Программа наставничества
рабочая программа (4 класс) на тему

Сушилина Надежда Викторовна

Программа наставничества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа наставничества79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Пояснительная записка

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление
  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние
  • необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.

Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности. 

Этапы становления молодого учителя включают:

  • адаптацию (освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности)
  • стабилизацию (приобретение профессиональной компетентности, успешности, соответствия занимаемой должности)
  • преобразование (достижение целостности, самодостаточности, автономности и способности к инновационной деятельности) 

Параметры

Программа  должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:

  1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,
  2. профессиональное самоопределение,
  3. творческая самореализация,
  4. проектирование профессиональной карьеры,
  5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
  6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.

Можно выделить два ведущих направления в становлении учителя:

Направления

Содержание направления

профессионализация

Появление новых качеств  профессионала  и именно здесь молодому учителю необходимо наставничество.

социализация

Появление новых качеств личности

 

Программа «Наставничество» направлена на становление молодого учителя и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности

 

Программа Наставничества

 работы с молодыми специалистами 2016-2017 год

Цель:

  • создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности,
  • закрепления молодых специалистов в коллективе.

Задачи: 

  • создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе молодым педагогам,
  • оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации учебной деятельности.

Основные принципы: 

  • Принцип уважения и доверия к человеку.
  • Принцип целостности.
  • Принцип сотрудничества.
  • Принцип индивидуализации

Основные направления работы: 

  • Планирование и организация работы по предмету.
  • Планирование и организация воспитательной работы.
  • Работа с документацией.
  • Работа по самообразованию.
  • Контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста.
  • Психолого- педагогическая поддержка.

Виды деятельности в работе с молодыми специалистами: 

- повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;

- глубокое изучение и освоение молодым специалистом школьной программы, требований к современному уроку; научной и методической литературы по предмету;

- овладение молодым специалистом комплексным подходом к воспитательной работе, ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;

- изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой

Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать законченным, если:

- учитель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности;

- проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства
страха, неуверенности;

- показатели качества обученности учащихся и процент успеваемости находятся на базовом уровне.

Для систематизации работы с молодыми специалистами составляется план работы.

Планируемый результат: 

Если активно внедрять в работу с молодым специалистом данную программу, то через 3 года начинающий педагог сможет :

  • самостоятельно разрабатывать и проводить уроки, внеклассные мероприятия, совершенствую далее пед.мастерство;
  • устанавливать психологический контакт с коллегами, учениками и их родителями;
  • принимать участие в различных мероприятиях;
  • участвовать и выступать на педагогических советах, заседаниях МО;
  • Развивать свои профессиональные навыки и умения.

Формы работы с молодыми специалистами: 

I  триместр

  1. Выявление целеполагания в деятельности учителя (посещение уроков администрацией, руководителями М/О, учителями – предметниками);
  2. Экспертная оценка уровня профессионализма;
  3. Формирование экспертных групп по аттестации учителей гимназии;
  4. Организационно – методическая деятельность по ранжированию состава педагогических кадров
  5. Консультации (индивидуальные, групповые).

II  триместр 

  1. Участие в школьных (городских, региональных) фестивалях, конкурсах);
  2. Взаимопосещение уроков;
  3. Работа творческих, проблемных групп, творческих мастерских, «мастер – класс» и т.д.;
  4. Индивидуальные и групповые консультации;
  5. Разработка дидактических материалов;
  6. Изучение передового педагогического опыта педагогов школы.

III  триместр

  1. Промежуточная диагностика результатов обучения учащихся с целью анализа деятельности учителя;
  2. Участие в конкурсах творческих программ, дидактических материалов, наглядных пособий;
  3. Творческие отчёты учителей;
  4. Анализ деятельности педагогов через результаты обученности и воспитанности учащихся (МЦКО), составление программ методической и самообразовательной деятельности (учёбы) педагогов на диагностической основе в новом учебном году;
  5. Проектирование, программирование, планирование информационно – методической деятельности по совершенствованию профессионального мастерства учителя в новом учебном году.

Обязанности наставника

-знакомит с Уставом учреждения, его структурой, историей, традициями, педагогическим коллективом, правилами внутреннего трудового распорядка и режимом работы;

- дает характеристику детского коллектива;

-разъясняет ему права и обязанности учителя начальной общеобразовательной школы, записанные в Законе об образовании;

-определяет его должностные обязанности;

- знакомит его с условиями труда, кабинетами, определяет рабочее место;

В течение учебного года:

-контролирует деятельность наставника

- планирует посещение отдельных уроков и воспитательных мероприятий, проводимых молодым специалистом.

Алгоритм работы

а) Изучение технологии современного урока, методики проведения внеклассного мероприятия и т.д. Методическая работа с этой группой индивидуальна, основана на запросах учителей, проводится по направлениям:

  • дидактическая подготовка.
  • психологическая подготовка.
  • изучение частных методик, методических журналов;
  • техническая подготовка. Изучение возможностей использования компьютера в учебном процессе;
  • общекультурная подготовка.

б) Проведение творческих отчётов учителей

Осуществляя руководство молодым специалистом, наставник выполняет следующие функции:

- определяет методику обучения молодого специалиста, вместе с ним составляет план его профессионального становления;

- помогает подшефному в определенных пределах, не стесняя его самостоятельности;

- проверяет усилия подшефного, дает нужные советы и рекомендует необходимую литературу;

- вместе со своим подшефным посещает занятия творчески работающих учителей и учителей-новаторов и затем анализирует их;

- привлекает молодого специалиста к разработке планов занятий и различного рода учебно-методической документации;

- учит составлению календарно-тематических планов и других учебно-методических документов по предмету;

- знакомит с нормативными документами по организации УВП,

- гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников;

- посещает уроки, занятия, внеклассные мероприятия по предмету у своего подшефного и проводит их разбор;

- выносит на обсуждение на заседании М/О педагогическую деятельность молодого специалиста и план мероприятий по ее дальнейшему совершенствованию.


Наставник оказывает молодому специалисту повседневную помощь в приобретении профессионально - педагогических знаний, умений и навыков, проводит необходимую воспитательную работу, контролирует выполнение индивидуального плана, составляет развернутую характеристику молодого специалиста. Для этого разрабатывается план работы наставника с молодым специалистом .

Мероприятия по

 планированию, организации и содержанию деятельности

Планируемые  мероприятия

Срок исполнения

  • Инструктаж: Нормативно – правовая база школы (программы, методические записки, ФГОС), правила внутреннего распорядка школы;
  • Практическое занятие: Планирование и организация работы по предмету русский язык (изучение основных тем программ, составление рабочих программ,  знакомство с УМК, методической литературой, поурочное планирование);
  • Изучение инструкций: Как вести классный журнал, работа с электронный журнал. Выполнение единых требований к ведению  тетрадей;
  • Посещение молодым специалистом уроков учителя -  наставника. Самоанализ  урока наставником;
  • Самообразование - лучшее образование. Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию;
  • Практикум по темам "Разработка поурочных планов", "Развитие УУД учащихся".

август

  • Занятие: Планирование внеурочных занятий;
  • Посещение уроков молодого учителя с целью знакомства с работой, выявления затруднений, оказания методической помощи;
  • Практическое занятие: Требования к поурочному плану по предмету.
  • Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока;
  • Практическое занятие. Как работать с ученическими тетрадями (изучение инструкции, советы при проверке тетрадей);

сентябрь

  • Посещение уроков, мероприятий, классных часов, праздников у опытных учителей школы;
  • Посещение уроков молодого учителя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи;
  • Практикум: "Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе";

октябрь

  • Выступление молодого специалиста на МО. Методическая выставка достижений учителя;
  • Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе;
  • Анкетирование: Оценка собственного квалификационного уровня молодым учителем и педагогом наставником;
  • Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов.

ноябрь

  • Индивидуальная беседа: Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся;
  • Практикум: Домашнее задание: как, сколько, когда;
  • Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания»;

декабрь

  • Занятие: Работа  с  школьной документацией; Обучение составлению отчетности по окончанию четверти;
  • Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями учащихся;
  • Занятие: Современный урок и его организация;
  • Практикум: Разработка олимпиадных заданий. Цель: научить молодого специалиста грамотно составлять олимпиадные задания. Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету.

январь

февраль

  • Дискуссия: Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё;  Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее);
  • Беседа: Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала;

март

  • Практическое занятие: Введение в активные методы обучения (превращение модели в игру);
  • Участие молодого специалиста  в заседании МО (выступление по теме самообразования);

апрель

  • Беседа: Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности;
  • Тренинг: Учусь строить отношения; Анализ педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций;
  • Посещение молодым специалистом уроков учителя -  наставника;
  • Организация УУД учащихся. Составление учебно-методической базы на следующий год.

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа наставничества

Программа наставничества...

Программа наставничества

Программа наставничества...

программа "Наставничество"

программа предназначена для работы с молодыми учителями педагогам- наставникам...

Программа наставничества

Программа наставничества...

Программа "Наставничество"

Цель программы: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.      Задачи программы:активное целенаправленное формирование устойчивой и осознанной мотивации ...

Программа наставничества

Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологи...

Программа "Наставничество"

Программа "Наставничество"...