Программа наставничества
рабочая программа (3 класс) на тему

Зинина Любовь Александровна

Программа наставничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

Актуальность программы

Современной школе в условиях введения и реализации профессионального стандарта «Педагог» нужен компетентный учитель, способный самостоятельно мыслить, понимать суть происходящих в образовании перемен, осмысленно и быстро включаться в инновационные процессы.

Как учитель с многолетним стажем и как руководитель методического объединения учителей начальных классов могу смело утверждать, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация начинающего учителя может протекать длительно и сложно. Причины этого кроются в том, что начинающий учитель ещё слаб как профессионал: сдавая в институте экзамены, он усваивал внешние в отношении себя факты, которые и сложились в его сознании в некую сумму знаний. Кроме того, начинающий педагог недостаточно подготовлен в нормативно-правовых вопросах. Можно предположить, что и  в методике преподавания предмета, в планировании и организации учебной, внеурочной и внеклассной деятельности встретятся некоторые затруднения. И в этой связи важны качественные характеристики начала профессионального пути учителя.

Представленная программа направлена на создание адекватных условий поддержки профессионального становления учителя с учетом его актуального уровня и перспектив развития профессионализма. Следует отметить, что процесс профессионального становления педагога  рассматриваем как систему его развития в интегративном процессе, включающем внутреннее социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом со стороны самого учителя и школы. Это предполагает определение целей профессиональной деятельности на каждом этапе профессионального становления и соответствующих им содержания, технологий, средств профессионального совершенствования.

Программа включает три этапа:

 Адаптационный этап. Знакомство опытного педагога с начинающим учителем, когда наставник определяет для себя пробелы в его подготовке, умениях и навыках, развитии профессиональных компетенций (Профессиональный стандарт «Педагог») для составления конкретной программы адаптации.

Основной этап. Реализация в совместной деятельности программы адаптации начинающего педагога. Коррекция умений и навыков, развитие компетенций. Наставник помогает подшефному составить собственную программу профессионального роста.

Контрольно-оценочный этап. Оценка наставником уровня профессиональной компетентности начинающего учителя, определение его готовность к выполнению своих обязанностей.

Условиями эффективности реализации программы являются :

взаимная заинтересованность наставника и молодого специалиста;

административный контроль за процессом наставничества;

тщательно продуманное планирование и своевременное отслеживание промежуточных результатов сотрудничества.

 Основными направлениями работы педагога-наставника будут следующие:

адаптационная работа;

психологическая поддержка;

мотивация самообразования;

организация профессиональной коммуникации.

Адаптационная работа будет включать :

знакомство со школой, представление начинающего учителя коллективу школы на педагогическом совете;

анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);

организация шефской пары и закрепление учителя-наставника;

заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства;

разработка адаптационной программы профессионального становления начинающего учителя;

контроль и оценка профессиональной адаптации начинающего учителя.

Мотивация самообразования предполагает включение начинающего учителя в различные формы повышения квалификации:

педагогическое проектирование;

решение педагогических ситуаций;

активно-игровые методы;

индивидуальное и микрогрупповое исследование;

профессиональные конкурсы;

документальный анализ;

написание творческих работ;

ведение аналитического дневника;

дискуссионный способ;

часы заинтересованного информационного обмена;

посещение уроков и мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом;

совместная с наставником работа по подготовке уроков и педагогических мероприятий;

разработка и реализация индивидуальных и парных профессиональных

Работа по организации профессиональной коммуникации включает в себя следующие направления:

с наставниками – оказание помощи при составлении тематических и поурочных планов, взаимопосещение уроков, совместная подготовка материалов для контрольных работ, анализ и коррекция результатов;

коллегами по методическому объединению и в учреждении образования;

администрацией;

учениками и их родителями;

коллегами из других школ.

Схема организации

 становления профессионализма начинающих учителей

 в инфраструктуре методической работы школы

Предметно-тематическое содержание методической помощи

Процессуальное содержание

Методическая работа школы

Представление школьной инфраструктуры методической помощи, выявление целей, содержания деятельности и возможностей каждой из структур в оказании помощи начинающему учителю

Педагогический опыт учителей школы

Определение целей участников.

Презентация интересного опыта учителей школы (учителей-предметников, творческих групп и т.д.). Обсуждение этапов становления опыта, его теоретических оснований. Анализ процесса и результатов презентации опыта.

Задачи школы

Определение целей работы по теме.

Проблемно ориентированный анализ педагогической деятельности и конкретизация целей и задач на предстоящий учебный год (с учетом общих целей школы). Построение «дерева» целей работы с классом. Анализ работы по определению целей и задач

Планирование методической работы на учебный год

Определение ожиданий и целей участников заседания. Проектирование и программирование методической деятельности учителей школы по решению задач современной школы. Создание управляющей подпрограммы работы по направлению. Планирование начинающим учителем своего участия в методической работе. Самоопределение  темы работы. Анализ процесса и результатов планирования.

Планирование педагогической деятельности

Постановка целей работы над темой. Разработка и обсуждение тематических планов с учетом особенностей класса и программ. Консультирование. Экспертиза планов. Разработка планов внеурочной деятельности, работы с семьями учащихся. Анализ индивидуальных результатов планирования.

Типы уроков. Их особенности на разных этапах обучения школьников

 Проектирование уроков различного типа. Формулирование запроса на консультацию.

Подготовка и проведение демонстрационных уроков различного типа. Анализ уроков и определение задач развития педагогического профессионализма.

Выявление особенностей управления учебной деятельностью школьников на разных этапах

Виды заданий, обеспечивающих формирование умений учебной деятельности

Определение целей работы. Разработка совокупности заданий, направленных на формирование компонентов учебной деятельности школьников на разных этапах обучения.

Апробация заданий. Формулирование запроса на консультацию. Анализ и корректировка совокупности заданий.

Рефлексия процесса разработки и использования совокупности заданий как средства управления учебной деятельностью.

Организация самостоятельной учебной деятельности школьников в групповой форме на разных этапах обучения

Анализ практики организации самостоятельной учебной деятельности школьников в различных формах.  

Проектирование способов организации совместно-распределенной учебной деятельности школьников на разных этапах обучения. Формулирование запроса на консультацию.

Разработка средств организации позиционного взаимодействия школьников в малых группах.

Разработка критериев анализа учебной деятельности школьников в групповой форме. Проектирование, проведение и анализ уроков.

Определение задач развития коммуникативного компонента педагогической деятельности.

Рефлексивный анализ итогов работы над темой

Качество учебной деятельности школьников

 

Определение содержания и методик изучения качества обучения школьников (предметной подготовки, мотивации учения, динамики умения учиться). Формулирование запроса на консультативную помощь.

Изучение качества обучения школьников. Обработка и интерпретация полученных данных. Консультирование начинающих учителей по вопросам интерпретации. Анализ и обсуждение результатов изучения качества обучения школьников (на разных этапах). Определение задач совершенствования управления учителем качеством развития школьников.

Рефлексивный анализ методической работы по теме

Рефлексивный самоанализ и самооценка педагогической деятельности

Рефлексивный анализ владения содержанием понятий «рефлексия», «самоанализ», «педагогическая деятельность», схематичное представление ориентировочной основы соотвествующих им действий. Определение целей работы над темой.

Анализ и обсуждение модели педагогической деятельности учителя начальных классов.

Самоанализ и самооценка уровня своего профессионализма. Формулирование запроса на консультацию. Взаимооценка учителями уровня профессиональной компетентности. Обсуждение и анализ процесса и результатов рефлексивной самооценки.

Уточнение целей и задач профессионального саморазвития. Проектирование профессионального саморазвития

Формы представления результатов самоанализа

 

Анализ форм фиксации результатов самоанализа: творческий отчет учителя; обобщение и самообобщение опыта работы; демонстрационный урок; открытый урок; педагогическая мастерская; выставка педагогических достижений учителя; презентация опыта работы учителя; видеосалон, педагогический дневник, заявление и представление на категориальную аттестацию и т.д. Выбор учителем формы представления результатов своей деятельности. Формулирование запроса на консультацию.

Подготовка и представление результатов самоанализа педагогической деятельности. Анализ итогов работы над темой

Аттестация учителей

Целеобразование участников семинара. Изучение положения и нормативных документов об аттестации педагогических кадров. Формулировка запроса на консультацию. Планирование своего участия в аттестации. Выбор и подготовка формы презентации своих достижений. Анализ участия в аттестации педагогов школы (своей).

Итоги деятельности методической системы помощи начинающему учителю

Индивидуальный анализ учителями процесса и результатов своего участия в методической работе школы. Оценка качества методической работы.

Определение проблем, требующих решения на следующем этапе. Корректировка (на основе анализа) программы введения в должность начинающих учителей

 

Циклограмма  работы методического объединения учителей начальных классов

с вновь пришедшими начинающими учителями

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Дата

Первое направление работы

Знакомство с начинающим учителем. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации

Изучение «Закона об образовании», ФГОС, профессионального стандарта «Педагог», кодекса профессиональной этики, документов Министерства образования и науки Российской Федерации локальных актов школы, включающих в себя Устав школы, программу развития, основную образовательную программу, положения о заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников учащихся; положение о предметном кружке, факультативе, курсе по выбору; положение о дежурном классе и дежурном учителе, документы по научной организации труда. Составление рабочей программы и календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков начинающего учителя.

Сентябрь

Посвящение в учителя

Традиционно посвящение в учителя проводится на торжественном собрании, посвященном Дню учителя

Октябрь

Современный урок.

Требования к его организации

Типы и формы уроков, факторы, влияющие на качество преподавания, методика проведения уроков в системно-деятельностном подходе

Ноябрь

Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля

Оценивание знаний учащихся: теория, психология, практика. Критерии и показатели качества обучения. Нормы оценивания учебной деятельности. Положение об итоговой и промежуточной аттестации. Виды контроля и их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала. Организация мониторинговых исследований: при обсуждении данной темы молодым учителям предлагаются образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты учебной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя, предлагаются способы определения рейтинга учебных достижений учащихся и выявления степени обученности учащихся, предлагается бланк анализа проведѐнных контрольных работ и мониторинговых исследований. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников

Декабрь

Эмоциональная устойчивость молодого учителя. Функция общения на уроке

Дискуссия на тему: «Трудная ситуация на уроке и ваш выход из неѐ». Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций. Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее). Проблемы, с которыми сталкиваются педагоги (по личным отчетам учителей). Ознакомление с работами психологов: Л. Выгодского, В. Давыдова, Л. Занкова, П. Гальперина

Февраль

Самообразование учителя – лучшее обучение

Выбор методической темы. Начинающим учителям предлагаются примерные темы по самообразованию, оценивается их роль и значение в совершенствовании работы школы, проводится тренинг, как спланировать работу над методической темой на год

Апрель

Бенефис молодого учителя

Проводится неделя начинающего учителя, по завершении которой организуется проведение творческого отчѐтного вечера-концерта, на котором начинающие учителя представляют себя не только как педагогов, но и как увлечѐнных, инициативных людей со своими интересами, талантами. Творческий отчет учителя-наставника

Апрель-Май

2. Второе направление работы

Изучение нормативно-правовой базы.

Анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года

Сентябрь

Классное руководство. Составление характеристики класса с учѐтом особенностей учащихся

Моделирование воспитательной системы класса (диагностическое исследование целей класса, проектирование целей, деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, критерии и способы изучения

Ноябрь

Основы целеполагания урока. Самоанализ урока

Методика целеполагания. Триединая дидактическая цель в классической методике и целеполагание в системно-деятельностном подходе. Основы самоанализа урока. Программа самонаблюдения и самооценивания урока. Самоанализ по качеству цели и задач урока. Десять вопросов начинающего учителя при использовании информационных или инновационных технологий. Памятка для проведения самоанализа урока. Образцы самоанализа урока. Сравнительный анализ и самоанализа урока

Январь

Анализ урока

Триединая дидактическая цель в классической методике и целеполагание в системно-деятельностном подходе. Основы анализа урока. Памятки для проведения анализа урока. Советы начинающему учителю по подготовке урока. Совместный анализ урока учителем и завучем – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации

Март

Методическая выставка достижений молодого учителя

Уровень профессионализма начинающего учителя (заполнение карты учительских достоинств), систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности

май

3. Третье направление работы

Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации

Изучаются документы: проводится анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года

Сентябрь

Аттестация. Требования к квалификации

Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. Портфолио аттестуемого

Ноябрь

Нестандартные формы урока. Использование информационных технологий

Система нестандартных уроков, нестандартные уроки в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных уроков. Информационные технологии в учебной деятельности. Создание программного продукта

Декабрь

Внеклассная работа по предмету. Научно-исследовательская деятельность. Методика работы с одарѐнны-ми детьми

Разнообразие методов и форм внеклассной работы по предмету. Система работы с одаренными детьми. Определение «одарѐнные дети», «высоко мотивированные дети». Качества педагогов, необходимые для работы с одарѐнными детьми. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Научно-исследовательская деятельность исследовательская деятельность. Методика работы с одарѐнными детьми педагогов

Февраль

Успешность педагогической деятельности

Портфолио начинающего учителя. Анализ карьерных перспектив начинающего учителя.  

Планирование работы на 2016-2017 учебный год

Цели работы: 

  • оказать методическое сопровождение деятельности начинающего  педагога;
  • содействовать повышению его профессионального роста;
  • помочь раскрытию индивидуальных педагогических способностей.

Задачи работы:

  • планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя;
  • повышение профессионального уровня молодого педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
  • развитие творческого потенциала начинающего  педагога, мотивирование  участия в инновационной деятельности;
  • наблюдение за динамикой  результативности обучения учащихся класса, в котором работает молодой специалист;

Участники программы:

Начинающий педагог

Наставник

ФИО

Образование

ФИО

Образование

Квалификационная категория

Боганова Александра

Николаевна

Зинина Любовь Александровна

высшее

высшая

ПЛАН РАБОТЫ

по организации наставничества на 2016-2017 учебный год

Месяц

Содержание работы

Сентябрь

Час общения "Расскажи о себе"

Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом

Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса

Изучение нормативной правовой документации по правам и льготам молодых специалистов

Ознакомление с требованиями оформления электронного журнала, журналов факультативных и кружковых занятий

Октябрь

Час общения "Основные проблемы молодого учителя"

Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы

Практическое занятие "Как работать с тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению тетрадей"

Час общения "Как быстрее адаптироваться в школе"

Мастер- класс "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе"

Ноябрь

Консультация "Деятельность классного руководителя и планирование воспитательной работы"

Мастер-класс "Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников"

Час психолога. "Проблемы дисциплины на уроках". Практикум по решению педагогических ситуаций

Декабрь

Консультация "Современный урок: структура и конструирование"

Практическое занятие "Анализ урока. Виды анализа".

Январь

"Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся"

Посещение уроков у молодого специалиста

Февраль

Посещение уроков у молодого специалиста

Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока"

Март

Практическое занятие "Организация индивидуальной работы с учащимися" (посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков)

Апрель

Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями"

Май

Подведение итогов работы, методическая выставка достижений молодого учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа наставничества

Программа наставничества...

Программа наставничества

Программа наставничества...

программа "Наставничество"

программа предназначена для работы с молодыми учителями педагогам- наставникам...

Программа наставничества

Программа наставничества...

Программа "Наставничество"

Цель программы: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.      Задачи программы:активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации ...

Программа наставничества

Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологи...

Программа "Наставничество"

Программа "Наставничество"...