контрольная работа по психологии в вуз 1 курс пед. университета
статья на тему

Работа по психологии на тему  "Восприятие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_pl_psihologii.docx59.11 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГОУ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                     по  дисциплине «Психология»

тема: «Особенности восприятия школьниками учебного материала».

Выполнила  студентка:

__2__группы  __1_ курса

__заочной__формы обучения

     факультета  психологии

       начальное  образование

   Артемова Елена Николаевна

Руководитель:

доктор психологических наук,

профессор кафедры дошкольного  

 образования Захарова Н. Л.

 Дата защиты: «__» ____________ 2016 г.

Оценка: __________________________

             

Регистрационный номер_____

Дата регистрации_________

Москва

2016

Содержание.


Введение  _____________________________________________  стр.3-4
Глава I.
 Восприятие как часть процесса мышления
I.I. Понятие восприятия __________________________________  стр.4-5
I.II. Свойства и виды  восприятия __________________________  стр.5-7
Глава II. Особенности восприятия младших школьников

учебного материала 
II.I. Учебная деятельность младшего школьника______________  стр.7-9

II.II.Особенности восприятия младших школьников

учебного материала ______________________________________ стр.9-11
II.III.Особенности восприятия формы предметов______________ стр.11-12

II.IV.Особенности восприятия сюжетной картинки___________   стр.12-13
II.V. Особенности восприятия времени _____________________   стр.13-14

II.VI. Развитие  воображения  у младших школьников__________ стр.15-16
Заключение  ____________________________________________ стр.17-18
Список литературы______________________________________
стр.19

Введение. 
   Все мы воспринимаем окружающий мир с помощью осязания, зрения и слуха. Однако нейрофизиологией доказано, что обычно для каждого человека один из этих трех информационных каналов - ведущий, а остальные два – вспомогательные. Согласно условной классификации, люди с доминирующим слуховым восприятием называются аудиалами, люди с доминирующим зрительным восприятием – визуалами, а люди с доминирующим осязательным восприятием – кинестетиками. Присмотритесь к своему ребенку: 
   Дети-аудиалы раньше других начинают говорить. Они любят петь, рассказывать стихи, отвечать на вопросы взрослых. В разговоре они весьма многословны. В школе такие дети легко усваивают новую информацию, запоминают материал с первого объяснения, на слух. Дети-аудиалы легко устанавливают контакты со сверстниками и любят быть в центре внимания. 
   Визуалы придают большое значение своему внешнему виду. Для них очень важно, чтобы одежда была чистой и аккуратной и подходила по цвету. Такие дети легче запоминают объяснения учителя, если они дублируются на доске или на плакатах. Им проще увидеть и запомнить как выглядит слово, чем понять правило его написания. Наглядные пособия, иллюстрации, зарисовка цветными карандашами, разнообразные подчеркивания способствуют лучшему усвоению учебного материала ребенком-визуалом. 
  Кинестетики познают мир преимущественно через тактильные ощущения. Такие дети очень подвижны и опережают сверстников-аудиалов и визуалов в физическом развитии, раньше начинают ходить и т.д. При этом они поздно начинают говорить и не могут долго концентрировать внимание на одном предмете. Ребенок-кинестетик выражает свое отношение к окружающему миру движениями, жестами, мимикой. Детям-кинестетикам бывает сложно в школе, где требуется усидчивость, внимание и есть ограничения в движении и пространстве.
     Актуальность темы  подтверждается многолетним вниманием, направленным на проблему восприятия. Известные российские учёные Выготский и Эльконин, подтверждая и опровергая теории Пиаже, исследуют процесс восприятия в составе исследований интеллекта. На основании полученных выводов строятся системы обучения и происходит школьная реформа. Но возникает вопрос какие особенности восприятия помогают или мешают восприятию школьниками учебного материала.

Глава 1.    Восприятие как часть процесса мышления
1.1.Понятие восприятия 

     Восприятие - это сложный психический познавательный процесс. Ощущения   и восприятие — это формы отображения предметов и явлений.   Восприятие происходит одновременно с ощущением. Информация от органов чувств — различные ощущения, — являются «материалом» для процесса восприятия, его элементами. Если ощущение — это отражение отдельных свойств и качеств предмета (что-то блеснуло вдалеке, какой-то звук донесся), то в процессе восприятия у человека возникает целостный образ вещей и событий. Образно можно сказать, что ощущение отвечает на вопрос «какое?», а восприятие — на вопрос «что это?». Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных частей и свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств.

        Широко известна притча о мудрецах, которые с завязанными глазами ощупывали слона, пытаясь определить, что это. Один обхватил ногу и сказал: «Это столб». Другой ощупал кончик хобота и сказал: «Это рот». Третий провел по хвосту: «Это веревка». А четвертый попытался обхватить туловище и уверенно изрек: «Это стена». Когда же с них сняли повязки, то все хором воскликнули: «Да ведь это слон — как же мы не узнали!». Эта метафора очень точно характеризует сущность восприятия. 
Образ предмета, получаемый в результате восприятия не только целостен, но и субъективен — одну и ту же совокупности свойств или качеств предмета разные люди объединяют в разные целые, особенно если предмет трудно узнаваем (в силу размытости контуров, неопределенности формы, нечеткости изображения, неизвестности и т. п.). Известны «пятна Роршаха» — чернильные пятна неопределенных очертаний. Психиатр Роршах случайно капнул чернилами в середину сложенного пополам листа бумаги; развернув лист, он увидел симметричное бесформенное изображение. В дальнейшем такие изображения стали одной их методик исследования личности, так как оказалось, что бессмысленные пятна воспринимаются как что-то осмысленное (собака, озеро, облако). Причем каждый человек видит в фигурах что-то свое, отражающее его индивидуальные особенности, характер, жизненный опыт, взгляды на жизнь. В одном и том же изображении кто-то видит «мрачную старуху с длинным носом», а кто-то — «тянущуюся руку». Каждый из нас смотрел на облака и узнавал в них какие-то особенные изображения, между тем как другие люди видели в них другие фигуры. 

I.II. Свойства восприятия:

  • целостность (объект отображается как единое целое),
  • осмысленность (внесение в восприятия знаний и опыта),
  • избирательность (выделение объекта из ряда других),
  • Апперцепция (зависимость восприятия от психического состояния, опыта и качеств человека).

    Некоторые из этих свойств, например осмысленность, ярко проявляется в процессе обучения. Так, полнее и точнее воспринимается учебный материал, при усвоении которого учащиеся используют приобретенные знания и практический опыт. Восприятие учебного материала облегчается, если объект, который изучается,  подчеркивается преподавателем. Для этого в устном изложении применяется пауза, интонация, с помощью которых, выделяется главное. Содержание и характер протекания восприятия зависит от опыта учащихся, общей направленности их личности, психических состояний. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ей хочется.
Налаживание успешного взаимодействия специалистов предусматривает правильное восприятие ими качеств и действий друг в друга. Такое восприятие формируется в процессе коллективной деятельности.

      Также в деятельности учащегося большую роль играют представления. Оно возникают на основе конкретных образов предмета или явления, которые ранее действовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не воспринимаются. Представление различают по ведущему анализатору (зрительные, двигательные и т.д.), по содержанию (технические, географические, педагогические т.д.). Представление влияют на такие психические процессы, как память, мышление, воображение, чувства и волю. Они служат опорой для узнавания и сравнения объектов, наглядным материалом для воображения и планирования поведения и деятельности.

Cуществуют различные классификации восприятия:

  1. По анализатору: слуховые, зрительные, обонятельное ,вкусовое, осязательное
  2. Восприятие пространства, времени, движения

    Восприятие может быть пассивным или активным. При пассивном восприятии сам предмет совокупностью своих свойств воздействует на человека, «запуская» процесс восприятия. При активном восприятии человек всеми доступными ему органами чувств стремится ощутить как можно больше характеристик предмета или события, а также некоторую часть информации додумать, доисследовать, довообразить. 
В составе процесса восприятия можно выделить четыре операции: 
1) обнаружение — исходная фаза, на которой человек может лишь определить, есть ли воздействие; 
2) различение — выделение в предмете интересующих человека признаков; 
3) идентификация — сопоставление предмета с одним из известных человеку образцов; 
4) опознание знакомых объектов. 
Восприятие — очень быстрый процесс. Эта быстрота эволюционно обусловлена и необходима для выживания и ориентировки в окружающим мире: если кошка будет долго «распознавать», не мышка ли это перед ней бежит, то останется голодной. Последовательное протекание всех операций восприятия часто кажется мгновенным. 
    Восприятие предметов происходит, в основном, за счет восприятия формы, так как она является наиболее надежным признаком вещи, остающимся неизменным при изменениях цвета, величины, положения предмета. Формой называются характерные очертания и взаимное расположение деталей предмета. Форма бывает трудно различимой, и не только в силу сложных очертаний самой вещи. На восприятие формы может влиять множество других объектов, обычно находящихся в поле зрения и могущих образовывать самые причудливые сочетания. Иногда непонятно, принадлежит ли данная часть этому предмету или другому, какой предмет эти части образуют. На этом построены многочисленные иллюзии восприятия, когда предмет воспринимается не таким, какой он есть на самом деле, — по объективным характеристикам (больше или меньше, легче или тяжелее, светлее или темнее).

Глава II. Особенности восприятия младших школьников

учебного материала 
 II.I.Учебная деятельность младшего школьника

    Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя. 
   На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей. 
     Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям. 
   Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их. 
    Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах. 
      Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. 

II.II. Особенности восприятия младших школьников учебного материала.         

      Психологические исследования показывают, что к началу младшего школьного возраста восприятие детей, несмотря на его большие возможности, еще очень несовершенно. Это связано с тем, что примерно до 7 лет восприятие ребенка носит глобальный характер: в сложной фигуре ребенок воспринимает только впечатление целого, без анализа частей, без синтеза их отношений. По словам Ж.Пиаже, ребенок хочет увидеть сразу все. Хотя элементы произвольности в восприятии есть и у ребенка дошкольного возраста, восприятие младшего школьника первоначально носит непроизвольный характер. Учащиеся не умеют еще управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, то или иное наглядное пособие. Так, при рассматривании картины, при чтении текста они перескакивают от одной части к другой, с одной строки на другую, пропускают слова, детали.

     Восприятие младшего школьника определяется прежде всего особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не главное, важное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму и т. п.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. Вначале учащиеся не способны к тщательному и детальному рассматриванию предмета. Эти особенности восприятия детей показаны в исследованиях Е. И. Игнатьева по изобразительной деятельности. Например, учащиеся I класса получили задание нарисовать цветной кувшин. После того как дети рассмотрели и назвал» форму предмета, они приступили к рисованию и больше к данному предмету не обращались (даже и при напоминании экспериментатора). В результате первоклассники изобразили кувшины различных форм. Объясняется это тем, что они не анализировали форму кувшина в процессе изображения.

           Восприятие учащихся I—II классов отличается слабой диф-ферёнцированностью. Довольно часто первоклассники путают предметы, сходные в том или ином отношении, например, цифры 6 и 9, буквы Э и 3 и др. Одной из распространенных ошибок является зеркальное перевертывание фигур, букв, цифр при их изображении.

    Практика показывает, что среди ошибок в диктантах и других видах письменных работ особенно выделяются пропуски, замены букв в словах и другие буквенные искажения слов. Это результат нечеткого восприятия текста на слух. О существовании подобных трудностей необходимо знать учителю, чтобы успешно обучать детей.

      Для того чтобы ученики не допускали таких ошибок, необходимо сравнивать сходные объекты, находить различия между ними. Например,  при изучении раздела «Звуки и буквы» важно научить детей различать такие сходные между собой звуки, как мягкие и твердые, глухие и звонкие, шипящие и свистящие согласные. Умение различать сходные согласные способствует правильному произношению и письму.

            Постепенно процесс восприятия претерпевает существенные изменения. Дети овладевают техникой восприятия, научаются смотреть, слушать, выделять главное, существенное, видеть в предмете много деталей; восприятие становится расчленением и превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс. Однако восприятие учеником одних предметов может быть более развито, а восприятие других—менее так, уровень восприятия при рисовании по сравнению с чтением может быть чрезвычайно низким, если не обучать самой технике такого восприятия.

     В развитии произвольного восприятия огромную роль играет слово. Оно направляет действия восприятия, руководит им, и ребенок уже сам может словесно формулировать задачу восприятия.

      Роль слова в восприятии постепенно изменяется. У первоклассника слово-название как бы завершает процесс восприятия (назвав предмет, дети перестают его дальше анализировать). У учащихся II и III классов слово выполняет другую функцию. Назвав предмет, дети продолжают в словесной форме описывать его. Изменения происходят и в том отношении, что первоначально восприятие словесного материала, словесные указания учителя нуждаются в наглядности, в показе тех или иных действий. В дальнейшем это требуется в меньшей степени.

         Изменяются и причины избирательности восприятия. Все большее значение приобретают субъективные причины. Процесс восприятия все чаще определяется интересами, потребностями и прошлым опытом учащегося, нежели только внешними особенностями предмета.

     Особенности восприятия формы младшими школьниками. Для учебной деятельности младшего школьника особенно важным является развитие восприятия такого пространственного свойства, как форма предметов.

    II.III.  Особенности восприятия формы предметов изучены еще недостаточно. Ряд зарубежных психологов считает, что дети противопоставляют форму и цвет при восприятии предмета. Однако, как показывают исследования Е. И. Игнатьева, к форме и цвету дети подходят как к отдельным признакам предмета и никогда не противопоставляют. В одних случаях для характеристики предмета они берут форму, а в других—цвет. Например, для флага более значимым признаком является цвет, а для автомашины—форма.

      У младшего школьника по сравнению с дошкольником, как отмечает А. А. Люблинская, возрастает точность различения и правильность называния геометрических фигур. Это относится прежде всего к плоскостным фигурам (квадрат, круг, треугольник). В то же время младшие школьники испытывают затруднения в назывании объемных фигур. Обычно до школы дети знают только две формы: шар и куб. Причем куб им знаком не как геометрическое тело, а как строительный материал (кубик). Незнакомые же объемные формы дети опредмечиваюг:цилиндр называют стаканом, конус (опрокинутый)—крышкой и т. и. Как отмечает А. А. Люблинская, младшие школьники легко пугают объемные тела с плоскими формами. Например, круг с шаром, круг называют «шариком»', «-мячиком». Дети часто не узнают фигуру, если она расположена несколько иначе. Например, некоторые дети не воспринимают прямую линию как прямую, если она расположена вертикально или наклонно.

      Ребенок схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов. Нужно помочь ему расчленить знак на отдельные элементы и снова сконструировать его из них.

       В развитии восприятия формы и пространства существенную роль играет измерительная деятельность ребенка на уроках труда, физкультуры, природоведения.

           Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. 
     II.IV. Особенности восприятия сюжетной картинки. В младшем школьном возрасте идет совершенствование восприятия сюжетной картинки, которое предполагает обязательное установление пространственных связей, взаимоотношений между частями картины. Французский психолог А. Бине, а затем немецкий психолог В. Штерн выделили три стадии восприятия ребенком картинки: стадия перечисления (от 2 до 5 лет), стадия описания (от 6 до 9—10 лет) и стадия интерпретации, объяснения, истолкования (после 9—10 лет). Исследования советских психологов показали, что эти стадии зависят не столько от возрастных особенностей, сколько от содержания картинки и опыта ребенка.

      Как отмечает А. А. Люблинская, огромное значение имеет вопрос, с которым взрослый обращается к ребенку. Вопрос «Что на картинке?» направляет на перечисление, а вот вопрос о событиях, изображенных на картинке, направляет ребенка на объяснение, истолкование, требует более высокого уровня восприятия. Младшие школьники могут выделить главное в картинке, дать ей название.

   II.V. Особенности восприятия времени. Восприятие времени для младших школьников представляет значительные трудности. Во многих исследованиях изучались особенности восприятия детьми небольших промежутков времени. Так, Н. С. Шабалиным установлено, что восприятие минуты от класса к классу становится все более правильным. Но большинство учащихся преуменьшает реальную длительность минуты. Наоборот, при восприятии больших промежутков времени (5, 10, 15 мин) учащиеся преувеличивают действительную длительность времени. Кроме этого, надо учитывать, что оценка временных промежутков зависит от того, чем заполнено время: чем время насыщеннее событиями, тем оно воспринимается короче. В связи с тем, что у учащихся еще не выработался рефлекс на время и они не всегда верно оценивают временные промежутки, трудно ожидать от младшего школьника, что он, например, придет с улицы в точно указанное время (через 15 или 30 мин). Младшие школьники лучше воспринимают небольшие промежутки времени, с которыми они имеют дело в жизни: час, сутки, неделя, месяц. Знания же о больших промежутках времени весьма неточны. Личный опыт и уровень умственного развития учащихся не позволяют еще создать ясный образ таких промежутков времени, как век, эпоха, эра. Поэтому при ознакомлении с историческими событиями необходимо применять хорошо продуманные наглядные пособия, посещать исторические и краеведческие музеи, руководить чтением исторической и художественной литературы, проводить экскурсии в города и села, где сохранились памятники старины, т. е. необходимо использовать все возможности наглядно-чувственного восприятия и познания исторической эпохи.

            Важным вопросом, имеющим практическое значение, является восприятие и воспроизведение темпа. Еще Э. Мейман провел исследование по данному вопросу с детьми 6—14 лет. Он показал, что детям без особых упражнений доступны только средние темпы и простые построения тактов. «Младшие дети до 8-летнего возраста не умеют ни улавливать, ни воспроизводить быстрых и медленных темпов. Для 7-летнего ребенка промежутки в 0,4 с представляют собой уже наивысший доступный предел быстроты, а при промежутках в 2 с даже у некоторых 12-летних детей прекращается способность правильно отмечать их при параллельном отбивании такта. При самых маленьких промежутках времени дети отбивают такт слишком медленно, а при более значительных—слишком быстро; при этом наблюдается, что дети даже не замечают своей ошибки, из чего явствует вместе с тем неудовлетворительное улавливание данного темпа»'. «Мы видим,—пишет Э. Мейман,—что чувство такта у ребенка нуждается в воспитании». Однако оно «может быть и у детей младшего возраста доведено до значительного совершенства с помощью упражнений». В связи с этим учитель должен постоянно следить за темпом своей речи, темпом письма на доске и темпом речи самих учащихся при ответах, а также на музыкальных занятиях.

       Развитие точного восприятия промежутков времени связано с характером организации жизни и деятельности ребенка. Систематическое выполнение учебной работы, соблюдение режима дня вырабатывает у учащихся чувство времени. Уже второклассники, при соблюдении соответствующего режима, могут довольно точно воспринимать длительность урока, правильна ориентируются в том, сколько нужно времени, чтобы приготовить уроки, сколько можно гулять, сколько времени требуется, чтобы не опоздать в школу, и т. п. Чувство времени не развивается, если ученика не приучать к выполнению режима дня.

II.VI. Развитие  восприятия  у младших школьников

           Совершенствование детского восприятия происходит по пути развития перцептивной активности ребенка. Перцептивная активность предполагает целенаправленное, систематическое исследование воспринимаемого предмета с целью выделения и анализа наиболее существенных его признаков и построения на этой основе целостного образа. Так, при зрительном восприятии предмета или его изображения глаз совершает многочисленные обследующие движения вдоль контура рассматриваемой фигуры с фиксацией наиболее примечательных, важных для ее опознания частей.

       Исследования показывают, что перцептивные действия развиваются с возрастом: в частности, дети 9-10 лет лучше исследуют фигуры, устанавливают связи между частями изображения и в целом производят рассматривание более точно и адекватно, чем дети 5-6 лет.

    Более высокая целенаправленность, управляемость восприятия в младшем школьном возрасте обусловлена тем, что под влиянием развивающегося мышления «восприятие становится думающим». Именно это позволяет ребенку успешно анализировать различные свойства предметов и сопоставлять их друг с другом (анализирующее восприятие).                              

    Для того чтобы младшие школьники более точно анализировали качества воспринимаемых объектов, их необходимо специально обучать наблюдению. Как отмечает Л.Ф. Обухова, «молодые учителя часто недооценивают те трудности, которые испытывает ребенок при восприятии нового объекта. Нужно учить детей рассматривать объект, нужно руководить восприятием. Для этого у ребенка необходимо создавать предварительное представление, предварительный поисковый образ для того, чтобы ребенок смог увидеть то, что нужно. Примеры этого просты, они вырабатываются тысячелетиями: необходимо указкой вести взор ребенка за собой. Мало иметь наглядный материал, нужно научить его видеть».

      При соответствующем обучении к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее восприятие, позволяющее (с опорой на интеллект) устанавливать связи между элементами воспринимаемого. На этом этапе развития восприятия ребенок способен не только дать точное, целостное описание изображения (например, картинки), но и дополнить его объяснением изображенного события или явления.

       Проблема управления восприятием в младшем школьном возрасте непосредственно связана с вопросом о наглядности в обучении. Принцип наглядности является одним из основных в начальной школе. В целом он адекватен особенностям психического развития младших школьников, мышление которых, особенно на первых этапах обучения, имеет преимущественно наглядно-образный характер.

      В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. 

Заключение:

     Развитое восприятие имеет принципиальное значение для усвоения школьных дисциплин. Так, формирование элементарных математических представлений предполагает знание геометрических форм, умение сравнивать по величине. Для усвоения грамоты (первоначальных навыков письма и чтения) огромную роль играет фонематический слух, позволяющий дифференцировать звуки родной речи, а также способность к точному зрительному восприятию начертаний букв. Например, встречающаяся иногда у детей замена букв или цифр, похожих по написанию (и - н, 9 и 6 и др.), может быть обусловлена недостатками в развитии зрительного восприятия. Уроки природоведения, рисования, труда, физкультуры также требуют развитого восприятия.

    Современный подход к процессу усвоения предполагает не пассивное, а активное самостоятельное восприятие учебной информации и жизненной реальности. Задача педагога состоит в том, чтобы подключить к восприятию как можно более широкий спектр чувств учащихся, полнее опереться на их жизненный опыт, сочетать предметную и знаковую наглядность, умело поддерживать внимание, учить выделять в процессе восприятия главное, основное, существенное, активизировать собственные усилия ученика по усвоению нового материала.

       Восприятие должно обязательно перерастать в понимание изучаемого, которое осуществляется путем первичного и в значительной мере обобщенного установления связей между явлениями и процессами, выяснения их строения, состава, назначения, вскрытия причин изучаемых явлений или событий, мотивов отдельных поступков исторических личностей или литературных героев, толкования содержания текста, смысла отдельных слов и т. п.

      Учитывая познавательное значение ощущений, полезно строить учебный процесс так, чтобы включать в деятельность учащихся слуховые, двигательные, зрительные и другие ощущения. Это улучшает запоминания и усвоения учебного материала.

   Что необходимо предпринять преподавателю, каким образом организовать свою деятельность, чтобы процесс восприятия у ученика был эффективным?

  1. Возрастные особенности (учитывать ведущую деятельность)
  2. Физические возможности и особенности ученика.
  3. Психологические особенности ученика
  4. Учитывать прошлый опыт ученика
  5. Физическая доступность. (Учащиеся должны все хорошо видеть и слышать.
  6. Учет ведущих каналов восприятия учащихся: слуховой и зрительный
  7. Психологическая доступность: использование языка и знаков, доступных для ученика. Речь должна быть простой, ясной, четкой.
  8. Новизна информации. Вы знаете, что достаточно 10% новой информации, чтобы она была воспринята как новая.

    Восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому нормальное умственное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие

Список литературы.

  1. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М., 1996.г.
  2. Мещеряков Б.Г. , Зинченко В.П. психологический словарь
  3. Люблинская   А. А.   "Детская психология"
    учебное пособие для студентов педагогических институтов.
    М., «Просвещение», 1971 г.
  1. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Детская психология. Учебник для

академического бакалавриата  2003г.

  1. Волков Б. С. Психология возраста: от младшего школьника до старости : логические схемы и таблицы: учебное пособие Издатель: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013г.
  2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов Издатель: Академический проект, 2011г.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология – СПБ.: Питер.2008г.
  4.   Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. - М., 1973г.
  5. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М., 1964г.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.:  2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс начальной школы

Контрольная работа в виде тестов за  курс начальной  школы...

Итоговая контрольная работа по английскому языку за курс начальной школы

         Предлагаемая контрольная работа позволит провести мониторинг уровня сформированности навыков аудирования, чтения, лексических, грамматических навыков, навыков ...

Итоговая контрольная работа по окружающему миру за курс "Человек и человечество" 4 класс "Школа 2100"

Данная работа содержит кодификатор по предмету, спецификацию итоговой работы по окр.миру, демонстрационный материал (самау работу) и анализ итоговой работы....

Итоговая контрольная работа по английскому языку за курс 3-го класса

Итоговая контрольная работа по английскому языку за курс 3-го класса...

Контрольная работа по английскому языку "Фонетический курс" 2 класс.

Контрольная работа по английскому языку предназначена для учащихся начальной школы 2 класса по разделу "Фонетический курс" к учебнику и программе Английский язык Ю.А Комаровой, И.В.Ларионово...