доклад на тему: "Игра и упражнение -как средство коррекции и развития эмоциональной сферы учащихся школы 8 вида"
статья на тему

Конюхова Наталья Евгеньевна

доклад на тему : Игра и упражнение как средство коррекции и развития эмоциональной сферы учащихся школы 8 вида"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igra_kak_sredstvo_korrektsii.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

   Исследования Л.В. Занкова, В.И. Лубовского,  Ж.И. Намазбаевой, М.С. Певзнер, В.Г. Петровой, С.Я. Рубенштейн, Ж.И. Шиф и многих других специалистов показывают, что своеобразие психического развития при умственной отсталости проявляется не только в снижении познавательной деятельности. Коррекционного вмешательства требуют все сферы личности таких учащихся. Причем, эмоциональное развитие, заслуживает особого внимания, поскольку оно  оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими и во многом определяет успешность социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта.

    В распоряжении учителя, воспитателя, психолога специальной (коррекционной) школы не всегда имеются эффективные средства, способствующие исправлению возможных нарушений эмоциональной сферы учащихся, а также развитию всех ее параметров. При этом ограничено и количество специальной литературы, включающей необходимую для решения этого вопроса информацию.

    Наиболее действенными методами и эффективным средством  коррекции и развития эмоциональной  сферы умственно отсалых воспитанников является игра и упражнение. Высокая  эффективность упражнения  подчеркивается в работах  Л.С. Выготского, А.Н. Граборова, Г.М. Дульнева,  А.С. Белкина. Эффективность игрового метода отражается в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконина, О.П. Гаврилушкиной.

    Являясь ведущим видом деятельности и новообразованием дошкольного возраста игра, по мнению Л.С. Выготского, не умирает и на более поздних этапах онтогенеза, поскольку находит внутреннее продолжение в учебе, труде и других видах деятельности.

    Любая игра включает элементы целеполагания, планирования, реализации цели, анализа результатов, что способствует развитию творческого потенциала личности и гибкого целенаправленного поведения.

    Игра всегда добровольна, позволяет участникам самоутвердиться, дает чувство удовлетворения, может воодушевить, пробудить интерес, способствует осознанию потенциальных возможностей собственной психики. Правильно подобранная и умело проведенная игра является основным элементом педагогического процесса.

    При выполнении упражнений воспитанники оперируют словесным, наглядным и практическим материалом. Активный интерес стимулируется с помощью  занимательной формы заданий и небольших поощрительных призов.

   Игры и упражнения в педагогическом процессе могут носить различный характер и преследовать  множество целей. Рассмотрим некоторые из них.

 Подвижные игры:  «Горячий картофель», Черепашьи бега», «Вороны и воробьи», «Кому достанется платок», «Карлики и великаны»  используются для  установки положительной психологической атмосферы в группе.эти игры несут мощный заряд положительных эмоций и быстро переключают школьников на новый вид деятельности.

  Эстафетные игры: «Не погаси свечу», « Не пролей воду», Не урони яблоко» можно проводить по ходу занятия. Они помогают снять усталость или излишнее напряжение, заполнить паузу между этапами работы. Однако если школьники проявляют  повышенное возбуждение, более благоприятное влияние на их эмоциональную сферу окажут спокойные игры: «Ласковое имя», «Смотри мне в глаза», «Любое число», «Ассоциации», «Один, два, добрый день».

  Игры направленные на  коррекцию и развитие  невербальных средств  эмоционального проявления должны строиться по принципу  от простого к сложному.

  1. «Самое веселое лицо» - все располагаются по кругу, по команде изображают эмоциональное состояние ( грустное, злое, доброе). Затем сложнее – испуганное, удивленное. Ведущий выбирает самого лучшего игрока.
  2. «Зеркальная комната» - один ведущий, остальные- « зеркала».  Ведущий подходит к игроку и говорит: «Ты- обычное зеркало.» или «Ты- кривое зеркало.» Затем  показывает эмоциональное состояние, а игрок должен его повторить или показать противоположное. Пройдя по кругу ведущий выбирает лучшего игрока.
  3. «Станцуем настроение» - это движения под музыку, выражающие настроение.

Игра «Тра-та-та» развивает   голосовые интонации. Одно слово можно произнести по разному.

  Существуют игры, которые вырабатывают умения реагировать на неприятные воздействия социально приемлемым способом: «Я на тебя не сержусь», «Вежливый ответ», «Скажи обо мне правду».

Многие игры направлены на развитие позитивных эмоций по отношению к окружающим: «Добрые волшебники», Три желания», «Букет для любимой учительницы» и т.д.

Упражнения делятся на 4 группы:

  1. Упражнения развивающего характера, направленные на преодоление личностной незрелости школьников, а также на развитие высших чувств и сохраненных качеств эмоциональной сферы.         Например:

« А где смеятся?», «Шутки разные бывают веселят и обижают», «Твой любимый анекдот», «Нарочно не придумаешь», «Чтобы было смешно». Эти упражнения построены на материале смешных картинок, высказываний, рассказов и анекдотов.

«Шутки разные бывают веселят и обижают»

В этом упражнении школьнику предлагается разделить высказывания и картинки на 2 группы:

- мальчик надел смешную маску

- к собачьему хвосту привязана консервная банка

          - взрослый мужчина катается на маленьком трехколесном велосипеде

          - девочка в портфеле нашла живую мышь      и т.д.

По окончании работы проводится беседа по умению шутить, не обижая других людей. Во время беседы приводятся примеры из жизни.

  1. Упражнения направленные на развитие адекватности эмоциональных проявлений: «Директор школы», «Справедливый учитель», «Я- это ты», «За что и почему», «Такой поступок мне к лицу».

Рассмотрим последний.  Взрослый поочередно называет поступки и действия (смастерить скворечник, нагрубить учителю,  подготовить к уроку доску и т.д.) , а школьник отвечает «Такой поступок мне к лицу» или « Подходит больше подлецу». Школьник может аргументировать свой ответ.

  1. Упражнения направленные на развитие средств эмоциональной выразительности : «Это мой любимый кот», «Веселый мим», «Изобрази», «Надень маску», «Вверх по лестнице», «Молодец всегда так делай», «Бльшое вам спасибо». Упражнения могут быть представлены как в картинказ, так и записаны на карточках.

«Вверх по лестнице»

На листе бумаги рисуют лестницу из 3 ступенек и объясняют, что на нижнюю ступеньку следует помещать карточки , на которых отражено слабое проявление того или иного чувства, на среднюю – с более выраженными признаками, а на верхнюю – интенсивные эмоции.   Эти эмоции учащиеся могут повторить перед зеркалом.

  1. Упражнения для преодоления повышенной тревожности, страхов: «Нарисуй свой страх», «Страшные сказки», «Не боюсь темноты», «Испуганное лицо», «Добрый совет», «Воздушный шар», «Письмо обидчику», «Получай противная подушка» и другие.

«Добрый совет»

Взрослый и учащийся меняются местами. Ученику предлагают представить, что перед ним человек совершенно необоснованно боящийся, например, темноты (обычно говорят о том чего боится сам ребенок).

    Таким образом мы видим, что игр и упражнений существует великое множество и все они являются, при правильной организации, важным методом воздействия на эмоциональную сферу учащихся школы 8 вида. Их эффективность обусловлена индивидуальной формой работы, обеспечивающий устойчивый контакт и доверительные взаимоотношения с воспитанником, а также максимальной направленностью на преодоление возможных негативных ситуаций, сопутствующих  развитию личности.

 

 

ГБОУ Воскресенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

ДОКЛАД

Игра и упражнение – как средство коррекции и развития эмоциональной сферы учащихся школы VIII вида.

Подготовила: учитель начальных классов

Конюхова Н.Е.

2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиология как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья

1. Введение.В настоящее время наиболее острая проблема – подготовка к жизни и труду подростков с аномальным развитием психики (дети, имеющие диагноз: ЗПР, олигофрения, тугоухость, слабовидение, ...

Проект. Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов.

Песочная терапия как средство коррекции эмоциональной сферы учащихся 1-2 классов. Цель. Задачи. Этапы....

Доклад на тему: "Развитие эмоциональной сферы как средство успешной социализации детей с ОНР"

В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребенка в процессе обучения возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности, при этом, дети имеют нормальные потенц...

Мультипликация как средство коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития

Представлено описание мультипликации как средства коррекции и развития эмоциональной сферы младших школьников с задержкой психического развития....

Программа по коррекционному курсу «Формирование коммуникативного поведения» АООП НОО обучающихся с РАС (вариант 8.3) «Коррекция и развитие эмоциональной сферы» 1 – 4 классы .

Программа разработана на основе пособия: Е.В. Ивановой, Г.В. Мищенко «Коррекция и развитие эмоционально сферы детей с ОВЗ».Основная цель данной программы -  способствовать психическом...

Доклад по теме "Игра как способ повышения качества и продуктивности обучения русскому языку в начальной школе"

Выступление на открытом заседании Городского педагогического сообщества учителей общеобразовательных организаций по направлению «Начальные классы». Тема заседания: «Профессиональное ...

Кинезиология как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Главным условием успешной и эффективной работы, направленной на преодоление и ослабление психофизических недостатков учащихся с интеллектуальным недоразвитием является её системность, комплексность и ...