева. За зиму листва сгниет и станет удобрением для дерева. Весной, перед началом цветения дерева удобрение будет кстати.      

Воспитатель:    Дети из другого садика, так и сделали.   А потом пожелали деревьям хорошо перезимовать.   Вот закончилась и история с детьми из другого детского сада.                                                                                                                                                      - Что понравилось в этой истории?                                                                                                             - Что интересного узнали во время опытов?                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проектной деятельности "Клуб юных знатоков: мыслим - творим - исследуем!"

Данная программа проектной деятельности учащихся разработана в соответствии с требованиями ФГОС на все 4 года обучения в начальной школе....

Календарно - тематическое планирование занятий "Клуба юных знатоков: мыслим - творим - исследуем!"

Данное КТП составлено в соответствии с представленной программой Клуба юных знатоков....

Исследуй образ былинных героев

План исследования учащимися образов былинных героев.Данный план может служить основой для создания учащимися своего проекта о любимом былинном герое.Может использоваться для учащихся 3-4 классов по лю...

Исследуем температуру

Исследовательская работа с применением учебного лабораторного оборудования...

Урок окружающего мира "Как животные исследуют мир". 1 класс

Развивающий урок с электронным приложением  может быть проведён по любому УМК, т.к. используются различные педагогические технологии....

Кто исследовал Австралию

разработки уроков...

Программа кружка "Я исследую мир"

Программа кружковой деятельности младших школьников «Я исследую мир» по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 4 классов, и является  механизмом интеграции, обеспе...